план - конспект урока алгебры и начала анализа по теме «Преобразование графиков тригонометрических функций»
план-конспект урока по алгебре (10 класс)
Класс 10
Тема урока Преобразование графиков тригонометрических функций
Базовый учебник Алгебра и начала анализа 10 класс; А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
Цель урока: совершенствовать навыки преобразования графиков функций при построении графиков тригонометрических функций y = sin x и y = cos x.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ
урока алгебры и начала анализа по теме
«Преобразование графиков тригонометрических функций»
Вашуркина Наталья Леонидовна
МБОУ СШ № 22 с углублённым изучением французского языка города Дзержинска
Учитель математики
Предмет алгебра и начала анализа
Класс 10
Тема урока Преобразование графиков тригонометрических функций
Базовый учебник Алгебра и начала анализа 10 класс; А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
Цель урока: совершенствовать навыки преобразования графиков функций при построении графиков тригонометрических функций y = sin x и y = cos x.
Задачи:
Образовательные:
- научиться быстрому построению графиков тригонометрических функций с помощью геометрических преобразований
- научиться применять свойства функций y=sinx и y = cosx
- продолжить развитие логического мышления при построении и чтении графиков функций.
Развивающие:
- развивать умение наблюдать, сравнить, обобщать
- развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Воспитательные:
- воспитание аккуратности, четкости, грамотности при построении чертежей
- воспитание умения отвечать за себя и других участников учебного процесса.
Тип урока Урок – практикум
Формы работы учащихся:
- групповая
- индивидуальная
- фронтальная.
Необходимое техническое оборудование
- компьютер
- интерактивная доска
- мультимедийный проектор
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный этап | Учитель приветствует класс, проверяет готовность к уроку. | Учащиеся настраиваются на работу, дисциплинируются. | 1 мин. | |
2 | Постановка целей и задач урока | Учитель называет тему урока и цель: совершенствовать навыки преобразования графиков функций при построении графиков тригонометрических функций y = sin x и y = cos x. Если следовать идее древних греков, то знания, которые имеются у вас, можно заключить в некоторый условный круг. Вся остальная область является моделью незнаний, а окружность – это граница между знаниями и незнаниями. Практически с каждой минутой человек получает какую – либо новую информацию, знания его расширяются, а значит расширяется граница между знаниями и незнаниями. И как сказал один мудрый философ «Чем больше я знаю, тем больше я не знаю». Сегодня на уроке мы будем расширять наши знания по теме «Свойства и графики функций y = sin x и y = cos x», их преобразование относительно осей координат. | У учащихся появляется интерес. | 1 мин. | |
3 | Проверка домашнего задания. | тест на компьютерах. | Две группы 1 и 2 проходят тест на компьютерах, а 3 и 4 группы выполняют самостоятельную работу по карточкам, потом меняетесь. Консультанты уже прошли тестирование заранее, поэтому помогут мне проверить ваши ответы. - Я прошу фиксировать ваши результаты в индивидуальных листах учета. Подпишите их. | Учащиеся выполняют задание. Консультанты проверяют самостоятельную работу. | 8 мин. |
4 | Актуализация знаний. | демонстрация с помощью программы Geo Gebra | Я просила вас вспомнить преобразование графиков функций относительно осей координат абсцисс и ординат (функции записаны на доске).
График функции y = f(x) + b можно получить в результате параллельного переноса графика функции y = f(x) на b единиц вверх, если b > 0, и на – b единиц вниз, если b < 0
График функции y = f(x + a) можно получить в результате параллельного переноса графика функции y = f(x) на a единиц влево, если a > 0, и на – a единиц вправо, если a < 0
График функции y = kf(x) можно получить из графика функции y = f(x) в результате растяжения в k раз от оси абсцисс, если k > 1, или в результате сжатия в 1/k раз к оси абсцисс, если 0< k < 1
График функции y = f(kx) можно получить из графика функции y = f(x) в результате сжатия в k раз к оси ординат, если k > 1, или в результате растяжения в 1/k раз от оси ординат, если 0< k < 1
График функции y = f(-x) можно получить из графика функции y = f(x), отобразив график функции y = f(x) симметрично относительно оси ординат. А теперь заполните таблицу (исследование). Надо сгруппировать функции по заданному признаку (у всех групп одно задание). Все успешно справились с заданием. А теперь вы будите выполнять практическую работу в тетрадях. Открываем тетради, записываем тему урока. На парте у вас лежат карточки с заданием. С помощью преобразований графиков функций и шаблонов постройте графики данных функций. Построить графики функций: 1) y= cos x + 2 2) y = cos(x - ) 3) y = sin 2x 4) y = 3sinx Группа ребят – консультантов получает индивидуальное задание. Вы строите график функции на компьютере с помощью программы Geo Gebra. У всех групп одно задание. Проверяет учитель. | Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся работают в группе. Учащиеся выполняют практическую работу, строят графики тригонометрических функций с помощью шаблона. Консультанты выполняют индивидуально работу на компьютерах. | 20 мин. |
5 | Закрепление изученного материала | презентация | Самостоятельная работа пройдет в виде игры математическое домино. Разложите карточки, выполнив соответствие графика и функции. Проверять помогают консультанты. Что общего между качелями, музыкой и звуком? Об этом нам расскажет Алена (выступление 1 ученицы с презентацией). | Учащиеся выполняют самостоятельную работу в группе. Проверка с использованием интерактивной доски. | 12 мин. |
6 | Информация о домашнем задании | §18, № 18.14, 18.18(2), д.п. № 18.16(1, 2) | Записывают задание в тетрадь | 1 мин. | |
7 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Учитель предлагает ответить на вопросы устно. | 1)Что нового и интересного узнали сегодня на уроке? 2)Какие этапы урока понравились? 3)На каком из них испытывали трудности? | 2 мин. |
Приложения
Тест по теме «Тригонометрические функции»
Вариант № 1.
