Элективный учебный предмет "Мастерство красноречия" (русский язык) 9 класс.
элективный курс по русскому языку (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterstvo_krasnorechiya.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мастерство красноречия» (русский язык).
Программа предмета по выбору в рамках предпрофильной подготовки для 9 класса.
Пояснительная записка.
Данный курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов, он является предметно-ориентированным. Рассчитан на 10 часов.
Наверное, нет таких профессий, где не пригодилось бы искусное владение словом. Но в некоторых сферах человеческой деятельности это является обязательным условием, оно становится просто необходимым для эффективной работы. Юрист, учитель, социальный работник, политик, проповедник должны овладеть искусством речи, если хотят достичь вершин в своей профессии. Ведь им постоянно приходится общаться с людьми: беседовать, наставлять, выступать публично. А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо ещё знать, как сказать; надо знать законы подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания воздействия на аудиторию. Иными словами, нужно знать основы риторики для успешной коммуникации.
Программа средней школы по русскому языку и литературе лишь частично рассматривает лингвистический, художественный, психологический аспекты языкового общения ( языковой коммуникации ), которые включает в себя риторика как комплексная дисциплина. Данный спецкурс призван помочь учащимся овладеть искусством устной речи.
Цель курса – содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни – навыками успешной коммуникации.
Условия успешной коммуникации – сложная многомерная категория, представляющая собой синтез лингвистического, культурологического, психологического и социального знания. Эти значения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного характера: знанием речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приёмами ведения диалога, умением «считывать» невербальное поведение собеседника и др. В связи с вышеизложенной концепцией и целями, основными задачами курса являются:
- формирование у учащихся представления об ораторском искусстве как о своеобразном виде эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова;
- развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению;
- формирование практических навыков успешного, эффективного речевого поведения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля. Планируемые результаты обучения:
В результате успешного изучения курса учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:
- вступать в контакт, определять целевую установку общения;
- отбирать языковые средства, варьировать ими с учётом ситуации, целей общения;
- ориентироваться в речевой ситуации, определять коммуникативную стратегию и тактику речевого поведения;
- определять причины коммуникативных удач и неудач, оценивать качество своей речи;
- уметь корректировать процесс говорения с позиций прогнозируемого результата;
- управлять вниманием и поведением в процессе речевого общения;
- высказываться целостно, логично, связно как в структурном, так и в смысловом отношении, используя законы композиционного оформления речи;
- адекватно и успешно использовать в конкретной коммуникативной ситуации невербальные средства общения;
- соблюдать этикетные правила в процессе речевого общения.
В течение изучения курса учащимся будут предложены следующие формы контроля уровня достижений ( формы итоговой отчётности):
- выполнение определённого набора практических заданий;
- выступление перед аудиторией на одну из выбранных тем («Я за российское кино!»)
- защита микропроектов ( речь рекламного агента и др.)
- преобразование имеющихся текстов по заданному параметру (устранение ошибок и др.)
- исследовательская работа ( реклама на Российском ТВ: яркость, убедительность, правильность речи).
Методическое обеспечение курса:
- таблицы и схемы;
- раздаточный материал ( упражнения, задания);
- книги Д. Карнеги ( 2 часть «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично»);
- словари.
Учебно-тематическое планирование
№ п\п | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | |||
лекция | прак-тика | семи-нар | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
| ||
2 | «Из истории риторики» | 3 | 2 | 1 | Сообщение на заданную тему | |
3 | «Секреты речевого мастерства» | 9 | 3 | 6 | ||
3.1. | Логика в ораторской речи | 1 | 2 | Выполнение практических заданий. | ||
3.2. | «То же слово, да не так бы молвить» | 1 | 1 | Составление резюме | ||
3.3. | «Ты и слушатель. Оратор и аудитория» | 1 | Выступления | |||
3.4. | «Звучащее слово». Техника речи | 1 | Проведение заочной экскурсии | |||
3.5. | Конкурс чтецов | 1 | ||||
3.6. | «Я слушаю, меня слушают». | 1 тренинг | Выступление с подготовленной речью | |||
4. | Советы Карнеги: «Как улучшить память» | 1 | 1 | |||
5. | «А напоследок я скажу…» | 1 | 1 | |||
6. | Защита проекта | 2 | 1 | 1 | Выступления |
Содержание курса
1.Вводное занятие
«Искусство управлять умами» Лекция с элементами беседы (1ч.)
