игра "Математик -финансист"
методическая разработка по алгебре (6 класс)

Багма Ольга Александровна

Игра предназначена для учащихся 6-7 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematik-_finansist.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие

«Математик-финансист»

для учащихся  6 классов

     Разработал:

Багма О.А., Калинина В.Г.,

учителя математики    

МБОУ СОШ № 6 г. Пыть-Ях

                                                         

.

        

        2019  год

      Цель игры:

  1. Развивать интуицию, догадку, эрудицию и владение методами математики.
  2. Прививать навыки самостоятельного принятия решений и самостоятельного решения задач, учить учащихся делать умозаключения и выводы.
  3. Пробудить математическую любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес к математике.
  4. Воспитывать культуру математического мышления.

      Формируемые универсальные  учебные действия:

Личностные: развитие способностей  самоанализа и самообразования,  умение

                         отстаивать свою точку зрения

Познавательные:  умение анализировать информацию, понимать практическую

                         значимость математических вычислений.

Коммуникативные:  умение слушать и понимать других, коллективно принимать

                         решение.

Регулятивные:  составлять точный алгоритм действий и реализовывать его.

      Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, таблички с названием банков,

                                   канцелярские принадлежности, раздаточный материал

     Ход игры  

 

                    Перед началом игры составляются три команды, которые распределяются случайным образом при помощи программы «Случайный выбор»:

          1-я –команда   - банк «Возрождение»

          2-я –команда   - банк «Открытие»

          3-я –команда  -  банк «Капитал»

           (название командам даются перед началом игры)

          В зале стоят столы и стулья. На столах   стоят   таблички с  названиями  банков,  лежат необходимые для работы канцелярские принадлежности.

Вступление

         Ведущий.

          Математические знания и умения используются человеком в разных сферах деятельности. В расчетах по использованию семейного бюджета, при покупке продуктов, вещей за наличный расчёт и в кредит и т.д. Финансовая грамотность – это минимальный набор экономических и правовых знаний, а также умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами. Эти знания и умения нужны каждому гражданину в обычной жизни, а не только профессиональным финансистам. Научиться принимать ответственные финансовые решения можно в любом возрасте, но в каждом из них нужен свой подход.

У вас было домашнее задание: поработать со словарями,  ознакомиться с  банковскими терминами, бизнес – терминами делового мира, которые вам сегодня помогут успешно преодолеть все трудности. Предлагаем Вам, используя облако слов определить цель нашего мероприятия, чем мы будем заниматься, какие роли Вам надо будет выполнять.
(
Выслушиваются ответы детей,  подводится мини итог. Выставляются названия команд - банков). Наша игра называется «Математик-финансист».

            У каждого банка должен быть свой управляющий – капитан команды. Предлагаю Вам выбрать себе управляющего банка,  и его помощника.  Прошу представиться…….

 Сегодня вы будете зарабатывать деньги путём совместного решения различных жизненных и просто математических задач. Так как  каждому заданию будет соответствовать определенное время  исполнения, то вам необходимо организовать работу по рациональному использованию времени и сил. Как это можно сделать? (ответы учащихся)

Предлагаю каждому участнику команды включиться в работу, попробовать самостоятельно решить задачу, затем представить решение на общий суд, далее управляющий банка решит какое решение будет представлено от вашей команды

Вы – финансово-кредитные учреждения, которые осуществляют денежные  

          расчеты и наращивают «капитал».

Вы – банки. Ваша задача: решая экономические вопросы, связанные с деньгами,

         прибылью, доходами, увеличить свой первоначальный капитал. У вас есть

         акционеры (болельщики), которые, отвечая на вопросы, тоже будут приносить вам   прибыль.

Присваиваются названия банков. А зачем они нужны?

ПРАВИЛА ИГРЫ

  1. Стартовый капитал каждого банка – 1000 рублей.
  2. Задания различной стоимости: в 1 туре – 50 рублей, во 2 туре- 100 рублей, в 3 туре – 100 рублей, в 4 туре- 100 рублей.
  3. Если команда, представляющая данный банк, дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания.
  4. Если ответ неправильный, то капитал уменьшается, банк отдает свои деньги, равные стоимости задания.

 Если другой банк дает правильный ответ, то он получает эту сумму.

  1. Каждый акционер (родитель или гость) может помочь вашему банку: за дополнительный правильный ответ капитал банка увеличивается на 50 рублей.

1 стол- банк «……», 2 стол «…….», 3 стол «…….»

Победителем считается банк, у которого  на счету в конце игры окажется больше «денег».

  1.  Итоги игры подсчитывает представители центробанка ………..

Прежде, чем мы приступим к игре, давайте проверим, как хорошо вы умеете считать, иначе банк прогорит, не успев начать работать. 3 представителя от каждой команды просим занять места за компьютерами. Вам нужно пройти программу «Числобой» за 5 мин, набрать максимум баллов.

В это время Ваш управляющий и его помощник будут составлять план работы банка.   Если правильно отвечают на вопросы, то план составлен успешно (набрать не менее 5 правильных ответов). И получаете первые дивиденты 50 рублей.

