Элективный учебный предмет "Искусство видеть мир" (русский язык) 9 класс.
элективный курс по русскому языку (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Искусство видеть мир» (русский язык).
Программа курса по выбору в рамках
предпрофильной подготовки для 9 класса.
Пояснительная записка.
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса. Умение письменно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения и аргументировать её являются неотъемлемыми компонентами языковой компетенции.
Подготовка учеников в системе гуманитарных предметов создаёт предпосылки для дальнейшего образования выпускников основной школы.
В связи с этим, основными целями данного курса является совершенствование навыков написания сочинений на основе знаний, полученных в 5-8 классах; осуществление «пробы пера» в разных жанрах литературного творчества; развитие образного мышления и творческих способностей учащихся.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- определять тему и строить сочинение определённого жанра;
- самостоятельно отбирать необходимый материал и языковые средства для передачи содержания, систематизировать его и логически излагать;
- использовать в сочинении разные типы речи;
- мобилизовать собственные наблюдения и эмоциональный опыт;
- использовать в работе произведения писателей;
- редактировать свою работу;
- анализировать творческие работы других авторов;
- высказывать своё мнение, участвовать в дискуссии.
Перечисленные умения формируются на основе знаний литературных норм русского языка, творческого использования средств языковой системы (лексических, грамматических, синтаксических, стилистических). Программа расширяет знания учащихся, а также включает новые знания, вызывающие познавательный интерес и необходимые для определения профиля обучения: сведения об особенностях каждого из жанров творческих работ, их композиции; вопросы анализа литературно-критических, публицистических материалов, эпистолярного жанра.
Курс позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников, выход учащихся на проектную деятельность. Курс предполагает использование нестандартных форм проведения занятий.
Содержание данного курса предлагает
следующие возможности самоопределения:
- выбор вопросов для самостоятельного обучения;
- выбор тем и форм творческих работ.
Оценка учебных достижений учащихся осуществляется:
- на уроке во время обсуждений;
-при проверке выполнения творческих работ;
- при защите итоговой работы;
- при оформлении стенда.
Материальное оснащение программы:
- фото, иллюстрации;
- тексты для групповой и индивидуальной работы;
- видеосюжеты, музыкальные фрагменты;
- словари, энциклопедии.
Содержание программы
- Введение.
Творчество в жизни человека. Виды творчества. Необходимость развития и проявления творческих способностей учащихся. Литературное творчество – искусство слова. Виды и жанры литературного творчества.
2,3. Этюд
Этюд как жанр. Особенности этюда: краткость, выразительность, оригинальность, выражение собственной позиции.
Многообразие тематики. Этюды писателей.
4,5. Эссе
Эссе как жанр литературного произведения и как школьное сочинение. Признаки эссеистического стиля: субъективизм, образность, афористичность.
Индивидуальная импровизация в трактовке произведения, свободная манера изложения. История жанра. Разновидности эссе (философские, литературно-критические, исторические, художественные).
6,7. Очерк
Очерк как эпический жанр литературы. Особенности жанра: образность, типичность, конкретность, проблемность, сюжетность, публицистическая тональность.
Документальные и художественные очерки. Различные виды и формы художественных очерков (лирико-филосовские, биографические, путевые заметки).
История развития очерка. Разновидности современного очерка (публицистический монолог, дневниковые заметки, очерк-портрет, очерк-исповедь, очерк-программа).
8,9. Путешествие
История развития этого литературного жанра и его разновидности. Особенности сочинения в жанре «путешествия». «Путевой» жанр в русской литературе (А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум», А.П. Чехов «Остров Сахалин», В.Маяковский «Моё открытие Америки»).
10,11. Дневники
Дневник как жанр художественной прозы. Его особенности: повествование от первого лица, непринуждённость выбора темы, большие композиционные возможности, свобода выражения мыслей и впечатлений, полное и глубокое раскрытие характера героя, его души. Дневники-записки и дневники -исповеди. Дневники литературных героев и писателей.
Записные книжки писателей.
12,13. Эпистолярный жанр
Переписка как повествовательный приём художественной литературы. Особенности: непринуждённость, доверительность, документальность, убедительность. Использование формы письма в художественных произведениях, в публицистике, в критике, в жизни.
14-17. индивидуальные и групповые консультации по содержанию, жанру и композиции письменных работ учащихся.
Литература для учащихся:
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах.- М.: Просвещение, 2001.
- Никитина Е.Н. Русская речь. 9 класс. – М.: Просвещение, 2002.
- Теория и практика сочинений разных жанров. Составители Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. – М.: Просвещение, 1996.
- Развивайте дар слова. – М.: Просвещение, 1980.
Литература для учителя:
- Гринина-Земскова А.М. Сочинениям надо учить. – В., 1970.
- Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М.: Просвещение, 1986.
- Русская словесность, № 6, 2000.
- Озеров Ю.А. Раздумья над сочинением. – М.: Высшая школа, 1990.
- Энциклопедический словарь юного филолога. – М.: 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-329967-1383060649.jpg)
Активизация учебной деятельности на уроках русского языка в классах с ОВЗ через использование различных видов диктантов.
Примеры словарных диктантов,с помощью которых можно организовать работу со слабыми учащимися....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/04/picture-398381-1391534466.jpg)
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"
Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-340223-1384097652.jpg)
Учебно-методический материал по русскому языку. Проверочные работы по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя числительное»
Тексты, в которых необходимо вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и записать числительные словами. Можно использовать в качестве диктанта....
Элективный учебный предмет "Мастерство красноречия" (русский язык) 9 класс.
Данный курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов, он является предметно-ориентированным. Рассчитан на 10 часов. Наверное, нет таких профессий, где не пригодилось бы искусное владение сл...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/11/picture-1099173-1707659099.jpg)
Рабочая программа учебного предмета «В мире русского языка» (факультативный курс по русскому языку) для учащихся 8-9 классов
Данный курс позволит дополнительно организовать работу по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Программа курса предназначена для работы над изложением и сочинением....