Цели курса, план, введение в курс. Речевое общение, речевое поведение, речевая деятельность.
Необходимость владения словом представителям разных профессий.
Определение говорящим цели речи. Риторика как наука. Оратор. Ораторское искусство и его жанры ( области применения риторики).
Составление схем.
Домашнее задание (Д.З.) – аналитическое чтение (А.Ч.) глав 5, 12 из книги Д.Карнеги «Главные предпосылки успеха публичного выступления»: «Улучшайте свой слог».
А.Ч. – точное понимание информации, определение позиции автора и своего отношения к изложенной информации.
Занятие 2
«Из истории риторики». Семинар (1ч.) + 2 ч. лекции
Античная риторика. Основные законы и правила красноречия. Платон, Аристотель, Цицерон, Кантемир. Развитие теории красноречия в средние века и в новое время. Ораторское искусство в России.
Выступление учащихся по названным вопросам и обсуждение ( самооценка и рецензия) первого опыта докладчиков.
Д.з. 1) Д. Карнеги, гл. 2: «Уверенность в себе создаётся подготовкой»; гл.3: «Как знаменитые ораторы готовились к выступлению» (А.Ч.).
2) Выскажетесь о том, почему вам нужно изучать ораторское искусство.
3. Секреты речевого мастерства (6ч.)
Занятие 3.1.
«Логика в ораторской речи». Практикум (2ч.) + 1ч. лекции
Содержательность речи. Логическая организация речи. Этапы работы оратора над речью (формулировка темы речи, составление плана речи, оформление композиции в соответствии с целевыми установками каждой её части).
Работа с вопросами и заданиями, выводы по ним, композиционный анализ одной из предложенных речей, восстановление порядка частей текста, исправление логических ошибок.
Д.з.: 1) Д. Карнеги, гл.8: «Как начинать выступление»; гл. 9: «Как заканчивать выступление» (А.Ч.)
2) Составление вступления к речи с использованием советов Д. Карнеги (см. резюме гл. 8) на одну из тем: «Что есть зависть?», «Я за российское кино!», «Должны ли мальчики и девочки обучаться отдельно?»
Занятие 3.2.
«То же слово, да не так бы молвить». Культура речи. Практикум (1ч.)+1ч. лекция Три аспекта речевой культуры: стиль речи, соблюдение основных требований к языку выступления, использование особых средств речевой выразительности. Языковая норма (в грамматике, в словоупотреблении, в произношении).
Текущий контроль за лингвистическими умениями и навыками. Практические задания: нарушения лексических норм в словоупотреблении, в произношении, многословие, точность речи, логичность, богатство, словесные штампы (трафаретные выражения), эмоциональность.
Д.з. 1) Составить резюме по теме урока с помощью предложенных вопросов (Н.А. Михайличенко, «Риторика», стр. 52-53).
2) Д.Карнеги, гл. 6: «Секрет хорошего выступления», гл.7: «Публичное выступление на трибуне и личность».
Занятие 3.3.
«Ты и слушатель. Оратор и аудитория». Лекция с элементами беседы (1ч.)
Оратор и аудитория. Психологические основы ораторского искусства. Средства воздействия оратора на аудиторию (композиционные, речевые, методические). Невербальные средства общения. Этическая культура, такт, умение наладить общение.
Активное слушание, работа со схемами.
Д.з. Составление выступления (на 2-3 мин.) на тему: «Как преодолевать волнение перед началом публичной речи» (на основе гл. 1 «Как развить смелость и уверенность в себе», гл. 11 «Как заинтересовать ваших слушателей»).
Занятие 3.4.
«Звучащее слово». Практикум (1ч.)
