Главные вкладки

    Рабочая программа по элективному курсу "За страницами учебника «Математика" 5 класс
    элективный курс по математике (5 класс) на тему

    Хмельницкая Марина Александровна

    Содержание элективного курса

    Рабочая программа составлена на основе авторской  Шейниной О.С. в соответствии с пособием «Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл.»,Шейнина О.С., Соловьева Г.М.,  М.: изд. НЦ ЭНАС, 2022.- 208 с. – (Портфель учителя).

    Содержание занятий курса позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

    Кроме того, данный курс по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

    В содержание курса включены исторические аспекты возникновения чисел, вычислений и математических знаков, жизнь и работа великих математиков, введены понятия геометрических фигур и терминов геометрии. Рассматриваются различные практические вопросы и задачи, игры, ребусы, головоломки, софизмы, сказки, фольклор. Проводится подготовка к олимпиаде по математике.

    Каждое из 34 занятий включает в себя следующие этапы:

    1.      приемы устного счета,

    2.      рассказ на математическую тему,

    3.      «золотые мысли» математиков о математике,

    4.      Решение задач повышенной трудности,

    5.      Игру (играя, проверяем, что умеем и знаем),

    6.      Занимательные задачи, стихи,

    7.      Биографические миниатюры.

    Содержание учебного материала.

    1.   Алгоритмы ускоренных вычислений – 9 ч.

    2.   Решение задач– 4 ч.

    3.   Занимательная математика –  13 ч.

    4.   Занимательная геометрия – 5 ч.

    5.   Развиваем память и внимание – 3 ч.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16

    «Утверждаю»

    Директор МОУ-СОШ №16

    ____________О.Н.Обоимова

    Рабочая программа по

    элективному курсу

    "За страницами учебника «Математика"

    5  класс

    на 2016-2017 учебный год

    Количество часов в неделю – 1

    Количество часов в год – 34

    Составитель:

    Хмельницкая Марина Александровна,

    учитель  математики

    г.Клин

    2016 г.

    Планируемые результаты освоения элективного курса

    Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

    Основные цели:

    • Интеллектуальное развитие учащихся; формирование качеств мышления: углубление знаний учащихся в области программного материала; пространственного воображения; исследовательских навыков; смекалки; развитие правильной математической речи; привитие вкуса к чтению математической литературы; развивать творческий подход к использованию усвоенного.
    • Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе  познания действительности.
    • создание условия для побуждения и развития устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям, развитие творческого и логического мышления, подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня,
    • развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.

    Достижение этих целей обеспечено посредством решения следующих задач:

    • привитие интереса учащимся к математике;
    • углубление и расширение знаний учащихся по математике;
    • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
    • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
    • воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

    Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

    • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
    • доброжелательный психологический климат на занятиях;
    • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
    • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
    • оптимальное сочетание форм деятельности;
    • преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;

    Формы контроля: в ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5-15 мин) самостоятельные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся кратковременные срезовые работы (математические диктанты, тесты) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Классный тур олимпиады (по плану школы).

    Содержание элективного курса

    Рабочая программа составлена на основе авторской  Шейниной О.С. в соответствии с пособием «Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл.»,Шейнина О.С., Соловьева Г.М.,  М.: изд. НЦ ЭНАС, 2022.- 208 с. – (Портфель учителя).

    Содержание занятий курса позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

    Кроме того, данный курс по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

    В содержание курса включены исторические аспекты возникновения чисел, вычислений и математических знаков, жизнь и работа великих математиков, введены понятия геометрических фигур и терминов геометрии. Рассматриваются различные практические вопросы и задачи, игры, ребусы, головоломки, софизмы, сказки, фольклор. Проводится подготовка к олимпиаде по математике.

    Каждое из 34 занятий включает в себя следующие этапы:

    1. приемы устного счета,
    2. рассказ на математическую тему,
    3. «золотые мысли» математиков о математике,
    4. Решение задач повышенной трудности,
    5. Игру (играя, проверяем, что умеем и знаем),
    6. Занимательные задачи, стихи,
    7. Биографические миниатюры.

    Содержание учебного материала.

    1. Алгоритмы ускоренных вычислений – 9 ч.
    2. Решение задач– 4 ч.
    3. Занимательная математика –  13 ч.
    4. Занимательная геометрия – 5 ч.
    5. Развиваем память и внимание – 3 ч.

