Элективные курсы
элективный курс по алгебре (9, 10, 11 класс)

Денещик Татьяна Борисовна

Элективные курсы для учащихся 9-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivy.docx53.35 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 18 СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

Программа элективного курса:

«Алгебра плюс:

избранные вопросы математики.

Модуль»

(рассчитана на учащихся 9 класса)

Автор программы:

                                  Денещик Т. Б.

                                              учитель математики

                                                          высшей квалификационной

                           категории

                                           

ст. Барабинск

Цель курса: расширение и систематизация у учащихся знаний, необходимых для продолжения

                          обучения в технических ВУЗах.

Задачи:

  • формировать у учащихся представление о модуле,  умения решать уравнения и неравенства, строить графики функций, содержащие  модуль;
  • развивать у воспитанников математическое мышление и интуицию, а также творческие способности, необходимые  для продолжения образования в области математики;
  • воспитывать культуру личности через систему математических  заданий,  встречающихся  на ЕГЭ и вступительных экзаменах в ВУЗы.

Требования к учащимся:

1. Уметь:

  • решать уравнений с модулем;
  •  решать неравенства с модулем;
  • строить графики функций, содержащих знак модуля.

2. Быть способными:

  • к обобщению и систематизации учебного материала;
  • к использованию символического и графического математического языка;
  • к последовательному изложению мыслей, их аргументации.

3. Владеть учебными умениями:

  • самостоятельно работать с книгой;
  • выбирать задачи, адекватные уровню развития способностей.

Ожидаемые результаты

По окончании изучения курса учащиеся должны

знать:

  • что такое модуль;
  • алгоритм решения различных уравнений и неравенств с модулем;

уметь:

  • решать различные виды уравнений, неравенств, содержащих модули.
  • строить графики, содержащие знак модуля;
  • самостоятельно работать с книгой;
  • выбирать задачи, адекватные уровню развития способностей.
  • использовать символический и графический математический язык;
  • последовательно излагать мыслей, аргументировать их.

Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум.

Пояснительная записка.

      Данный курс предметно-ориентирован и предполагает углубленное изучение таких тем, как «Модуль в уравнениях и в графиках функций».      

      Элективный курс расширяет и углубляет базовую программу по математике, не нарушая её целостности. Он направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся, способствует более осознанному освоению базового курса алгебры. Программа этого курса призвана дополнить содержание основного курса вопросами, необходимыми для продолжения обучения  на технические, инженерные профессии в любой отрасли естественнонаучных знаний.

      Материал курса связан с понятием модуля числа и аспектами его применения. Рассматриваются различные методы решения уравнений и неравенств с модулем, основанные на его определении, свойствах и графической интерпретации.

      Среди задач, рассматриваемых при изучении курса алгебры, значительное место занимают задачи на построение графиков функций и зависимостей, содержащих знак модуля. Наблюдения показывают, что такие задачи вызывают у учащихся затруднения, и они допускают ошибки при построении  графиков. Алгоритм построения таких графиков рассматривается в данной программе.

      Предлагаемый курс имеет прикладное и общеобразовательное значение. Он способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, творческих способностей, интереса к предмету и формированию умений решать практические задачи.

Содержание курса:

п/п

Тема

Кол-во

часов

Модуль (16 ч)

Понятие модуля числа (2 ч)

1.

Определение модуля числа. Свойства, геометрический смысл модуля.

1

2

Преобразование выражений, содержащих модуль.

1

Решение уравнений, содержащих модуль (5 ч)

3.

Решение уравнений вида  и .

1

4.

Решение уравнений вида  и , используя  геометрическую интерпретацию.

1

5.

Решение уравнений вида   .

1

6.

Уравнения, содержащие два и более модуля.

1

7.

Решение уравнений типа «модуль в модуле»

1

Решение неравенств, содержащих модуль (3 ч)

8.

Решение простейших неравенств.

1

9.

Решение неравенств типа .

1

10.

Решение неравенств типа  .

1

Модуль  в функциях (6 ч)

11.

Построение графика функции вида .

1

12.

Построение графика функции вида .

1

13.

Построение графиков функций .

1

14.

Построение графиков функций .

