Рабочая (дополнительная общеразвивающая программа) для 9 класса «За страницами учебника математики»
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая (дополнительная общеразвивающая программа)
для 9 класса
«За страницами учебника математики»
2017-2018 учебный год
Срок реализации программы : 9 месяцев
Составитель:
учитель математики
Информационная карта
Программа: «За страницами учебника математики»
Учитель:.
Тип: интегрированная.
Направленность: интеллектуально- познавательная.
Объём: 34 часа
Возрастной диапазон: 9 класс.
Форма обучения: групповая, индивидуально-групповая.
Срок реализации программы: 9 месяцев.
Режим занятий: 4 занятия в месяц.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования «За страницами учебника математики» носит интегрированный характер.
Данная программа направлена на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Курс освещает теорию графов, которая в настоящее время является интенсивно развивающимся разделом дискретной математики. Графы и связанные с ним методы исследований органически пронизывают на разных уровнях едва ли не всю современную математику. «В математике следует помнить не формулы, а процесс мышления», - эти слова русского математика Е.И.Игнатьева подчеркивают полезность данного курса. Навыки в решении задач с помощью графов необходимы любому ученику, желающему успешно подготовиться к математическим конкурсам и олимпиадам.
Данный курс предполагает компактное и чёткое изложение теории вопроса, решение задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Основные элементы теории графов» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса.
Курс построен с опорой на знания и умения, полученные учащимися при изучении математики, информатики в 7– 9-х классах и имеющиеся у них навыки исследовательской деятельности.
ЦЕЛИ КУРСА:
ознакомление школьников на популярном уровне с разделом дискретной математики, который приобретает сегодня все большее значение в связи с развитием теории вероятностей, математической логики и информационных технологий;
- формирование понимания основ теории графов для решения большого круга задач, показав широту применения теории графов в реальной жизни.
- формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе.
ЗАДАЧИ КУРСА:
- формировать знаний о прикладных возможностях математики;
- повышать уровень математического мышления учащихся;
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- формировать навыки использования информационных ресурсов и информационных технологий в практике;
- повышать уровень математической культуры учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | История развития теории графов. Первое знакомство с графами: понятие графа, его элементов, виды графов, степень вершины, подсчет числа рёбер. | 2 |
2 | Основные теоремы и свойства. | 2 |
3 | Различные задачи о мостах. | 1 |
4 | Исследование своей росписи. | 1 |
5 | Эйлеровы и гамильтоновы циклы. | 2 |
6 | Логические задачи | 2 |
7 | Лабиринты. | 2 |
8 | Построение гамильтонова цикла – нахождение кратчайшего пути, проходящего через заданные пункты. | 2 |
9 | Комментированный разбор экономической задачи. | 2 |
10 | Дерево решений - основное понятие и принципы построения | 2 |
11 | Построение генеалогического древа своей семьи. | 2 |
12 | Приложение теории графов в геометрии | 3 |
13 | Приложение теории графов в сетевом планировании и управлении | 2 |
14 | Приложение теории графов в физике и электротехнике | 2 |
15 | Приложение теории графов в химии, биологии, географии | 2 |
16 | Приложение теории графов в играх и головоломках. | 2 |
17 | Конкурс презентаций на применение теории графов | 2 |
18 | Заключительное занятие | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
История развития теории графов. Первое знакомство с графами: понятие графа, его элементов, виды графов, степень вершины, подсчет числа рёбер. Основные теоремы и свойства.
Различные задачи о мостах. Исследование своей росписи. Эйлеровы и гамильтоновы циклы. Лабиринты.
Построение гамильтонова цикла – нахождение кратчайшего пути, проходящего через заданные пункты. Комментированный разбор экономической задачи.
Знакомство с важным классом графов, называемым деревом (связанный граф, который не имеет циклов), он используется для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов.
Приложение теории графов в геометрии, в сетевом планировании и управлении, в физике и электротехнике, в химии, биологии, географии, в играх и головоломках.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование ключевых компетенций:
В области учебных компетенций:
Уметь:
- организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования;
- решать учебные и самообразовательные проблемы;
- связывать воедино и использовать отдельные части знаний.
В области исследовательских компетенций:
Уметь:
- получать и использовать информацию;
- обращаться к различным источникам данных и их использование;
Знать:
- способы поиска и систематизации информации в различных видах источника.
В области социально-личностных компетенций:
Уметь:
- видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.
В области коммуникативных компетенций:
Уметь:
- выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
- выступать на публике;
- читать графики, диаграммы и таблицы данных;
- сотрудничать и работать в команде.
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Прежде всего, это исследовательская работа самих учащихся, составление таблиц с результатами опытов, буклетов с рекомендациями, презентаций, а также проведение лабораторного практикума.