- Укажите верное неравенство.
1. . 2. sin 4 < sin 1
3. . 4. .
2. . Если - точка числовой окружности и , то…
1. . 2. .
3. . 4. .
- Чему равно наименьшее значение функции y = sin x?
1. 0 2. – 1 3. 1 4. 0,5
- Укажите область определения функции y = sin x
- [- 1; 1] 2. [- 2; 2] 3. R 4. []
- Какие из функций являются нечётными?
1); 2);
3); 4)
1. 1 и 3. 2. 2 и 4. 3. 2 и 3. 4. 1 и 4.
Вариант № 2.
- Укажите верное неравенство.
1. . 2. sin 6 < sin 3
3. . 4. .
2. Если - точка числовой окружности и , то…
1. . 2. .
3. . 4. .
3.Чему равно наибольшее значение функции y = cos x?
1. 0 2. – 1 3. 1 4. 0,5
4.Укажите область значений функции y = cos x
- [- 1; 1] 2. [- 2; 2] 3. R 4. []
5.Какие из функций являются чётными?
1); 2);
3); 4)
1. 1 и 3. 2. 2 и 4. 3. 2 и 3. 4. 1 и 4.
Самостоятельная работа на месте на 5 вариантов.
Верно ли утверждение (да или нет)
Вариант № 1.
Вопросы | Да или нет |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Вариант № 2.
Верно ли утверждение (да или нет)
Вопросы | Да или нет |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Вариант № 3.
Верно ли утверждение (да или нет)
Вопросы | Да или нет |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Вариант № 4.
Верно ли утверждение (да или нет)
Вопросы | Да или нет |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Вариант № 5.
Верно ли утверждение (да или нет)
Вопросы | Да или нет |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Ключ к сам. работе.
№ п/п | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Вариант 5 |
1 | Да | Нет | Да | Нет | Да |
2 | Да | Нет | Да | Нет | Нет |
3 | Нет | Да | Да | Да | Да |
4 | Да | Нет | Нет | Да | Нет |
5 | Нет | Да | Нет | Да | Нет |
6 | Нет | Нет | Да | Нет | Да |
7 | Да | Да | Да | Да | Да |
Сжатие к оси ОХ | Растяжение от оси ОХ | параллельный перенос вдоль оси ОУ | параллельный перенос вдоль оси ОХ | Сжатие к оси ОУ | Растяжение от оси ОУ |
f(x)= | f(x)= | f(x)= | f(x)= | f(x)= | f(x)= |
f(x)= | f(x)= | f(x)= | f(x)= |
- f(x)=
- f(x)=
- f(x)=
- f(x)=
- f(x)=
- f(x)=
- f(x)=
- f(x)=
- f(x)=
- f(x)=
Индивидуальное задание: y = 3cos(2x – 𝞹) + 2
y = 0,7sin(3x + 1,5) - 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: "Преобразование графика тригонометрической функции у = sin x путем сжатия и расширения"
Представлен ход урока, презентация, лист контроля...
Мини-исследование по теме "Преобразование графиков тригонометрических функций", 10 класс
Цель исследования - выяснить изменение графиков тригонометрических функций в зависимости от коэффициентов....
План-конспект урока в 10-м классе по алгебре и началам анализа на тему: " Преобразование графиков "
План-конспект урока в 10-м классе по алгебре и началам анализа на тему: " Преобразование графиков ".(2 часа) Тип урока: Закрепление. Цели урока: Образовательные: - привести в систему знания о различны...
Урок по теме "Преобразование графиков тригонометрических функций"
10 класс. Алгебра и начала анализа....
Открытый урок по теме "Преобразование графиков тригонометрических функций"
В материалах представлена разработка открутого урока в 10 профильном медицинском классе. Творческое название урока "Послушайте, это звучит сердце"...
Методическая разработка интегрированного урока математики и информатики по теме «Преобразование графиков тригонометрических функций»
Цель урока: формирование знаний по теме на основе математики и информатики одновременно....