    Курс рассчитан на 34 часа. Рекомендуемая продолжительность одного занятия  45 минут. Занятия проходят в форме эвристической беседы с опорой на индивидуальные сообщения учащихся. В ходе занятий предполагается выполнение практического занятия. В качестве основной формы проведения  курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, проводятся срезовые работы, дидактические игры и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.

    Календарно  - тематическое планирование

    Тема

    Планируемые

    результаты

    ЛИЧНОСТНЫЕ

    Планируемые

    результаты

    РЕГУЛЯТИВНЫЕ

    Планируемые

    результаты

    ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

    часы

    дата

    1

    Занимательная  математика-1.

    Математические софизмы.

    Формирование уважительного отношения к истории математики

    Умение ставить себе конкретную цель

    Умение работать с информацией

    1

    2

    Алгоритмы ускоренных вычислений-1.

    Умножение двузначных чисел на 11.

    Формирование логического мышления

    Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Развить интерес к исследованиям, знаниям.

    1

    3

    Алгоритмы ускоренных вычислений-2.

    Интересный способ умножения.

     Уметь записывать большие и маленькие числа, используя сокращения.

    Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

    Развить интерес к исследованиям, знаниям

    1

    4

    Занимательная геометрия-1.

    Геометрическая задача-фокус «Продень монетку».

    Формирование логического мышления

    Умение правильно поставить перед собой задачу

    Самостоятельно решать задачи, делать выводы

    1

    5

    Занимательная  математика-2.

    Метрическая система мер.

    Объяснять и оценивать некоторые свойства чисел

    Умение делать выбор и работать самостоятельно

    Умение передать мысль шифром

    1

    6

    Решение задач-1.

    Решение логических задач матричным способом.

    Выполнять несложные геометрические задачи

    Умение правильно поставить перед собой задачу

    Уметь чертить геометрические фигуры

    1

    7

    Алгоритмы ускоренных вычислений-3.

    Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25.

    Формирование уважительного отношения к истории математики

    Умение высказывать свое предположение, проговаривать последовательность действий.

    Слушать и понимать речь других.

    1

    8

    Занимательная  математика-3.

    Простые числа.

    Готовность слушать собеседника и вести диалог

    Формирование познавательной деятельности

    Ориентироваться в системе знаний.

    1

    9

    Алгоритмы ускоренных вычислений-4.

    Возведение в квадрат чисел 5 и 6 десятков.

    Готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою

    Использование   информационных средств

    Умение работать с информацией

    1

    10

    Решение задач-2.

    Логическая задача «Обманутый хозяин».

    Применять метрические меры других стран, переводить меры других стран в современные меры

    Использование речевых средств

    Умение работать с информацией

    1

    11

    Решение задач-3.

    Задача-сказка «Иван-Царевич и Кащей Бессмертный, умевший считать только до 10».

    Уметь находить число способов выполнения задания

    Использование речевых и информационных средств

    Умение работать с информацией

    1

    12

    Занимательная геометрия-2.

    Геометрическая  головоломка. Танграм.

    Развитие логического мышления

    Формирование познавательной деятельности

    Умение работать самостоятельно

    1

    13

    Алгоритмы ускоренных вычислений-5.

    Умножение двухзначных чисел, близких к 100.

    Формирование логического мышления

    Освоение способов тренировки памяти и внимания

    Умение работать в парах

    1

    14

    Занимательная геометрия-3.

    Оригами.

    Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

    Формирование познавательной деятельности

    Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от известного

    1

    15

    Алгоритмы ускоренных вычислений-6.

    Деление на 5 (50), 25 (250).

    Формировать логическое мышление

    Формирование познавательной деятельности

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы

    1

    16

    Занимательная  математика-4.

    Интересные свойства чисел.

    Наличие мотивации к творческому труду

    Учиться высказывать свое мнение

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы

    1

    17

    Алгоритмы ускоренных вычислений-7.

    Еще один способ сложения многозначных чисел.

    Формирование уважительного отношения к истории математики

    Умение ставить себе конкретную цель

    Умение работать с информацией

    1

    18

    Алгоритмы ускоренных вычислений-8.

    Умножение на 9, 99, 999.

    Формирование логического мышления

    Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Развить интерес к исследованиям, знаниям.

    1

    19

    Занимательная  математика-5.

    Некоторые особые случаи счета.

     Уметь записывать большие и маленькие числа, используя сокращения.

    Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

    Развить интерес к исследованиям, знаниям

    1

    20

    Алгоритмы ускоренных вычислений-9.