1

15.

Решение уравнений и неравенств помощью графика.

1

16.

Практикум

1

Итого:

16

Литература:

  1. Виленкин Н.Я., Сурвилло Г.С., Алгебра 8 класс. М.: Просвещение, 2001.
  2. Виленкин Н.Я., Сурвилло Г.С., Алгебра 9 класс. М.: Просвещение, 2001.
  3. Данкова И.Н., Бондаренко Т.Е. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике. М., 2006.
  4. Дорофеев Г.В., Бунимович Е.А. Избранные вопросы математики. Математика., № 10.
  5. Дроздова Л.А. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. Новосибирск,2006.
  6. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
  7. Крамор В.С., Лунгу К.Н. Математика Типовые примеры на вступительных экзаменах. М.: Аркти, 2000.
  8. Студенецкая В.Н. Сборник элективных курсов. Математика 8-9 классы. Волгоград.
  9. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Дополнительные главы к школьному учебнику 8 класс. М.: Просвещение, 2001.

ЧАСТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 18 СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

Программа элективного курса:

«Алгебра плюс:

избранные вопросы математики.

Параметры»

(рассчитана на учащихся 9 класса)

Автор программы:

                                  Денещик Т. Б.

                                              учитель математики

                                                          высшей квалификационной

                           категории

                                           

ст. Барабинск

Цель курса: расширение и систематизация знаний учащихся, необходимых для продолжения

                           обучения в технических ВУЗах.

Задачи:

  • формировать у учащихся представления о параметре, умения решать уравнения, неравенства, содержащие параметр;
  • развивать у воспитанников математическое мышление и интуицию, а также творческие способности, необходимые  для продолжения образования в области математики для будущей профессиональной деятельности;
  • воспитывать культуру личности через решение заданий, с которыми приходится встречаться на ЕГЭ и вступительных экзаменах в ВУЗы, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Требования к учащимся:

1. Уметь:

  • решать уравнения, неравенства с параметрами;

2. Быть способными:

  • к обобщению и систематизации учебного материала;
  • к использованию символического и графического математического языка;
  • к последовательному изложению мыслей, их аргументации.

3. Владеть учебными умениями:

  • самостоятельно работать с книгой;
  • выбирать задачи, адекватные уровню развития способностей.

Ожидаемые результаты

По окончании изучения курса учащиеся должны

знать:

  • что такое параметр;
  • алгоритм решения заданий, содержащих параметр;

уметь:

  • решать уравнения с параметрами;
  • решать типовые задачи с параметром;
  • самостоятельно работать с книгой;
  • выбирать задачи, адекватные уровню развития способностей.
  • использовать символический и графический математический язык;
  • последовательно излагать мыслей, аргументировать их.

Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум.

Пояснительная записка.

      Данный курс предметно - ориентирован и предполагает углубленное изучение темы «Решение уравнений с параметрами».      

      Элективный курс расширяет и углубляет базовую программу по математике, не нарушая её целостности. Он направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся, способствует более осознанному освоению базового курса алгебры. Программа этого курса призвана дополнить содержание основного курса вопросами, необходимыми для продолжения обучения с последующей ориентацией на технические, инженерные профессии в любой отрасли естественнонаучных знаний.

      Решение уравнений, содержащих параметр - одни из труднейших разделов школьной математики. Здесь, кроме использования основных алгоритмов решения, приходится думать об удачной классификации, следить за тем, чтобы не пропустить частные случаи. Задачи с параметрами дают прекрасный материал для учебно-исследовательской работы.

      Предлагаемый курс имеет прикладное и общеобразовательное значение. Он способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, творческих способностей, интереса к предмету и формированию умений решать практические задачи.

Содержание курса:

п/п

Тема

Кол-во

часов

Параметры (18 ч)

1.

Первоначальные сведения.

2

2.

Решение линейных уравнений, содержащих параметры.

3

3.

Решение линейных неравенств, содержащих параметры.

3

4.

Квадратные уравнения, содержащие параметры.

4

5.

Квадратные неравенства, содержащие параметры.

4

6.

Решение дополнительных задач по всему курсу.

