Рабочая программа факультативного курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации"
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Литвинова Надежда Анатольевна

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 6-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_fakultativnogo_kursa.docx67.66 КБ

Предварительный просмотр:

Литвинова Надежда Анатольевна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 42 г. Комсомольска-на-Амуре

«Рассмотрено  на  заседании МО»                                          «Согласовано»                                        

Протокол №         от «____» сентября  2010 г.                         «___» сентября 2010 г.                          

Руководитель МО                                                                      Зам директора по УВР                            

_______    Литвинова Н.А.                                                       __________ Игнатченко Е.А.                

«Утверждено»

«___» сентября 2010 г.

Директор МОУ СОШ № 42

 __________ Чебунина А.В.                        

Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку

Трудные случаи  орфографии и пунктуации.

Возраст учащихся, на которых рассчитана программа – 6-7 класс.

Срок реализации программы – 34 недели (1 час  в неделю).

ФИО, должность автора(ов) программы – Литвинова Надежда Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 42 г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края

Год разработки программы –  2010 г.

Доработана – в 2011 г.

Пояснительная  записка

1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Программа факультатива «Трудные случаи пунктуации и орфографии» разработана в связи с

  1. невысоким уровнем грамотности учащихся 6-7 классов;
  2. с недостаточностью времени на уроке для орфографического и пунктуационного тренинга.

Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:

  1. повышение качества знаний учащихся по русскому языку;
  2. поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка;
  3. подготовка к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.
  4. формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей жизни.

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 6-7 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они   расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.

Актуальность программы определяется  и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала.  В этом состоит отличительная особенность данной программы от уже существующих.

Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:

  1. коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
  2. интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
  3. информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
  4. организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Структура факультативного курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 6 и 7 классы рассматривается как этап основного учения, имеющий  морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание  вводный курс синтаксиса и пунктуации.

Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией М.М.Разумовской. Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении тематического материала. Так, каждый год обучения  (6-7)  строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущих лет обучения и основной этап, реализующий учебный материал в логике его развития.

Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.

2. Цель программы:

Обеспечить условия для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.

Задачи:

  1. Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
  2. Содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;
  3. Способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
  4. Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).

3. Сроки реализации программы.

Объем факультативного курса  – 34 часа.

Количество часов в неделю – 1 час.

4. Формы, виды занятий.

Курс "Трудные случаи орфографии и пунктуации" имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают  самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.

На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.

Программой предусмотрены практические  занятия.

5. Методы  обучения.

  1. Объяснительно-иллюстративный;
  2. Частично-поисковый, исследовательский;
  3. Словесно-наглядный, практический;
  4. Самостоятельная работа учащихся с информацией.

6. Средства обучения.

Предметные: тексты, предложения, слова.

Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.

Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Технические: мультимедийная установка, компьютер, ЦОР, ЭОР.

7. Ожидаемые результаты и способы определения их достижения.

После изучения курса учащиеся должны знать

  1. правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;
  2. условия, от которых зависит написание;
  3. норму, действующую при данных условиях;
  4. последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы;
  5. приёмы разграничения схожих написаний.

уметь

  1. правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
  2. правильно писать сложные слова,
  3. правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
  4. правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
  5. правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
  6. правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
  7. правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
  8. правильно писать не с разными частями речи;
  9. ставить знаки препинания при однородных членах, обращениях;
  10. ставить знаки препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).

Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.

8. Формы подведения итогов реализации программы.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 10 заданий по основным проблемам курса.

Содержание программы.

6 класс.

Раздел программы

Количество

часов

1

Правописание гласных и согласных корня.

6

2

Правописание приставок.

3

3

Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.

3

4

Орфограммы в глаголе.

5

5

Правописание н и нн в различных частях речи.

4

6

Правописание форм глагола.

2

7

Правописание не с разными частями речи

5

8

Пунктуация в простых и сложных предложениях.

5

Правописание гласных и согласных корня.

Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных. Ы, и после ц.

О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов.

Правописание приставок.

Приставки с традиционным написанием,  про-/пра-. Приставки пре-/при-.

Ы, и после приставок.

Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.

Орфограммы в глаголе.

Правописание личных окончаний глагола.

Употребление мягкого знака в глагольных формах.

Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.

Правописание гласной перед суффиксом прошедшего времени –л-.

Правописание гласных е и и в переходных и непереходных глаголах.

Правописание н и нн в различных частях речи.

Употребление н и нн в полных формах имён отыменных и отглагольных прилагательных, причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в именах существительных.

Правописание форм глагола.

Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-),
-ом- (-ем-), -им-
.

Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.

Правописание гласных перед суффиксом деепричастия совершенного вида.

Правописание не с разными частями речи

Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.

Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.

Написание не с именами существительными, прилагательными.

Написание не с причастиями.

Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.

Пунктуация в простых и сложных предложениях.

Пунктуация в предложениях с обращениями.

Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.

Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.

Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием  и деепричастным оборотом.

Пунктуация в сложных предложениях.

7 класс.

Раздел программы

Количество

часов

1

Правописание гласных и согласных корня.

4

2

Правописание приставок.

2

3

Правописание форм глагола.

5

4

Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.

6

5

Правописание н и нн в различных частях речи.

4

6

Правописание не с разными частями речи.

5

7

Правописание служебных частей речи.

2

8

Пунктуация в простых и сложных предложениях.

5

Правописание гласных и согласных корня.

Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.

О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.

Правописание приставок.

Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. Приставки пре-/при-.

Правописание н и нн в различных частях речи

Употребление н и нн в полных формах отыменных и  отглагольных прилагательных, причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях,  в именах существительных.

Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

Слитные и дефисные написания имён прилагательных.

Слитные и раздельные написания имён числительных.

Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.

Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.

Дефисное написание наречий.

Правописание форм глагола.

Правописание личных окончаний глагола.

Употребление мягкого знака в глагольных формах.

Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.

Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-),
-ом- (-ем-), -им-
.

Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.

Правописание не с разными частями речи.

Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.

Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.

Написание не с именами существительными, прилагательными.

Написание не с причастиями.

Написание не с наречием.

Правописание служебных частей речи.

Правописание предлогов.

Правописание союзов.

Пунктуация в простых и сложных предложениях.

 Пунктуация в предложениях с обращениями.

Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.

Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.

Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием  и деепричастным оборотом.

Пунктуация в сложных предложениях.

Учебно-тематический план.

6 класс.

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Планируемые действия

Форма контроля

Правописание гласных и согласных корня.

6

1

Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.

1

Учащиеся опознают проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно,  определяют

правильное написание путём подбора однокоренных слов.

Объяснительный

диктант

2

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

1

Правильно пишут

слова с

чередующимися гласными, указывают условия выбора гласной в корнях с чередованием.

Распределительный диктант

3

Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова.

1

Определяют написание согласных и безошибочно пишут их.

Выборочный диктант

4

Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.

1

Определяют написание согласных и безошибочно пишут их.

Иллюстрированный

диктант

5

Ы, и после ц.

1

Указывают условия выбора букв и и ы после ц и правильно применяют правило.

Самодиктант

6

О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов.

1

Объясняют выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов, применяют способ определения написания окончаний слов, свободно им пользуются

Тематический тест

Правописание приставок.

3

7

Приставки с традиционным написанием,  про-/пра-. 

1

Безошибочно определяют три группы приставок в зависимости от их правописания.

Распределительный диктант

8

Приставки пре-/при-.

1

Указывают семантическую основу выбора написания приставок при- и пре-.

Объяснительный диктант

9

Ы, и после приставок.

1

Указывают условия выбора букв и и ы после приставок на согласный, правильно применяют правило.

Проверочная самостоятельная работа

Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.

3

10

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

1

Называют условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных, применяют правила при написании.

Осложненное списывание.

11

Слитные и дефисные написания имён прилагательных.

1

Применяют правила употребления дефиса в сложных прилагательных на практике, приводят примеры, грамотно употребляют дефис на письме.

Работа по карточке.

12

Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.

1

Указывают словообразовательную основу сложных прилагательных

Тематический тест

Орфограммы в глаголе.

5

13

Правописание личных окончаний глагола.

1

Правильно пишут гласную в безударных личных окончаниях глагола.

Выборочный  диктант

14

Употребление мягкого знака в глагольных формах.

1

Указывают условия выбора буквы «мягкий знак» и правильно применяют правило.

Объяснительный диктант

15

Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.

1

Применяют способы действия по  написанию суффиксов глагола

Тестовая работа

16

Правописание гласной перед суффиксом прошедшего времени –л-.

1

Применяют правила написания гласной перед суффиксом прошедшего времени на практике, приводят примеры.

Работа по карточке

17

Правописание гласных е и и в переходных и непереходных глаголах.

1

Указывают условия написания гласных е и и в переходных и непереходных глаголах

 

Самостоятельная проверочная работа

Правописание н и нн в различных частях речи.

4

18

Употребление н и нн в полных формах отыменных имён прилагательных.

