Решение задач алгебраическим методом
методическая разработка по алгебре (5 класс)

Лиханова Вера Евгеньевна

Знакомство с алгебраическим методом решения текстовых задач

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ АЛГЕБРАИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

Лиханова В.Е., учитель математики МБОУ «СОШ  №12» г. Ноябрьск, ЯНАО

Наряду с арифметическим, практическим методами решения задач ученики 5 класса  знакомятся и с алгебраическим методом. Многие ученики сначала не будут принимать новый метод, поэтому роль учителя на данном этапе должна заключаться в том, чтобы показать преимущества данного метода,  но ни в коем случае не навязывать его. С этой целью необходимо предлагать задачи, которые арифметически решить трудно.

Особенностями алгебраического метода является введение переменной величины, что позволяет действовать с ней как с явной. Выполняется анализ основных зависимостей между явными и неявными значениями величин, производится моделирование условия задачи в виде уравнения. Если при выборе действий опираемся на сюжетные особенности, то такой метод решения называется алгебраическим. Следует отметить, что в учебнике «Математика 5»  авторского коллектива: Г.В.Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова  существуют определенные недостатки по обучению решению задач алгебраическим методом. Самым главным из них является недостаточность системы упражнений, готовящих детей к усвоению данного метода, а именно на составление различных выражений по сюжету задач и выяснение их сюжетного смысла.

Необходимые базовые знания для решения задач алгебраическим методом:

  • усвоение понятия переменной величины;
  • умение решать простые и составные уравнения;
  • умение составлять по тексту задачи простые и составные выражения и определять их сюжетный смысл;
  • находить выражения с одинаковым сюжетным смыслом.

Основные этапы формирования умения решать задачи алгебраическим методом:

  1. Подготовительный.
  2. Этап ознакомления с алгоритмом рассуждения и записью решения задачи.
  3. Закрепление, выработка умения.

На первом этапе учитель должен познакомить учащихся с понятием «сюжетный смысл выражения», научить составлять всевозможные выражения по тексту задачи, определять их сюжетный смысл. Это можно сделать через следующую систему упражнений:

  1. Дать текст с числами. Составить по этому тексту несколько выражений, записать их смысл.
  2. Дать текст. Учитель составляет по этому тексту выражения, а ученики объясняют их смысл по тексту.
  3. Предложить задание, подобное предыдущему, но среди выражений должны быть такие, которые не имеют сюжетного смысла по данному тексту.
  4. По предложенному тексту с числами дети сами составляют выражения и определяют их смысл. В заключение находят выражения с одинаковым сюжетным смыслом.
  5. Дать задачу, показать способ обозначения величины, которую требуется найти в вопросе задачи через х, показать способ составления выражений по задаче с использованием этой неизвестной величины как с известной. Определить сюжетный смысл выражений по тексту задачи.
  6. По предложенному тексту учитель показывает сюжетный смысл одного из выражений. Детям предлагается составить выражение с тем же сюжетным смыслом.

У пруда росли липы, осины, березы и ели. Лип росло 12, осин – в 3 раза больше, чем лип, несколько елей, берез – на 5 меньше, чем елей. Составь различные выражения и объясни, что они обозначают.

Решение.

Учитель предлагает обозначить число елей буквой х, работать с ней как с обыкновенным числом. Можно составить следующие выражения:

12·3 – количество осин,

х-5 – количество берез,

12+х  – количество лип и елей,

12+(х-5)  – количество лип и берез,

12·3+(х-5)+х  –общее количество осин, берез, елей.

Основная задача второго этапа – введение понятия «основание для составления уравнения», введение алгоритма рассуждения и развернутой формы записи решения задачи алгебраическим методом. Деятельность учителя может быть организована следующим образом.

