Рабочая программа алгебра 7 класс
рабочая программа по алгебре (7 класс)

Жжонова Наталья Михайловна

Рабочая программа алгебра 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_algebra_7_klass.docx49.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

иностранных языков № 4» г.Курчатова.

 Рабочая программа

по   математике (алгебра)  на 2017-2018 учебный год

Уровень образования_____________ООО____________________

Уровень программы_____________базовый__________________

Класс  7 б,в

 

Рабочую программу разработала  Жжонова Н.М.

г. Курчатов

2017 г

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по алгебре для 7 классов разработана на основе следующих нормативных документов:

№ п/п

Нормативные документы

1

Федеральный  закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г.

2

Приказ Министерства  образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». (С изменениями и дополнениями от: 8 июня, 28 декабря 2015 г., 26 января, 21 апреля 2016 г.)

3

Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова на 2016-2017 учебный год.

4

Локальный акт «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова «Положение о рабочей программе педагога» (Приказ № 71 08.04.2016г.)

5

Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. (Стандарты второго поколения).  М.: Просвещение, 2014г

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, всего 105 часов в год.

Учебник «Алгебра. 7 класс» входит в систему учебников по математике для 1-11 классов авторов Г.К. Муравина, К.С. Муравина, О.В. Муравиной.

Вся линия учебников реализует следующие цели:

развитие личности школьника средствами математики,

 подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе.

Достижение перечисленных целей предполагает решение  следующих задач:

– формирование мотивации изучения математики, готовности и способности учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению, построению индивидуальной траектории в изучении предмета;

– формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

– формирование специфических для математики  стилей мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, в частности, логического, алгоритмического и эвристического;

– освоение в ходе изучения математики специфических  видов деятельности, таких как построение математических моделей, выполнение инструментальных вычислений, овладение символическим языком предмета и др.;

– формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, использовать компьютерные программы, Интернет при ее обработке;

–  овладение учащимися математическим языком и аппаратом как средством описания и исследования явлений окружающего мира;

– овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач повседневной жизни, изучения смежных дисциплин и продолжения образования;

формирование научного мировоззрения;

– воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Курсы математики для 5-6 классов и алгебры для 7-9 классов складывается из следующих содержательных компонентов: арифметики, алгебры, элементов комбинаторики и теории вероятностей, статистики и логики.

В 5–6 классах основное внимание уделяется арифметике и формированию вычислительных навыков, наглядной геометрии, в 7–9 классах – алгебре и элементам комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.

В 7 классе основное внимание уделяется – алгебре и элементам комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.

В своей совокупности они учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно ёмком и практически значимом материале.

В курсе математики основной школы выделяются основные содержательные линии: арифметика, алгебра, функции, вероятность и статистика, логика и множества, математика в историческом развитии

Раздел «Арифметика» призван способствовать приобретению практических навыков вычислений, необходимых для повседневной жизни. Он служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами. Развитие понятия о числе в основной школе связано с изучением натуральных, целых, рациональных и иррациональных чисел, формированием представлений о действительных числах.

Раздел «Алгебра» нацелен на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как  языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического  мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Основным понятием алгебры является «рациональное выражение».

В разделе «Функции» важной задачей является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации. Изучение этого материала способствует освоению символическим и графическим языками, умению работать с таблицами.

Раздел «Вероятность и статистика» является обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащимся осуществлять рассмотрение разных случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы стохастического мышления.

Раздел «Логика и множества» служит цели овладения учащимися элементами математической логики и теории множеств, что вносит важный вклад в развитие мышления и математического языка.

Раздел «Математика в историческом развитии»  способствует повышению общекультурного уровня школьников, пониманию роли математики в общечеловеческой культуре, значимости математики в развитии цивилизации и современного общества. Время на изучение этого раздела дополнительно не выделяется, усвоение его не контролируется, хотя исторические аспекты вплетаются в основной материал всех разделов курса.

Содержание курса математики строится на основе системно-деятельностного подхода, принципов разделения трудностей, укрупнения дидактических единиц, опережающего формирования ориентировочной основы действий, принципов позитивной педагогики.

Системно-деятельностный подход предполагает  ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

Принцип разделения трудностей. Математическая деятельность, которой должен овладеть школьник, является комплексной, состоящей из многих компонентов. Именно эта многокомпонентность является основной причиной испытываемых школьниками трудностей. Концентрация внимания на обучении отдельным компонентам делает материал доступнее.