1

Безошибочно  определяют условия  выбора одной и двух н в суффиксах полных отыменных прилагательных

Трансформационный диктант

19

Употребление н и нн в полных формах причастий и отглагольных прилагательных.

1

Правильно пишут

слова с

н и нн, указывают условия выбора одной и двух букв «н».

Распределительный диктант

20

Употребление н и нн в кратких формах имён прилагательных и причастий.

1

Определяют условия выбора одной и двух н в суффиксах в кратких формах имён прилагательных и причастий.

Выборочный диктант

21

Употребление н и нн  в именах существительных.

1

Указывают условия выбора одной и двух н в суффиксах имен существительных.

Тематический тест

Правописание форм глагола.

2

22

Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), -ом- (-ем-), -им-.

1

Указывают суффиксы причастий и условия их употребления.

Самодиктант

23

Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.

1

Применяют правила написания гласной перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени на практике, приводят примеры.

Иллюстрированный диктант

Правописание не с разными частями речи

5

24

Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.

1

Применяют правила слитного написания  не со словами, не употребляющимися без не на практике,  приводят примеры, опознают в тексте соответствующие словоформы, грамотно употребляют данные словоформы в собственных письменных работах.

Объяснительный

диктант

25

Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.

1

Определяют условия всегда раздельного написания не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими  причастиями.

Распределительный диктант

26

Написание не с именами существительными, прилагательными.

1

Указывают условия выбора слитного или раздельного  написания не с именами существительными, прилагательными, применяют данные правила при написании.

Выборочный диктант

27

Написание не с причастиями.

1

Применяют правила написания не с причастиями на практике,

приводят собственные примеры, грамотно употребляют причастия с не  на письме.

Самодиктант диктант

28

Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.

1

Применяют  правило связанное со слитным, раздельным и дефисным написанием неопределённых и отрицательных местоимений на письме, объясняют в тексте и самостоятельно подбирают  примеры  на данную орфограмму.

Тематический тест

Пунктуация в простых и сложных предложениях.

5

29

Пунктуация в предложениях с обращениями.

1

Опознают обращения в художественном тексте, применяют правила постановки  знаков препинания при обращениях на практике.

Выборочный  диктант

30

Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.

1

Указывают трудные  случаи постановки знаков препинания при однородных членах, применяют правила постановки знаков препинания при обобщающих словах и однородных членах на письме.

Объяснительный диктант

31

Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.

1

Применяют  пунктуационное правило постановки знаков препинания при причастном обороте на практике.

Тестовая работа

32

Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием  и деепричастным оборотом.

1

Применяют  пунктуационное правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, распознают одиночные деепричастия и наречия

Работа по карточке

33

Пунктуация в сложных предложениях.

1

Применяют  пунктуационное правило правила постановки  знаков препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).

Самостоятельная проверочная работа

34

Итоговая тестовая работа.

1

7 класс.

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Планируемые действия

Форма контроля

Правописание гласных и согласных корня.

4

1

Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.

1

Учащиеся  опознают проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно,  определяют

правильное написание путём подбора однокоренных слов.

Объяснительный

диктант

2

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

1

Правильно пишут

слова с

чередующимися гласными, указывают условия выбора гласной в корнях с чередованием.

Распределительный диктант

3

Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.

1

Определяют написание согласных и безошибочно пишут их.

Выборочный диктант

4

О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.

1

Объясняют выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов, применяют способ определения написания окончаний слов, свободно им пользуются

Тематический тест

Правописание приставок.

2

5

Приставки с традиционным написанием,  приставки, оканчивающиеся на з и с.

1

Безошибочно определяют три группы приставок в зависимости от их правописания.

Самодиктант

6

Приставки пре-/при-.

1

Указывают семантическую основу выбора написания приставок при- и пре-.

Распределительный диктант

Правописание форм глагола.

5

7

Правописание личных окончаний глагола.

1

Правильно пишут гласную в безударных личных окончаниях глагола.

Объяснительный диктант

8

Употребление мягкого знака в глагольных формах.

1

Указывают условия выбора буквы «мягкий знак» и правильно применяют правило.

Осложненное списывание.

9

Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-. 

1

Применяют способы действия по  написанию суффиксов глагола

Работа по карточке

10

Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-),
-ом- (-ем-), -им-
.

1

Указывают суффиксы причастий и условия их употребления.

Самодиктант

11

Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.

1

Применяют правила написания гласной перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени на практике, приводят примеры.

Тематическая тестовая работа

Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.

6

12

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

1

Называют условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных, применяют правила при написании.

Работа по карточке.

13

Слитные и дефисные написания имён прилагательных.

