Многоуровневая система задач по функциональной линии: линейная функция
статья по алгебре (7 класс)

Юганова Татьяна Васильевна

В СТАТЬЕ используется  методика обучения математике на основе задачного подхода с возможностью построения для каждого учащегося индивидуальной образовательной траектории по теме "Линейная функция".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lineynaya_funktsiya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Многоуровневая система задач по функциональной линии:

линейная функция

В данной работе используется  методика обучения математике на основе задачного подхода с возможностью построения для каждого учащегося индивидуальной образовательной траектории. Эта методика, разработанная известным автором Максютиным А.А.,   позволяет организовать  успешную подготовку учащихся как к промежуточному и  итоговому контролям, так и к итоговым экзаменам в 9 и 11 классах,   тем самым,  решить проблему качественного обучения математике в  школе.

Особенности предлагаемого подхода:

1) базовыми основаниями многоуровневой системы учебных математических задач являются:

– перечень ранжированных элементов содержания образования и иерархия взаимосвязей ключевых задач курса – это предметная составляющая;

– уровни овладения учебным материалом (умения действовать в знакомой, видоизмененной и незнакомой ситуациях) – дидактическая составляющая;

2) систематически используется аппарат теории ориентированных графов для построения связей между основными понятиями, для определения ключевых задач курса и ранжирования их по уровням, для выделения эквивалентных задач, для вычисления количественных характеристик системы задач и ее элементов (например, сложности решения задач);

3) применяется табличное (матричное) представление системы задач учебного курса для полноценного наполнения на каждом уровне ее предметного и дидактического компонентов. Матричный метод позволяет проводить качественную и количественную оценку системы учебных задач любого конкретного учебника, задачника или учебно-методического комплекта, выявлять имеющиеся в системе лакуны.  

   

Для полного охвата и  требуемого предметного содержания учебного курса и ситуаций, возникающих при решении задач, проектирование процесса учебной деятельности на уровне учебного материала целесообразно начать с составления перечней тематических предметных и процессуальных элементов содержания образования (ЭСО). При этом мы различаем три уровня внешней дифференциации: общеобразовательный (базовый), углублённый (профильный математический) и конкурсный (соответствующий уровню требований, предъявляемых на экзаменах в престижные вузы страны), а также внутри каждого из отмеченных уровней  учитываем три подуровня внутренней дифференциации, соответствующих умению решать знакомые, модифицированные и незнакомые задачи.

В данной работе из трех уровней внешней дифференциации мы рассмотрим только общеобразовательный (базовый) на примере  системы задач по теме «Линейная функция».

Ключевыми задачами являются следующие:

 1) построение графика линейной функции;

 2) параллельность графиков линейных функций;

 3) перпендикулярность графиков линейных функций;

 4) решение линейных уравнений;

 5) решение линейных неравенств;

 6) решение систем линейных уравнений;

 7) решение систем линейных неравенств;

 8) решение задач на составление линейных уравнений;

Составим матрицу системы задач темы.

Уровень

внешней

дифферен

циации

Уровень

внутренней

дифферен

циации

БЗ 1

БЗ 2

БЗ 3

БЗ 4

БЗ 5

БЗ 6

БЗ 7

БЗ 8

ОУ

ЗЗ

11

21

31

41

51

61

71

81

1

МЗ

12

22

32

42

52

62

72

82

2

НЗ

13

23

33

43

53

63

73

83

3

УУ

ЗЗ

4

МЗ

5

НЗ

6

КУ

ЗЗ

7

МЗ

8

НЗ

9

Базовые задачи темы.

БЗ 1

ЗЗ-11                     Постройте график  функции у=2х-1.

МЗ-12        Постройте график функции у=2(х-1)+3 и найдите координаты точек пересечения графика с осями координат.

        Ответ:(0;1), (-0,5;0)

НЗ-13        Постройте график уравнения 2х-3у=5 и найдите на графике точки, у которых абсцисса и ордината равны по модулю.

 Ответ:(-5;-5), (1;-1)

БЗ 2

ЗЗ-21        Задайте формулой линейную функцию, график которой проходит через начало координат и параллелен прямой у=9х-3.

        Ответ: у=9х

МЗ-22        Задайте формулой линейную функцию, график которой  параллелен прямой у=-7х-2 и проходит через точку с координатами (1;-2).

        Ответ: у=-7х+5

НЗ-23        Задайте формулой линейную функцию, график которой параллелен прямой у=2х+11 и пересекается с графиком у=х-3 в точке, лежащей на оси ординат.

        Ответ: у=2х-6

БЗ 3

ЗЗ-31                Прямая у=кх+в проходит через точку М(-1;2) и перпендикулярна прямой у=-0,5х. Найдите числа к и в и запишите уравнение этой прямой.

        Ответ: у=2х+4

МЗ-32        График линейной функции проходит через точку А(2;7) и  перпендикулярен прямой у=-0,2х-4. Найдите координаты точки пересечения этого графика с прямой у=-5х+11.