Для осуществления принципа необходимо правильно и последовательно выбирать компоненты для обучения. Если некоторая математическая деятельность содержит в себе творческую и техническую компоненту, то согласно принципу разделения трудностей, они изучаются отдельно, а затем интегрируются.

Например, в 7 классе решение текстовых задач разбито на отдельные пункты. Сначала ученики учатся составлять уравнения к текстовым задачам, а затем – решать уравнения и доводить решения текстовых задач до ответа.

Когда изучаемый материал носит алгоритмический характер, для отработки и осознания каждого шага алгоритма в учебнике составляется система творческих заданий. Каждое следующее задание в системе опирается на результат предыдущего, применяется сформированное умение, новое знание. Так постепенно формируется весь алгоритм действия.

Принцип укрупнения дидактических единиц. Укрупненная дидактическая единица (УДЕ) – это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. Она обладает качествами системности и целостности, устойчивостью во времени и быстрым проявлением в памяти. Принцип  УДЕ предполагает совместное изучение взаимосвязанных действий, операций, теорем. Принцип укрупнения дидактических единиц весьма эффективен, например, при изучении формул сокращенного умножения, формул комбинаторики, прогрессий.

Принцип опережающего формированияориентировочной основы действия (ООД) заключается в формировании у обучающегося представления о цели, плане и средствах осуществления некоторого действия. Полная ООД обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в некотором диапазоне ситуаций. ООД составляется учениками совместно с учителем в ходе выполнения системы заданий. Отдельные этапы ООД включаются в опережающую систему упражнений, что дает возможность подготовить базу для изучения нового материала и увеличивает время на его усвоение.

Принципы позитивной педагогики заложены в основупедагогики сопровождения, поддержки и сотрудничества учителя с учеником. Создавая интеллектуальную атмосферу гуманистического образования, учителя формируют у обучающихся критичность, здравый смысл и рациональность. В процессе обучения учитель воспитывает уважением, свободой, ответственностью и участием. В общении с учителем и товарищами по обучению передаются, усваиваются и вырабатываются приемы жизненного роста как цепь процедур самоидентификации, самоопределения, самоактуализации и самореализации в  результате которых формируется творчески-позитивное отношение к себе, к социуму и к окружающему миру в целом, вырабатывается жизнестойкость, расширяются возможности и перспективы здоровой жизни полной радости и творчества.

Учебно-методический комплекс:

№ п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Г.К. Муравин

К.С. Муравин

О.В.Муравина

Алгебра. 7 класс

2014

Москва.

Дрофа

2

Г.К. Муравин

К.С. Муравин

О.В.Муравина

Методические рекомендации к учебнику Г. К. Муравина и др. «Алгебра. 7 класс»

2014

Москва.

Дрофа

3

Г.К. Муравин

К.С. Муравин

О.В.Муравина

Рабочая тетрадь к учебнику Г. К. Муравина и др. «Алгебра.7 класс» в двух частях

2014

Москва.

Дрофа

4

М.П. Нечаев

Разноуровневый контроль качества знаний по математике.

Практические материалы.

5-11 классы

2007

Москва,

Просвещение

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБКЧАЮЩИХСЯ

Программа предполагает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

В личностных результатах сформированность:

– ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к самореализации и самообразованию на основе развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, заинтересованность в приобретении и расширении математических знаний и способов действий, осознанность построения индивидуальной образовательной траектории;

– коммуникативной компетентности в общении, в учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности по предмету, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию и вести конструктивный диалог, приводить примеры и контрпримеры, а также  понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

– целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки  и общественной практики.

– представления об изучаемых математических понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

– логического мышления: критичности (умение распознавать логически некорректные высказывания), креативности (собственная аргументация, опровержения, постановка задач, формулировка проблем, исследовательский проект и др.).

В метапредметных результатах сформированность:

– способности самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;

– умения самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– умения находить необходимую информацию в различных источниках (в справочниках, литературе, Интернете), представлять информацию в различной форме (словесной, табличной, графической, символической), обрабатывать, хранить и передавать информацию в соответствии с познавательными или коммуникативными задачами;

– владения приемами умственных действий: определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых и причинно-следственных связей, построения умозаключений индуктивного, дедуктивного характера или по аналогии;

– умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции, взаимодействовать в группе, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов, аргументировать и отстаивать свое мнение.

