Главные вкладки

    Рабочая (дополнительная общеразвивающая) программа для 7 класса «За страницами учебника русского языка»
    календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему

    пилягина ираида николаевна

    Данная образовательная программа носит интеллектуально-познавательную направленность. Программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.

     Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

     Введение программы “За страницами учебника русского языка” обусловлено желанием приобщить к лингвистическому образованию учащихся, расширить и углубить сферу их знаний.

    Программа “За страницами учебника русского языка”ориентирована на применение различных форм организации взаимодействия учителя и ученика.

    Содержание программы  предполагает самостоятельную подготовку учащихся с использованием разных источников информации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dop.platnye_uslugi_7kl._rus._yaz.doc123 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Сосновская средняя общеобразовательная школа №1

    Рассмотрено:                                                                              Утверждаю:

    на заседании                                                                               Директор МБОУ                                                                                                                                                                      

    педагогического совета                                                            Сосновской СОШ №1

    Протокол №1                                                                          -------------------Савинкина Н.В.

    От «31» 08 2017г.                                                                Приказ №360 от 01.09.2017 г.

    Рабочая (дополнительная общеразвивающая) программа

    для 7 класса

     «За страницами учебника русского языка»

    2017-2018 учебный год

                                                                                                  Срок реализации: 9 месяцев

                                                                                    Составитель Пилягина И.Н.                            

                                                                                        учитель русского языка и литературы

    Информационная карта

    1. Программа – «За страницами учебника русского языка»
    2. Педагог – Пилягина Ираида Николаевна
    3. Вид программы – модифицированный
    4. Направленность – интеллектуально-познавательная
    5. Продолжительность освоения – 9 месяцев
    6. Объем часов -   34 часа
    7. Возрастной диапазон – 7 класс
    8. Форма организации образовательного процесса – групповая, индивидуально - групповая

    Пояснительная записка

    Данная образовательная программа носит интеллектуально-познавательную направленность. Программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.

     Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

     Введение программы “За страницами учебника русского языка” обусловлено желанием приобщить к лингвистическому образованию учащихся, расширить и углубить сферу их знаний.

    Программа “За страницами учебника русского языка”ориентирована на применение различных форм организации взаимодействия учителя и ученика.

    Содержание программы  предполагает самостоятельную подготовку учащихся с использованием разных источников информации.

    Актуальность программы

     заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов  обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.

     Мы всё дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов родного языка,  вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов. Всё большая часть нашего общества проявляет уже неспособность усваивать и обоснованно применять новые слова, поскольку просто не понимает их значения. Но что ещё печальнее, стараясь выглядеть «продвинутыми» и современными, многие употребляют слова, искажая их настоящий смысл, не утруждая себя проверить значение слова по словарю. В связи с чем всё чаще можно слышать и в жизни и по телевидению в речи уважаемых людей смешные и глупые смысловые нелепицы и ляпсусы, причём произносятся они в серьёзном контексте. Выглядит это удручающе, так как происходит активное внедрение в массовое сознание слов с заведомо искажённым смыслом, а это, в свою очередь, вносит дисгармонию в речевую культуру общества.

    Отличительная особенность данного курса –

       внимание к вопросам истории развития родного языка, целенаправленное знакомство с этимологией, которое раскрывает перед учащимися многие тайны родного языка, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове.

     При подготовке к урокам учтены современные требования, предъявляемые к урокам русского языка – это, прежде всего, реализация взаимосвязанных задач обучения: вооружение учащихся знаниями основ наук о языке и формирование умений грамотно и ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в различных ситуациях

     

    Новизна программы в том, что содержание данного курса тесно связано с этимологией, историей языка и литературой. Особый акцент в программе сделан на использование исторического материала. Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению родного языка.

    В соответствии с этим конечной целью становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

    Целью  программы - содействие расширению сферы знаний учащихся по лексикологии, полученные в ходе освоения основной программы по русскому языку, и развитию их интеллектуальных возможностей.

    Задачи:

    Образовательные:

    .   знать определения основных понятий лексикологии, уметь находить языковые явления в тексте;

    Развивающие:

    • способствовать развитию творческих возможностей обучающихся;
    • вырабатывать умение самостоятельно приобретать и применять знания;

    Воспитательные:

    • воспитывать интерес и любовь к предмету.

    Условия реализации программы:

    Данная программа рассчитана на 9 месяцев обучения и предусмотрена для учащихся             7 классов 34часов(1ч в неделю)

    Оканчивая данный курс, учащиеся должны знать и уметь:

    - узнавать изученные явления языка среди других явлений;

    -  определять признаки изученных явлений;

    - классифицировать изученные языковые явления;

    - обобщать и систематизировать изученные языковые явления по тем или признакам;

    - находить изучаемые и изученные орфограммы и пунктограммы;

    - соблюдать изученные нормы литературного языка;

    - создавать тексты разных стилей и типов речи.

    Содержание программы

    1. Чем занимается русский язык как школьный предмет (3 час)

    *чему  учит русский язык?

