Урок алгебры 8 класс "Теорема Виета"
план-конспект урока по алгебре (8 класс)

Петрова Ольга Георгиевна

Конспект урока по алгебре для 8 класса по теме "Теорема Виета"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме "Теорема Виета" 

«По праву достойна в стихах быть воспета,
О свойствах корней теорема Виета».

Цель урока.

  1. Выявить зависимость между корнями уравнения и его коэффициентами.
  2. Доказать теорему Виета показать ее применение; сформировать умение использовать теорему в различных ситуациях при решении квадратных уравнений.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

3. Актуализация знаний.

Устно  Решить уравнения:

x2-6х=0

2-1=0

x2+0.25=0

2-50=0

4х-х2=0

2=2

Назвать коэффициенты уравнения:

x2-7х+10=0

7х-х2-45=0

2-7=8х

2-12х+7=0

х2=19х-48

2-30х+52=0

32х2-8х=0

2+х-1=0

х2-6=5

(4 человека работают у доски по карточкам)

Карточка 1
x2 + 2x -15=0

Карточка 2
3x
2 + 4x + 3=0

Карточка 3
3x
2 - 6x + 3=0

Карточка 1
7x
2 - 8x +1=0

Решение по карточкам проверяется классом и оценивается учениками.

4. Объяснение нового материала.

№1. Решить уравнения и заполнить таблицу.

Уравнения

Корни

Произведение корней

Сумма корней

x2-19х+34=0

2;17

34

19

x2-7х+10=0

2;5

10

7

x2+х-56=0

-8;7

-56

-1

Заполненную таблицу показать через проектор.

Сравнить сумму произведение корней с коэффициентами уравнений.

Какое предположение можно сделать?

Историческая справка.

Впервые зависимость между корнями и коэффициентами квадратного уравнения установил знаменитый французский учёный Франсуа Виет (1540-1603)

Франсуа Виет был по профессии адвокатом и много лет был советником короля. И хотя математика была всего лишь его увлечением, благодаря упорному труду, он добился в ней больших результатов.

В 1591 году он ввёл буквенное обозначение для коэффициентов при неизвестных в уравнениях, а также его свойствам.

Виет сделал множество открытий, сам он больше всего дорожил установлением зависимости между корнями и коэффициентами квадратного уравнения, которое называется теоремой Виета.

Доказательство теоремы Виета

На экране через проектор высвечиваются формулировки теорем.

Пусть Х1 Х2 - "корни "квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0. Тогда сумма "корней равна - , а произведение корней равно:

X1 + X2= - E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image002.gif    X1· X2 = E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image004.gif

Доказательство теоремы Виета (на доске). Корни x1 и x2 квадратного уравнения ax2 + bx + с =0 находятся по формулам

X1 = E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image006.gif ; X2 = E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image008.gif 

Где D = b2-4ac – дискриминант уравнения. Сложив эти корни, получим:

X1 +X2 = E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image010.gif = E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image012.gif = E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image014.gif =- E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image016.gif

Первое соотношение доказано: x1 + x2 = - E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image016_0000.gif 

Теперь вычислим произведение корней x1 и x2:

X1· x2 = E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image018.gif = E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image020.gif = E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image022.gif = E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image024.gif = E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image026.gif = E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image028.gif

Второе соотношение доказано: x1 x2 =E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image030.gif 

Справедлива и обратная теорема:

Если числа x1 x2 таковы, что X1 + X2= - E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image002_0000.gif ,    X1· X2 = E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image004_0000.gif

то эти числа корни "квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0.

(см. учебник алгебра 8, А. Г. Мордкович §29)

5.Закрепление изученного материала

№29.6

а) х2+3х+2=0 х1=-2, х2=-1

б) х2-15х+14=0 х1=1, х2=14

в) х2+8х+7=0 х1=-1, х2=-7

г) х2-19х+18=0 х1=1, х2=18

№29.9

а) х1=4, х2=2

4·2=8, 4+2=6

x2-6х+8=0

в) х1=-8, х2=1

-8·1=-8, -8+1=-7

x2+7х-8=0

6. Обучающая разноуровневая самостоятельная работа (карточки: красная, желтая, зеленая)

Красная - слабая уровень подготовки, жёлтая – средний уровень подготовки, зеленная – высокий уровень подготовка.

Красная

Жёлтая

Зелёная

x2 -8x -9=0

x2 +10x -11=0

x2 -17x -18=0

x2 -20x +19=0

x2 -20x +51=0 

2x2 -8x -10=0

-x2 +7x +8=0

-x2 +19x -48=0

x2 -15x +14=0

9x2 - 12x +4 =0

-x2 +6x +16=0

2x2 -28x -30=0

0,5x2 -7x -16=0

0,5x2 -9x +16=0

0,25x2 –x -1,25=0

По окончанию решения на экране высвечиваются ответы и правильное решение.

Красная

Жёлтая

Зелёная

-1; -9

1; -11

-1; 18

19; 1

17; 3

-1; 5

-1; 8

16; 3

1; 14

-2; 8

-1; 15

-2; 16

16; 2

-1; 5

Итоги урока.

Сегодня на уроке мы изучили теорему Виета и обратную ей, давайте ещё раз вспомним изученный материал. (На экране через проектор высвечиваются формулировки теорем).

Пусть Х1 Х2 - "корни "квадратного уравнения ах2 + Ьх + с = О. Тогда сумма "корней равна - E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image002_0001.gif, а произведение корней равно E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image004_0001.gif:

X1 + X2= - E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image006_0000.gif      X1· X2 = E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image008_0000.gif

Справедлива и обратная теорема:

Если числа x1 x2 таковы, что X1 + X2= -E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image006_0000.gif  ,      X1· X2 = E:\data\articles\54\5497\549705\f_clip_image012_0000.gif

то эти числа корни "квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0.

«По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета
Что лучше, скажи, постоянства такого-
Умножишь ты корни, и дробь уж готова:
В числителе «с», в знаменателе «а».
И сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь та, ну что за беда:
В числителе «b», в знаменателе «а».

Домашнее задание:

§29 №29.7, №29.9 (б, г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по алгебре "Теорема Виета"

Данный урок является первым по теме “Теорема Виета”.Он проводится по методике развивающего обучения, основным требованием которой является то, что знания не предоставляются учителем в готовом ви...

Урок 8 класс алгебра"Теорема Виета"

Знакомство с теоремой Виета....

Конспект к уроку алгебры в 8 классе по учебнику Алимов Ш.А. ТЕМА УРОКА «Решение квадратных уравнений. Теорема Виета»

 Информационные технологии на уроках математики.Урок в системе деятельностного подхода обучения. Включает в себя слайдовую презентацию, с помощью которой можно активизировать познавательный интерес уч...

Урок алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета".

Один из путей повышения эффективности учебного процесса в МКШ – использование на уроках элементов новых педагогических технологий, активных методов и  форм обучения....

Урок алгебры в 8 классе. Тема урока: «Теорема Виета».

Урок алгебры в 8 классе. Тема урока: «Теорема Виета». Урок формирования новых знаний. На уроке были созданы ситуации для самоконтроля и самоанализа своей деятельности. Для мотивации дальнейшей учебной...

Урок алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета"

Урок изучения нового материала по теме "Теорема Виета" - это проблемный урок, когда в ходе выполнения практической работы учащиеся получают ответ на вопрос "Есть ли связь между корнями уравнения и его...

Презентация к уроку алгебры "Теорема Виета". 8 класс

Презентация содержит разноуровневый материал для проведения итогового урока по теме "Теорема Виета"...