        Ответ: (1,4;4)

НЗ-33        При каких значениях а точка А(а;2а-1) принадлежит графику линейной функции, образующему прямой угол при пересечении с графиком функции у=х+5 и пересекающему его в точке В(0;5)?

        Ответ: а=2; А(2;3)

 

БЗ 4

ЗЗ-41                Решите уравнение 4(0,25х-6)=8(0,125х+3)

Ответ:Ø

МЗ-42                    Решите уравнение (х+3)(2-х)= (х+4)(5-х).

Ответ:-7

НЗ-43                   Решите уравнение (|х|+2)(3-|х|)=0

Ответ:-3;3

БЗ 5

ЗЗ-51                Решите неравенство 2х+5>0.

Ответ: х>-2,5 или (-2,5;∞)

МЗ-52         Решите неравенство 3х(2х+1)-х(6х-1)≤10

Ответ: х2,5 или (-∞;2,5]

НЗ-53          При каких значениях а решениями неравенства

 2х(2-3х)(3х+2)≥ах-18х3 являются все неотрицательные числа?

Ответ: при а≠8

БЗ 6

ЗЗ-61                Решите систему уравнений       х+2у=5

                                                          х+3у=7

Ответ: (1;2)

                                

МЗ-62         Решите систему уравнений       5(х+у)-7(х-у)=10        

                                                          4(х+у)+3(х-у)=51

Ответ: (7;2)

                

НЗ-63        Найдите значения а и в, при которых решением системы уравнений  является пара х=1, у=1

                                                                 ах+4у=6

                                                                 вх-3у=-2    

                Ответ: а=2; в=1

БЗ 7

ЗЗ-71        Решите систему неравенств         5х+13≤0

                                                         х+5≥0

                Ответ: [ -5;-2,6]

МЗ-72        Решите систему неравенств     9(2х-1)2+12х>4(1+3х)2 -23х

                                                          х(х-2)(х+1)<х2(х-1)

                Ответ:  (-∞;0,2)

НЗ-73        При каких значениях а система неравенств имеет единственное решение?

                         27х3-54х2+48х-а≥(3х-2)3+8

                         ах-12≤0

        Ответ: при а=12 решение системы х=1

БЗ 8

ЗЗ-81        Периметр прямоугольника равен 26 см. Его длина на 3 см больше ширины. Найдите стороны прямоугольника.

        Ответ: 5см, 8см

МЗ-82        Туристическую группу из 42человек расселили в двух и трёхместные номера. Всего было занято 16 номеров. Сколько среди них было двухместных и сколько трёхместных?

        Ответ:10 и 6

НЗ-83        Сумма цифр двузначного числа равна 7. Если эти цифры поменять местами, то получится число, большее данного на 45. Найдите данное число.

        Ответ:16

Литература.

  1. Максютин А.А. Математика-9. Учебное пособие для подготовки к выпускным экзаменам за 9 класс и вступительным экзаменам в лицеи, гимназии, математические классы / А.А.Максютин. – Самара, 2006. –  422 с..
  2. Кузнецова Л.В.; Суворова С.Б.;  Бунимович Е.А.; Колесникова Т.В. Рослова Л.О. Государственная итоговая аттестация. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе. Москва «Просвещение» 2010 – С. 240
  3. Кузнецова Л.В.; Суворова С.Б.;  Бунимович Е.А. ГИА – 2012. Экзамен в новой форме. Математика. 9 класс. АСТ. Астрель.  Москва.-  С. 96.
  4. Мальцев Д.А. Математика 9  класс. Итоговая аттестация 2013: Москва 2013. – С – 240.
  5. В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г.  Миндюк «Дидактические материалы по алгебре»  8 класс. Просвещение.
  6. Л.А. Александрова. Под редакцией А.Г. Мордковича «Самостоятельные работы для общеобразовательных школ» 7 класс. Мнемозина.
  7. А.П. Ершов, В.В. Голобородько, А.С. Ершова «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии» 9 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика использования многоуровневой системы задач по теме «Проценты»

В основе методики обучения на базе разработанной многоуровневой системы задач лежит поэтапное освоение блоков ее матрицы. Основная особенность этой методики заключается в том, что на каждом уровне, т....

Построение многоуровневой системы задач по теме: «Текстовые задачи»

Многие со мною согласятся, что на итоговой аттестации по математике основной школы учащимся трудно даётся решение текстовых задач. В связи с этим следует создать систему многоуровневых заданий, котора...

Проект по теме Многоуровневая система задач

Решение математических задач по уровням...

Проект по теме Многоуровневая система задач

Решение математических задач по уровням...

Многоуровневая система задач по стохастической линии

Представлен пример многоуровневой системы задач по стохастической линии.  Данная система задач охватывает как общеобразовательный уровень, так и  углубленный уровень....

Курсовая итоговая работа «Проектирование многоуровневой системы задач с параметром в 7 классе. Линейные уравнения»

Зачетная итоговая работа была представлена на курсах повышения квалификации по ИОЧ, ВБ "Методические особенности обучения решению задач с параметром в условиях перехода к новым образовательным ст...