РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 10 КЛАСС
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Тарасенко Алёна Витальевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К  ЕГЭ

10 КЛАСС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ege.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

п. ВОСТОЧНЫЙ»

(МОУ СОШ п. Восточный)

Рассмотрено на МО

Гуманитарных наук

«      » августа 2014 г.

Рассмотрено и рекомендовано педагогическим советом № __

от _________

Утверждена приказом                                                                                                

Директора МОУ  СОШ

       п. Восточный

№ ____ от _____ 2014

________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К  ЕГЭ

10 КЛАСС

Тарасенко Алёна Витальевна

(Ф.И.О. учителя-разработчика)

Восточный, 2014

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тестовый контроль в настоящее время становится наиболее актуальным в связи с тем, что выпускные экзамены в школе третьей ступени общего образования  и вступительные испытания в большинстве вузов проводятся в форме ЕГЭ, а учащиеся старших классов недостаточно владеют навыками выполнения заданий в данной форме.

Предлагаемая программа элективного учебного предмета «Русский язык: подготовка к ЕГЭ»  предназначена для учащихся 10-11 классов, поддерживает содержание курса русского языка, изучение которого осуществляется на  базовом  уровне. Программа ориентирована на формирование языковой,  коммуникативной  и культуроведческой компетенций, интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Содержание  данного  предмета углубляет знания учащихся об особенностях функционирования языковых единиц и средств в речи, расширяет представление о стилистических ресурсах и изобразительно-выразительных средствах языка, формирует умение оценивать языковые явления и факты,  помогает  избегать речевых, грамматических, стилистических ошибок в собственной речи. Элективный учебный предмет «Русский язык: подготовка к ЕГЭ»  способствует эффективной подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому язык и  удовлетворению их  познавательных потребностей.

Цельпрограммы:  оказание помощи учащимся в освоении системы русского  языка и овладении нормами литературного языка

Программа направлена на решение следующих задач:

- анализ и классификация языковых фактов с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;

- оценка языковых фактов с точки зрения нормативности;

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-  использование основных приемов информационной переработки текста;

- оценивание письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-  проведение лингвистического анализа текстов различных функциональных стилей;

- создание собственного речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами;

- осуществление речевого самоконтроля;

- использование нормативных словарей и справочной литературы.

Основными  организационными  формами  проведения занятий являются лекции, практикумы, лабораторные занятия.

Основными видами деятельности на занятиях элективного учебного предмета являются следующие:  выполнение тестовых заданий;  классификация речевых и грамматических ошибок с точки зрения их источников и способов устранения;  лингвостилистический анализ; редактирование текстов.

На изучение курса в 10 классе отводится 34 часа.

2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Введение. Особенности выпускных и вступительных экзаменов по русскому языку. Основные разделы языка, основные языковые единицы.    Понятие о тестовой форме контроля.

Тестовые задания с выбором ответа:

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звук. Буква. Звуки гласные (ударные и редуцированные) и согласные (звонкие (сонорные и шумные) и глухие; твердые и мягкие; парные и непарные). Ударение. Орфоэпические нормы.

Лексика, фразеология.  Слова. Лексическое значение. Паронимы. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Устаревшая лексика. Неологизмы. Заимствования. Диалектизмы. Просторечия. Термины. Фразеологизмы. Словари.

Морфемика. Морфема. Значимая часть слова. Словообразующие и формообразующие морфемы.

Словообразование. Словообразование. Словообразовательные модели. Способы словообразования. Словообразовательные цепочки.

Орфография.

-Правописание гласных в корнях.

-Правописание согласных в корнях.

-Правописание приставок. Употребление Ъ и Ь.

-Правописание окончаний.

-Правописание суффиксов.

-Правописание Н и НН

-Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

-НЕ и НИ с различными частями речи.

Тестовые задания с кратким ответом

Морфология. Именные части речи. Глагольные части речи.

Наречие. Слова категории состояния. Служебные части речи.

