Рассказ А.Т. Аверченко «Экзаменационная задача» и решение старинных задач
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Каменева-Любавская Надежда Петровна

Конспект открытого урока для 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Рассказ А.Т. Аверченко «Экзаменационная задача»
и решение старинных задач»

Цели:

обучающая: учить школьников обрабатывать информацию;

развивающая: раскрывать и развивать задатки и способности обучающихся, познавательный интерес к изучению математики и литературы;

воспитательная:  воспитывать коммуникативную личность, заинтересованную в обучении и развитии своих творческих и учебных умений и навыков.

Математическая цель: на основе анализа полученной из различных источников информацию научить  школьников решать познавательные задачи, в ходе коллективного обсуждения формулировать и выдвигать версии, учиться нестандартно, мыслить.

Используемые технологии: развитие критического мышления, чтение с остановками, эвристическая беседа, мультимедийные технологии.

Тип урока: интегрированный урок.

Форма проведения: открытый урок.

Ход урока

Эпиграфом к уроку возьмем слова Александра Сергеевича  Пушкина:

«О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И Опыт, сын ошибок  трудных,

И Гений, парадоксов друг…»

                                       

   А.С. Пушкин

Исходя из эпиграфа

- Чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (высказывание учащихся).

- Да, нам  на уроке предстоит сделать небольшие открытия, будем решать задачи. Для этого мы с вами воспользуемся рассказом Аркадия Тимофеевича Аверченко «Экзаменационная задача»

- А причем здесь литература? Многим может показаться странным такое сочетание – математика и литература, но они не так далеки друг от друга, как кажется.

-Обратимся к рассказу А. Аверченко  «Экзаменационная задача». Главным героям является фантазер и мечтатель Семен Панталыкин. У него была манера преувеличивать все события, смотреть на вещи чрезвычайно мрачно.

                                                             ****

Когда учитель громко прочитал задачу, все записали её, и учитель, вынув часы, заявил, что даёт на решение задачи двадцать минут, - Семён Панталыкин провёл ладонью по круглой головёнке и сказал сам себе (слайд):

- Если я не решу задачу – я погиб!... Но, что делать, а задачу надо решать. Семён начал думать.

Первым делом ему пришла мысль.

-Какая мысль пришла Семёну? (мнение учащихся).

-А какая мысль пришла Семёну на самом деле, читаю дальше.

- Что это же за крестьяне такие: «первый» и «второй»? Надо дать им имена. Семен одного из них окрестил Вильямом, а другого Рудольфом. И сразу же оба сделались ему понятными и близкими. Он уже видел умственным взором белую полоску от шляпы, выделявшуюся на лбу Вильяма, лицо которого загорело от жгучих лучей солнца… А Рудольф представлялся ему широкоплечим мужественным человеком, одетым в синие парусиновые штаны и кожаную куртку из меха речного бобра.

И вот — шагают они оба, один на четверть часа впереди другого… Панталыкину пришел на ум такой вопрос:

- Какой вопрос? (высказывания учащихся)

А какой вопрос,  пришел Панталыкину на самом деле,  читаем дальше

— Знакомы ли они друг с другом, эти два мужественных пешехода? Вероятно, знакомы, если попали в одну и ту же задачу…

Возник еще один интересный вопрос:

— Были у них ружья или нет?

Пускаясь в дорогу, лучше всего захватить ружья, которые даже в пункте Б могли бы пригодиться, в случае нападения городских бандитов.

Вот опять тоже — написали: пункт А, пункт Б… Что это за названия?

- Почему не назвать один город Санта-Фе, а другой — Мельбурном?

- Всё это очень странно… если знакомы — почему они не сговорились идти вместе? То, что Рудольф вышел на четверть часа позже Вильяма, доказывает, что этот честный скваттер не особенно доверял Вильяму.

Пока Семён так думал 20 минут прошли.

                                                                               ****

— Ну, двадцать минуть прошло, — раздался, как гром в ясный погожий день, голос учителя. — Ну что, все решили? Ну, ты, Панталыкин Семен, покажи: какой из крестьян первый пришел в пункт Б.

И чуть не сказал бедный Панталыкин, что, конечно, в Санта-Фе первым пришел негодяй Блокер, потому что скваттер Каутерс лежит с простреленной грудью и предсмертной мукой на лице, лежит, одинокий в пустыне, в тени ядовитого австралийского «змеиного дерева»!…

Но ничего этого не сказал он. Прохрипел только: «не решил… не успел…».

И тут же увидел, как жирная двойка ехидной гадюкой зазмеилась в журнальной клеточке против его фамилии.

— Я погиб, — прошептал Панталыкин Семен. — На второй год остаюсь в классе. Отец выдерет, ружья не получу, «Вокруг Света» мама не выпишет…                                                   

                                                                       

Решение математической задачи (условие на слайде)

Отрывок из стихотворения Н. Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».

Решение математической задачи: Какова площадь островка?

Вопрос: Какова длина удава?

После просмотра отрывка мультфильма «38 попугаев»

Домашнее задание: Какова  длина удава? Если длина одной мартышки -70 см., длина одного попугая – 22см., длина 1 слонёнка – 330см. Среднее длина 1 удава 10 метров. Сделай вывод.

Вывод: Как связаны между собой литература и математика?

А как  связаны между собой литература и математика словами Антона Павловича Чехова:

   «Гуманитарные науки … только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своём они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом …», т.е. грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным.

Учитель математики: Каменева-Любавская Н.П.,

 г. Тобольск, МАОУ СОШ№1.

2018г.