Техника речи. Речевое дыхание, постановка голоса, дикция и орфоэпия, звучность голоса и темп, тембр и чёткость.
Работа с системой упражнений для развития названных навыков оратора.
Д.з. 1) Написать текст для проведения заочной экскурсии (описание, комментирование фотографий) в Спасское-Лутовиново (И.С. Тургенев), в Тарханы (М.Ю. Лермонтов). Озвучить её.
2) Подготовить стихотворение для конкурса чтецов.
Занятие 3.5
Конкурс чтецов (1ч.)
Выступления учащихся, анализ выступлений.
Занятие 3.6.
«Я слушаю, меня слушают». Тренинг (1ч.)
Социальные роли: диктор, лектор, ведущий, чтец, докладчик, телекомментатор, радиоведущий, проповедник. Специфика ролей. Аналитическое слушание как процесс извлечения, структурирования и сопоставления информации.
Репродуктивная речь (РР) и продуктивная речь (ПР) – залог коммуникативных удач и неудач.
Примеры РР – «озвучивание» новостей, чтение наизусть, пересказ «близко к тексту», чтение доклада «по бумажке» и т.п. ПР – участие в обсуждении, ответы на вопросы журналиста и т.д. Способность к рефлексии, учёт адресата и условий коммуникации, оценка РР и ПР.
Д.з. по выбору учащихся:
1) Подготовиться к «озвучиванию» текста диктора телевидения.
2) Составить речь радиоведущего (диджея), освещающего важное событие в школе, например: «День Святого Валентина», «Вахта памяти». Озвучить речь.
3) Написать текст ведущего телепередачи (любой на современном телевидении).
Занятие 4 (1ч.)
Практическая работа по книге Д.Карнеги: чтение, выполнение упражнений.
Занятие 5
«А напоследок я скажу…» заключительное занятие. Беседа (1ч.)
Составление некоторых практических советов начинающему оратору.
Д.з.: подготовить выступления по этим советам, оформить их.
Занятие 6 (практика + семинар)
Защита проектов
Литература
По проблемам риторики:
- Михайличенко Н.А. Риторика. Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. – М.: Новая школа, 1994.
- Карнеги Дейл. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М., 1989.
- Апресян Г.З. ораторское искусство. – М., 1978.
- Ножин Е.А. мастерство устного выступления. – М.,1989.
- Античные риторики. – М., 1978.
- Кузнецова Т.И., Стрельникова Н.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. – М.,1976.
- Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. – Л., 1988.
- Гурвич С.С., Погорелко В.Ф. Основы риторики. – Киев, 1998.
- Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим… Очерки о человеческом общении. – М., 1990.
- Успенский Л.В. Культура речи. – М., 1976.
Словари
- Орфоэпический словарь.
- Толковый словарь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Einführung in die Journalistik (Введение в журналистику): Элективный курс на немецком языке. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) и школ с углублённым изучением немецкого языка.
Курс „Einführung in die Journalistik“ («Введение в журналистику») является прикладным профориентационным элективным курсом для филологического профиля (со специализацией в области иностранных языков),...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 10 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ10 КЛАСС...
Программа элективного учебного предмета "Успешое письмо на английском языке"для 11 класса
Программа элективного учебного предмета для 11 класса филологического профиля гимназии. Рассчитана на 34 часа....
Программа элективного учебного предмета "Успешое письмо на английском языке"для 11 класса
Программа элективного учебного предмета для 11 класса филологического профиля гимназии. Рассчитана на 34 часа....
Элективный курс по русскому языку «ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГОРАФИИ» Учебный курс подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ.
Программа элективного курса подготовки «Трудные случаи орфографии» предназначена для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений.Курс ориентирован на всех учащихся, желающих повысить ур...
Курс элективного учебного предмета по русскому языку «Решение заданий разного уровня при подготовке к ЕГЭ»
Рабочая программа элективного учебного предмета по русскому языку для учеников 11 класса «Решение заданий разного уровня при подготовке к ЕГЭ»...
Рабочая программа элективного учебного предмета _Информатика для 10 класса
Рабочая программа содкржит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....