Синтаксис. Словосочетание. Способы связи. Синтаксис простого предложения. Синтаксис сложного предложения

Тестовые задания с развернутым ответом.

Текст. Анализ текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Композиция текста. Особенности построения текста с доминированием описания: общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка (вывод, заключение). Языковые средства (доминирование существительных и прилагательных, глаголы в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой изобразительности – в форме настоящего времени, согласованные и несогласованные определения, ряды однородных членов, назывные и неполные предложения и т.д.).

        Итоговый зачёт

3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

№ п.п.

Наименование разделов

Всего часов

В том числе контрольных работ

1

Введение

1

2

Тестовые задания с выбором ответа

16

1

3

Тестовые задания с кратким ответом

9

1

4

Тестовые задания с развернутым ответом.

6

5

Итоговый зачёт

2

Итого:

34

2

4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В результате изучения элективного учебного предмета  учащиеся должны

знать:

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, стилистические и др. нормы современного русского литературного языка;
  • основные приемы информационной переработки текста;
  • алгоритм лингвистического анализа текстов различных стилей и типов речи;
  • основные виды лингвистических словарей и справочников.

уметь:

  • анализировать и классифицировать языковые фактов для обеспечения различных видов речевой деятельности;
  • оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • использовать основные приемы информационной переработки текста;
  • оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • производить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • осуществлять речевой самоконтроль.

5.ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

1.Русский язык : 50 типовых вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену / А.Ю. Бисеров, И.В. Текучева. — Москва : ACT : Астрель, 2013. — 367 с. — (Федеральный институт педагогических измерений).

2.ЕГЭ 2014. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3(С) / В.В. Львов, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Л.И. Пучкова, Г.Т. Егораева. — М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 287, [1] с. (Серия «ЕГЭ. 30 Вариантов.Типовые тестовые задания»)

3. ЕГЭ 2014. Русский язык. Типовые тестовые задания / В.В. Львов. — М. : Издательство «Экзамен», 2014. — 117, [3] с. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)

4. ЕГЭ 2014. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / Г.Т. Егораева. — М. : Издательство «Экзамен», 2014. — 128 с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)

5. ЕГЭ-2014: Русский язык: Самое полное издание типовых вариантов заданий / авт.-сост. А.Ю. Бисеров. — Москва : ACT : Астрель, 2014. — 206, [2] с. — (Федеральный институт педагогических измерений).

6. ЕГЭ. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ / Г.Т. Егораева, О.А. Серебрякова, Е.М. Сергеева, В.И. Белякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2013. — 351с. (Серия «ЕГЭ. Полный курс А, В, С»)

7. ЕГЭ 2012. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). Тексты-аргументы / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. — М.: Издательство «Экзамен», 2012. — 190, [2] с. (Серия «ЕГЭ.Практикум»)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

Тема

Основное содержание

Формы работы

Дата

  1

Введение. Понятие о тестовой форме контроля.

Особенности выпускных и вступительных экзаменов по русскому языку. Основные разделы языка, основные языковые единицы.    

Беседа. Постановка целей и задач курса.

3.09

Выполнение тестовых заданий  с выбором ответа (15)

2

Фонетика, графика, орфоэпия

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звук. Буква. Звуки гласные (ударные и редуцированные) и согласные (звонкие (сонорные и шумные) и глухие; твердые и мягкие; парные и непарные). Ударение. Орфоэпические нормы.

Лекция. Беседа. Практическая работа.

Проверочный тест по фонетике, графике и орфоэпии

10.09

3

Лексика, фразеология.

Слова. Лексическое значение. Паронимы. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Устаревшая лексика. Неологизмы. Заимствования. Диалектизмы. Просторечия. Термины. Фразеологизмы. Словари.

Лекция. Беседа. Практическая работа.

Проверочный тест по лексике и фразеологии

17.09

4

Морфемика.

Морфема. Значимая часть слова. Словообразующие и формообразующие морфемы.

Практикум.

