план - конспект урока алгебры и начала анализа по теме «Преобразование графиков тригонометрических функций»
план-конспект урока по алгебре (10 класс)

Вашуркина Наталья Леонидовна

Класс  10

Тема урока   Преобразование графиков тригонометрических функций

Базовый учебник  Алгебра и начала анализа 10 класс; А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

Цель урока:  совершенствовать навыки преобразования графиков функций при построении графиков тригонометрических функций y = sin x и y = cos x.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ

урока алгебры и начала анализа по теме

«Преобразование графиков тригонометрических функций»

Вашуркина Наталья Леонидовна

МБОУ СШ № 22 с углублённым изучением французского языка города Дзержинска

Учитель математики

Предмет  алгебра и начала анализа

Класс  10

Тема урока   Преобразование графиков тригонометрических функций

Базовый учебник  Алгебра и начала анализа 10 класс; А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

Цель урока:  совершенствовать навыки преобразования графиков функций при построении графиков тригонометрических функций y = sin x и y = cos x.

Задачи:

Образовательные:

  • научиться быстрому построению графиков тригонометрических функций с помощью геометрических преобразований
  • научиться применять свойства функций y=sinx и y = cosx
  • продолжить развитие логического мышления   при построении и чтении графиков функций.

Развивающие:

  • развивать умение наблюдать, сравнить, обобщать
  • развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Воспитательные:

  • воспитание аккуратности, четкости, грамотности при построении чертежей
  • воспитание умения отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Тип урока   Урок – практикум

Формы работы учащихся:

  • групповая
  • индивидуальная
  • фронтальная.

  Необходимое техническое оборудование

  • компьютер
  • интерактивная доска
  • мультимедийный проектор

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный этап

Учитель приветствует класс, проверяет готовность к уроку.

Учащиеся настраиваются на работу, дисциплинируются.

1 мин.

2

Постановка целей и задач урока

Учитель называет тему урока и цель: совершенствовать навыки преобразования графиков функций при построении графиков тригонометрических функций       y = sin x и y = cos x.

Если следовать идее древних греков, то знания, которые имеются у вас, можно заключить в некоторый условный круг. Вся остальная область является моделью незнаний, а окружность – это граница между знаниями и незнаниями. Практически с каждой минутой человек получает какую – либо новую  информацию, знания его расширяются, а значит расширяется граница между знаниями и незнаниями. И как сказал один мудрый философ «Чем больше я знаю, тем больше я не знаю». Сегодня на уроке мы будем расширять наши знания по теме «Свойства и графики функций y = sin x  и  y = cos x», их преобразование относительно осей координат.

У учащихся появляется интерес.

1 мин.

3

Проверка домашнего задания.

тест на компьютерах.

Две группы 1 и 2 проходят тест на компьютерах, а 3 и 4 группы выполняют самостоятельную работу по карточкам, потом меняетесь. Консультанты уже прошли тестирование заранее, поэтому помогут мне проверить ваши ответы.

- Я прошу фиксировать ваши результаты в индивидуальных листах учета. Подпишите их.

Учащиеся выполняют задание. Консультанты проверяют самостоятельную работу.

8 мин.

4

Актуализация знаний.

демонстрация с помощью программы Geo Gebra

Я просила вас вспомнить преобразование графиков функций относительно осей координат абсцисс и ординат (функции записаны на доске).

  1. Как получить график функции y = f(x) + b из графика функции y = f(x)?

График функции y = f(x) + b можно получить в результате параллельного переноса графика функции y = f(x) на b единиц вверх, если b > 0, и на – b единиц вниз, если b < 0

  1.  Как получить график функции y = f(x + a) из графика функции y = f(x)?

 График функции y = f(x + a) можно получить в результате параллельного переноса графика функции y = f(x) на a единиц влево, если a > 0, и на – a единиц вправо, если a < 0

  1. Как получить график функции y = kf(x)  из графика функции y = f(x)?

