рабочая программа элективного курса " За страницами учебника математики" 11класс
календарно-тематическое планирование по алгебре (11 класс)
При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые нехарактерны для традиционных учебных курсов
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей № 18
«Рассмотрена» Руководитель предметной кафедры учителей математики __________И.Г.Рубцова Протокол от «__»____2018г. №_________ | «Утверждаю» Директор МАОУ лицея № 18 ________________И.А.Теличко Приказ от «__»_________2018г. №________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«За страницами учебника математики»
(для учащихся 11-3 класса)
Разработана
Дымовой Ириной Витальевной,
учителем математики
Калининград
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые нехарактерны для традиционных учебных курсов.
.
1. Цели изучения курса
-обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики;
-познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики
-сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач.
2. Общая характеристика курса
Содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения математических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ по математике,
а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой.
3. Описание места в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» предлагается для изучения в 11 классе и рассчитана на 34 часа.
Представляет собой 9 логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников. Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционные занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на занятиях учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно.
Метапредметные, личностные и предметные результаты освоения учебного курса
В результате изучения математики основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Фактически планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты устанавливают и описывают некоторые обобщенные классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся. При использовании во внеурочной деятельности модульных курсов специально отбираются учебно-практические и учебно- познавательные задачи, направленные на формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся. Такие задачи требуют педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ.
В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы, действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «За страницами учебника математики» для 11 класса (34 часа)
Рассматриваемый материал курса разбит на блоки, в которых приводятся задания и упражнения для закрепления, более полного усвоения материала и для самоконтроля. В начале каждой темы блока приводятся краткие теоретические сведения, затем на типовых задачах разбираются различные методы решения задач, уравнений, систем уравнений и неравенств. В конце блока предлагаются задания на отработку приведённых способов решения. Для проверки усвоения материала проводятся тесты с задачами различной трудности.
Задания 1 блока (7 ч.): 1) общие подходы к решению текстовых задач 2) логика текстовых задач: задачи на движение, на проценты и на сложные проценты, на десятичную форму записи числа, на смеси и сплавы, практикоориентированные задачи
Задания 2 блока 1 ч.): Работа с графиками, схемами, таблицами
Задания 3 блока (6 ч.): 1) геометрические конфигурации, наиболее часто встречающиеся в задачах школьного курса: касающиеся окружности, пересекающиеся окружности, вписанные и описанные окружности 2) способы нахождения различных элементов геометрических фигур – медиан, высот, биссектрис треугольника, радиусов вписанных и описанных окружностей 3) методы решения геометрических задач – метод площадей, метод вспомогательной окружности, удвоение медианы
Задания 4 блока (2 ч.): 1) виды числовых и алгебраических выражений 2) значение числового и алгебраического выражения 3) способы упрощения числовых и алгебраических выражений
Задания 5 блока (6 ч.): 1) линейные и квадратные уравнения 2) дробно-рациональные уравнения 3) иррациональные уравнения 4) тригонометрические уравнения 5) показательные уравнения 6) логарифмические уравнения 7) уравнения с модулем
Задания 6 блока (2 ч.): 1) рациональные неравенства 2) иррациональные неравенства 3) тригонометрические неравенства 4) показательные неравенства 5) логарифмические неравенства 6) комбинированные неравенства 7) неравенства с модулем
Задания 7 блока (2 ч.): 1) Уравнения и неравенства с параметром 2) Задачи с модулем
Задания 8 блока (2 ч.): 1) Область определения и множество значений функции 2) Наибольшее (наименьшее) значение функции Связь между свойствами функции и её графиком
Задания 9 блока (5 ч.): 1) Расстояние от точки до прямой; от точки до плоскости; между прямыми; между прямой и плоскостью; между плоскостями 2) Сечение многогранников 3) Тела и поверхности вращения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Форма контроля | ||
лекция | практика | контроль | |||
Решение текстовых задач | 7 | ||||
1 | Общие подходы к решению текстовых задач | 0,5 | 0,5 | ||
2 | Логика текстовых задач | 0,5 | 0,5 | ||
3 | Решение текстовых задач на движение | 1 | |||
4 | Решение текстовых задач на движение. Закрепление | 1 | |||
5 | Решение задач на проценты | 1 | |||
6 | Решение задач на проценты. Закрепление | 1 | |||
7 | Решение задач на сложные проценты | 1 | |||