ЛИТЕРАТУРА
- Куликова Л.В., Шиловская С.А. «Теория графов». За страницами учебника математики, издательство «Панорама»,2006г
- Березина Л.Ю. «Графы и их применение», М., Просвещение, 1979г.
- Обучение элементам теории графов //Математика в школе. -2004. - №4
- Галкин Е.В. «Нестандартные задачи по математике: задачи логического характера», М., Просвещение, 1996г.
- Гарднер М. «Математические головоломки и развлечения», М., Мир, 1971г.
- Гарднер М. «Математические досуги», М., 1972г.
- Мудров В.И. «Задача о коммивояжере», М., Знание, 1969г.
- Сешу С., Рид М. «Линейные графы и электрические цепи», М., Высшая школа, 1971г.
- Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.
- Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
- Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.
- Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/;
- http://www.encyclopedia.ru/.
- http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Приложение к рабочей программе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс - 9а
Количество часов:
в неделю - 1 час
за год - 34 часа
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 | История развития теории графов. Первое знакомство с графами: понятие графа, его элементов, виды графов, степень вершины, подсчет числа рёбер. | 05.09 | ||
2 | История развития теории графов. Первое знакомство с графами: понятие графа, его элементов, виды графов, степень вершины, подсчет числа рёбер. | 12.09 | ||
3 | Основные теоремы и свойства. | 19.09 | ||
4 | Основные теоремы и свойства. | 26.09 | ||
5 | Различные задачи о мостах. Лабораторный практикум | 03.10 | ||
6 | Исследование своей росписи. Практикум. | 17.10 | ||
7 | Эйлеровы и гамильтоновы циклы. | 24.10 | ||
8 | Эйлеровы и гамильтоновы циклы. | 31.10 | ||
9 | Логические задачи | 07.11 | ||
10 | Логические задачи | 14.11 | ||
11 | Лабиринты. Исследовательская работа. | 21.11 | ||
12 | Лабиринты. Исследовательская работа. | 28.11 | ||
13 | Построение гамильтонова цикла – нахождение кратчайшего пути, проходящего через заданные пункты. Лабораторный практикум. | 05.12 | ||
14 | Построение гамильтонова цикла – нахождение кратчайшего пути, проходящего через заданные пункты. Лабораторный практикум. | 12.12 | ||
15 | Комментированный разбор экономической задачи. | 19.12 | ||
16 | Комментированный разбор экономической задачи. | 26.12 | ||
17 | Дерево решений - основное понятие и принципы построения | 09.01 | ||
18 | Дерево решений - основное понятие и принципы построения | 16.01 | ||
19 | Построение генеалогического древа своей семьи. | 23.01 | ||
20 | Построение генеалогического древа своей семьи. | 30.01 | ||
21 | Приложение теории графов в геометрии. Создание презентации. | 06.02 | ||
22 | Приложение теории графов в геометрии. Создание презентации. | 13.02 | ||
23 | Приложение теории графов в геометрии. Создание презентации. | 20.02 | ||
24 | Приложение теории графов в сетевом планировании и управлении. Создание буклета. | 27.02 | ||
25 | Приложение теории графов в сетевом планировании и управлении. Создание буклета. | 05.03 | ||
26 | Приложение теории графов в физике и электротехнике | 12.03 | ||
27 | Приложение теории графов в физике и электротехнике | 19.03 | ||
28 | Приложение теории графов в химии, биологии, географии | 26.03 | ||
29 | Приложение теории графов в химии, биологии, географии | 09.04 | ||
30 | Приложение теории графов в играх и головоломках. Создание презентации. | 16.04 | ||
31 | Приложение теории графов в играх и головоломках. Создание презентации. | 23.04 | ||
32 | Конкурс презентаций на применение теории графов | 30.04 | ||
33 | Конкурс презентаций на применение теории графов | 07.05 | ||
34 | Заключительное занятие | 14.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике для 7 класса "За страницами учебника математики"
Данная программа повышает интерес учащихся к математике и готовит их к различным математическим соревнованиям....
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий в 5 классе "За страницами учебника математики"
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС для проведения факультативных и индивидуально-групповых занятий с учениками 5 класса.проявляющими повышенный интерес к математическим задачам...
Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА по курсу «За страницами учебника математики»
Региональный предмет «Практикум по решению задач по математике (10 класс) –составная часть математической подготовки учащихся средней школы. Он направлен на повышение как мировоззренческой, так и обще...
Рабочая (дополнительная общеразвивающая) программа для 7 класса «За страницами учебника русского языка»
Данная образовательная программа носит интеллектуально-познавательную направленность. Программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, ра...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности " За страницами учебника математики"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «За страницами учебника математики» характеризуется ярко выраженной целевой направленностью на развитие и совершенствование поз...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики» Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики»Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1годА...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности " За страницами учебника математики"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «За страницами учебника математики» характеризуется ярко выраженной целевой направленностью на развитие и совершенствование поз...