   График функции  y = kf(x) можно получить из графика функции y = f(x) в результате растяжения в k раз от оси абсцисс, если k > 1, или в результате сжатия в 1/k раз к оси абсцисс, если 0< k < 1 

  1. Как получить график функции y = f(kx)  из графика функции y = f(x)?

    График функции  y = f(kx) можно получить из графика функции y = f(x) в результате сжатия в k раз к оси ординат, если k > 1, или в результате растяжения в 1/k раз от оси ординат, если 0< k < 1

  1. Как получить график функции y = f(-x)  из графика функции y = f(x)?

График функции  y = f(-x) можно получить из графика функции y = f(x), отобразив график функции y = f(x) симметрично относительно оси ординат.

А теперь заполните таблицу (исследование).

Надо сгруппировать функции по заданному признаку (у всех групп одно задание).

Все успешно справились с заданием. А теперь вы будите выполнять практическую работу в тетрадях. Открываем тетради, записываем тему урока. На парте у вас лежат карточки с заданием. С помощью преобразований графиков функций и шаблонов постройте графики данных функций.

Построить графики функций:

1) y= cos x + 2    2) y = cos(x - )

3)  y = sin 2x       4)  y = 3sinx

Группа ребят – консультантов получает индивидуальное задание. Вы строите график функции на компьютере с помощью программы Geo Gebra. У всех групп одно задание. Проверяет учитель.  

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся работают в группе.

Учащиеся выполняют практическую работу, строят графики тригонометрических функций с помощью шаблона.

Консультанты выполняют индивидуально работу на компьютерах.

20 мин.

5

Закрепление изученного материала

презентация

Самостоятельная работа пройдет в виде игры математическое домино. Разложите карточки, выполнив соответствие графика и функции.

Проверять помогают консультанты.

Что общего между качелями, музыкой и звуком?

Об этом нам расскажет Алена (выступление 1 ученицы  с презентацией).

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в группе.

Проверка с использованием интерактивной доски.

12 мин.

6

Информация о домашнем задании

§18, № 18.14, 18.18(2), д.п. № 18.16(1, 2)

Записывают задание в тетрадь

1 мин.

7

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель предлагает ответить на вопросы устно.

1)Что нового и интересного узнали сегодня на уроке?

2)Какие этапы урока понравились?

3)На каком из них испытывали трудности?

2 мин.

Приложения

Тест по теме «Тригонометрические функции»

Вариант № 1.

  1. Укажите верное неравенство.

   1. .                                              2. sin 4 < sin 1

   3. .                                               4. .  

      2. .  Если - точка числовой окружности и , то…

               1. .                                        2. .

               3. .                                        4. .

  1. Чему равно наименьшее значение функции y = sin x?

               1. 0                   2. – 1                 3. 1                 4. 0,5

  1. Укажите область определения функции y = sin x
  1. [- 1; 1]             2.  [- 2; 2]              3. R            4. []
  1.  Какие из функций являются нечётными?

     1);                 2);

     3);              4)

1. 1 и 3.                    2. 2 и 4.                        3. 2 и 3.                       4. 1 и 4.  

Вариант № 2.

  1. Укажите верное неравенство.

   1. .                                              2. sin 6 < sin 3

   3. .                                               4. .  

      2.  Если - точка числовой окружности и , то…

               1. .                                        2. .

               3. .                                        4. .

      3.Чему равно наибольшее значение функции y = cos x?

               1.   0                2. – 1                 3. 1                 4. 0,5

      4.Укажите область значений функции y = cos x

  1. [- 1; 1]             2.  [- 2; 2]              3. R            4. []

       5.Какие из функций являются чётными?

     1);                 2);

     3);              4)

1. 1 и 3.                    2. 2 и 4.                        3. 2 и 3.                       4. 1 и 4.

Самостоятельная работа на месте на 5 вариантов.

           Верно ли утверждение (да или нет)

Вариант № 1.

Вопросы

Да или нет

  1. Функция у =    - нечётная.    

