учебный курс по русскому языку "Трудные случаи орфографии и пунктуации"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Антонова Оксана Владимировна

Учебный курс предназначен для 9 класса как помощь в подготовке к ОГЭ. Составлен на 34 уч. часа. В основном идет работа на основе ООД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл учебный курс по русскому языку31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елисеевская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета МБОУ Елисеевская  ООШ

Протокол №___

от«___» ________201    г

«Утверждаю»

Директор МБОУ Елисеевская  ООШ

__________/Е.Н.Вохмянина/

Приказ №______

от «___» _________201   г

Программа учебного курса  по русскому языку

«Трудные случаи орфографии и пунктуации»

Основное общее образование

34 часа

Учитель 1-й категории

Антонова Оксана Владимировна

Д. Елисеевка

2019-2020 учебный год

Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» для 9 класса общеобразовательной школы разработана в соответствии с федеральным «Законом об образовании в Российской Федерации, составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, федерального базисного учебного плана и учебного плана МБОУ Елисеевская оош на 2019-2020 учебный год, на основе примерных программ по русскому языку и риторики для общеобразовательных учреждений, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям в организации обучения в общеобразовательных организациях».

Государственный образовательный стандарт предполагает получение обучающимися разной возрастной категории  устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, орфографии и, пунктуации. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Данная программа составлена в помощь учащемуся для развития навыков орфографической и пунктуационной зоркости.

Программа построена на системно-деятельностном подходе с использованием регулятивных действий, направленных на самостоятельное обучение и мотивацию ученика. За основу взята методология Гальперина П.Я. и Талызиной Н.Ф по теории поэтапного формирования умственных действий с ориентировочной основой действий (ООД), рассчитана на 34 часа.

Инновацией является объединение и переработка нескольких авторских программ по русскому языку: М.М. Разумовской, П.А. Леканта, М.Т. Баранова, Т.А Ладыженской,  В.В, Бабайцевой, Р. Н. Бунеевой, Л.М. Рыбченковой, С.И. Львова.

Цель: повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной речи, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.

Задачи: обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся; способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков; формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.

Предметные результаты освоения курса:

Опознавание языковых единиц, проведение различных видов их анализа.

Определение темы, основной мысли текста, функционально-смыслового типа текста или его фрагмента.

Различение разговорной речи, научного стиля, официально-делового стиля, публицистического стиля, языка художественной литературы.

Аудирование и чтение.

Адекватное понимаение информации устного и письменного сообщения (цель, тема основная и дополнительная, явная и скрытая информацию).

Чтение текстов разных стилей и жанров.

 Владение разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым)

Извлечение информации из различных источников.

Свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой.

Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение).

Создание текстов различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление, письмо, расписка, заявление).

Осуществление выбора и организации языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Владение различными видами монолога и диалога.

Свободному, правильному изложению своих мыслей в устной и письменной формах, соблюдение нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)

Адекватному выражению своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности: к прочитанному, услышанному, увиденному.

Соблюдение в практике речевого общения основных произносительных, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка.

Соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации.

Соблюдение норм русского речевого этикета, уместного использования паралингвистические (внеязыковые) средства общения.

Осуществление речевого самоконтроля; оценивание своей речи с точки зрения ее правильности, нахождение грамматических и речевых ошибок, недочетов, исправление их; совершенствование и редактирование собственных текстов.

Формы организации образовательного процесса:

 обобщающая беседа по изученному материалу;

-проверка знаний при помощи тестов;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм;

-Контрольное списывание;

Зрительные диктанты.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

  • Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения

в 2020 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ

ЯЗЫКУ- 1 час:

Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ) для основного государственного экзамена (ОГЭ).

Экзаменационная работа для ОГЭ построена с учетом вариативности: экзаменуемым предоставляется право выбора одного из трёх вариантов сочинения.

Преемственность между ОГЭ и ЕГЭ обеспечивается основными концептуальными подходами (компетентностным, коммуникативно-деятельностным, когнитивным и др.) к построению экзаменационных моделей и определяется исходя из требований нормативных документов, традиций отечественного образования, современных тенденций в области оценки результатов обучения.

Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ:

Каждый вариант КИМ состоит из трёх частей и включает в себя 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).

Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;

– задания на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.

Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы.

Части работы, количество заданий, максимальный первичный балл, типы заданий

  • Знакомство с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ -1 ч.

«Перечень проверяемых требований к результатам освоения  основной образовательной программы основного общего образования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ».

«Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

  • Трудные случаи употребления гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц, употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц, употребление Ь и Ъ – 1ч.
  • Трудные случаи правописание корней. – 1ч
  • Трудные случаи правописания приставок – 1ч.
  • Трудные случаи  правописания суффиксов различных частей речи
  • (кроме -Н-/-НН-) – 1ч.
  • Особенности задания части 1 (ОГЭ). -1ч
  • Промежуточная контрольная работа:сжатое изложение- 1ч.
  • Трудные случаи правописания -Н- и -НН- в различных частях речи -1ч.
  • Трудные случаи правописания падежных и родовых окончаний – 1ч
  • Трудные случаи равописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.- 1ч.
  • Трудные случаи слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи 1ч.
  • Трудные случаи правописания отрицательных местоимений и наречий-1ч.
  • Трудные случаи правописания НЕ и НИ – 1ч.
  • Трудные случаи правописания служебных слов – 1ч.
  • Особенности строения текста в части 3 ОГЭ (сочинение) -1ч.
  • Промежуточная контрольная работа: сочинение-рассуждение – 1ч.
  • Трудные случаи слитного, дефисного, раздельного написание слов различных частей речи -1ч.
  • Орфографический анализ -1ч.
  • Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложненном предложении – 1ч.
  • Знаки препинания при обособленных определениях -1ч.
  • Знаки препинания при обособленных обстоятельствах -1ч.
  • Знаки препинания при сравнительных оборотах -1ч.
  • Знаки препинания при уточняющих членах предложения -1ч.
  • Знаки препинания при обособленных членах предложения(обобщение)
  • – 1ч.
  • Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения -1ч.
  • Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение) -1ч.
  • Промежуточная контрольная работа:сочинение-рассуждение – 1ч.
  • Знаки препинания при прямой речи, цитировании -1ч.
  • Знаки препинания в сложносочиненном предложении -1ч.
  • Знаки препинания в сложноподчиненном предложении -1ч.
  • Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи -1ч.
  • Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении -1ч.
  • Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью -1ч.
  • Итоговая контрольная работа: Пунктуационный анализ  (работа с текстом)– 1ч.

Календарно-тематическое планирование

№ п./п

Название раздела

Тема урока

Дата проведения (планируемая)

Дата фактическая

1 четверть

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения

в 2020 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ

ЯЗЫКУ

04.09.2019

Знакомство с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

11.09.2019

Трудные случаи употребления гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц, употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц, употребление Ь и Ъ

18.09.2019

Трудные случаи правописание корней.

25.09.2019

Трудные случаи правописания приставок

02.10.2019

Трудные случаи  правописания суффиксов различных частей речи

(кроме -Н-/-НН-)

09.10.2019

Особенности задания части 1 (ОГЭ).

16.10.2019

Промежуточная контрольная работа: сжатое изложение

23.10.2019

2 четверть

Трудные случаи правописания -Н- и -НН- в различных частях речи

06.11.2019

Трудные случаи правописания падежных и родовых окончаний

13.11.2019

Трудные случаи правописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

20.11.2019

Трудные случаи слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи.

27.11.2019

Трудные случаи правописания отрицательных местоимений и наречий

04.12.2019

Трудные случаи правописания НЕ и НИ.

11.12.2019

Трудные случаи правописания служебных слов

18.12.2019

Промежуточная контрольная работа: сочинение-рассуждение 

25.12.2019

3 четверть

Особенности строения текста в части 3 ОГЭ (сочинение). Работа над ошибками.

15.01.2020

Трудные случаи слитного, дефисного, раздельного написание слов различных частей речи

22.01.2020

Орфографический анализ

29.01.2020

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложненном предложении

05.02.2020

Знаки препинания при обособленных определениях

12.02.2020

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

19.02.2020

Знаки препинания при сравнительных оборотах

26.02.2020

Знаки препинания при уточняющих членах предложения

04.03.2020

Знаки препинания при обособленных членах предложения(обобщение)

11.03.2020

Промежуточная контрольная работа:сочинение-рассуждение 

18.03.2020

4 четверть

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

01.04.2020

Знаки препинания при прямой речи, цитировании

08.04.2020

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

15.04.2020

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

22.04.2020

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами

29.04.2020

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

06.05.2020

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью

13.05.2020

Итоговая контрольная работа: пунктуационный анализ  (работа с текстом)

20.05.2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации"

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 6-7 классов....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся", 9 класс

Рабочая  программа  по  элективному  курсу  «Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся»  для  9    класса  составлена  н...

элективный курс по русскому языку «Сложные случаи орфографии и пунктуации» для 10-11 классов

Для учащихся 11-х классов это один из видов подготовки к ЕГЭ.Курс состоит из разделов:Морфемика.Синтаксис и пунктуация.Культура речи и стилистика.     Данный курс  учитывает с...

Дополнительная образовательная программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации ( историко – литературоведческий аспект)» 11 класс

Программа элективного курса предполагает многоаспектный подход к изучению становления грамматики русского литературного языка. В ходе изучения курса учащиеся познают, как образовывалась русская орфогр...

Факультативный курс "Трудные случаи орфографии и пунктуации" 6 класс

Предлагаемый курс «Трудные случаи орфографии и пунктуации» предназначен для учащихся 6-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка».

Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...

Программа учебного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации» Основное общее образование 8 класс 35 часов

Программа построена на системно-деятельностном подходе с использованием регулятивных действий, направленных на самостоятельное обучение и мотивацию ученика. За основу взята методология Гальперина П.Я....