2

Итого:

18

Литература:

  1. Виленкин Н.Я., Сурвилло Г.С., Алгебра 8 класс. М.: Просвещение, 2001.
  2. Виленкин Н.Я., Сурвилло Г.С., Алгебра 9 класс. М.: Просвещение, 2001.
  3. Данкова И.Н., Бондаренко Т.Е. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике. М., 2006.
  4. Дорофеев Г.В., Бунимович Е.А. Избранные вопросы математики. Математика., № 10.
  5. Дроздова Л.А. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. Новосибирск,2006.
  6. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
  7. Крамор В.С., Лунгу К.Н. Математика Типовые примеры на вступительных экзаменах. М.: Аркти, 2000.
  8. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Дополнительные главы к школьному учебнику 8 класс. М.: Просвещение, 2001.
  9. Потапов М.Ж., Олехник С.Н, Нестеренко Ю.В. Уравнения и неравенства с параметрами. — М., 1992.
  10. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами: Кн. для учителя. — М., 1986.

ЧАСТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 18 СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

Программа элективного курса:

«Решение нестандартных задач

по математике»

(рассчитана на учащихся 10 класса)

профильный уровень

Автор программы:

                                  Денещик Т. Б.

                                              учитель математики

                                                          высшей квалификационной

                           категории

                                           

ст. Барабинск

Цель курса: познакомить  учащихся с методами решения нестандартных задач,  с приёмами решения задач повышенной сложности по наиболее значимым разделам математики;

Задачи:

  • расширить знания учащихся по математике, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи повышенной сложности;
  • прививать навыки по применению функционально-графического метода при решении задач; создать условия для подготовки учащихся к поступлению в ВУЗы железнодорожной направленности, участия в олимпиадах;
  • предоставить учащимся возможность осваивать программу математики повышенной сложности.

Требования к учащимся:

1. Уметь:

  • использовать как основные, а также и нестандартные приемы и методы решения задач;  
  • проводить полное обоснование при решении задач;

2. Быть способными:

  • к обобщению и систематизации учебного материала;
  • к использованию символического и графического математического языка;
  • к последовательному изложению мыслей, их аргументации.

3. Владеть учебными умениями:

  • самостоятельно работать с книгой;
  • выбирать задачи, адекватные уровню развития способностей;
  • овладеть исследовательской деятельностью.

Ожидаемые результаты

По окончании изучения курса учащиеся должны

знать:

  • нестандартные приемы решения задач;

уметь:

  • применять нестандартные приемы для решения задач;
  • самостоятельно работать с книгой;
  • выбирать задачи, адекватные уровню развития способностей.
  • использовать символический и графический математический язык;
  • последовательно излагать мыслей, аргументировать их.

Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум.

Пояснительная записка

      Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования, является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования. Овладение учащимися нестандартными приемами решения задач можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи с использованием нестандартных способов решения. Появление этих заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника овладения формулами элементарной математики, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и его математической культуры.

      Данный элективный  курс, рассчитанный на 7 учебных часов, позволяет расширить содержание базового курса, получить дополнительную подготовку к ЕГЭ,   к осознанному выбору будущей профессии.

      В ходе изучения данного курса  у учащихся отрабатывается умение четко представлять ситуацию, о которой идет речь, анализировать, сопоставлять, устанавливать зависимость между величинами. Учащиеся знакомятся с различными способами решения задачи. Ученики знают, что при выполнении работы они могут выбрать любой способ решения, важно, чтобы задача была решена правильно.

Содержание курса:

п/п

Тема

Кол-во

часов

1.

Выражения и преобразования  корень  п-ой степени; тригонометрические выражения.

2

2.

Уравнения и системы уравнений тригонометрические уравнения;

  • тригонометрические системы уравнений.

2

3.

Решение задач с помощью уравнений.

1

4.

Решение геометрических задач решение задач по планиметрии; решение задач по стереометрии.