  1. Косинус отрицательного острого угла положителен.  

  1. Главным периодом функции y = cos x является число 𝞹.

  1. Тангенсом угла поворота α называют отношение синуса этого угла к его косинусу.

  1. sin

  1. cos

  1. Период функции y = sin    равен 8𝞹

Вариант № 2.

           Верно ли утверждение (да или нет)

Вопросы

Да или нет

  1. Функция у =    - нечётная.    

  1. Синус  отрицательного острого угла положителен.  

  1. Главным периодом функции y = tq x является число 𝞹.

  1. Котангенсом угла поворота α называют отношение синуса этого угла к его косинусу.

  1. cos

  1. sin(-

  1. Период функции y = cos    равен 8𝞹

Вариант № 3.

          Верно ли утверждение (да или нет)

Вопросы

Да или нет

  1. Функция у =    - нечётная.    

  1. Тангенс  положительного острого угла положителен.  

  1. Главным периодом функции y = ctq x является число 𝞹.

  1. Тангенсом угла поворота α называют отношение косинуса этого угла к его синусу.

  1. sin

  1. cos

  1. Период функции y = sin    равен 3𝞹

Вариант № 4.

           Верно ли утверждение (да или нет)

Вопросы

Да или нет

  1. Функция у =    - чётная.    

  1. Котангенс  отрицательного острого угла отрицательный.  

  1. Главным периодом функции y = cos x является число 2𝞹.

  1. Котангенсом угла поворота α называют отношение косинуса этого угла к его синусу.

  1. cos

  1. tq(-

  1. Период функции y = cos    равен

Вариант № 5.

           Верно ли утверждение (да или нет)

Вопросы

Да или нет

  1. Функция у =    - чётная.    

  1. Косинус  отрицательного острого угла отрицательный.  

  1. Главным периодом функции y = cos x является число 2𝞹.

  1. Котангенсом угла поворота α называют отношение синуса этого угла к его косинусу.

  1. tq

  1. cos (-

  1. Период функции y = sin    равен

Ключ к сам. работе.

№ п/п

Вариант  1

Вариант  2

Вариант  3

Вариант  4

Вариант  5

1

Да

Нет

Да

Нет

Да

2

Да

Нет

Да

Нет

Нет

3

Нет

Да

Да

Да

Да

4

Да

Нет

Нет

Да

Нет

5

Нет

Да

Нет

Да

Нет

6

Нет

Нет

Да

Нет

Да

7

Да

Да

Да

Да

Да

Сжатие к оси  ОХ

Растяжение от оси ОХ

параллельный перенос вдоль оси ОУ

параллельный перенос вдоль оси ОХ

Сжатие к оси ОУ

Растяжение от оси ОУ

f(x)=

f(x)=

f(x)=

f(x)=

f(x)=

f(x)=

f(x)=

f(x)=

f(x)=

f(x)=

  1. f(x)=
  2. f(x)=
  3. f(x)=
  4. f(x)=
  5. f(x)=
  6. f(x)=
  7. f(x)=
  8. f(x)=
  9. f(x)=
  10. f(x)=

Индивидуальное задание:     y = 3cos(2x – 𝞹) + 2

y = 0,7sin(3x + 1,5) - 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-исследование по теме "Преобразование графиков тригонометрических функций", 10 класс

Цель исследования - выяснить изменение графиков тригонометрических функций в зависимости от коэффициентов....

План-конспект урока в 10-м классе по алгебре и началам анализа на тему: " Преобразование графиков "

План-конспект урока в 10-м классе по алгебре и началам анализа на тему: " Преобразование графиков ".(2 часа) Тип урока: Закрепление. Цели урока: Образовательные: - привести в систему знания о различны...

Открытый урок по теме "Преобразование графиков тригонометрических функций"

В материалах представлена разработка открутого урока в 10 профильном медицинском классе. Творческое название урока "Послушайте, это звучит сердце"...