Урок математики 5 класс по теме «Круговые диаграммы»
план-конспект урока по алгебре (5 класс)

Валентина Леонидовна Гусева

Урок математики по теме «Круговые диаграммы»

5 класс.

 

(Разработала учитель 1 квалификационной категории МОУ «Кадамская основная общеобразовательная школа» Гусева Валентина Леонидовна)

Дата: 20.05.2019 г.

Цель: Ознакомление с понятием круговые диаграммы.

 

Задачи урока:

  1. Образовательные:
    • Познакомить с понятием  «Диаграммы»
    • Научить строить круговые диаграммы на бумаге при помощи карандаша и линейки.
  2. Воспитательные:
    • формирование системы взглядов на мир;

   3.  Развивающие:

  • учить грамотно употреблять в речи термины: диаграмма,  круговая диаграмма;
  • совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать и делать выводы, выделять существенные признаки.

Результаты урока

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики по теме «Круговые диаграммы»

5 класс.

(Разработала учитель 1 квалификационной категории МОУ «Кадамская основная общеобразовательная школа» Гусева Валентина Леонидовна)

Дата: 20.05.2019 г.

Цель: Ознакомление с понятием круговые диаграммы.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • Познакомить с понятием  «Диаграммы»
  • Научить строить круговые диаграммы на бумаге при помощи карандаша и линейки.
  1. Воспитательные:
  • формирование системы взглядов на мир;

   3.  Развивающие:

  • учить грамотно употреблять в речи термины: диаграмма,  круговая диаграмма;
  • совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать и делать выводы, выделять существенные признаки.

Результаты урока

Предметные

  • Познакомиться с понятием  «Диаграммы»
  • Научить читать диаграммы;
  • Научить строить диаграммы на бумаге при помощи карандаша и линейки.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний :отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развивать умение работать в группе.

Формы занятия: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, объяснение нового материала, закрепление изученного материала, проверка и коррекция знаний).

Методы и приемы работы:

  • учителя: фронтальная работа (объяснение нового, диалог, демонстрация презентации, индивидуальная помощь при выполнении самостоятельной работы);
  • ученика: фронтальная (диалог; просмотр презентации) и индивидуальная (решение заданий, работа в тетради, групповая работа.

Материалы и оборудование: учебник В.Я. Виленкин, В.И. Жохов «Математика 5», циркуль, линейка,  простой карандаш, цветные карандаши (синий, красный, желтый, зелёный), транспортир, цветные мелки, сигнальные карточки-круги (одна сторона круга красная, другая зелёная), карточки задания, презентация «Круговые диаграммы», ПК.

План урока

  1. Организационный момент
  1. Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой учащихся на урок.

Ребята я надеюсь что вы мне сегодня будете помогать, будете работать, запишите число и оставьте строчку для темы

I I. Актуализация знаний: На прошлых занятиях мы с вами изучали виды углов, проценты, градусы. Давайте вспомним.(слайд 2)

  • Что такое процент?  1/100 называется %
  • Что такое градус? 1/180 часть развернутого угла называется градусом
  • Какие углы вы знаете?   Прямой, развернутый, острый, тупой
  • Что такое прямой угол?
  • Что такое развернутый  угол?
  • Что такое острый  угол?
  • Что такое тупой угол?
  • Чему равна градусная мера круга ?
  • Чему равна градусная мера полуокружности?
  • Укажите соответствие между  видом углов и их градусной мерой (слайд  3)

(Учащиеся, по одному, называют градусные меры углов. Остальные, если согласны, поднимаю вверх зелёный кружок, если нет, красный)

1)острый-56

2)прямой- 90

3)тупой-123

4)развернутый- 180

Найдите корни уравнений, расположите в порядке возрастания и прочитаете тему урока:

 (слайд 4)

6,8 х = 13,6     (2)              А        4.2х-0.2 х = 20.4  (5.1)     М

6.5х+3.5х = 40 (4)            А        9х – 1.8 = 7.2  (1)               И

0.01х = 5   (500)               А         х : 0.1 =  60 (6 )                 М

7.5х = 0   (0)                    Д         15 – 3 х = 5.1  (3.3)        Р

3 х+2 х = 15.5  (3.1)        Г

(слайд 5)

0

1

2

3,1

3,3

4

5,1

6

500

III.Изучение новой темы:

  1. Запись в тетрадях тему урока «Диаграмма». (слайд 6)

Чем будем заниматься? Ознакомление с понятием круговые диаграммы.