  1. Дать текст задачи. Решить ее арифметическим методом.
  2. Предложить обозначить через х неизвестную величину, значение которой требуется найти.
  3. Составить ряд выражений по тексту и определить их сюжетный смысл.
  4. Найти выражения с одинаковым сюжетным смыслом. Сообщить детям, что если выражения имеют одинаковый смысл, то они равны.
  5. Составить равенство из двух выражений, в одно из которых входит переменная.
  6. Вместе  с детьми определить, что данная запись является уравнением.
  7. Решить его и установить, что значение х и есть ответ.
  8. Сообщить учащимся, что сюжетный смысл выражений, которые мы использовали для составления уравнения, будем называть основанием для составления уравнения, а метод решения задачи – алгебраическим.
  9. Решить еще одну задачу таким же методом. Запомнить алгоритм рассуждений и полную форму записи решения задачи.
  10. Решив другую задачу, учитель предлагает проверить правильность решения задачи. Для этого необходимо вспомнить все известные способы проверки правильности решения, которые использовали ранее.
  11. Сообщить детям новый способ проверки. Для этого надо составить уравнение по другому основанию. Сделать вывод.
  12. Сопоставляя решения первой и второй задачи, учитель в процессе фронтальной беседы составляет алгоритм решения задачи алгебраическим методом.

Алгоритм решения задачи алгебраическим методом.

  1. Обозначить буквой неизвестную величину.
  2. Составить выражения.
  3. Выбрать основание.
  4. Составить уравнение.
  5. Решить уравнение.

6. Проверить правильность решения.

Знакомство с новым методом решения задачи можно начать:

  • с простой задачи;
  • сразу с составной.

В первом случае работа будет выполняться достаточно быстро, но учащиеся не увидят преимущества данного метода (ведь задача и так решена !).

Рассмотрим задачу. Ученики изготовили 135 елочных украшений, из них фонариков на 5 больше, чем хлопушек, а снежинок в 3 раза больше, чем снежинок. Сколько хлопушек изготовили дети?

Необходимо показать, что задача решается с помощью уравнения. Для этого надо ввести переменную величину. Обозначить буквой можно как число хлопушек, так и число фонариков, так и число снежинок (проще - число хлопушек). Составляем выражения с переменной.

Хлопушки- ? штук

Фонарики-?, на 5 штук больше                  135 штук

Снежинки-?, в 3 раза больше

Пусть х штук хлопушек сделали дети, тогда они изготовили (х+5) штук фонариков, 3х штук снежинок. Всего было сделано (х+(х+5)+3х) штук украшений, а это – 135 штук украшений. Выражения ( х+(х+5)+3х) и 135 имеют один и тот же сюжетный смысл, значит, их можно приравнять. Требуется подчеркнуть, чту уравнивать можно только выражения, имеющие одинаковый сюжетный смысл. Получится уравнение:

х+(х+5)+3х=135. Обратить внимание, что в уравнении наименования не пишутся. Решим уравнение

х+х+5+3х=135

5х=135-5

5х=130

х=130:5

х=26.

.

Итак, 26 хлопушек сделали дети.

Предложить решить задачу арифметическим методом. Без вспомогательной модели это сделать трудно. Составим схематический чертеж.

Хл.              

 Ф.                            5 ш.                                         135 ш.

 Сн.          .                                          

 

Решение.

Все украшения можно разделить на 5 равных частей, если бы не было5 штук фонариков. Уберем их, при этом общее количество уменьшится на 5.

1) 135-5=130 (шт.)  - украшений всего.

  1. 130:5=26 (шт.) – в одной части , т.е. столько хлопушек сделали дети.

В  задачах  с пропорциональными величинами желательно использовать таблицу не только для краткой записи содержания, но и для проведения рассуждений при составлении уравнения. Сначала в таблице записывается содержание задачи, а затем (желательно другим цветом) заполняются все пустые графы выражениями с переменной величиной.

Из двух городов, расстояние между которыми 1620 км вышли одновременно навстречу друг другу два поезда, скорость одного на 10 км/ч больше скорости другого и через 18 часов они встретились. Какова скорость каждого поезда?