Предварительный просмотр:

Домашнее задание:

Какова  длина удава? Если длина одной мартышки -70 см., длина одного попугая – 22см., длина 1 слонёнка – 330см. Среднее длина 1 удава 10 метров. Сделай вывод.

Домашнее задание:

Какова  длина удава? Если длина одной мартышки -70 см., длина одного попугая – 22см., длина 1 слонёнка – 330см. Среднее длина 1 удава 10 метров. Сделай вывод.

Домашнее задание:

Какова  длина удава? Если длина одной мартышки -70 см., длина одного попугая – 22см., длина 1 слонёнка – 330см. Среднее длина 1 удава 10 метров. Сделай вывод.

Домашнее задание:

Какова  длина удава? Если длина одной мартышки -70 см., длина одного попугая – 22см., длина 1 слонёнка – 330см. Среднее длина 1 удава 10 метров. Сделай вывод.

Домашнее задание:

Какова  длина удава? Если длина одной мартышки -70 см., длина одного попугая – 22см., длина 1 слонёнка – 330см. Среднее длина 1 удава 10 метров. Сделай вывод.

Домашнее задание:

Какова  длина удава? Если длина одной мартышки -70 см., длина одного попугая – 22см., длина 1 слонёнка – 330см. Среднее длина 1 удава 10 метров. Сделай вывод.

Домашнее задание:

Какова  длина удава? Если длина одной мартышки -70 см., длина одного попугая – 22см., длина 1 слонёнка – 330см. Среднее длина 1 удава 10 метров. Сделай вывод.

Домашнее задание:

Какова  длина удава? Если длина одной мартышки -70 см., длина одного попугая – 22см., длина 1 слонёнка – 330см. Среднее длина 1 удава 10 метров. Сделай вывод.



Предварительный просмотр:

40 рублей

__________________________________________________________________

80 рублей прибыли

120 рублей прибыли

5 верст за 1 час

4 версты за 1 час

________________________________________________________________________________________________________

1 бочка

________________________________________________________________________________________________________

2 виноторговец

________________________________________________________________________________________________________

1 виноторговец

________________________________________________________________________________________________________

2 крестьянин

1 крестьянин

S=a*b



Предварительный просмотр:

Отрывок из стихотворения Н. Некрасова

«Дедушка Мазай и зайцы»

«Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину».

Как вы думаете, какой вопрос задал бы учитель главному герою нашего рассказа – Семёну Панталыкину?

_____________________________________________________________________________

Отрывок из стихотворения Н. Некрасова

«Дедушка Мазай и зайцы»

«Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину».

Как вы думаете, какой вопрос задал бы учитель главному герою нашего рассказа – Семёну Панталыкину?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок литературы и математики по теме: «Рассказ А.Т. Аверченко «Экзаменационная задача» и решение старинных задач» Каменева-Любавская Н.П., учитель математики Панфилова О.В., учитель литературы

Слайд 2

О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И Опыт, сын ошибок трудных, И Гений, парадоксов друг… А.С. Пушкин

Слайд 3

А.Т. Аверченко 27 марта 1881-12 марта 1925 г.г.

Слайд 4

-Если я не решу эту задачу – Я погиб!... -Я погиб!...

Слайд 5

Задача Два крестьянина вышли одновременно из пункта А в пункт В, причём один из них делал в час четыре версты, а другой – пять. Спрашивается, на сколько один крестьянин придёт раньше другого в пункт В, если второй вышел позже первого на четверть часа, а от пункта А до пункта В такое же расстояние в верстах, - сколько получится, если два виноторговца продали третьему такое количество бочек вина, которое дало первому прибыли сто двадцать рублей, а второму восемьдесят, а всего бочка вина приносит прибыли сорок рублей.

Слайд 6

Условие задачи 1 крестьянин – 4 версты за 1 час; 2 крестьянин – 5 верст за 1 час. 1 виноторговец – 120 рублей прибыли; 2 виноторговец – 80 рублей прибыли; 1 бочка – 40 рублей.

Слайд 7

120+80=200(р)- прибыль. 200:40=5(бочек)-продали. 5 бочек соответствуют расстоянию в 5 верст. 3. 5:5=1(ч)-второй крестьянин 4. 5:4=1,25(ч)- первый крестьянин 5. 1.25-1=0.25(ч)- разница времени Ответ: прибыли одновременно. Решение

Слайд 8

Старинные величины Сажень – 21 3 см Аршин – 7 1 см

Слайд 9

«Гуманитарные науки … только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своём они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом …» А.П. Чехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение старинных задач с помощью уравнений

Описание опыта привлечения исторического материала для изучения отдельных тем по алгебре с целью повышения интереса к предмету....

Мини-урок по теме "Решение старинных задач"

Решение задач Л.Ф.Магницкого...

Подготовка к ЕГЭ • выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на вывод формул соединений – это задания С5 из 3 части экзаменационной работы ЕГЭ.

                       Подготовка к ЕГЭ выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на выво...

Занятие по внеурочной деятельности "Решение старинных задач на дроби". Математика 6 класс

Старинные задачи на дроби всегда привлекают внимание учащихся. В данной работе приведены наиболее известные задачи для развития внимания, сообразительности и расширения математического кругозора учащи...

Решение старинных занимательных задач

laquo;Решение старинных занимательных задач» в рамках недели математики....

Разработка открытого занятия кружка по теме: "Методика работы с текстовой задачей. Поиск решения нестандартных задач".6-7 классы.

Методика  раскрывается на примере задач на однокруговые турниры.В задачах этого занятия турниры исследуются алгебраическими методами. Обучение алгебре состоит не только и не столько в обучении ме...