Программа элективного курса: "За страницами учебника обществознания"
элективный курс по обществознанию (10 класс) на тему
Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, права, экономики, истории, географии, литературы и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_stranitsami_uchebnika_obshchestvoznaniya_15-16.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ИНТЕРНАТОМ
«ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № от «27» августа 2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директора школы ___________ /Борисов Д.В. Приказ № ___ от «4» сентября 2014 г. |
Рабочая учебная программа
по курсу «За страницами учебника обществознания» для 10 Г класса
Автор-составитель:
Баранова М.Ю.,
учитель истории и обществознания
2015 – 2016
Рассмотрено на заседании кафедры Протокол № от «__»_________ 2015 г. Зав. кафедрой ____________ /Зеленеева К.Ю. | Согласовано Зам. директора по НМР ___________ / Жукова Н.Ю. «___»________ 2015 г. |
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «»
ДЛЯ 10Г КЛАССА
Пояснительная записка
Содержание учебного материала по курсу
Требования к уровню подготовки обучающихся
Календарно-тематическое планирование
УМК и дополнительная литература по курсу
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база рабочей образовательной программы
1) Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки 3 1089 от 05.08.2004)// Обществознание / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008
2) Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию Профильный уровень (включая Экономику и Право) // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008.
3) Рабочая программа по обществознанию под редакцией Л. Н. Боголюбова //Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву. 10 – 11 классы /Авт.-сост. Т. А. Корнева. М. : «Планета», 2011.
4) Учебный план СОГБОУИ «лицей им. Кирилла и Мефодия» на 2015-2016 учебный год.
Рабочая образовательная программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение по учебному плану СОГБОУИ «лицея имени Кирилла и Мефодия» на 2015-2016 учебный год – 34 учебных часа. Все дидактические единицы, содержащиеся в примерной программе среднего общего образования по обществознанию отражены в рабочей образовательной программе. Это достигается за счет реализации таких принципов лицейского образования, как внутрипредметная интеграция, деятельностный подход, индивидуализация, личностно ориентированное образование, а также воплощения авторских педагогических замыслов (использование разнообразных форм организации учебного процесса).
Уровень программы – углубленный, предназначенный для подготовки одаренных учащихся школы олимпиадам и конкурсам различных уровней.
Общая характеристика учебного курса
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, права, экономики, истории, географии, литературы и др.
Цели изучения курса «подготовка к обществознанию» на ступени среднего общего образования:
1. Освоение системы знаний необходимых для успешного участия в конкурсах и олимпиадах.
2. Овладение умениями получения и осмысления информации, систематизации полученных данных. Освоение способов познавательной и практической деятельности.
3. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения конкурсных задач в области обществознания.
4. Развитие личности учащегося, ее духовной культуры.
Успешность учебного процесса зависит и от формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. При организации учебного занятия по курсу сделана ставка на самостоятельную форму деятельности, которая позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, осуществлять дифференцированный подход в обучении. В процессе обучения создается атмосфера взаимной ответственности, внимательности и интереса.
Виды и формы контроля за учебным процессом обусловлены спецификой курса, система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, для чего используются текущий контроль (тесты,эссе, решение олимпиадных задач прошлых лет).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного курса на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «подготовка к олимпиадам по обществознанию» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, осуществлять комплексный поиск социальной информации, анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать, объяснять, раскрывать на примерах, участвовать в дискуссиях, формулировать собственные суждения и аргументы, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КУРСУ «ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ» (34 ЧАСА)
Содержание обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих следующие объекты изучения: общество, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, культура. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, ограниченное количество часов отводимых на подготовку учащихся не позволяет охватить все сферы.
В данном курсе представлены лишь некоторые элементы объектов изучения, а программа учитывает, что в ходе учебного процесса учащиеся освоили разделы входящие в курс «Обществознание».
Содержательными компонентами курса являются: умения, компетентности, гуманистические и демократические ценности. Освоение содержания программы осуществляется с опорой на учебные курсы: право, история, география, биология и др.