В предметных результатах сформированность:

– умений работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический, табличный), доказывать математические утверждения;

– умения использовать базовые понятия из основных разделов содержания (число, функция, уравнение, неравенство, вероятность, множество, доказательство и др.);

– представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел;  практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, вычислительной культуры;

– представлений о простейших геометрических фигурах, пространственных телах и их свойствах; и умений в их изображении;

– умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов простейших геометрических фигур;

– умения использовать символьный язык алгебры, приемы тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, неравенств и их систем; идею координат на плоскости для интерпретации решения уравнений, неравенств и их систем; алгебраического аппарата для решения математических и нематематических задач;

– умения использовать систему функциональных понятий, функционально-графических представлений для описания и анализа реальных зависимостей;

– представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

– приемов владения различными языками математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

– умения применять изученные понятия, аппарат различных разделов курса к решению межпредметных задач и задач повседневной жизни.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Математический язык.  (23 часа)

Числовые выражения. Сравнение чисел. Выражения с переменными. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной.

Математическая модель текстовой задачи. Первые представления о математическом языке и о математической модели.

Линейное уравнение с одной переменной. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Уравнение с двумя переменными и их системы.

Функция (23 часа)

Понятие функции. Таблица значений и график функции. Пропорциональные переменные. График функции . Определение линейной функции. График линейной функции. График линейного уравнения с двумя переменными.

Степень с натуральным показателем (14 часов)

Тождества и тождественные преобразования. Определение степени с натуральным показателем. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.

Одночлен. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены. Сокращение дробей

Сложение одночленов. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень.

Многочлены. (23 часа)

Понятие многочлена. Степень многочлена. Преобразование произведения одночлена и многочлена.

Вынесение общего множителя за скобки. Преобразование произведения двух многочленов. Разложение на множители способом группировки. Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения, комбинации различных приемов. Метод выделения полного квадрата.

Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби. Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.

Вероятность (10 часов)

Равновероятные возможности. Вероятность события. Число вариантов.

Итоговое повторение (12 часов)

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела

Кол-во часов

Тема раздела

Кол-во часов

Формы контроля

Кол-во часов

(по разделу)

1

Математический язык

23

Повторение

2

Контрольная работа

2

Числовые выражения.

2

Сравнение чисел.

2

Выражения с переменными

3

Контрольная работа №1 «Выражения»

1

Математическая модель текстовой задачи  

4

 Решение уравнений.

4

 Уравнения с двумя переменными и их системы

4

Контрольная работа №2 «Уравнения»

1

2

Функции

23

Понятие функции

2

Контрольная работа

2

Таблица значений и график функции

4

Пропорциональные переменные.

3

График функции у=kx

2

Контрольная работа №3  «Функции и способы их задания»

1

Определение линейной функции

2

График линейной функции

4

График линейного уравнения с двумя переменными

4

Контрольная работа №4 «Линейная функция»

1

3

Степень с натуральным показателем

14

Тождества и тождественные преобразования

2

Контрольная работа

2

Определение степени

3

  Свойства степени

3

Контрольная работа №5 «Степень и её свойства»

1

Одночлены

2

Сокращение дробей

2

Контрольная работа №6 «Действия со степенями»

1

4

Многочлены

23

Понятие многочлена.

2

Контрольная работа

3

 Преобразование произведения одночлена и многочлена

3

 Вынесение общего множителя за скобки

3

Контрольная работа №7 «Произведение одночлена и многочлена»

1

 Преобразование произведения двух многочленов

3

 Разложение на множители способом группировки

2

Контрольная работа №8 «произведение многочленов»

1

Квадрат суммы, разности и разность квадратов.

4

 Разложение на множители с помощью формул сокращенного умножения

3

Контрольная работа №9 «Формулы сокращенного умножения»

1

5

Вероятность

10

 Равновероятные возможности

2

Контрольная работа

1

 Вероятность события

3

Число вариантов

4

Контрольная работа №10 «Вероятность»

1

6

Повторение

12

Выражения.

2

Контрольная работа

1

Функции и их графики

2

Тождественные преобразования

3

Уравнения и системы уравнений

1

Итоговая контрольная работа

1

Решение задач 

3

ИТОГО:

105

105

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АЛГЕБРА 7 КЛАСС

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов:Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АЛГЕБРА 8 КЛАСС

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АЛГЕБРА 8 КЛАСС

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АЛГЕБРА 9 КЛАСС

Рабочая программа по алгебре в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы основного обще...

Рабочая программа. Алгебра. 7 класс.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Ю.Н.Макарычев....

Рабочая программа алгебра и начала анализа 10-11 класс, КТП по алгебре для 10 класса к учебнику А.Г. Мордковича

Рабочая программа составлена согласно БУП-2004 и разработана на основе примерной программы по математике, авторской программы Е.А. Семенко согласно методическим рекомендациям Министерства образования ...