Проверочный тест по морфемике.

24.09

5

Словообразование

Словообразование. Словообразовательные модели.

Способы словообразования. Словообразовательные цепочки.

Практикум.

1.10

6

Орфография.

Правописание гласных в корнях.

Орфография. Орфограмма. Безударная проверяемая гласная. Безударная непроверяемая гласная. Безударная чередующаяся гласная. О-Ё после шипящих.

Практикум.

15.10

7

Правописание согласных в корнях.

Сомнительная согласная в корне. Непроизносимая согласная в корне. Удвоенная согласная.

Словарный диктант.

Практикум.

Проверочный тест по правописанию гласных и согласных в корнях

22.10

8

Правописание приставок. Употребление Ъ и Ь.

Приставка. Правописание гласных и согласных в приставках. ПРЕ- и ПРИ-. Приставки на –З, -С. Гласные Ы-И после приставок. Роль Ъ и Ь в слове.

Практикум.

Словарный диктант.

29.10

9

Правописание окончаний.

Окончание. Склонение. Спряжение. И иЫ после Ц.

Практикум.

5.11

10

Правописание суффиксов.

Суффикс. Правописание суффиксов имен существительных, прилагательных, глаголов, причастий, наречий.

Практикум.

Проверочный тест  на написание окончаний и суффиксов.

12.11

11

Правописание Н и НН

Суффикс. Имя прилагательное. Причастие. Краткая и полная форма. Наречие.

Практикум.

Проверочный тест на правописание Н и НН.

19.11

12

Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

Сложные слова. Слитное и дефисное написание имен существительных, прилагательных, наречий. Слитное, дефисное, раздельное написание отрицательных и неопределенных местоимений и наречий.

Практикум.

Беседа.

Словарный диктант.

3.12

13

НЕ и НИ с различными частями речи.

Отрицательные частицы. Их значение. Приставки НЕ- и НИ-

Практикум.

Проверочный  тест на написание НЕ и НИ с различными частями речи

10.12

14

Грамматические ошибки.

Типы грамматических ошибок: ошибки в словообразовании; неправильное образование грамматических форм; ошибки в синтаксическом оформлении предложений.  

Лабораторная работа.

Проверочный тест на  нахождение грамматических ошибок.

17.12

15

Речевые ошибки.

Типы речевых ошибок: ошибки, связанные с неправильным выбором слова (тавтология, плеоназм, смешение разностильных элементов, ошибки в употреблении устойчивых сочетаний слов, в выборе паронима, нарушение нормы сочетаемости слов, употребление слова в несвойственном ему значении).

Лабораторная работа.

Проверочный тест на  нахождение речевых  ошибок.

24.12

16

Конструирование предложений и текста.

Структура текста. Связь предложений в тексте.

Лабораторная работа.

31.12

17

Контрольный тест.

Контрольный тест (часть А ЕГЭ)  

14.01

Тестовые задания с кратким ответом (9 часов)

18

Морфология.

Именные части речи

Морфология, часть речи, самостоятельные  и служебные части речи, лексико-грамматические разряды имен существительных, имя числительное, местоимение, разряды местоимений, морфологические признаки. Умение находить в тексте слово заданной части речи и заданной формы. Средства связи предложений в тексте.

Практикум

21.01

19

Глагольные части речи.

Глагол, причастие, деепричастие, морфологические признаки. Умение находить в тексте слово заданной части речи и заданной формы.

Практикум

28.01

20

Наречие. Слова категории состояния.

Наречие. Слова категории состояния. Умение находить в тексте слово заданной части речи и заданной формы.

Практикум.

Проверочный тест  (часть  А и В)

4.02

21

Служебные части речи.

Служебные части речи. Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Союз. Сочинительные и подчинительные союзы. Союзы и союзные слова. Частицы. Разряды частиц. Умение находить в тексте слово заданной части речи и заданной формы. Средства связи предложений в тексте.

Практикум.

