Урок алгебры "Линейная функция и её график"
план-конспект урока по алгебре (7 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Линейная функция и ее график»
Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.
Цель урока: закрепление знаний, умений и навыков учащихся по теме.
Задачи урока:
образовательные:
- повторение основных понятий по теме «Линейная функция»;
- выработка умений и навыков учащихся строить график линейной функции, работать с построенным графиком;
- выработка умений определять по значениям k и b положение графиков на координатной плоскости, а так же по формуле линейной функции определять соответствующий ей график.
развивающие:
- развивать способности применять теоретические знания на практике;
- развивать логическое мышление, умение применять свои знания при изучении линейной функции;
воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению математики;
- воспитывать аккуратность, внимательность при построении графиков линейных функций;
- воспитывать умение работать коллективно;
- воспитывать умение говорить и правильно высказать свои мысли с использованием математических терминов.
Оборудование: компьютер с проектором, компьютерная презентация, документ – камера, карточки заданиями для работы в группах.
Ход урока
1. Организационный момент
Я рада видеть вас на уроке математики. Проверим готовность к уроку (рабочие тетради, дневник, учебник, чертежные инструменты).
Итак, тема нашего урока «Линейная функция и ее график». Сегодня у нас урок повторения. Мы вспомним с вами как строить график линейной функции и, глядя на формулу функции, будем контролировать его построение, будем выполнять задания с построенным графиком. В конце урока мы выполним самостоятельную работу в группах. Это первый урок после каникул, поэтому если вы кое - что подзабыли, то на этом уроке мы вспомним и отработаем основные моменты темы.
2.Актуализация знаний.
- Устная работа – теоретическая разминка.
- Какая функция называется линейной?
(Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида , где х – независимая переменная, k и b – некоторые числа.)
- Что является графиком линейной функции?
(Графиком линейной функции является прямая линия.)
- Сколько точек необходимо для построения графика?
(Для построения графика линейной функции достаточно найти координаты двух точек графика, отметить эти точки в координатной плоскости и провести через них прямую.)
- Почему для построения графика линейной функции достаточно только двух точек?
(Из начальных геометрических сведений мы знаем, что через две точки плоскости можно провести прямую линию и причем только одну.)
- При каком условии линейная функция становиться прямой пропорциональностью?
(число b равно 0. Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида , где х – независимая переменная, k – не равное нулю число.)
- А теперь давайте проверим, как вы умеете использовать теорию на практике. Для этого выполним ряд заданий. Начнем с простого (устная работа):
Перед вами формулы, задающие функции:
б) у = х /4+2
г) у = - 3х-1
я) у = 2х-1
п) y = x2 + 3
ь) у = 3х
Каждая из них записана под какой-то буквой. Я задаю вопрос, вы отвечаете на него устно и в тетрадях записываете букву, соответствующую верному ответу.
- Найти функцию, которая не является линейной (п)
- График какой из функций изображен на схеме? (я)
3. Через какую из точек проходит график функции б) ? (Т)
А(0; 0), Т (0; 2)
4.Укажите функцию, график которой проходит через начало координат. (ь)
Вы получили 4 буквы. Поменялись тетрадями с соседом по парте. Составьте из них слово.(пять) Верно, пять. Именно такую оценку сможет получить каждый из вас, если будет внимательно слушать меня, выполнять правильно все указания и правильно отвечать.
- Выполнение практических заданий
Вспомним алгоритм построения графика линейной функции.
Чтобы построить график линейной функции нужно:
1. Построить и заполнить таблицу:
1) Произвольно задаём три значения аргумента х;
2) Находим три соответствующих значения функции у;
2. Построить точки в системе координат;
3. Провести через них прямую линию.
Построить график функции
y= 2- 0,5х
Один ученик заполняет таблицу у доски
x | 0 | 4 | -2 |
y | 2 | 0 | 3 |
(доп. вопрос: как без графика определить является ли функция возрастающей или убывающей )
Второй ученик с строит график у доски
(доп. вопрос: как по графику определить является ли функция возрастающей или убывающей )
Гимнастика для глаз.
Быстро-быстро поморгайте глазками, а теперь зажмуртись и посчитайте до 5. А теперь откроем глазки и посмотрим вверх, вниз, вправо и влево. А теперь наоборот. Закроем глазки и мысленно нарисуем 8 от пола до потолка . Хорошо. Отдохнули глазки. Давайте продолжим работу.
Третий ученик выполняет задание по графику
Найти:
- Значение аргумента при y = -2; 4;
- Значение функции при х = -2; 2;
- Координаты точки пересечения с осями координат.
Ребята, как выполнить такое задание без построения графика функции?
y= 2- 0,5х
Каким свойством обладает точка, лежащая
на оси ОХ?
на оси ОY?
Выполнить задание самостоятельно (проверить с помощью документ - камеры)
При выполнении одинакового задания применяли графический и аналитический способы решения.
4. Работа по карточкам в группах.
У каждой карточки есть ключевое слово, которое можно найти, выполнив задание и выбрав букву из таблицы. В результате самостоятельной работы по карточкам появятся слова.
Группа №1
Ф.И. | Оценка | |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. |
Карточка №1
Дана линейная функция у = - х + 5