    * значение языка в жизни человека и общества;

    * язык и слово;

    * лексическое значение слова, разбор слова.

          2. Речь устная и речь письменная (5час).

               * речь письменная, её особенности и правила;

               * опознавательные признаки орфограмм;

               * понятие нормы;

               * литературная норма и кодификация.

          3. Массовая коммуникация в повседневной жизни (8 час).

              * Влияние языка СМИ на нормы речевого общения.

              * Языковое манипулирование, его приёмы.

              * Роль заимствованных слов в разговорной и письменной речи.

          4. Изобразительно-выразительные средства языка (2 часа).

              * Юмор , сатира, сарказм, ирония.

              * Языковое творчество в повседневной жизни.

              * Роль фразеологизмов в разговорной речи.

          5. Лексическое богатство русского языка (2 часа).

              * Лексическое значение слова.

              * Способы определения значения слова.

              * «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.

          6. Орфоэпические нормы (6часов).

              * «Почему мы так говорим?»

              * Типы орфоэпических ошибок.

              * Орфоэпические нормы. Практическая работа с орфоэпическим словарём.

          7. Языковое творчество в повседневной жизни (7 часов).

               * Языковая игра как элемент повседневного общения.

               * Некоторые языковые приёмы создания комического эффекта.

               * Жаргон как поле языкового творчества.

               * Общение в интернете – соединение устной и письменной речи.

          8. Подведение итогов (1час).

    Ожидаемые результаты.

    К концу учебного года учащиеся имеют представление:

                                   - О разновидностях коммуникации;

                  - Об отличии литературной речи от разговорной;

     - О  словарном богатстве русского языка;

    Знают:

                                                - историю развития русского языка;

                                                - причины коммуникативных неудач;

                                                - закономерности разговорной речи.

    Умеют:

                                                - анализировать речевое общение в типовых повседневных

                                                  ситуациях;

                                                 - применять изобразительно-выразительные средства русского

                                                 языка в устной и письменной речи;  

                                                - говорить и писать правильно.

    Литература

    1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Человеческое слово могуче…»- М.,2006г
    2. ГраудинаЛ.К. «Беседа о русской грамматике»-М.,2008г
    3. КалининаА.В. «Культура русского языка»- М.,2007г
    4. НорманБ.Ю. «Язык: знакомый незнакомый»- М.,2009г
    5. СкворцовЛ.И. «Правильно ли мы говорим по-русски?»- М., 2011г.
    6. ПашковаГ.И. «Открытие формы занятий в сочетании с компьютерными технологиями при обучении русскому языку» РЯШ-2006,№5
    7. ПреображенскаяЕ.П. «Кружок русского языка в школе»
    8. Синицын В.А. «Праздник творчества по русскому языку во внеурочное время»

    Учебно-тематический план

    №п/п

    Перечень разделов и тем

    Кол-во часов

    теория

    практика

    1.

    «Неспроста слово молвится». Значение языка в жизни человека и общества. Язык и слово. Работа с этимологическим  словарём.

    2

    1

    1

    2.

    Слово – «одежда всех фактов, всех мыслей». Лексическое значение (лексический разбор слова)

    1

    1

    3.

    Речь устная и речь письменная. Работа с орфоэпическим словарём. Звукопись как средство усиления выразительности. Опознавательные признаки орфограмм.

    3

    1

    2

    4.

    «И то, да не то; и так, да не так» (понятие нормы)                    

    2

    1

    1

    5.

    Литературная норма и кодификация

    1

    1

    6.

    Стилистический анализ текста

    1

    1

    7.

    Русский язык в семье славянских народов

    1

    1

    8.

    «Тысяча лиц одного языка». Тема текста, мысль, стиль речи

    1

    1

    9.

    О том, что нельзя рассказать словами (как понимать язык природы)

    1

    1

    10.

    Разговорная речь и повседневные коммуникативные ситуации. Многозначность и экспрессивность разговорной речи.

    2

    1

    1

    11.

    Межкультурная коммуникация. Речевой этикет

    1

    1

    12.

    Словарное богатство русского языка. Языковое творчество в повседневной жизни. Юмор и ирония

    1

    1

    13.

    Не нарушай правил лексической сочетаемости

    1

    1

    14.

    Многословие – враг ясности

    1

    1

    15.

    Статья в газету. Понятие жанра, строение

    2

    1

    1

    16.

    «Говорить, т.е. творить»

    1

    1

    17.

    Язык, которого нет. Мёртвые языки. Новая жизнь одного языка, которого уже нет (латынь)

    2

    1

    1

    18.

    Коммуникативные неудачи. Причины коммуникативных неудач

    2

    1

    1

    19.

    Как формируется языковая личность в повседневном общении?

    1

    1

    20.

    Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. Обратный порядок слов в экспрессивной речи

    1

    1

    21.

    Репортаж

    1

    1

    22.

    «Слово слово роднит, третье само бежит». Умение говорить «с чувством, толком, с расстановкой…»

    1

    1

    23.

    Сюжет. Разновидности композиций

    1

    1

    24.

