Урок алгебры "Линейная функция и её график"
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

план- конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lineynaya_funktsiya.docx46.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Линейная функция и ее график»

Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.

Цель урока: закрепление знаний, умений и навыков учащихся по теме.

Задачи урока:

образовательные:

  • повторение основных понятий по теме «Линейная функция»;
  • выработка умений и навыков учащихся строить график линейной функции, работать с построенным графиком;
  • выработка умений определять по значениям k и b положение графиков на координатной плоскости, а так же по формуле линейной функции определять соответствующий ей график.

                      развивающие:

  • развивать способности применять теоретические знания на практике;
  • развивать логическое мышление, умение применять свои знания при изучении линейной функции;

                     воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучению математики;
  • воспитывать аккуратность, внимательность при построении графиков линейных функций;
  • воспитывать  умение  работать  коллективно;
  • воспитывать умение  говорить  и  правильно  высказать  свои  мысли  с  использованием  математических  терминов.

                      Оборудование: компьютер с проектором, компьютерная презентация,  документ – камера,  карточки заданиями для работы в группах.

Ход урока

1. Организационный момент

               Я рада видеть вас на уроке математики. Проверим готовность к уроку (рабочие тетради, дневник, учебник, чертежные инструменты).

Итак, тема нашего урока «Линейная функция и ее график». Сегодня у нас урок повторения. Мы вспомним с вами как строить график  линейной функции и, глядя на формулу функции, будем контролировать  его построение, будем выполнять задания с построенным графиком. В конце урока мы выполним самостоятельную работу в группах. Это первый урок после каникул, поэтому если вы кое - что подзабыли, то на этом уроке мы вспомним и отработаем основные моменты темы.

2.Актуализация знаний.

  1.  Устная работа – теоретическая разминка.

- Какая функция называется линейной?

(Линейной  функцией  называется  функция,  которую  можно  задать  формулой  вида  ,  где  х – независимая  переменная,  k  и  b – некоторые числа.)

- Что является графиком линейной функции?

(Графиком  линейной  функции  является  прямая  линия.)

- Сколько точек необходимо для построения графика?

(Для  построения  графика  линейной  функции достаточно  найти  координаты  двух  точек  графика,  отметить  эти  точки  в  координатной  плоскости  и  провести  через  них  прямую.)

- Почему  для  построения  графика  линейной  функции  достаточно  только  двух  точек?

(Из  начальных  геометрических  сведений  мы  знаем,  что  через  две  точки  плоскости  можно  провести  прямую  линию  и  причем  только  одну.)

- При каком условии линейная функция становиться прямой пропорциональностью?

(число  b  равно  0.  Прямой  пропорциональностью  называется  функция,  которую  можно  задать  формулой  вида  ,  где  х – независимая  переменная,  k – не  равное  нулю  число.)

  1. А теперь давайте проверим, как вы умеете использовать теорию на практике. Для этого выполним ряд заданий. Начнем с простого (устная работа):

Перед вами формулы, задающие функции:

б) у = х /4+2

г) у = - 3х-1

я) у = 2х-1

п) y = x2 + 3

ь) у = 3х

Каждая из них записана под какой-то буквой. Я задаю вопрос, вы отвечаете на него устно и в тетрадях записываете букву, соответствующую верному ответу.

  1. Найти функцию, которая не является линейной (п)
  2. График какой из функций изображен на схеме? (я)

E:\Открытые уроки\102562\img1.jpg

3.        Через какую из точек проходит график функции б) ? (Т)

А(0; 0),  Т (0; 2)

      4.Укажите функцию, график которой проходит через начало координат. (ь)

Вы получили 4 буквы. Поменялись тетрадями с соседом по парте. Составьте из них слово.(пять) Верно, пять. Именно такую оценку сможет получить каждый из вас, если будет внимательно слушать меня, выполнять правильно все указания и правильно отвечать.

  1. Выполнение практических заданий

Вспомним алгоритм построения графика линейной функции.

Чтобы построить график линейной функции нужно:

                                   1. Построить  и заполнить таблицу:

                                           1) Произвольно задаём  три  значения аргумента х;

                                                2) Находим три соответствующих значения функции у;

                                2. Построить точки в системе координат;

                                3. Провести через них прямую линию.

Построить график функции

                   y= 2- 0,5х

Один ученик заполняет таблицу у доски

x

0

4

-2

y

2

0

3

        (доп. вопрос: как без графика определить является ли функция возрастающей или убывающей )

            Второй ученик с строит график у доски

     

(доп. вопрос: как  по графику определить является ли функция возрастающей или убывающей )

Гимнастика для глаз.

