Технологическая карта внеурочного занятия по учебному предмету «За страницами учебника русского языка» в 5 классе на тему «Писать ли, как слышится, или что такое орфография»
план-конспект занятия (5 класс)

Клачкова Ирина Анатольевна

Технологическая карта внеурочного занятия

по учебному предмету «За страницами учебника русского языка» в 5 классе

на тему «Писать ли, как слышится, или что такое орфография»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_5_klass_tehnologicheskaya_karta.docx46.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Клачкова И.А.,

                                                                      учитель русского языка и литературы                                                                                                

Технологическая карта внеурочного занятия

по учебному предмету «За страницами учебника русского языка» в 5 классе

на тему «Писать ли, как слышится, или что такое орфография»

Тип занятия:

Систематизация и обобщение пройденного материала

Авторы УМК:

М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.

Цели занятия:

1.подчеркнуть значение орфографии как раздела русского языка;

1. Подчеркнуть значение орфографии как раздела русского языка; формировать понимание этого значения; 

2. формировать орфографические навыки; развивать навыки устной

и письменной речи; 

3. воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные: знать виды орфограмм в разных частях слова; уметь правильно писать слова с изученными орфограммами; графически обозначать условия выбора изученных орфограмм; соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

2.   Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять понятия, выделять необходимую информацию, создавать обобщения, классифицировать,  устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ, сравнение языкового материала, строить  логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; оценивать достигнутые результаты; способность свободно, правильно излагать свои мысли, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность); способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность к самоанализу и самооценке;  способность  работать индивидуально и в группе;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

    3.  Личностные: уважительное отношение к родному языку гордость за него, осознание эстетической ценности русского языка; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни.

Оборудование:

интерактивная доска, компьютер, презентация по теме урока, раздаточный материал (кроссворд)

Образовательные ресурсы:

http: //www. ped-kopilka.ru

 http: //www.zavuch. info

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

Универсальные учебные действия

I.Организационный

момент

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению материала

- Здравствуйте, ребята.

-Проверьте,  готовы ли вы к занятию. День будет удачным, если его начать с улыбки. Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте хорошего настроения. А я желаю вам на занятии успехов. Порадуйте меня своими знаниями, умениями и активной работой.

Проверяют готовность к занятию:  наличие ручки, карандаша, тетради, тетради-справочника, сигнальных карточек, участвуют в диалоге с учителем и  друг с другом.

Фронтальная

Личностные: формирование ответственного и положительного отношения к учению, стремления получить новые знания

Коммуникативные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

II. Актуализация знаний

Цель: включение в систему знаний и повторение

-Сегодня, ребята, мы продолжим    увлекательное путешествие по удивительной стране Лингвинии. А правит этой страной строгая царица Лингвистика.

- Что изучает лингвистика?

- Да, лингвистика – это наука о языке.

- Вспомним, ребята, какие княжества находятся во власти великой царицы Лингвистики. Итак, лингвистическая разминка. Я вам зачитываю определение, а вы называете раздел науки о языке, о котором идет речь.

1.   Кратчайшие звуковые единицы, звуковой состав современного русского литературного языка и основные звуковые процессы, протекающие в языке. (Фонетика)

2. Состав русского алфавита, соотношение между буквами и звуками. (Графика)

3. Нормы современного русского литературного произношения. (Орфоэпия)

4. Морфемная структура слова. (Морфемика)

5. Образование  новых слов. (Словообразования)

6. Части речи, грамматические свойства слов. (Морфология)

7. Словарный и фразеологический состав русского языка. (Лексика и Фразеология)  

 8.   Словосочетания, потом предложения, типы синтаксической связи, их структура…. (Синтаксис)

9. Система знаков препинания и правила их употребления. (Пунктуация)

10. Наука о правописании. (Орфография)

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

Личностные:  самоопределение, осознание необходимости применения своих знаний и совершенствование своей речи

Коммуникативные: формирование умения слушать, формулировать свои мысли

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его оценка

Познавательные:

Используют полученные знания в практической деятельности

III . Целеполагание.

1.Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

Цель: выявление затруднений, обсуждение  границ знания и незнания, определение темы занятия, постановка цели и  учебной задачи

2. Пробное учебное действие. Практическая деятельность учащихся.

 Цель: наблюдение за языковыми явлениями, анализ единиц языка, раскрытие признаков новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Просмотр мультимедийной презентации «Орфограммы в частях слова»

Орфография является самым важным разделом науки о языке, изучающим и устанавливающим написание слов. Это княжество граничит почти со всеми другими княжествами, подвластными  Царице Лингвистике.