    «Язык, которого нет». Бесконечное разнообразие знаковых систем. Исчезнувшие языки; искусственные языки различных типов и назначений

    1

    1

    25

    Языковое творчество в повседневной жизни.

    Языковая игра как элемент повседневного общения

    1

    1

    26

    Подведение итогов года. Чему научились? Какие темы показались более интересными? Самые интересные творческие работы. Зачёт

    1

    1

                                                                              Приложение к рабочей программе

    Календарно-тематический план

    Класс: 7а,б

    Учитель: Топоркова Ольга Александровна

    Количество часов:

    Всего: 34 часа, в неделю-1 час

    Планирование составлено на основе программ М.Т.Баранова, Е.И.Никитиной, А.Д. Дейкиной, Т.М.Пахновой, А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, Г.В.Хлебинской, С.И. и В.В.Львовых и другой дополнительной литературы.

    №п/п

    Содержание

    Кол-во часов по разделу

    Кол-во часов по теме

    Дата

    планируемая

    фактическая

    1.

    «Неспроста слово молвится». Значение языка в жизни человека и общества

    1

    1

    06.09

    2.

    Язык и слово. Работа с этимологическим словарём

    1

    1

    13.09

    3.

    « Слово- одежда всех фактов, всех мыслей» Лексическое значение слов

    1

    1

    20.09

    4.

    Речь устная и речь письменная.

    1

    1

    27.09

    5

    Звукопись как средство усиления выразительности

    1

    1

    6.

    Понятие нормы литературного языка.

    1

    1

    04.10

    7

    Отличие норм разговорной речи от норм кодифицированного литературного языка.

    1

    1

    18.10

    8.

    Литературная норма и кодификация

    1

    1

    25.10

    9.

    Стилистический анализ текста

    1

    1

    01.11

    10.

    Русский язык в семье славянских языков

    1

    1

    08.11

    11

    «Тысяча лиц одного языка». Стиль речи, мысль, тема

    1

    1

    15.11

    12.

     О том, что нельзя рассказать словами (как понимать язык природы)

    1

    1

    29.11

    13.

    Разговорная речь и повседневные коммуникативные ситуации.

    1

    1

    06.12

    14

    Многозначность и экспрессивность разговорной речи

    1

    1

    13.12

    15.

    Межкультурная коммуникация. Речевой этикет

    1

    1

    20.12

    16.

    Словарное богатство русского языка. Языковое творчество в повседневной жизни. Юмор и ирония

    1

    1

    17.01

    17

    Не нарушай правил лексической сочетаемости

    1

    1

    24.01

    18.

    Многословие – враг ясности

    1

    1

    31.01

    19.

    Статья в газету. Понятие жанра, строение

    1

    1

    14.02

    20.

    Говорить, то есть творить

    1

    1

    21.02

    21.

    Язык, которого нет. Мертвые языки

    1

    1

    28.02

    22

    Новая жизнь одного языка, которого уже нет(латынь)

    1

    1

    07.03

    23.

    Коммуникативные неудачи.

    1

    1

    14.03

    24

    Причины коммуникативных неудач

    1

    1

    21.03

    25.

    Условия «идеальной» коммуникации

    1

    1

    28.03

    26.

    Как формируется языковая личность в повседневном общении?

    1

    1

    11.04

    27.

    Прямой порядок слов в спокойной монологической речи, обратный порядок слов в экспрессивной речи

    1

    1

    18.04

    28.

    Язык репортажа

    1

    1

    25.04

    29.

    «Слово слово роднит, третье само бежит». Умение говорить « с чувством, с толком, с расстановкой…»

    1

    1

    02.05

    30.

    Сюжет. Разновидности композиций

    1

    1

    12.05

    31.

    Бесконечное разнообразие знаковых систем. Исчезнувшие языки; искусственные языки различных типов и назначений

    1

    1

    16.05

    32.

    Языковое творчество в повседневной жизни.

    1

    1

    19.05

    33.

    Языковая игра как элемент повседневного общения

    1

    1

    23.05

    34.

    Подведение итогов года. Чему научились? Какие темы показались более интересными? Самые интересные творческие работы. Зачёт

    1

    1

    30.05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  к учебнику  "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...

    Факультатив по немецкому языку для 7 класса «За страницами учебника немецкого языка»

    Факультатив по немецкому языку для 7 класса «За страницами учебника немецкого языка»...

    Программа кружка «За страницами учебника русского языка»

    Программа кружка  «За страницами учебника русского языка» расширяет и углубляет сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких &ndash...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

    Программа «За страницами учебника английского языка» по УМК «English Word - 3» направлена на наиболее полное формирование языковой компетенции обучающихся. Языковая компетенция...

    Категория добра на страницах учебника русского языка 5 класс

    Презентация к исследовательской работе по русскому языку...

    Технологическая карта внеурочного занятия по учебному предмету «За страницами учебника русского языка» в 5 классе на тему «Писать ли, как слышится, или что такое орфография»

    Технологическая карта внеурочного занятияпо учебному предмету «За страницами учебника русского языка» в 5 классе на тему «Писать ли, как слышится, или что такое орфография»...