Элементарные графики и статистическая обработка информации | 1 | ||||
8 | Работа с графиками | 0,5 | |||
9 | Работа со схемами и таблицами | 0,5 | |||
Геометрия. Планиметрия | 6 | ||||
10 | Способы нахождения биссектрис треугольника | 1 | |||
11 | Способы нахождения радиусов вписанных окружностей | 1 | |||
12 | Способы нахождения радиусов описанных окружностей | 1 | |||
13 | Методы решения геометрических задач. Метод площадей | 1 | |||
14 | Методы решения геометрических задач. Метод вспомогательной окружности | 1 | |||
15 | Методы решения геометрических задач. Метод удвоения медианы | 1 | |||
Числовые и алгебраические выражения | 2 | ||||
16 | Способы упрощения числовых выражений | 1 | |||
17 | Способы упрощения алгебраических выражений | 1 | |||
Уравнения и системы уравнений | 6 | ||||
18 | Тригонометрические уравнения | 1 | |||
19 | Показательные уравнения | 1 | |||
20 | Показательные уравнения и системы | 1 | |||
21 | Логарифмические уравнения | 1 | |||
22 | Логарифмические уравнения и системы | 1 | |||
23 | Уравнения с модулем | 1 | |||
Неравенства | 2 | ||||
24 | Рациональные и иррациональные неравенства | 1 | |||
25 | Показательные и логарифмические неравенства. Комбинированные неравенств | 1 | |||
Задачи с параметром | 2 | ||||
26 | Уравнения с параметром | 1 | |||
27 | Неравенства с параметром | 1 | |||
Математический анализ | 2 | ||||
28 | Область определения и множество значений функции | 1 | |||
29 | Связь между свойствами функции и её графиком | 1 | |||
Геометрия. Стереометрия | 6 | ||||
30 | Расстояние от точки до прямой | 1 | |||
31 | Расстояние от точки до плоскости | 1 | |||
32 | Расстояние между прямыми | 1 | |||
33 | Расстояние между прямой и плоскостью | 1 | |||
34 | Итоговый урок. Обобщение знаний | 1 |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. А.П. Карп
«Сборник задач по алгебре и началам анализа 10 – 11 класс» .Москва: «Просвещение» 2009 год.
2. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2014. Математика. Задача С1/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2014. – 120с
3. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2016. Математика. Задача С2/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2016. – 120с
4. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2018 Математика. Задача С3/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2018. – 120с
5. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2019. Математика. Задача С4/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2019. – 120с
6. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2018. Математика. Задача С5/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2018. – 120с
7. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2017. Математика. Задача С6/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2017. – 120с
8. Лаппо, Л.Д. ЕГЭ 2014. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ/Л.Д.Лаппо, М.А. Попов. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 63,с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)
9. ЕГЭ 2018. Математика. Типовые тестовые задания/ И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров, В.С. Панферов, С.Е. Посицельский, А.В. Семёнов, А.Л. Семёнов, М.А. Семёнова, И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э.Шноль, И.В. Ященко; под ред. А.Л. Семёнова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 55, с. (Серия «ЕГЭ 2018 Типовые тестовые задания»)
10. ЕГЭ 2018. Математика: тренировочные задания/ Т.А. Корешкова, В.В. Мирошин, Н.В. Шевелёва. – М.: Эксмо, 2018. – 80 с. – (ЕГЭ. Тренировочные задания).
11. ЕГЭ – 2019. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под ред. А.Л.Семёнова, И.В. Ященко. – М.: Национальное образование, 2019. – 240 с. – (ЕГЭ-2011. ФИПИ – школе)
12. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В/ А.Л. Семёнов, И.В. Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "За страницами учебника математики"
Рабочая программа учебного курса по математике для 5 класса включает тематическое планирование и материал для контроля знаний по каждой теме....
Рабочая программа учебного курса «За страницами учебника...»
Говоря о повышении эффективности преподавания вопросов культуры, в первую очередь необходимо использовать межпредметные связи. Особенно важно связать историю с курсом МХК. Эффективное сотрудничество с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «За страницами учебника математики»
Программа курса «За страницами учебника математики» по общеинтеллектуальному направлению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общ...
Программа элективного курса: "За страницами учебника обществознания"
Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сло...
рабочая программа факультативного курса "За страницами учебника математики"
Рабочая программа по факультативному курсу по математике "За страницами учебника математики". Позволяет расширить знания обучающихся по данному предмету во внеурочное время...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА БИОЛОГИИ
В соответствии с Концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Программа элективного курса «Наблюдения и эксперименты в био...
Инновационная авторская программа элективного курса "За страницами учебника немецкого языка"
Инновационная авторская программа элективного курса "За страницами учебника немецкого языка"...