2

Итого:

7

Литература:

  1. Дорофеев Г.В., Бунимович Е.А. Избранные вопросы математики. Математика., № 10.
  2. Дроздова Л.А. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. Новосибирск,2006.
  3. Крамор В.С., Лунгу К.Н. Математика Типовые примеры на вступительных экзаменах. М.: Аркти, 2000.
  4. Потапов М.Ж., Олехник С.Н, Нестеренко Ю.В. Уравнения и неравенства с параметрами. — М., 1992.
  5. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами: Кн. для учителя. — М., 1986.
  6. Материалы Единого государственного экзамена по математике прошлых лет.

ЧАСТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 18 СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

Программа элективного курса:

 «Интенсивный курс подготовки к экзамену»

(рассчитана на учащихся 11 класса)

профильный уровень

Автор программы:

                                  Денещик Т. Б.

                                              учитель математики

                                                          высшей квалификационной

                           категории

                                           

ст. Барабинск

Цель курса: обеспечить прочное и  осознанное овладение учащимися системой знаний и умений по математике, необходимых для изучения  смежных дисциплин и продолжения образования в вузе; обратить внимание учащихся на особенности  ЕГЭ по математике. 

Задачи:

  • расширить знания учащихся по математике, научить их правильно и эффективно решать задачи повышенной сложности;
  • создать условия для подготовки учащихся к поступлению в ВУЗы железнодорожной направленности, участия в олимпиадах;
  • предоставить учащимся возможность осваивать материал программы математики на повышенном уровне.

Требования к учащимся:

  1. Уметь:
  • решать задания B и C  на едином государственном экзамене по математике;
  • использовать как основные, а также и нестандартные приемы и методы решения задач;  
  • проводить полное обоснование при решении задач;
  1. Быть способными:
  • к обобщению и систематизации учебного материала;
  • к использованию символического и графического математического языка;
  • к последовательному изложению мыслей, их аргументации.

  1. Владеть учебными умениями:
  • самостоятельно работать с книгой;
  • овладеть исследовательской деятельностью.

Ожидаемые результаты

 По окончании изучения курса учащиеся должны

знать:

  • нестандартные приемы решения задач;

уметь:

  • применять нестандартные приемы для решения задач;
  • самостоятельно работать с книгой;
  • использовать символический и графический математический язык;
  • последовательно излагать мыслей, аргументировать их.

Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум.

Пояснительная записка

      Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования, является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования. Овладение учащимися нестандартными приемами решения задач можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи с использованием нестандартных способов решения. Появление этих заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника овладения формулами элементарной математики, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и его математической культуры.

      Данный элективный  курс, рассчитанный на 18 учебных  часов, позволяет получить дополнительную подготовку к ЕГЭ,  подготовить  учащихся к осознанному выбору будущей профессии.

      В ходе изучения данного курса  у учащихся отрабатывается умение четко представлять ситуацию о которой идет речь, анализировать, сопоставлять, устанавливать зависимость между величинами. Учащиеся знакомятся с различными способами решения задачи. Ученики знают, что при выполнении работы они могут выбрать любой способ решения, важно, чтобы задача была решена правильно.

Содержание курса:

Тема

Кол-во часов

УРАВНЕНИЯ (5 ч)

Алгебраические уравнения.

2

Тригонометрические уравнения.

3

ВЫЧИСЛЕНИЕ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ И ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ

ВЫРАЖЕНИЙ (3 ч)

Основные свойства степеней.

1

Основные свойства логарифмов.

2

ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ И ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ (4 ч).

Показательные уравнения.

2

Логарифмические уравнения.

2

ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ (4 ч)

Производная элементарных функций. Касательная к графику.

2

Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке [a;b].

2

РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ ЕГЭ (2 ч)

ЕГЭ 2016-2019.

Итого:

18

     

Литература:

  1. Дорофеев Г.В., Бунимович Е.А. Избранные вопросы математики. Математика., № 10.
  2. Дроздова Л.А. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. Новосибирск,2006.
  3. Крамор В.С., Лунгу К.Н. Математика Типовые примеры на вступительных экзаменах. М.: Аркти, 2000.
  4. Потапов М.Ж., Олехник С.Н, Нестеренко Ю.В. Уравнения и неравенства с параметрами. — М., 1992.
  5. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами: Кн. для учителя. — М., 1986.
  6. Материалы Единого государственного экзамена по математике прошлых лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...