Скорость

Время

Расстояние

 (х+10)км/ч                     На 10 км/ч больше

18 ч

(х+10) ·18км                              

                           

х км/ч                            

18 ч

18х км               1 620 км

Пусть х км/ч – скорость одного поезда, тогда скорость другого - (х+10) км/ч. До встречи один прошел расстояние 18х км, а другой – (х+10)·18 км.

Вместе они прошли расстояние (18х+(х+10) ·18) км или 1620 км.

18х+(х+10) ·18=1620

18х+18х+180=1620

36х=1620-180

36х=1440

х=1440:36

х=40

Скорость одного поезда 40 км/ч, а другого50 км/ч.

Прим. Если х км/ч -  большая  скорость, то можно составить такое уравнение: 18х+(х-10) ·18=1620.

Мы рассмотрели некоторые виды текстовых задач, встречающиеся в учебнике математики для 5-х классов. Несмотря на кажущуюся простоту установления связи между алгебраическим и арифметическим методами, этот прием все же требует тщательной отработки с учащимися  на практических занятиях и кропотливой работы учителя в ходе самоподготовки к уроку.

Список литературы

1.        Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/М34/ Г.В Дорофеев, И.Ф. Шарыгин. Рос акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

2.        Математика. Дидактические материала. 5 класс /М 34 / Г.В Дорофеев, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаев, С.Б. Суворова/ Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

  1. Захарова, А.Е. Как помочь школьникам преодолеть некоторые затруднения в овладении решением текстовых задач. А. Захарова / Сборник научных трудов математического факультета МГПУ. М.: МГПУ, 2005. - С. 119-124.



Предварительный просмотр:

РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ АЛГЕБРАИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

Лиханова В.Е., учитель математики МБОУ «СОШ  №12» г. Ноябрьск, ЯНАО

Наряду с арифметическим, практическим методами решения задач ученики 5 класса  знакомятся и с алгебраическим методом. Многие ученики сначала не будут принимать новый метод, поэтому роль учителя на данном этапе должна заключаться в том, чтобы показать преимущества данного метода,  но ни в коем случае не навязывать его. С этой целью необходимо предлагать задачи, которые арифметически решить трудно.

Особенностями алгебраического метода является введение переменной величины, что позволяет действовать с ней как с явной. Выполняется анализ основных зависимостей между явными и неявными значениями величин, производится моделирование условия задачи в виде уравнения. Если при выборе действий опираемся на сюжетные особенности, то такой метод решения называется алгебраическим. Следует отметить, что в учебнике «Математика 5»  авторского коллектива: Г.В.Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова  существуют определенные недостатки по обучению решению задач алгебраическим методом. Самым главным из них является недостаточность системы упражнений, готовящих детей к усвоению данного метода, а именно на составление различных выражений по сюжету задач и выяснение их сюжетного смысла.

Необходимые базовые знания для решения задач алгебраическим методом:

  • усвоение понятия переменной величины;
  • умение решать простые и составные уравнения;
  • умение составлять по тексту задачи простые и составные выражения и определять их сюжетный смысл;
  • находить выражения с одинаковым сюжетным смыслом.

Основные этапы формирования умения решать задачи алгебраическим методом:

  1. Подготовительный.
  2. Этап ознакомления с алгоритмом рассуждения и записью решения задачи.
  3. Закрепление, выработка умения.

На первом этапе учитель должен познакомить учащихся с понятием «сюжетный смысл выражения», научить составлять всевозможные выражения по тексту задачи, определять их сюжетный смысл. Это можно сделать через следующую систему упражнений:

  1. Дать текст с числами. Составить по этому тексту несколько выражений, записать их смысл.
  2. Дать текст. Учитель составляет по этому тексту выражения, а ученики объясняют их смысл по тексту.
  3. Предложить задание, подобное предыдущему, но среди выражений должны быть такие, которые не имеют сюжетного смысла по данному тексту.
  4. По предложенному тексту с числами дети сами составляют выражения и определяют их смысл. В заключение находят выражения с одинаковым сюжетным смыслом.
  5. Дать задачу, показать способ обозначения величины, которую требуется найти в вопросе задачи через х, показать способ составления выражений по задаче с использованием этой неизвестной величины как с известной. Определить сюжетный смысл выражений по тексту задачи.
  6. По предложенному тексту учитель показывает сюжетный смысл одного из выражений. Детям предлагается составить выражение с тем же сюжетным смыслом.

