Программа факультативного курса по русскому языку "Трудные случаи орфографии
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

факультатив

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fak._34_ladyzh.8_kl.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Средняя школа № 9»

Рассмотрено

Руководитель МО

ф.и.о.

Протокол №

от “___”  _________20__ г.

Согласовано

Зам. директора по УР

ф.и.о.

“___”  _________  20___ г.

Утверждено

приказом по школе

ОД №____ от ______20__г.

Директор школы

___________(С.Л.Барбаков)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

     факультативного курса по русскому языку "Трудные случаи орфографии"

8    Б            класс

Петровой Татьяны Аркадьевны

(Ф.И.О. разработчика)

2015

 (год составления программы)

                            Пояснительная записка.
         Предлагаемая программа рассчитана на 34 часа и может быть использована учителем-словесником для проведения факультативных занятий по русскому языку в 8 классе.  

Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов и направлен не только на расширение знаний в области орфографии, но, прежде всего, на развитие и совершенствование культуры письма в целом. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

Главные методические принципы, реализуемые в курсе, – системность и коммуникативный подход в изучении материала, переход от простого к сложному.
Предполагается, что, усвоив программу курса «Трудные случаи орфографии», учащиеся будут иметь опыт:

  • уметь излагать свои мысли в письменной форме в соответствии с нормами русского литературного языка;
  • уметь подобрать необходимую литературу на определённую тему.

           Актуальность программы определяется  и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2011 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.. "Программа для   общеобразовательных учреждений. «Русский язык. 5-9 кл". Москва, «Просвещение»,2011.              

                                        Цели обучения.
Цели обучения школьников по программе «Трудные случаи орфографии» в общеобразовательном учебном заведении состоят в следующем:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

освоение знаний об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
                                                   

                                               Задачи обучения.
 -закрепление и совершенствование навыков владения нормами    русского литературного языка;

- повышение уровня культуры речевого поведения в сфере письменной коммуникации;  

-формирование практических умений в области речевого поведения в письменной форме.

             ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса русского языка «Трудные случаи орфографии» в 8 классе учащийся должен  уметь:

  • разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
  • пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
  • лексикология и фразеология:
    разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
  • пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.);
  • морфология:
    распознавать части речи и их формы;
  • соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарём грамматических трудностей;
  • опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического анализа;
  • орфография:
    применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
  • проводить орфографический анализ текста.

         Тематическое планирование учебного материала


№ п/п

Тема


Кол-во часов


Кол-во к/р


Кол-во п/р


1


Орфография и морфемика


11


1


3

2

Орфография и морфология

23

2

5

                                         Виды контроля.

Промежуточный и итоговый контроль проводится в различной форме: различные творческие задания, тесты с использованием техники множественного выбора, открытые тестовые задания, тесты на установление соответствия, исключения лишнего и т. д.
Практические занятия проводятся в виде семинаров по заранее известным темам. Кроме того, в курсе возможно использовать минилекции, групповые дискуссии, письменные упражнения, работу в малых группах, выполнение тестов и практических работ.

               КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Название темы

Кол-во

часов

Дата проведения

Аргументация

изменений

План

Факт

1

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Буква Э.

2

Гласные после шипящих и Ц в корне. Чередующиеся гласные.

3

Чередующиеся гласные.

4

Звонкие и глухие, двойные и непроизносимые согласные.

5

Прописные буквы в собственных именах.

6

Прописные буквы в собственных именах.

7

Употребление Ъ и Ь.

8

Приставки на  и , приставка с-. Гласные Ы и И после приставок.

9

Приставки пре- и при-.

10

Правила переноса слов.

11

Гласные о – е после шипящих и Ц. Гласные и – ы после Ц.

12

Окончания имён существительных.

13

Суффиксы имён существительных.

14

Окончания имён прилагательных.

15

Суффиксы имён прилагательных.

16

Соединительные гласные О и Е. Сложные слова без соединительных гласных.

17

Правописание сложных существительных.

18

Правописание сложных прилагательных.

19

Числительные количественные, порядковые и дробные.

20

Склонение числительных по падежам.

21

Отрицательные и неопределённые местоимения.

22

Личные окончания глаголов.

23

Употребление буквы Ь в глагольных формах. Суффиксы глаголов.

24

Окончания и суффиксы причастий.

25

Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

26

Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

27

Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное написание наречий.

28

Дефисное написание наречий. Раздельное написание наречных выражений.

29

Правописание предлогов.

30

Правописание союзов.

31

Раздельное и дефисное написание частиц. Различение частиц НЕ и НИ.

32

Различение частиц НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

33

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

34

Дефис в сложных междометиях.

                             

                    Литература и средства обучения
1. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 2001.

2. Лекант П. А., Гольцова Н. Г., Жуков В. П. и др. Современный русский литературный язык. – М.: Высшая школа, 2009.

3. Рейнке И. Н., Шапкин В. И. О трудном в орфографии и пунктуации. – СПб.: Просвещение, 2011.

4. Розенталь Д. Э. Практическое пособие по русскому языку. – М.: Просвещение, 1990.

Лингвистические словари (толковый, словарь имен, орфоэпический, словообразовательный и т.п) разных авторов.
5. "Программа для   общеобразовательных учреждений. «Русский язык. 5-9 кл".

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др..Москва, «Просвещение»,2011.              




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»

Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность»   Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"

Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....

Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса « Секреты орфографии »

Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.Данный факультатив позволит  не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раск...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Загадки русской орфографии", 6 класс.

  Факультативный курс «Загадки русской орфографии» рассчитан на 17 часов  и предназначен для обучающихся 6 класса. Рабочая программа факультативного курса составлена на ос...

Программа факультативного курса для 6 класса «Секреты орфографии»

Факультативный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 6 классов. Данный факультатив позволит им восполнить пропущенный или забытый материал. Факультативный курс непоср...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...