Вопросы управляющему и помощнику?

  1. Что нужно иметь, чтобы получить дивиденды?              (Акция.)
  2. Как называется дело, приносящее доход? (Бизнес, предпринимательство, коммерция).
  3. Что помогает помочь  увеличить продажу товара?    (Реклама)
  4. Искусство коммерции – это искусство создавать условия, при которых покупатель убеждает себя сам, и наиболее веским аргументом в пользу покупки является тот факт, что другие стремятся приобрести ту же вещь. Назовите литературных героев, действовавших по этому принципу. (Том Сойер, Остап Бендер, Чичиков, ,,, )
  5. Как называются деньги иностранного государства?    (Валюта)
  6. Плата за кредит.    (Процент)
  7. Какими понятиями обозначается экономическая помощь?                                                 (Субсидия, субвенция, заем, кредит)
  8. Уменьшение покупательной способности денег.   (Инфляция)
  9. Посредник между покупателем и продавцом на бирже.    (Брокер)
  10. Назовите понятие, которое объединяет все приведенные ниже слова: вексель, банкноты, чек, акция.    (Ценные бумаги)
  11. А – В = С, если С – это прибыль, то что такое А и В?

(А – доход, В – затраты или себестоимость)

Ответы отдаются представителям ЦБ.

1   Т У Р

Вопросы стоимостью 50 рублей

  1. Мастерица связала свитер и продала его за 100 рублей. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 20 р. За моток, а на украшение свитера понадобился бисер стоимостью 10 р.?

                                                              Ответ: 30 рублей.

   

  1. Два бизнесмена поспорили: кто получил больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 5000 р., а его расходы составили 3000 р. Другой наторговал  на 1000 р. меньше, но и затратил своих денег  всего 2000 р. Кто выиграл спор?

                                                   Ответ: никто

  1. Костюм стоит 110 долларов. Сколько франков надо заплатить за этот костюм, если курс франка по отношению к доллару составляет 5,5?

Т.е. 1 доллар= 5,5 франков.

                                                   Ответ: 605 франков

  1. Два друга решили заработать.  Они купили в киоске 100 газет по 3р. за газету и стали продавать  их по 5 р. за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты?

                                                         Ответ: 200 рублей

  1. Один отец дал своему сыну  150 р., а другой своему – 100 р. Оказалось, однако, что оба сына вместе увеличили свой капитал только на 150 рублей. Чем это объяснить?

               Ответ:  всего их было трое: дед, сын, внук. Дед дал сыну 150 р., сын  

                              дал своему сыну (внуку) 100р., у сына 50 р., а вместе 150 р.

  1. Лиса купила у пчел 100 кг меда за 1000 р., а на рынке стала продавать его по 12 р. за килограмм. Какой доход получит лиса, когда продаст весь мед?

                                                     Ответ: 200 рублей

Тур окончен. Слушаем ответы. Обсуждения закончены.

Просим представителей ЦБ оценить план составленный управляющими.

Во всех  задачах, мы говорили о деньгах,  давайте узнаем об истории их возникновения. (Выступают ученики).

2   Т У Р

Вопросы стоимостью 100 рублей.

  1. Клиент взял в банке кредит 18 000 рублей на год под 18 %. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?  (1770 руб)

  1. Клиент взял в банке кредит 12000 рублей на год под 13% годовых. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно? (1130 руб)

  1. Клиент взял в банке кредит 3000 рублей на год под 12 %. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно? (2800 руб)

Получить кредит в последнее время становится все проще и проще. Население этим активно пользуется, а банки, в свою очередь, постоянно предлагают новые продукты. Проценты от кредитов – основная статья доходов банка. Кроме того, что заемщик возвращает весь долг, вместе с ним банк получает и комиссионные, и проценты по кредиту. Главный принцип работы любого банка заключается в том, чтобы пускать деньги в оборот. Пока деньги в движении, они приносят прибыль.

 Что еще предлагают банки населению. Вы это узнаете, посмотрев фрагмент мультфильма.

  1. Т У Р

Вопросы стоимостью 150 рублей

  1. Вкладчик размещает в банке 30 000 рублей под 9% годовых.

Банк осуществляет капитализацию процентов на счете один раз в год.

Какая сумма денег получится на счете через 2 года?

Свой ответ обоснуйте.  (35643)

  1. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. После удержания налога на доходы Мария Константиновна получила 9570 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата Марии Константиновны?(11000)

  1. Вкладчик размещает в банке 60 000 рублей под 6% годовых.

Банк осуществляет капитализацию процентов на счете один раз в год.

Какая сумма денег получится на счете через 2 года?

Свой ответ обоснуйте. (67416)

  1. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Ивана Кузьмича равна 17 500 рублей. Какую сумму он получит после вычета налога на доходы? Ответ дайте в рублях.

(15225)

  1. Вкладчик размещает в банке 40 000 рублей под 8% годовых.

Банк осуществляет капитализацию процентов на счете один раз в год.

Какая сумма денег получится на счете через 2 года?

