10 класс алгебра " Преобразование корней"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Преобразование корней»
Цели урока:
- Образовательная: Создать условия для формирования у обучающихся целостного представления о корне n-ой степени, навыков сознательного и рационального использования свойств корня при решении различных задач на преобразование корней.
- Развивающая: Создать условия для развития алгоритмического, творческого мышления, развивать навыки самоконтроля.
- Воспитательные: способствовать развитию интереса к предмету, активности, воспитывать аккуратность в работе, умение выражать собственное мнение, давать рекомендации.
Ход урока
1. Организационный момент.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
2. Мотивация урока.
Мы продолжаем изучать корни степени п. Ввели понятия корня n-ой степени, изучили его свойства. Тема сегодняшнего урока “ Преобразование корней ”. Для чего, по-вашему, нужен этот материал?
– Совершенно верно. Знания свойств корней необходимы для преобразования выражений, содержащих корни n-ой степени, решения уравнений. Ведь корни находят широкое применение во многих областях: в геометрии (теорема Пифагора), а также в физике.
Например, для вычисления скорости тела, движущегося по окружности мы используем формулу , где а – ускорение тела, R – радиус окружности.
– Какие цели поставите вы перед собой на сегодняшний урок?
3.Актуализация знаний. Проверка д/з.
- Что называется корнем n степени?
- Что называется арифметическим корнем степени n?
- Сформулируйте свойства арифметического корня степени n.
Восстановите записи:
а)* = *
б)* =
в) = *
г) = *
Вычислите:
а)
б)
в)
г)*
д) *
- Какие из следующих записей не имеют смысла?
; ; ;
- При каких значениях переменной а выражение имеет смысл?
- Какие из следующих записей не имеют смысла?
; ; ;
- Решение упражнений на преобразование корней.
Рассмотрим различные виды преобразований корней на основе свойств корней степени п. К ним относятся преобразования корней из произведения, дроби и степени, умножение и деление корней, вынесение множителя за знак корня, внесение множителя под знак корня.
1. Корень из произведения равен произведению
корней той же степени из сомножителей, то есть
если а 0, b 0 при четном п.
Например,
И обратно,
Например,
Получили правило: чтобы умножить корни с одинаковыми показателями, надо перемножить подкоренные выражения и извлечь корень данной степени из произведения.
2. Правило вынесения множителя из-под знака корня
Например, .
И обратно, правило внесения множителя под знак корня
Например,
3. Корень из частного равен частному от деления корня той же степени из делимого на корень той же степени из делителя, то есть
=
Например,
И обратно, = .
Следующая формула удобна, когда нужно избавиться от радикала в знаменателе.
Например,
4. Чтобы возвести корень в степень, достаточно возвести в эту степень подкоренное выражение, не меняя показателя корня, то есть
Например,
5. Чтобы извлечь корень из корня, нужно перемножить их показатели, не меняя подкоренного выражения, то есть
Например,
- Решение уравнений.
Сколько корней имеет уравнение хn=а, если n – нечетное число? – один корень
Сколько корней имеет уравнение хn=а?
- если n –четное число – зависит от а:
- если а – отрицательное, то нет корней;
- если а = 0, то один корень;
- Физминутка.
Вытянули правую руку вперёд. Следим глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо. Вверх и вниз. Затем вытянули левую руку и повторим.
- Закрепление знаний на преобразование корней.
а) Вынести множитель из-под знака корня при условии, что х0.
б) Внести множитель под знак корня 3учто у.
Решение. а) Так как х0 по условию, а у (в противном случае выражение не имеет смысла), то =
б) Так как у по условию, а хне имеет смысла выражение , то 3у
Пример . Выполнить действия:
Решение.
Пример . Освободиться от иррациональности в знаменателе:
Решить из учебника №
Из истории. Начиная с XIII в. итальянские и другие европейские математики обозначали корень латинским словом «Radix» («корень») или сокращённо R. В XV в. Н. Шюке писал: R212 вместо . Ныне применяемый знак корня произошёл от обозначения, которое применяли немецкие математики XV-XVI вв., называвшие алгебру «Косс», а алгебраистов «коссистами». (Математики XII-XV вв. писали свои произведения на латинском языке. Они называли неизвестное res – вещь. Итальянские математики перевели res словом cosa. Последний термин был заимствован немцами, откуда и появились «Косс» и «коссисты».) Лишь в 1637 г. Рене Декарт соединил знак корня с горизонтальной чертой, применив в своей «Геометрии» современный знак корня .
- Самостоятельная работа.
Вопросы теста по теме «Корень n-й степени и его свойства».
Вычислите:
1) а) 5 б) 6 в) 4 г) –36. | 4) 2 а) - 2 б) 6 в) - 6 г) 54 | 7) 5 а) 5,5 б) 3 в) 0,7 г) 3,5 |
2) а) 15 б) 18 в) 20 г) 10 | 5) а) 8 б) 3 в) 4 г) 2 | 8) а) 12 б) 6 в) 7 г) 36 |
3) а) б) в) г) | 6) а) 18 б) 72 в) 36 г) 4 | 9) а) 15 б) 45 в) 54 г) 30 |
10) а) 1 б) 64 в) – 1 г) 38 | 11) х4= 81 а)3; б) -3; в) -3,+3; г)2 | 12) х5=32 а) -2; б) 2; в) -2; 2; г) 3 |
- Итоги урока. Д/з. Рефлексия.
Вопросы и упражнения для самопроверки
- Сформулируйте правило извлечения корня из произведения. Приведите пример.
- Как выносить множитель за знак радикала? Приведите пример.
- Сформулируйте правило извлечения корня из дроби. Приведите пример.
- Как освободиться от иррациональности в знаменателе?
- Как возвести корень в степень? Приведите пример.
- Как извлечь корень из корня? Покажите на примере.
Выучить п. , решить №
Оцените степень вашего усвоения материала:
- - усвоил полностью, могу применить;
- - усвоил полностью, но затрудняюсь;
- - усвоил частично;
- - не усвоил, нужна консультация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 7 класс алгебра "Преобразование выражений"
7 класс алгебра тема"Преобразование выражений"...
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. 8 класс. Алгебра.
Помогает школьникам сокращать дроби содержащие квадратные дроби....
8 класс Алгебра Квадратные корни. Арифметический квадратный корень Урок 1
Квадратные корни. Арифметический квадратный корень Урок 1...
урок по теме "корень n - степени. Преобразование корней"
План-конспект урока № 10. А.11 класс. Понятие корня n – ой степени. Свойства корня n – ой степени. УМК Мордкович Цели урока: - закрепление нового материала,- закрепить определение корня...
7 класс Алгебра преобразование выражений
7 класс Алгебра преобразование выражений...
8 класс. ПР: Преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
8 класс. Поверочная работа в двух вариантах по теме: Преобразования выражений, содержащих квадратные корни....
Проверочная работа по алгебре " Преобразование целых преобразований"
Проверочная работа 7 класс алгебра...