Дифференциация на уроках математики
статья по алгебре

В статье рассмотрены подходы к дифференциации на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_na_urokah_matematiki.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация на уроках математики

Дифференцированное обучение предполагает исходную позицию: всех всегда всему одинаково научить нельзя (2% учащихся имеют математические способности, не более 12-14% учащихся могут воспринимать информацию на теоретическом уровне, 12-18% учащихся не способны изучить математику).

Между типами дифференцированных программ существует непрерывная связь, которая позволяет обеспечить логику изложения необходимого материала и создать целостную картину основных понятий из курса математики[1].

Проанализировав различные подходы к дифференцированному обучению, мы пришли к выводу, что можно выделить две основные формы организации учебной деятельности по математике на основе данного подхода:

1. Дифференциация по способам организации коллективной учебной деятельности обучающихся (групповая, индивидуальная, совместная работа учителя с учениками).

2. Дифференциация содержания учебных заданий (по уровню сложности и степени необходимости для образования и дальнейшего развития учащихся).

Групповая деятельность предусматривает разделение классного состава на группы по уровню интеллектуального развития учеников. Содержание заданий для каждой группы должно быть разработано в соответствии с умениями и навыками учащихся.

Способ организации учебной деятельности, ориентированный на индивидуальную работу каждого ученика предполагает то, что учитель раздаёт каждому ученику задания, различные по уровню сложности в зависимости от выявленных характеристик учащихся. Совместная деятельность учителя с учениками подразумевает, что учебный процесс протекает под руководством учителя. Однако данный способ организации учебной деятельности предполагает, что учитель оказывает помощь в процессе решения заданий тем ученикам, которые испытывают определённые затруднения; остальные ученики работают самостоятельно.

Дифференциация содержания по уровню сложности предполагает, что задания усложняются, в зависимости от уровня освоения учащимися математического материала (по программам типа «А», «В», «С»)[2].

Таким образом, необходимость дифференцированного обучения математике обусловлена различием обучающихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. По проявляемым в этих отношениях различиям обучающиеся чаще всего условно могут быть разделены на три группы:

  • І группа – обучающиеся с высоким темпом продвижения в обучении (новый материал, схемы выполнения типовых задач усваивают после первичного их объяснения, во многих случаях могут самостоятельно находить решения изменённых типовых или усложнённых задач);
  • ІІ группа – обучающиеся со средним темпом продвижения в обучении (овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, решение типовых заданий усваивают после рассмотрения нескольких образцов, решают более сложные задачи, опираясь на указания учителя);
  • ІІІ группа – обучающиеся с низким темпом продвижения в обучении (при усвоении нового материала испытывают затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладевают после достаточно длительной тренировки, решать задачи с изменённым и усложнённым условием не могут).

[1] Селевко Г. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г. Селевко – М. : Народное образование, 2008 

[2] Керимбеков М.А., Жунисбекова Ж.А. Уровневая дифференциация младших школьников на уроках математики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 2-1. – С. 76


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уровневая дифференциация на уроках математики

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты.    ...

Применение уровневой дифференциации на уроках математики.

      Страшная это опасность – безделье, безделье за партой; безделье шесть часов подряд ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни ...

Применение уровневой дифференциации на уроках математики.

Страшная это опасность – безделье, безделье за партой; безделье шесть часов подряд ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школь...

Технология уровневой дифференциации на уроках математики.

Не берусь утверждать, что технология УД панацея от всех проблем в обучении, это всего лишь одна из многочисленных технологий современного образования. Прежде всего в УД привлекает демократизация образ...