  • Повторить ранее изученный материал по темам: «Углы. Измерение углов», «Проценты»
  • Ознакомится с понятием «Диаграммы»
  • Научится строить круговые диаграммы.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью

 «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Действительно, рисунки, схемы, чертежи и графики способны заменить нам долгие разъяснения.

Кто знает, что такое диаграмма?

Часто на практике результаты какой-либо деятельности человека, сравнения стоимости тех или иных изделий, состава различных смесей или каких-либо других числовых данных их удобнее представлять наглядно, в виде рисунка. Такие рисунки получили названия диаграмм.

Запишем в тетради для правил определение диаграммы.

Диаграмма – способ наглядного представления числовых данных.(слайд  7)

Где используются диаграммы?

Какие бывают диаграммы?

Существует множество видов диаграмм. Диаграммы могут быть плоскостными и объемными. Среди плоскостных диаграмм различают: графики, столбчатые, линейчатые, точечные, кольцевые. Мы будем изучать круговые диаграммы.(слайды 8 )

Объяснить диаграмму распределения суши и воды (слайд 9)

Задача 1. На уроке географии вы говорили, что вода занимает 71(70) % на всей поверхности земного шара, остальное суша. Показать наглядно, отношение воды и суши на круговой диаграмме? (слайд 10)

Всего 3600 – 100%

Вода  ? 0 – 70 %

Суша ?

  1. 360:100*70= 2520 
  2. 360- 252= 1080      

Ответ:

Сколько частей будет в диаграмме?

Что показывает одна его часть, вторая?

Задача 2. В теле человека вода составляет 0.65 части от его массы. Найдите массу воды, если масса человека составляет 60 кг. И изобразите на круговой диаграмме. (слайд 11)

Всего 60 кг  

Вода - ? кг составляет 0.65 от всего

Mводы =mтела*0.65=60*0.65=39 кг вода

360*0.65=2340 вода

360-234=126 0 вещества

Ответ:

Задача 3. Известно, что кости содержат 15% воды. Постройте круговую диаграмму содержания воды в костях. (слайд 12)

Всего – 100%

Вода – 15 %

Вещества – 85%

360:100*15=54 0

Алгоритм построения диаграммы: (слайд  13)

  1. Вспомните, сколько градусов содержит круг.
  2. Сколько процентов приходится на всю величину, на единое целое.
  3. Определить, сколько углов будет содержать диаграмма.
  4. Рассчитать, сколько градусов составит каждый угол.
  5. Построить углы, вершины которых будут находиться в одной точке – центре круга.
  6. Выбрать цветовое решение для каждого угла в отдельности и для диаграммы в целом.

Физкультминутка. (слайд 14)

IV.Закрепление новой темы: 

1) Задача 4. № 1693 Известно, что 3/8 массы льняного семени составляет масло. Постройте круговую диаграмму содержания масла в льняном семени. (слайд 15)

Всего – 1

Масло 3/8 от всего

Отходы – остальное

360:8*3= 1350 составляет масло.  

Задача 5. №1695 (слайд 16- 18)

Врачи рекомендуют дневную норму питания распределить на 4 приема: утренний завтрак – 25%, второй завтрак – 15%, обед – 45% и ужин – 15%.

Постройте круговую диаграмму распределения дневной нормы питания

Решение:( 14 слайд)

Дневная норма-100%

Круг-360

4 угла

360:100=3,6   - на 1%

3,6 *  25 =90    - завтрак

3,6  *  15 =54 – 2 завтрак, ужин

3,6    * 45 =162    - обед

 Сделаем вывод: какое у вас питание? Соответствует ли оно данной диаграмме?

V I. Подведем итоги урока:

 Ответьте на несколько вопросов.(слайд19 )

  1. Что такое диаграмма? (Способ наглядного представления числовых данных)
  2. Какие диаграммы вы научились сегодня строить? (Круговые диаграммы)
  3. Какие знания и умения вам необходимы для построения диаграмм? (Что такое диаграмма?  Углы, правила построение углов.  Проценты. Доли и дроби.)

VII Рефлексия(слайд 20)

Оцените свою работу на уроке с помощью кружочков зелёный, красный.