- Чему равен коэффициент к?
- Найдите значение функции, если значение аргумента х = 8;
- Постройте график функции и найдите по графику значение аргумента, соответствующее значению у, равному 4;
- По графику найдите ординату точки пересечения с осью ОУ;
- Выясните, возрастает или убывает заданная функция;
- Принадлежит ли точка С (6; 1) графику данной функции?
(Ключевое слово «Декарт»)
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
буква |
Таблица ответов
Буква ответа № воп роса | а | б | г | д | е | й | и | к | л | н | о | р | т | ц |
1. | 3 | 2 | 14 | -1 | 0,6 | 8 | 0,5 | -7 | ↓ | 16 | -3 | -2 | 1,5 | ↑ |
2. | 4 | 1 | 2,5 | -4 | -3 | 10 | -6 | 1,6 | ↓ | -7 | 5 | 8 | -8 | ↑ |
3. | 1,5 | 2,5 | -9 | 34 | 8 | -4 | 11 | 1 | ↑ | -7 | 4 | -1 | 2 | 9 |
4. | 5 | 1 | 6 | -7 | -1 | 10 | 0,6 | 0 | ↓ | 2 | 3 | - 3 | 7 | -1 |
5. | 4 | да | -2 | 0 | -3 | 8 | -0,2 | -8 | ↑ | -1,5 | 7 | ↓ | 10 | нет |
6. | 1,5 | -1 | 2 | да | 7 | 3 | 0 | -7 | ↑ | 6 | 5 | -4 | нет | -4 |
7. | 0,75 | 1,5 | 4 | 1 | 8 | 6 | 7 | да | ↓ | 2 | -1 | -3 | -4 | нет |
Группа №2
Ф.И. | Оценка | |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. |
Карточка №2
Дана линейная функция у = - 2х + 3
- Назовите коэффициент к
- Найдите значение функции, если значение аргумента х = 3
- Постройте график функции и найдите по графику значение аргумента
при у = 1
- Найдите ординату точки пересечения графика функции с осью ОУ
- Выясните, возрастает или убывает заданная функция;
- Принадлежит ли точка А (7; -11) графику данной функции?
Итоговое слово «Рекорд»
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
буква |
Таблица ответов
Буква ответа № воп роса | а | б | г | д | е | й | и | к | л | н | о | р | т | ц |
1. | 3 | 2 | 14 | -1 | 0,6 | 8 | 0,5 | -7 | ↓ | 16 | -3 | -2 | 1,5 | ↑ |
2. | 4 | 1 | 2,5 | -4 | -3 | 10 | -6 | 1,6 | ↓ | -7 | 5 | 8 | -8 | ↑ |
3. | 1,5 | 2,5 | -9 | 34 | 8 | -4 | 11 | 1 | ↑ | -7 | 4 | -1 | 2 | 9 |
4. | 5 | 1 | 6 | -7 | -1 | 10 | 0,6 | 0 | ↓ | 2 | 3 | - 3 | 7 | -1 |
5. | 4 | да | -2 | 0 | -3 | 8 | -0,2 | -8 | ↑ | -1,5 | 7 | ↓ | 10 | нет |
6. | 1,5 | -1 | 2 | да | 7 | 3 | 0 | -7 | ↑ | 6 | 5 | -4 | нет | -4 |
7. | 0,75 | 1,5 | 4 | 1 | 8 | 6 | 7 | да | ↓ | 2 | -1 | -3 | -4 | нет |
Группа №3
Ф.И. | Оценка | |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. |
Карточка №3
Задана линейная функция у = -2х – 3
- Выясните, возрастает или убывает заданная функция;
- Назовите коэффициент b;
- Найдите значение функции, если значение аргумента х = 0,5;
- Постройте график функции и найдите по графику значение аргумента, если значение функции у = 1;
- Найдите абсциссу точки пересечения графика функции с осью ОХ;
- Укажите ординату точки пересечения с осью абсцисс;
- Принадлежит ли точка В (0; 3) графику данной функции?
Ключевое слово «Лейбниц»
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
буква |
Таблица ответов
Буква ответа № воп роса | а | б | г | д | е | й | и | к | л | н | о | р | т | ц |
1. | 3 | 2 | 14 | -1 | 0,6 | 8 | 0,5 | -7 | ↓ | 16 | -3 | -2 | 1,5 | ↑ |
2. | 4 | 1 | 2,5 | -4 | -3 | 10 | -6 | 1,6 | ↓ | -7 | 5 | 8 | -8 | ↑ |
3. | 1,5 | 2,5 | -9 | 34 | 8 | -4 | 11 | 1 | ↑ | -7 | 4 | -1 | 2 | 9 |
4. | 5 | -2 | 6 | -7 | -1 | 10 | 0,6 | 0 | ↓ | 2 | 3 | - 3 | 7 | -1 |
5. | 4 | да | -2 | 0 | -3 | 8 | -0,2 | -8 | ↑ | -1,5 | 7 | ↓ | 10 | нет |
6. | 1,5 | -1 | 2 | да | 7 | 3 | 0 | -7 | ↑ | 6 | 5 | -4 | нет | -4 |
7. | 0,75 | 1,5 | 4 | 1 | 8 | 6 | 7 | да | ↓ | 2 | -1 | -3 | -4 | нет |
Карточка №4
Задана линейная функция у = - 4х + 3
- укажите коэффициент b;
- Убывающая или возрастающая эта функция?
- Найдите значение функции при х = 3;
- Постройте график функции и укажите по графику, чему равно значение аргумента при у = 4;
- Принадлежит ли точка М (2; -5) графику данной функции?
- Назовите коэффициент k;
- Укажите абсциссу точки пересечения с осью абсцисс.
(должно получиться слово «алгебра»)
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
буква |
Таблица ответов
Буква ответа № воп роса | а | б | г | д | е | й | и | к | л | н | о | р | т | ц |
1. | 3 | 2 | 14 | -1 | 0,6 | 8 | 0,5 | -7 | ↓ | 16 | -3 | -2 | 1,5 | ↑ |
2. | 4 | 1 | 2,5 | -4 | -3 | 10 | -6 | 1,6 | ↓ | -7 | 5 | 8 | -8 | ↑ |
3. | 1,5 | 2,5 | -9 | 34 | 8 | -4 | 11 | 1 | ↑ | -7 | 4 | -1 | 2 | 9 |
4. | 5 | -2 | 6 | -7 | -1 | 10 | 0,6 | 0 | ↓ | 2 | 3 | - 3 | 7 | -1 |
5. | 4 | да | -2 | 0 | -3 | 8 | -0,2 | -8 | ↑ | -1,5 | 7 | ↓ | 10 | нет |
6. | 1,5 | -1 | 2 | да | 7 | 3 | 0 | -7 | ↑ | 6 | 5 | -4 | нет | -4 |
7. | 0,75 | 1,5 | 4 | 1 | 8 | 6 | 7 | да | ↓ | 2 | -1 | -3 | -4 | нет |
5. Историческая справка (2 мин.)
Декарт, Рекорд, Лейбниц
6. Итог урока.
Сегодня на уроке мы повторили и обобщили знания, полученные при изучении темы «Линейная функция», применяли полученные знания при выполнении различных заданий:
- повторили определения линейной функции, прямой пропорциональности;
- строили график линейной функции и работали с ним;
- решали задачи по теме графическим и аналитическим способом.
7. Домашнее задание
№10 (а,б), 15 (а,б) стр.185,186,
на оценку - № 8.63
Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
Ребята! Улыбнемся друг другу, создадим хорошее настроение Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно и с большой пользой для всех.. Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Линейная функция и ее график» алгебра 7 класс
Тема урока: «Линейная функция и ее график» алгебра 7 классУрок обобщающего повторения. Цели урока: обобщить и систематизировать изученный материал; упражнять учащихся в построении графиков ...