Человек и общество в философских учениях. (8 ч.)
Возникновение философии, различия мифологического и философского познания. Философия Древней Греции: Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Зенон, Демокрит, Сократ. Платон и Аристотель об устройстве общества.
Ш.Монтескье, Ж-Ж.Руссо о сущности общества и общественном договоре. Идея естественного состояния в трудах Гоббса и Локка. Общество и государство в трудах Спинозы.
Проекты справедливого устройства общества во взглядах социалистов-утопистов. Трудовая теория А. Смита. Закон народонаселения Т. Мальтуса. Становление социологии. О.Конт. Г. Спенсер. Теоретические взглядыИ. Канта и Г. Гегеля. Диалектика. К.Маркс и Ф.Энгельс – предпосылки возникновения марксизма. Исторический материализм.
Современные теории глобального мироустройства (3ч.)
Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации. Современный марксизм.
И. Валлерстайн: теория мира как единой системы. Ф. Фукуяма: теория триумфа либерализма.
С. Хантингтон: теория единства человечества через «столкновение цивилизаций».
Теории происхождения человека и общества (4 ч.)
Происхождение человека, как биологического вида. Теории происхождения человека: эволюционная, креационизм, теория внешнего вмешательства, теория пространственных аномалий. Стадии эволюции человека: австралопитек, питекантроп, палеантроп, неоантроп. Вопрос о прародине человека. Происхождение общества.
Исторический процесс (2 ч.)
Типы социальной динамики и факторы изменения социума. Роль народа в историческом процессе. Социальные группы и общественные объединения. Роль личности в истории.
Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. Теория постиндустриального общества.
Деятельность как способ существования людей (2ч.)
Сущность и структура деятельности человека. Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Труд как вид человеческой деятельности. Политическая деятельность.
Проблема познаваемости мира (3ч.)
Познаваемость мира как философская проблема. Познание как деятельность. Чувственное познание. Сущность и формы рационального познания. Способы познавательных деятельностей. Познание в жизни человека и общества. Интуиция, как способ познания. Объективность истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания мира.
Личность и межличностные отношения (2 ч.)
Структура личности. Периодизация развития личности. Структура направленности личности. Общение как обмен информацией. Межличностная совместимость. Положение личности в группе. Семья как малая группа. Неформальные группы. Конфликт в межличностных отношениях. Социальные проблемы современного общества.
Политическая система общества (7 ч.)
История возникновения термина политическая система: Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч). Государство и политическая система. Понятие политическая система. Исторический процесс эволюции политической системы. Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Государство в политической системе. Основные направления политики государства. Демократия и ее современные проблемы. Парламентаризм. Избирательная система в России. Избирательные технологии. Человек в политической жизни. Общественный контроль за деятельностью институтов власти. Политическая идеология. Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Политические элиты. Типология элит. Причины политических конфликтов и пути их урегулирования. Место и роль СМИ в политической жизни. Особенности политического процесса в современной России.
Религия: история и современность (3 ч.)