    Умножение на 111. Признак делимости на 11.

    Формирование логического мышления

    Умение правильно поставить перед собой задачу

    Самостоятельно решать задачи, делать выводы

    1

    21

    Решение задач-4.

    Задачи-шутки.

    Объяснять и оценивать некоторые свойства чисел

    Умение делать выбор и работать самостоятельно

    Умение передать мысль шифром

    1

    22

    Развитие памяти и внимания-1.

    Мгновенное умножение.

    Выполнять несложные геометрические задачи

    Умение правильно поставить перед собой задачу

    Уметь чертить геометрические фигуры

    1

    23

    Занимательная геометрия-4.

    Геометрическая задача- стихотворение.

    Формирование уважительного отношения к истории математики

    Умение высказывать свое предположение, проговаривать последовательность действий.

    Слушать и понимать речь других.

    1

    24

    Занимательная геометрия-5.

    Геометрические иллюзии.

    Готовность слушать собеседника и вести диалог

    Формирование познавательной деятельности

    Ориентироваться в системе знаний.

    1

    25

    Развитие памяти и внимания-2.

    Устный счет в сказках.

    Готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою

    Использование   информационных средств

    Умение работать с информацией

    1

    26

    Занимательная  математика-6.

    Распространение десятичных дробей.

    Применять метрические меры других стран, переводить меры других стран в современные меры

    Использование речевых средств

    Умение работать с информацией

    1

    27

    Занимательная  математика-.

    Возраст и математика.

    Уметь находить число способов выполнения задания

    Использование речевых и информационных средств

    Умение работать с информацией

    1

    28

    Занимательная  математика-8.

    Игра «Астрономия на координатной плоскости».

    Развитие логического мышления

    Формирование познавательной деятельности

    Умение работать самостоятельно

    1

    29

    Занимательная  математика-9.

    Решение примера с картины художника.

    Формирование логического мышления

    Освоение способов тренировки памяти и внимания

    Умение работать в парах

    1

    30

    Развитие памяти и внимания-3.

    Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел.

    Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

    Формирование познавательной деятельности

    Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от известного

    1

    31

    Занимательная  математика-10.

    Проценты в прошлом и настоящем.

    Формировать логическое мышление

    Формирование познавательной деятельности

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы

    1

    32

    Занимательная  математика-11.

    Математический кроссворд.

    Наличие мотивации к творческому труду

    Учиться высказывать свое мнение

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы

    1

    33

    Занимательная  математика-12.

    Задача-сказка «Бездельник и черт»

    Наличие мотивации к творческому труду

    Учиться высказывать свое мнение

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы

    1

    34

    Занимательная  математика-13.

    Число Шахерезады.

    Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

    Формирование познавательной деятельности

    Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от известного

    1

    Учебно-методическое и материальное обеспечение

    Для учащегося

    Для учителя

    1. Захарова О.А. "Практические задачи по математике". М.: Просвещение,2007г.

    2. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С."Математическая шкатулка".  М.: Просвещение,2000г.

    1. Депман И.Я. "За страницами учебника математики", М.: Просвещение,2004г.

    2. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С."Математическая шкатулка".  М.: Просвещение,2000г.

    3. Шевкин А.Я "Решение текстовых задач". М.: Издательство МГУ, 2010г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа учебного курса "За страницами учебника математики"

    Рабочая программа учебного курса по математике для 5 класса включает  тематическое планирование и  материал для контроля знаний по каждой теме....

    Рабочая программа учебного курса «За страницами учебника...»

    Говоря о повышении эффективности преподавания вопросов культуры, в первую очередь необходимо использовать межпредметные связи. Особенно важно связать историю с курсом МХК. Эффективное сотрудничество с...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «За страницами учебника математики»

    Программа курса «За страницами учебника математики» по общеинтеллектуальному направлению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общ...

    Рабочая программа дополнительного образования "За страницами учебника"

    В рабочей программе дополнительного образования "За страницами учебника"  сформулированы цели, задачи, изложены формы и методы работы.  К программе прилагается календарно-тематичес...

    Рабочая программа математического кружка "За страницами учебника"для учащихся 6,7-х классов"

    Внеклассная работа - одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе оп...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «За страницами учебника химии»

    Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправле...

    Рабочая программа по страноведению "За страницами учебника английского языка"

    Рабочая программа  и тематическое планирование внеурочной деятельности «За страницами учебника английского языка» для учащихся 5-8-х классов...