Проверочный тест по морфологии (часть А и В)

11.02

22

Синтаксис.

Словосочетание. Способы связи.

Синтаксис. Словосочетание.  Виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная). Способы подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Практикум.

18.02

23

Синтаксис простого предложения

Предложение. Виды предложения по цели высказывания. Виды предложения по эмоциональной окраске. Грамматическая основа. Виды предложения по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами. Обособленные и уточняющие члены предложения. Обращения. Вводные слова и вставные конструкции.

Практикум.

Проверочный тест (синтаксис простого предложения) (часть А и В)

25.02

24

Синтаксис сложного предложения

Сложное предложение. Союзные (сложносочиненное и сложноподчиненное) и бессоюзные предложения. Средства связи в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение (главная и придаточная части, виды придаточных, последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное соподчинение). Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Практикум.

11.03

25

Средства связи в сложном предложении

Средства связи в сложносочиненном и сложноподчиненном  предложении. Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова.

Лабораторная работа.

Проверочный тест по синтаксису.

18.03

26

Контрольный тест.

Контрольный тест (часть В ЕГЭ)

25.03

Тестовые задания с развернутым ответом (6 часов)

27

Особенности построения текста с доминированием повествования.

Текст. Анализ текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Композиция текста. Особенности построения текста с доминированием повествования: экспозиция,  завязка, развитие действия (прямая, хронологическая последовательность и обратная), кульминация, развязка. Языковые средства (роль глаголов, диалог и т.д.)

Лабораторная работа.

1.04

28-29

Особенности построения текста с доминированием описания.

Текст. Анализ текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Композиция текста. Особенности построения текста с доминированием описания: общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка (вывод, заключение). Языковые средства (доминирование существительных и прилагательных, глаголы в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой изобразительности – в форме настоящего времени, согласованные и несогласованные определения, ряды однородных членов, назывные и неполные предложения и т.д.).

Лабораторная работа.

8.04

15.04

30

Особенности построения текста с доминированием рассуждения

Текст. Анализ текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Композиция текста. Особенности построения текста с доминированием рассуждения: тезис, доказательства (аргументы), вывод. Языковые средства (вводные слова, сложные союзы и союзные слова, риторические вопросы и т.д.)

Лабораторная работа.

22.04

31

Проблематика текста и позиция автора.

Проблематика текста и позиция автора.

Лабораторная работа.

Проверочный тест (часть С1 ЕГЭ)

29.04

32

Критерии оценивания сочинения. Композиция сочинения. Абзацное членение текста.

Критерии оценивания сочинения. Композиция сочинения (вступление, формулирование и комментарий проблемы текста, формулирование авторской и собственной позиции, аргументы, вывод).  Абзацное членение текста.

Лабораторная работа

6.05

Итоговый зачёт (2ч.)

33

34

Итоговый зачёт

Контрольный тест (в форме и по материалам ЕГЭ)

13.05

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку 9 « В» класс к УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ» 9класс. На 2012-2013 учебный год.

Программа рассчитана на 102 часа(3 часа в неделю)  Учебно-методическое обеспечение курса: Программа к УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских шк...

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса профессиональной подготовки (срок обучения 3 года)

Данная рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе    «Адаптированной программы по русскому языку для 10-12 класса  профессиональной подготовки ...

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса профессиональной подготовки

 Данная рабочая программа по русскому языку составлена на основе   «Адаптированной программы по русскому языку для 11 класса  профессиональной подготовки». Составила: ...

Рабочая программа по русскому языку для 12 класса профессиональной подготовки

Данная рабочая программа по русскому языку составлена на основе   «Адаптированной программы по русскому языку для 12 класса  профессиональной подготовки». Составила: Алексеева С.Г...

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса профессиональной подготовки (срок обучения 1 год)».

Данная рабочая программа по русскому языку составлена на основе   «Адаптированной программы по русскому языку для 10  класса  профессиональной подготовки  (срок обучения 1 год...

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА"

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...