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения, религиозный радикализм.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ЧАСА)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Человек и общество в философских учениях (8ч.) | ||
1 | История возникновения философии. | 1 |
2 | Философия эпохи Возрождения и Просвещения | 1 |
3 | Социалисты-утописты | 1 |
4 | Становление социологии | 1 |
5 | Философия И. Канта и Г. Гегеля | 1 |
6 | Зарождение марксизма. Исторический материализм | 1 |
7 | Практическое занятие. Лингвистический конструктор. | 1 |
8 | Практическая работа. Решение логических задач. | 1 |
Современные теории глобального мироустройства (3 ч.) | ||
9 | Современный марксизм | 1 |
10 | Терия мира как единой системы | 1 |
11 | Теория единства человечества | 1 |
Теории происхождения человека и общества (4 ч.) | ||
12 | Человек биосоциальное существо | 1 |
13 | Происхождение общества | 1 |
14 | Практическая работа. Решение кроссворда. | 1 |
15 | Практическая работа. Разбор заданий «Да»/ «Нет» | 1 |
Исторический процесс (2 ч.) | ||
16 | Роль личности в истории. Исторический процесс | 1 |
17 | Практическая работа. Написание эссе по предложенным темам. | 1 |
Деятельность как способ существования людей (2 ч.) | ||
18 | Деятельность как способ человеческого бытия | 1 |
19 | Практическая работа. Составление схемы «Структура деятельности» | 1 |
Проблема познаваемости мира (3 ч.) | ||
20 | Познаваемость мира как философская проблема. | 1 |
21 | Истина. Критерии истины | 1 |
22 | Практическая работа. Лингвистический конструктор. | 1 |
Личность и межличностные отношения (2ч.) | ||
23 | Личность. Межличностные отношения | 1 |
24 | Практическая работа. Решение кроссворда. | 1 |
Политическая система общества (7 ч.) | ||
25 | История возникновения термина политическая система | 1 |
26 | Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. | 1 |
27 | Государство в политической системе. Основные направления политики государства. | 1 |
28 | Избирательная система в России. Избирательные технологии | 1 |
29 | Политическая идеология. | 1 |
30 | Политические элиты. | 1 |
31 | Практическая работа. Разбор олимпиадных заданий по теме: «Политическая сфера». | 1 |
Религия: история и современность (3 ч.) | ||
32 | Религия как одна из форм культуры | 1 |
33 | Межконфессиональные отношения, религиозный радикализм. | 1 |
34 | Практическая работа. Разбор олимпиадных заданий. | 1 |
УМК И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»
Учебная программа | Учебники | Методические пособия для учителя |
Рабочая учебная программа среднего общего образования по курсу «Подготовка к олимпиадам по обществознанию» для учащихся 10Г класса. Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию Профильный уровень // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.
| Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Смирнова Н. М. и др. Обществознание 10, 11 класс. – М.: «Просвещение», 2011. Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: «Русское слово», 2011. | Обществознание 10-11 класс: поурочные планы по учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой/ авт. –сост. Н. С. Кочетов. – Волгоград: «Учитель», 2009. Кравченко А. И. Хрестоматия по обществознанию. - М.: Русское слово, 2002. Киприянова Е. В. Обществознание: введение в философии.. Познавательно-творческие задания. 11 класс: методическое пособие для учителей. – Ростов н/Д: легион, 2008. Маркин С. А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. – М.: Айрис-пресс, 2011. Буйволова И.Ю. Обществознание. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику Л.Н. Боголюбова. – М., Учитель, 2013. Буйволова И.Ю., Кашлева Н.В., Черноиванова Н.Н. CD-ROM. Обществознание. 10-11 классы. Рабочие программы и системы уроков по учебникам под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М., Учитель, 2013. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "За страницами учебника математики"
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что предусматривает безусловную практическую значимость, возможностьразвития и формирования мышле...
Элективный курс "За страницами учебника биологии"
Элективный курс по биологии для учащихся 8-го класса. 1 час в неделю. Цель курса: формирование здорового образа жизни....
Элективный курс “За страницами учебника математики”
Программа элективного курса “За страницами учебника математики” рассчитана на весь учебный год, предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов общеобразовательной школы, является пре...
Рабочая программа по элективному курсу "За страницами учебника «Математика" 5 класс
Содержание элективного курсаРабочая программа составлена на основе авторской Шейниной О.С. в соответствии с пособием «Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл.»,Шейнина О.С., Соловьева Г.М.,...
рабочая программа элективного курса " За страницами учебника математики" 11класс
При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на форми...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА БИОЛОГИИ
В соответствии с Концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Программа элективного курса «Наблюдения и эксперименты в био...
Инновационная авторская программа элективного курса "За страницами учебника немецкого языка"
Инновационная авторская программа элективного курса "За страницами учебника немецкого языка"...