- А зачем изучать орфографию? Может, мы будем писать слова так, как  они слышатся? Писать ли, как слышится, или что такое орфография – тема нашего сегодняшнего занятия.

- Сформулируйте цель занятия.  Какую учебную задачу поставим сегодня перед собой?

- Итак, проведем лингвистический эксперимент. Прочитайте стихотворение А. Шибаева «Грустные вести». Понятен ли вам его смысл? Почему?

Грустные вести.


Пришло письмо мне,
Гляжу – 
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет – 
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лесу нашёл я грусть
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он? Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…


- Грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила и уметь применять их. В русском письме есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на правило. Такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу, называется орфограммой

 ( греч. «орфо » - правильный, «грамма» - буква, знак). Работа в группах.

- Выпишите из текста стихотворения слова, в которых Мишка допустил ошибки. (В это время на компьютере индивидуально выполняет задание сильный ученик: вставляет пропущенные буквы в словах, которые учитель заранее выписал из текста стихотворения. Графически обозначает условия выбора вставленных орфограмм)

- Выберите правильное написание, применяя орфографические правила.

- Проверим работу. (Индивидуальная работа ученика на компьютере    выводится на экран, а остальные ученики сверяют свою работу с эталоном на экране.

- Оцените себя. Поднимите карточку, которая соответствует вашей оценке(«5»-  смайлик улыбается, «4» - смайлик не улыбается, «3» или»2» - смайлик грустит.

- В каких частях слова могут быть орфограммы?

- Наиболее опасные места, требующие внимания:

1) безударные гласные  в корне, приставке, суффиксе, окончании( поэтому важно хорошо знать состав слова);

2) гласные после шипящих и ц;

3) мягкий знак на конце слов после шипящих;

4) правописание НЕ с различными частями речи и др.

Слушают учителя, строят высказывания.

Записывают тему занятия, формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Работают в группах: находят слова с ошибками в написании, испытывают трудности при обнаружении таких слов, выявляют причины затруднения

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

Фронтальная, групповая

Личностные: самоопределение, осознание своих возможностей; смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

Регулятивные:            целеполагание, составление плана и последовательности

действий самостоятельный анализ условий достижения цели

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, обмен мнениями, обоснование своей точки зрения

Познавательные:

Поиск и выделение информации; анализ, классификация языкового материала по признакам, синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений

IV. Физкультминутка

Цель: профилактика утомления; пропаганда здорового образа жизни

Мы сидели, не вставали и  немножечко устали.

Отдохнем, наше тело разомнем. Встаньте, дети. Распрямитесь, к солнцу яркому тянитесь. А теперь вперед нагнитесь,  друг на друга посмотрите, за руки возьмитесь, покачайте головой, посмотрите влево-вправо,  вправо-влево, улыбнитесь и на место сядьте да  работу продолжайте.

Учащиеся под руководством учителя выполняют физические упражнения

Фронтальная

Личностные: осознание ценности  здорового и безопасного образа жизни

IV.  Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта Первичное закрепление

Цель: проговаривание вслух  

1. Ребята, давайте вместе составим алгоритм действий для решения орфографической задачи.

1. Произнести слово и определить, есть ли в нем «ошибкоопасное» место, т.е. орфограмма;

2. определить, в какой значимой части слова находится орфограмма;

3. Выбрать букву по звуку в сильной позиции (подобрать проверочное слово) или применить правило;

4. Если проверить орфограмму нельзя, обратиться к орфографическому словарю.

Работа  в группах.

- Проведем соревнование «Кто быстрее разгадает кроссворд».

(В кроссворде предложены слова с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением.

- Слова с какой орфограммой вы разгадывали в кроссворде?

- Какие знания по фонетике помогут в  работе с этой  орфограммой?

- Какое фонетическое условие необходимо для выбора безударной гласной в корне слова?

Совместное составление алгоритма действий для решения орфографической задачи.

Разгадывают кроссворд, применяют правило

Фронтальная

Личностные: осознание необходимости применения своих знаний и совершенствование своей речи.

Регулятивные:

оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, самостоятельно планируют пути и способы решения познавательных задач, строят  логическое рассуждение, умозаключение, делают выводы

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

V. Тренировочные упражнения

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи: формирование умения правильно писать слова с изученными  орфограммами; графически обозначать условия выбора  орфограмм

  1. Комментированное письмо по «цепочке»

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону: слуховой диктант (работа с сигнальными карточками)

3. Творческая работа: подбор своих примеров с разными видами орфограмм

- Итак, потренируемся в определении «ошибкоопасных» мест в словах и объяснении орфограмм.

1. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте условие выбора вставленной орфограммы.