Быстро-быстро поморгайте глазками, а теперь зажмуртись и посчитайте до 5. А теперь откроем глазки и посмотрим вверх, вниз, вправо и влево. А теперь наоборот. Закроем глазки и мысленно нарисуем 8 от пола до потолка . Хорошо. Отдохнули глазки. Давайте продолжим работу.

   Третий ученик выполняет задание по графику

               Найти:

  1. Значение аргумента при y = -2; 4;
  2. Значение функции при х = -2; 2;
  3. Координаты точки пересечения с осями координат.

Ребята, как  выполнить такое задание без построения графика функции?

y= 2- 0,5х

Каким свойством обладает точка, лежащая

на оси ОХ?

на оси ОY?

Выполнить задание самостоятельно (проверить с помощью документ - камеры)

При выполнении одинакового задания применяли графический и аналитический способы решения.

4. Работа по карточкам в группах.

У каждой карточки есть ключевое слово, которое можно найти, выполнив задание и выбрав букву из таблицы. В результате самостоятельной работы по карточкам  появятся слова.

Группа №1

Ф.И.

Оценка

1.

2.

3.

4.

5.

Карточка  №1

   Дана линейная функция у = - х + 5

  1. Чему равен коэффициент к?
  2. Найдите значение функции, если значение аргумента х = 8;
  3. Постройте график функции и найдите по графику значение аргумента, соответствующее значению у, равному 4;
  4. По графику найдите ординату точки пересечения с осью ОУ;
  5. Выясните, возрастает или убывает заданная функция;
  6. Принадлежит ли точка С (6; 1) графику данной функции?

 (Ключевое слово «Декарт»)

№ задания

1

2

3

4

5

6

буква

Таблица ответов

Буква ответа

воп

роса

а

б

г

д

е

й

и

к

л

н

о

р

т

ц

1.

3

2

14

-1

0,6

8

0,5

-7

16

-3

-2

1,5

2.

4

1

2,5

-4

-3

10

-6

1,6

-7

5

8

-8

3.

1,5

2,5

-9

34

8

-4

11

1

-7

4

-1

2

9

4.

5

1

6

-7

-1

10

0,6

0

2

3

- 3

7

-1

5.

4

да

-2

0

-3

8

-0,2

-8

-1,5

7

10

нет

6.

1,5

-1

2

да

7

3

0

-7

6

5

-4

нет

-4

7.

0,75

1,5

4

1

8

6

7

да

2

-1

-3

-4

нет

Группа №2

Ф.И.

Оценка

1.

2.

3.

4.

5.

Карточка  №2

   Дана линейная функция у = - 2х + 3

  1. Назовите коэффициент к
  2. Найдите значение функции, если значение аргумента х = 3
  3. Постройте график функции и найдите по графику значение аргумента

при у = 1

  1. Найдите ординату точки пересечения графика функции с осью ОУ
  2. Выясните, возрастает или убывает заданная функция;
  3. Принадлежит ли точка А (7; -11) графику данной функции?

Итоговое слово «Рекорд» 

№ задания

1

2

3

4

5

6

буква

Таблица ответов

Буква ответа

воп

роса

а

б

г

д

е

й

и

к

л

н

о

р

т

ц

1.

3

2

14

-1

0,6

8

0,5

-7

16

-3

-2

1,5

2.

4

1

2,5

-4

-3

10

-6

1,6

-7

5

8

-8

3.

1,5

2,5

-9

34

8

-4

11

1

-7

4

-1

2

9

4.

5

1

6

-7

-1

10

0,6

0

2

3

- 3

7

-1

5.

4

да

-2

0

-3

8

-0,2

-8

-1,5

7

10

нет

6.

1,5

-1

2

да

7

3

0

-7

6

5

-4

нет

-4

7.

0,75

1,5

4

1

8

6

7

да

2

-1

-3

-4

нет

Группа №3

Ф.И.

Оценка

1.

2.

3.

4.

5.

Карточка  №3

         Задана линейная функция у = -2х – 3

  1. Выясните, возрастает или убывает заданная функция;
  2. Назовите коэффициент b;
  3. Найдите значение функции, если значение аргумента х = 0,5;
  4. Постройте график функции и найдите по графику значение аргумента, если значение функции у = 1;
  5. Найдите абсциссу точки  пересечения графика функции с осью ОХ;
  6. Укажите ординату точки пересечения с осью абсцисс;
  7. Принадлежит ли точка В (0; 3) графику данной функции?