Если вы довольны собой. всё получилось поднимите зелёную карточку, если на уроке вам было временами непросто, не всё получалось, то поднимите красную карточку.

IX.Домашнее задание: (слайд 21)

      1) Вырежьте из газет информацию, представленную при помощи разных видов диаграмм;

2) Выполните из учебника  №1706, №1707,1710 

При наличии времени выполняем № 1694 (слайд 22)

X.  Историческая сведения о первых диаграммах (слайд11)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Круговые диаграммы

Слайд 2

Опрос:

Слайд 3

Повторение: Задание 1 Укажите соответствие между видом углов и их градусной мерой Острый угол Тупой угол Развернутый угол Прямой угол 90 180 56 123

Слайд 4

6,8 х = 13,6 А 4.2х-0.2 х = 20.4 М 6.5х+3.5х = 40 А 9х – 1.8 = 7.2 И 0.01х = 5 А х : 0.1 = 60 М 7.5х = 0 Д 15 – 3 х = 5.1 Р 3 х+2 х = 15.5 Г

Слайд 5

0 1 2 3,1 3,3 4 5,1 6 500 Д И А Г Р А М М А

Слайд 7

Диаграмма – способ наглядного представления числовых данных

Слайд 10

Задача 1.

Слайд 11

Задача 2

Слайд 12

Задача 3

Слайд 14

Физкультминутка

Слайд 15

№1693:Диаграмма содержания масла в льняном семени Известно, что массы льняного семени составляет масло масло % % остальная часть

Слайд 16

№1695: Врачи рекомендуют дневную норму питания распределить на 4 приема: утренний завтрак – 25%, второй завтрак – 15%, обед – 45% и ужин – 15%. Постройте круговую диаграмму распределения дневной нормы питания.

Слайд 17

Построение диаграммы: Дневная норма-100% Круг-360 4 угла 360:100=3,6 - на 1% 3,6 25 =90 - завтрак 3,6 15 =54 – 2 завтрак, ужин 3,6 45 =162 - обед 0 0 . 0 . 0 . 0

Слайд 19

Подведем итоги урока. Что такое диаграмма? Какие диаграммы вы научились сегодня строить? Какие еще виды диаграмм вы запомнили? Какие знания и умения вам необходимы для построения диаграмм?

Слайд 20

Домашнее задание: №1706 №1707 №1701(повторение)

Слайд 21

Рефлексия

Слайд 22

№1694:Диаграмма распределения воды и суши на земной поверхности Вода занимает 0,7 всей поверхности земного шара 70% вода 30% суша

Слайд 23

Литература: учебник В.Я. Виленкин, В.И. Жохов «Математика 5» http://school-collection.edu.ru ru.wikipedia.org chaiksosn.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме «Круговые диаграммы»

Цели: Освоение способов визуализации числовых данных. Обучение построению математической модели с использованием круговых диаграмм. Применение теоретических знаний в практической деятельности ч...

по теме "Круговые диаграммы" 5 класс

Данный урок разработан для учащихся 5-6 класса. Формы работы на уроке: парные, групповые и индивидуальные; присутствуют элементы ФГОС....

Урок по теме Круговые диаграммы, 5 класс

Целевая аудитория: 5 класс.Учебник: Математика: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Виленкин  Н.Я., Жохов В.И. и др.-М.: Просвещение, 2010 г.Тип урока: урок целевого применения усвоенного...

Урок математики в 6 классе по теме "Круговые и столбчатые диаграммы"

Цели: научиться строить круговые и столбчатые диаграммы, используя возможности электронных таблиц (компьютерные программы:MicrosoftOfficeExcel, “Мастер диаграмм”);развивать: коммуникативные навыки, ко...

Разработка урока математики в 6 классе по теме "Круговые диаграммы"

На примере данного урока можно увидеть один из способов организации  деятельности учащихся, направленный на постановку   и   решение  учебных  задач:-  «Как код...

Урок комбинированный в 5 классе на тему: "Круговые диаграммы"

Разработка урока  с презентацией на тему: "Круговые диаграммы". Урок комбинированный (обобщение и систематизация знаний, объяснение нового материала, закрепление изученного материала, проверка и ...

Презентация и технологическая карта на тему "Круговые диаграммы", математика 5 класс

Презентация к открытому уроку на тему "круговые диаграммы", математика 5 классТехнологическая карта...