В дремучем л..су, рыжая л..са, ненас(?)ный день, б..льшое гн..здо, р..гатая к..за, карие гл..за, в..селый ра...ска.., высокая тр..ва.

2. – Ребята, обнаружить «ошибкоопасное» место на слух труднее, чем вставить пропущенную букву, где указано место возможной ошибки. Я предлагаю вам определить на слух, есть ли в предложении слово с указанной орфограммой. Если такое слово есть, вы поднимаете сигнальную карточку с нужной буквой, выбирая правильное написание. После каждого вашего ответа предложение будет появляться на слайде, а вам необходимо  сверить свой выбор, обозначая верное-неверное решение орфографической задачи знаками «+» - «-».

- И последнее задание, которое мы выполним сегодня на нашем занятии. Работа в группах. Вам необходимо для соседней группы придумать слова с разными видами орфограмм (виды орфограмм перечислены на карточке для вашей  группы).

Учащиеся по «цепочке» выходят к доске, записывают слово, вставляют пропущенную букву, комментируют и графически обозначают условия выбора орфограммы

Внимательно слушают учителя, определяют, есть ли в предложении слово с орфограммой, показывают сигнальную карточку с выбраннойбуквой, сверяют свой ответ с эталоном,  в тетради знаком «+» обозначают верное решение орфографической задачи, а знаком «-» - неверное решение орфографической задачи. Оценивают себя смайликами: «5» - смайлик «смеется»; «4» - смайлик «задумался»; «3» или  «2» - смайлик «грустит».

Придумывают слова с разными видами орфограмм, решают орфографические задачи.

Фронтальная,

групповая

Личностные: самоопределение, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; желание совершенствовать знания

Регулятивные: умение оценивать результаты, выявлять причины трудностей, искать пути их преодоления, определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,

умозаключение, делать выводы, вносить коррективы в план и способ действия

 Коммуникативные: умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, вести монологическую и диалогическую речь в соответствии с грамматическими , орфоэпическими и лексическими нормами языка

Познавательные: умение осуществлять поиск информации, использовать полученные знания в практической деятельности

VI. Рефлексия  учебной деятельности на занятии (итог занятия)

Цель: самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- Наше путешествие по волшебной стране Лингвинии  подошло к концу.

- Вернемся к началу нашего занятия: можем ли мы писать так, как слышим?   - Для чего нужны правила?

- Какой вывод мы сделаем для себя?

- Достигнута ли цель занятия, все ли задачи выполнены?

- Какие трудности появлялись в процессе работы?

- С каким настроением вы заканчиваете занятие? Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.

- Я рада за вас. Вы хорошо работали, были внимательны, активны. Мое эмоциональное состояние отражается на карточке с изображением улыбающегося солнышка.

Учащиеся оценивают свою работу, определяют свое эмоциональное состояние с помощью карточек («Солнышко» –занятие прошло  удачно; «Солнышко выглядывает из-за тучки» – не все удалось)

Фронтальная

Личностные:  самооценка

Коммуникативные: умение строить монологические высказывания

Регулятивные: выделяют и осознают, что уже усвоено, а что еще необходимо усвоить, оценивают свою деятельность

Домашнее задание (по желанию)

Цель: закрепить умение выбирать нужную орфограмму

Объяснение домашнего задания разного уровня сложности.

      1. Написать сочинение-миниатюру(6-10 предложений) на тему «Запахи осени», употребив в сочинении слова со следующими орфограммами:  ) безударные гласные  в корне; в приставке;

2) гласные после шипящих и ц;

3) мягкий знак на конце слов после шипящих;

4) правописание НЕ с глаголами

  1. Составить взаимодиктант из слов с изученными  орфограммами

Записывают задание в дневник

Личностные: самоопределение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта внеурочного занятия по математике "Решение логических задач с применением ИКТ" 6 класс

Данное внеурочное мероприятие проведено в  рамках региональной  "Недели математики-2015" на базе стажировочнойплощадки по введению ФГОС  г.Льгова(МБОУ СОШ№1 г.Льгова" Кур...

Категория добра на страницах учебника русского языка 5 класс

Презентация к исследовательской работе по русскому языку...

Элективный учебный предмет "Искусство видеть мир" (русский язык) 9 класс.

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса. Умение письменно излагать свои мысли, форму...

Урок (технологическая карта): " Буквы А-О в корнях -гар- и -гор-". Русский язык, 5 класс.

Технологическая карта урока Русского языка по теме "Буквы А-О" в корнях -гар- и -гор-....

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Такие разные покровы"

Данное внеурочное занятие входит в программу внеурочной деятельности 5 класс...