У пруда росли липы, осины, березы и ели. Лип росло 12, осин – в 3 раза больше, чем лип, несколько елей, берез – на 5 меньше, чем елей. Составь различные выражения и объясни, что они обозначают.

Решение.

Учитель предлагает обозначить число елей буквой х, работать с ней как с обыкновенным числом. Можно составить следующие выражения:

12·3 – количество осин,

х-5 – количество берез,

12+х  – количество лип и елей,

12+(х-5)  – количество лип и берез,

12·3+(х-5)+х  –общее количество осин, берез, елей.

Основная задача второго этапа – введение понятия «основание для составления уравнения», введение алгоритма рассуждения и развернутой формы записи решения задачи алгебраическим методом. Деятельность учителя может быть организована следующим образом.

  1. Дать текст задачи. Решить ее арифметическим методом.
  2. Предложить обозначить через х неизвестную величину, значение которой требуется найти.
  3. Составить ряд выражений по тексту и определить их сюжетный смысл.
  4. Найти выражения с одинаковым сюжетным смыслом. Сообщить детям, что если выражения имеют одинаковый смысл, то они равны.
  5. Составить равенство из двух выражений, в одно из которых входит переменная.
  6. Вместе  с детьми определить, что данная запись является уравнением.
  7. Решить его и установить, что значение х и есть ответ.
  8. Сообщить учащимся, что сюжетный смысл выражений, которые мы использовали для составления уравнения, будем называть основанием для составления уравнения, а метод решения задачи – алгебраическим.
  9. Решить еще одну задачу таким же методом. Запомнить алгоритм рассуждений и полную форму записи решения задачи.
  10. Решив другую задачу, учитель предлагает проверить правильность решения задачи. Для этого необходимо вспомнить все известные способы проверки правильности решения, которые использовали ранее.
  11. Сообщить детям новый способ проверки. Для этого надо составить уравнение по другому основанию. Сделать вывод.
  12. Сопоставляя решения первой и второй задачи, учитель в процессе фронтальной беседы составляет алгоритм решения задачи алгебраическим методом.

Алгоритм решения задачи алгебраическим методом.

  1. Обозначить буквой неизвестную величину.
  2. Составить выражения.
  3. Выбрать основание.
  4. Составить уравнение.
  5. Решить уравнение.

6. Проверить правильность решения.

Знакомство с новым методом решения задачи можно начать:

  • с простой задачи;
  • сразу с составной.

В первом случае работа будет выполняться достаточно быстро, но учащиеся не увидят преимущества данного метода (ведь задача и так решена !).

Рассмотрим задачу. Ученики изготовили 135 елочных украшений, из них фонариков на 5 больше, чем хлопушек, а снежинок в 3 раза больше, чем снежинок. Сколько хлопушек изготовили дети?

Необходимо показать, что задача решается с помощью уравнения. Для этого надо ввести переменную величину. Обозначить буквой можно как число хлопушек, так и число фонариков, так и число снежинок (проще - число хлопушек). Составляем выражения с переменной.

Хлопушки- ? штук

Фонарики-?, на 5 штук больше                  135 штук

Снежинки-?, в 3 раза больше

Пусть х штук хлопушек сделали дети, тогда они изготовили (х+5) штук фонариков, 3х штук снежинок. Всего было сделано (х+(х+5)+3х) штук украшений, а это – 135 штук украшений. Выражения ( х+(х+5)+3х) и 135 имеют один и тот же сюжетный смысл, значит, их можно приравнять. Требуется подчеркнуть, чту уравнивать можно только выражения, имеющие одинаковый сюжетный смысл. Получится уравнение:

х+(х+5)+3х=135. Обратить внимание, что в уравнении наименования не пишутся. Решим уравнение

х+х+5+3х=135

5х=135-5

5х=130

х=130:5

х=26.

