Главные вкладки

    Элективный курс по русскому языку «ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГОРАФИИ» Учебный курс подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ.
    элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему

    Программа элективного курса подготовки «Трудные случаи  орфографии» предназначена для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений.

    Курс ориентирован на всех учащихся, желающих повысить уровень орфографической грамотности, при подготовки к ЕГЭ.

    Элективный курс «Трудные случаи  орфографии» поможет ликвидировать имеющиеся пробелы в орфографической подготовке учащихся, сформировать и закрепить навыки правописания тех орфограмм, которые по той или иной причине оказались усвоенными недостаточно.

    На занятиях проводится систематизация орфографических знаний учащихся. Многие правила даются в виде удобных,  легко запоминающихся таблиц и схем.

    Предлагаемый курс поможет в подготовке к письменному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Элективный курс по русскому языку

    «ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГОРАФИИ»

    Учебный курс подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ.

    Аннотация.

    Программа элективного курса подготовки «Трудные случаи  орфографии» предназначена для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений.

    Курс ориентирован на всех учащихся, желающих повысить уровень орфографической грамотности, при подготовки к ЕГЭ.

    Элективный курс «Трудные случаи  орфографии» поможет ликвидировать имеющиеся пробелы в орфографической подготовке учащихся, сформировать и закрепить навыки правописания тех орфограмм, которые по той или иной причине оказались усвоенными недостаточно.

    На занятиях проводится систематизация орфографических знаний учащихся. Многие правила даются в виде удобных,  легко запоминающихся таблиц и схем.

    Предлагаемый курс поможет в подготовке к письменному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

    Пояснительная записка

         Элективный курс «Трудные случаи  орфографии», предназначенный для учащихся 10 класса, расширяет, углубляет и обобщает содержание базового курса русского языка в 5-9 классах.

    Основной целью элективного курса является повышение правописной грамотности учащихся, развитие культуры письма.

         Выбор орфографии в качестве предмета изучения не случаен. Практика работы в 8-10 классах показывает, что учащиеся, знакомясь с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам, многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются. Уроки повторения орфографии не всегда могут восполнить этот пробел. Учащимся 10 класса особенно необходимы навыки орфографической грамотности, при подготовки к ЕГЭ.

         Элективный курс позволяет, с одной стороны, осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем, большая часть которых объединяется в своеобразные блоки (многие правила в таких блоках целесообразно представить в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем), с другой – внести в этот процесс элементы занимательности, углубить и расширить интерес учащихся к изучению русского языка. С этой целью предлагается использовать этимологический словарь, привлечь материал из научно-популярных книг и пособий (см. раздел «Литература»).

    Предметным результатом могут быть:

    1. орфографический диктант;
    2. тест по орфографии;
    3. работа юного корректора (исправление орфографических ошибок);
    4. интернет-ресурсы.

    УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.

    Тема 1. Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.

    Морфемика и морфология как ключи к орфографической грамотности. Разбор по составу. Части речи.

            

    Тема 2. Орфограммы в корне слова.

     Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.

    Тема 3. Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.

    Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы «З» и «С» на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.

    Тема 4. «Ь» после шипящих на конце слова в разных частях речи.

    Употребление буквы «Ь» после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы «Ь» на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

    Тема 5. Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.

    Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.

    Тема 6. Н и НН в разных частях речи.

    Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е).

    Тема 7. Правописание НЕ с разными частями речи.

    Слитное и раздельное написание  НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями, существительными, прилагательными и наречиями на –О(-Е). Слитное написание приставки НЕДО- со словами.

    Тема 8.  Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.

    Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.

    Тема 9. Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

    Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

               В конце занятий проводится практикум-зачет в форме  орфографического диктанта, теста или в виде задания юному корректору по исправлению орфографических ошибок.

    Учебно-тематический план

    программы  элективного курса

    для учащихся 10 класса при подготовке к ЕГЭ

    «Трудные случаи  орфографии».

    Содержание разделов и тем

    Количество

    часов

    Виды деятельности

    учащихся

    1.

    Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.

    1

    Морфемный разбор; классификационно-обобщающая работа.

    2.

    Орфограммы в корне слова.

    1

    Орфографический разбор; диктант «Проверяю себя».

    3.

    Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.

    2

    Анализ правописания данных слов; орфографический разбор.

    4.

    Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.

    1

    Выборочное письмо; подбор примеров на данное правило.

    5.

    Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.

    2

    Выборочный диктант; орфографический разбор.

    6.

    Н и НН в разных частях речи.

    2

    Подбор примеров на данное правило.

    7.

    Правописание НЕ с разными частями речи.

    2

    Диктант «Проверяю себя»; анализ правописания данных слов.

    8.

    Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.

    2

    Объяснительный словарный диктант; классификационно-

    обобщающая работа.

    9.

    Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

    3

    Орфографический анализ текста.

    10.

    Зачетная работа.

    1

    Орфографический диктант, тест или исправление орфографических ошибок в данном тексте.

    Итого:

    17

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.
    2. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
    3. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
    4. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
    5. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие    для учителя. – М., 1971.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элективный курс по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации"

    Данный курс предназначен для профильного обучения учащихся 10-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, относится к предметной обл...

    Программа кружка «Подготовка к ЕГЭ. Русский язык.Трудные случаи орфографии и пунктуации»

    Программа кружка по подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку...

    Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации. Подготовка к ОГЭ»

    Подготовка к ОГЭ» в современной школе имеет познавательно–практическую направленность, т.е. помогает более прочно и глубоко сформировать у учащихся орфографические и пунктуационные знания,...

    Элективный курс по русскому языку "Трудные вопросы орфографии" 6 класс

    Языкознание играет огромную роль в системе школьного образования и должно стать самостоятельным предметом. Поэтому данный элективный курс крайне необходим для учащихся. Данный курс основан на функцион...