Свой ответ обоснуйте.(46656)

  1. Налог на доходы составляет  13%  от заработной платы. После удержания налога на доходы Мария Григорьевна получила 17400 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата Марии Григорьевны?(20000)

В то время, когда банки  работают  над заданиями,  ведущий задает    вопросы акционерам. Кто хочет показать решения и помочь своему банку.

При правильных ответах болельщиков  ЦБ добавляет командам деньги.

  1. Коля печет пирожки и продает их на рынке. В первый день он продал 100 пирожков по цене 1р. за один пирожок. На следующий день он снизил цену на 10% и продал 110 пирожков, В какой день он заработал больше денег?

                 Ответ: в первый день.

  1. Бизнесмен положил в банк  100000 р. Через год он забрал из банка  150000 р. Сколько % составила прибыль.

                  Ответ: 150%.

  1. Допустим, что выручка от продажи продукции, выпускаемая неким предприятием, составила  50000 р. При этом было израсходовано:

               на сырье                               20 тыс.р.

               на топливо                           1,5 тыс.р.

               заработная плата               14,5 тыс.р.

               кредиты, налоги                  4,5 тыс.р.

                           итого:                         40,5 тыс.р.

      Какова прибыль предприятия и его рентабельность?

                           Ответ: прибыль 9,5 тыс.р.; рентабельность 9,5 : 40,5 . 100% = 23,5%.

  1. Бабуля продавала на рынке щенка. Мимо шли три парня, собрали по 100 р. и купили его за 300 р. Парни ушли, а бабуля подумала, что продала щенка очень дорого. Она попросила мальчика догнать парней и вернуть им 50 р. Мальчик подумал: «А как же парни разделят между собой эти деньги? Отдам я им 30р. , а себе возьму 20 р. Так он и сделал. Получилось, что каждый парень заплатил по 90 р., т.е. все вместе они отдали 270 р., 20 р. осталось у мальчика, т.е. всего 290 р. Куда делись 10р.?

  Ответ: складывать доходы и расходы нельзя. Доходы равны расходам.

ЦБ подводит и объявляет итоги 3 тура

        Зачем банки привлекают вклады?

Банк — это машина, превращающая деньги в новые деньги. Вложенные клиентами средства находятся в непрерывном “движении”, помогая банку наращивать свои активы, Банки вкладываются в межбанковские кредиты, недвижимость, ценные бумаги, стремятся получить прибыль из самых разных инвестиционных проектов. И, конечно, выдают ваши деньги другим своим клиентам в виде кредитов.

  1. Т У Р

Найди финансовые слова. За 10 слов – цена 100 рублей, каждое последующее  еще 50рублей.

У

Д

Е

Н

Ь

Г

И

П

Т

В

Д

С

Ш

К

Р

Е

Д

И

Т

К

К

Н

А

Л

О

Г

Ж

К

И

Л

Б

В

Е

Л

Д

Д

О

Л

Г

А

А

З

А

Р

П

Л

А

Т

А

Д

Н

К

А

С

С

А

Б

А

Н

К

К

П

Д

Ж

Д

О

Х

О

Д

Ы

Б

А

Н

К

Р

О

Т

А

З

К

К

Е

Л

Р

А

С

Х

О

Д

У

Б

Ю

Д

Ж

Е

Т

О

Д

Р

Ц

     

Итоги мероприятия: Посчитайте свои активы (сколько каждый банк заработал денег)

Жюри подводит и объявляет итоги  последнего конкурса  и всей игры.

Победившей считается та команда, которая имеет больше денег в своем банке.  

                       

                 Награждение победителей и призеров: грамоты и  призы

   (заранее заготовлены модели игрушечных автомобилей и сотовых телефонов)

 Победителем в игре становится банк «……….», приз вручается управляющему банка в виде автомобиля Феррари «Мустанг», как обеспечивавшему лучшую работу.

 Если понравилось мероприятие , вы узнали что то новое, то оцените пожалуйста, выбрав одну из купюр и положите в сейф. Спасибо за работу.

БАНК

ВОЗРОЖДЕНИЕ

БАНК

ОТКРЫТИЕ

БАНК

КАПИТАЛ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике для 8-9 классов "Математик-финансист"

Материал для внеклассного мероприятия по математике для 8-9 классов "Математик- финансист" (профориентация). Текстовый документ содержит материал по структуре и ходу данного мероприятия, презентация с...

Экономическая викторина к празднику День Финансиста

Викторина "По ступенькам бизнеса" Скобелева Анна Сергеевна, преподаватель экономических дисциплинС молниеносной быстротой летит время и еще вчера вы были просто школьниками и не задумывались...

Моя будущая профессия- финансист.

Познакомить школьников с профессиональным праздником – Днём финансиста. профессий- финансист....

Занятие: «Лучший финансист» в рамках проекта ГКОУ ЦИО «Южный»

С 2017 года в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в нашем центре инклюзив...

Интеллектуально-познавательный квест "Юный финансист"

Интеллектуально-познавательный квест "Юный финансист"...

Информационно-познавательный проект на тему "Сам себе финансист: проценты и скидки"

В своей работе «Сам себе финансист: проценты и скидки», автор выясняет понятие «процентов» и «скидок», основные закономерности, как на основании изученной литератур...