        Ключевое слово «Лейбниц»

№ задания

1

2

3

4

5

6

буква

Таблица ответов

Буква ответа

воп

роса

а

б

г

д

е

й

и

к

л

н

о

р

т

ц

1.

3

2

14

-1

0,6

8

0,5

-7

16

-3

-2

1,5

2.

4

1

2,5

-4

-3

10

-6

1,6

-7

5

8

-8

3.

1,5

2,5

-9

34

8

-4

11

1

-7

4

-1

2

9

4.

5

-2

6

-7

-1

10

0,6

0

2

3

- 3

7

-1

5.

4

да

-2

0

-3

8

-0,2

-8

-1,5

7

10

нет

6.

1,5

-1

2

да

7

3

0

-7

6

5

-4

нет

-4

7.

0,75

1,5

4

1

8

6

7

да

2

-1

-3

-4

нет

Карточка  №4

         Задана линейная функция у = - 4х + 3

  1. укажите коэффициент b;
  2. Убывающая или возрастающая эта функция?
  3. Найдите значение функции при х = 3;
  4. Постройте график функции и укажите по графику, чему равно значение аргумента при у = 4;
  5.  Принадлежит ли точка М (2; -5) графику данной функции?
  6. Назовите коэффициент k;
  7. Укажите абсциссу  точки пересечения с осью абсцисс.

(должно получиться слово «алгебра»)

№ задания

1

2

3

4

5

6

буква

Таблица ответов

Буква ответа

воп

роса

а

б

г

д

е

й

и

к

л

н

о

р

т

ц

1.

3

2

14

-1

0,6

8

0,5

-7

16

-3

-2

1,5

2.

4

1

2,5

-4

-3

10

-6

1,6

-7

5

8

-8

3.

1,5

2,5

-9

34

8

-4

11

1

-7

4

-1

2

9

4.

5

-2

6

-7

-1

10

0,6

0

2

3

- 3

7

-1

5.

4

да

-2

0

-3

8

-0,2

-8

-1,5

7

10

нет

6.

1,5

-1

2

да

7

3

0

-7

6

5

-4

нет

-4

7.

0,75

1,5

4

1

8

6

7

да

2

-1

-3

-4

нет

5. Историческая справка (2 мин.)

Декарт, Рекорд, Лейбниц

6. Итог урока.

Сегодня на уроке мы повторили и обобщили знания, полученные при изучении темы «Линейная функция», применяли полученные знания при выполнении различных заданий:

                      - повторили определения линейной функции, прямой пропорциональности;

                       -  строили график линейной функции и работали с ним;

- решали задачи  по теме  графическим и аналитическим способом.

7. Домашнее задание

    №10 (а,б), 15 (а,б) стр.185,186,

    на оценку - № 8.63

Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.

Ребята! Улыбнемся друг другу, создадим хорошее настроение Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно и с большой пользой для всех.. Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Линейная функция и ее график» алгебра 7 класс

Тема урока: «Линейная функция и ее график» алгебра 7 классУрок обобщающего повторения. Цели урока: обобщить и систематизировать изученный материал; упражнять учащихся в построении графиков  ...

Презентация к уроку "Линейная функция и её график"

Урок - игра "Звёздный час" по алгебре по теме "Линейная функция и её график". 7 класс. Обобщающий уок по теме. Можно провести в 8 классе как повторение....

Конспект урока "Линейная функция и её график"

урок закрепления и углубления знаний учащихся, конспект, элементы игры, сказка,......

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Линейная функция и ее график».

1.  ФИО (полностью)Шинкарюк Светлана Юрьевна2.  Место работыМБОУ « Ленинская  СОШ №2»   г. ЛенинскаВолгоградской области.3.  ДолжностьУчитель математики4.  Предметма...

Презентация урока "Линейная функция и ее график"

Данная презентация не требует предварительной подготовки учителя к уроку. Каждый слайд автномен, дает конкретное задание для учащихся и по щелчку идет проверка решения. Наглядно демонстрируется зависи...

Урок "Линейная функция и её график"

Вводится понятие линейной функции. График линейной функции – всегда прямая линия. Способ построения графика линейной функции. Технологическая карта урока. Раздаточный материал к уроку....

Конспект урока по алгебре в 7 классе. Тема урока: «Линейная функция и ее график»

Цель урока: осуществить повторение, обобщение и систематизацию материала темы, выявить уровень усвоения знаний и умений.Задачи:        1) образовательная: выработка ...