.

Итак, 26 хлопушек сделали дети.

Предложить решить задачу арифметическим методом. Без вспомогательной модели это сделать трудно. Составим схематический чертеж.

Хл.              

 Ф.                            5 ш.                                         135 ш.

 Сн.          .                                          

 

Решение.

Все украшения можно разделить на 5 равных частей, если бы не было5 штук фонариков. Уберем их, при этом общее количество уменьшится на 5.

1) 135-5=130 (шт.)  - украшений всего.

  1. 130:5=26 (шт.) – в одной части , т.е. столько хлопушек сделали дети.

В  задачах  с пропорциональными величинами желательно использовать таблицу не только для краткой записи содержания, но и для проведения рассуждений при составлении уравнения. Сначала в таблице записывается содержание задачи, а затем (желательно другим цветом) заполняются все пустые графы выражениями с переменной величиной.

Из двух городов, расстояние между которыми 1620 км вышли одновременно навстречу друг другу два поезда, скорость одного на 10 км/ч больше скорости другого и через 18 часов они встретились. Какова скорость каждого поезда?

Скорость

Время

Расстояние

 (х+10)км/ч                     На 10 км/ч больше

18 ч

(х+10) ·18км                              

                           

х км/ч                            

18 ч

18х км               1 620 км

Пусть х км/ч – скорость одного поезда, тогда скорость другого - (х+10) км/ч. До встречи один прошел расстояние 18х км, а другой – (х+10)·18 км.

Вместе они прошли расстояние (18х+(х+10) ·18) км или 1620 км.

18х+(х+10) ·18=1620

18х+18х+180=1620

36х=1620-180

36х=1440

х=1440:36

х=40

Скорость одного поезда 40 км/ч, а другого50 км/ч.

Прим. Если х км/ч -  большая  скорость, то можно составить такое уравнение: 18х+(х-10) ·18=1620.

Мы рассмотрели некоторые виды текстовых задач, встречающиеся в учебнике математики для 5-х классов. Несмотря на кажущуюся простоту установления связи между алгебраическим и арифметическим методами, этот прием все же требует тщательной отработки с учащимися  на практических занятиях и кропотливой работы учителя в ходе самоподготовки к уроку.

Список литературы

1.        Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/М34/ Г.В Дорофеев, И.Ф. Шарыгин. Рос акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

2.        Математика. Дидактические материала. 5 класс /М 34 / Г.В Дорофеев, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаев, С.Б. Суворова/ Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

  1. Захарова, А.Е. Как помочь школьникам преодолеть некоторые затруднения в овладении решением текстовых задач. А. Захарова / Сборник научных трудов математического факультета МГПУ. М.: МГПУ, 2005. - С. 119-124.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач С2 методом координат

Существует два способа решения задач по стереометрии.Первый ,классический ,требует отличного знания аксиом и теорем стереомет-рии, логики, умения построить чертеж и свести объемную задачу к планиметри...

Решение задач алгебраическим и арифметическим способами

Самостоятельная работа для учащихся 5 класса. 2 варианта заданий. Задания компоновала из разных сборников....

Презентация к уроку "Угол между плоскостями.Решение задачи различными методами"

Данная презентация может использоваться для наглядности на уроках повторения, для подготовки к ЕГЭ при решении задач типа С-2....

«Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике. Решение неравенств алгебраическим методом» 10 класс

Представленая работа,содержит разбор всех вариантов решения  показательных неравенств алгебраическим методом.Рассматриваемый материал можно использовать как на уроках алгебры,так и при повторител...

урок в 5 классе"Решение задач алгебраическим способом"

это урок повторения,обобщения и систематизации знаний. в 5 классе начинаетсяподготовка к математическому моделированию, а этот урок одно из звеньев цепочки, он позволяет повторить знания по теме и обо...

Электронный образовательный ресурс на тему: "Решение задач алгебраическим способом"

Обучающая презентация на тему Решение задач алгебраическим способом...