Презентация к уроку "Линейная функция и её график"
Урок - игра "Звёздный час" по алгебре по теме "Линейная функция и её график". 7 класс. Обобщающий уок по теме. Можно провести в 8 классе как повторение....

Конспект урока "Линейная функция и её график"
урок закрепления и углубления знаний учащихся, конспект, элементы игры, сказка,......

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Линейная функция и ее график».
1. ФИО (полностью)Шинкарюк Светлана Юрьевна2. Место работыМБОУ « Ленинская СОШ №2» г. ЛенинскаВолгоградской области.3. ДолжностьУчитель математики4. Предметма...

Презентация урока "Линейная функция и ее график"
Данная презентация не требует предварительной подготовки учителя к уроку. Каждый слайд автномен, дает конкретное задание для учащихся и по щелчку идет проверка решения. Наглядно демонстрируется зависи...

Урок "Линейная функция и её график"
Вводится понятие линейной функции. График линейной функции – всегда прямая линия. Способ построения графика линейной функции. Технологическая карта урока. Раздаточный материал к уроку....

Конспект урока по алгебре в 7 классе. Тема урока: «Линейная функция и ее график»
Цель урока: осуществить повторение, обобщение и систематизацию материала темы, выявить уровень усвоения знаний и умений.Задачи: 1) образовательная: выработка ...