1

Указывают словообразовательную основу сложных прилагательных, применяют правила употребления дефиса в сложных прилагательных на практике, приводят примеры, грамотно употребляют дефис на письме.

Объяснительный диктант

14

Слитные и раздельные написания имён числительных.

1

Объясняют выбор слитного и раздельного написания числительных, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, свободно им пользуются.

Трансформационный диктант

15

Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.

1

Применяют  правило связанное со слитным, раздельным и дефисным написанием неопределённых и отрицательных местоимений на письме, объясняют в тексте и самостоятельно подбирают  примеры  на данную орфограмму

Распределительный диктант

16

Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.

1

Объясняют выбор слитного и раздельного написания наречий, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, свободно им пользуются.

Выборочный диктант

17

Дефисное написание наречий.

1

Применяют правило дефисного написания наречий, приводят примеры.

Тематический тест

Правописание н и нн в различных частях речи.

4

18

Употребление н и нн в полных формах отыменных имён прилагательных.

1

Безошибочно  определяют условия  выбора одной и двух н в суффиксах полных отыменных прилагательных

Выборочный  диктант

19

Употребление н и нн в полных формах причастий и отглагольных прилагательных.

1

Правильно пишут

слова с

н и нн, указывают условия выбора одной и двух букв «н».

Объяснительный диктант

20

Употребление н и нн в кратких формах имён прилагательных, причастий и наречиях.

1

Определяют условия выбора одной и двух н в суффиксах в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, отличают омонимичные формы.

Работа по карточке

21

Употребление н и нн  в именах существительных.

1

Указывают условия выбора одной и двух н в суффиксах имен существительных.

Самостоятельная проверочная работа

Правописание не  с разными частями речи

5

22

Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.

1

Применяют правила слитного написания  не со словами, не употребляющимися без не на практике,  приводят примеры, опознают в тексте соответствующие словоформы, грамотно употребляют данные словоформы в собственных письменных работах.

Объяснительный

диктант

23

Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.

1

Определяют условия всегда раздельного написания не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими  причастиями.

Распределительный диктант

24

Написание не с именами существительными, прилагательными.

1

Указывают условия выбора слитного или раздельного  написания не с именами существительными, прилагательными, применяют данные правила при написании.

Выборочный диктант

25

Написание не с причастиями.

1

Применяют правила написания не с причастиями на практике,

приводят собственные примеры, грамотно употребляют причастия с не  на письме.

Самодиктант

26

Не с наречиями.

1

Указывают условия выбора слитного или раздельного  написания не с наречиями, применяют данное правило при написании.

Тематический тест

Правописание служебных частей речи.

2

27

Правописание предлогов.

1

Определяют написание производных и непроизводных предлогов  и безошибочно пишут их.

Тестовая работа

28

Правописание союзов.

1

Опознают союзы и безошибочно пишут их.

Тестовая работа

Пунктуация в простых и сложных предложениях.

5

29

Пунктуация в предложениях с обращениями.

1

Опознают обращения в художественном тексте, применяют правила постановки  знаков препинания при обращениях на практике.

Выборочный  диктант

30

Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.

1

Указывают трудные  случаи постановки знаков препинания при однородных членах, применяют правила постановки знаков препинания при обобщающих словах и однородных членах на письме.

Объяснительный диктант

31

Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.

1

Применяют  пунктуационное правило постановки знаков препинания при причастном обороте на практике.

Тестовая работа

32

Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием  и деепричастным оборотом.

1

Применяют  пунктуационное правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, распознают одиночные деепричастия и наречия

Работа по карточке

33

Пунктуация в сложных предложениях.

1

Применяют  пунктуационное правило правила постановки  знаков препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).

Самостоятельная проверочная работа

34

Итоговая тестовая работа.

1

Методическое обеспечение программы.

Рекомендации по проведению  факультативных занятий.

В основу факультативного занятия положен коммуникативно-деятельностный подход.

На I этапе – определение темы и постановка цели – используются такие методы, как эвристический (какова будет тема занятия?), проблемный (зачем нам это надо?), актуализация опорных знаний.

На II этапе – практическая работа  – используются элементы проектной деятельности, проблемно-поискового обучения, развиваются коммуникативные умения  на уровне «ученик – ученик», «ученик – группа», осуществляется диалоговое взаимодействие в группе. Групповая форма работы позволяет  организовать сотрудничество учащихся, включить их в деятельность по достижению общей цели. Работа с дифференцированными заданиями помогает формировать лингвистическую компетенцию учащихся, совершенствовать речевые умения.

На III этапе идет проверка уровня сформированности орфографических и пунктуационных умений, осознанность и прочность полученных знаний.

На этапе рефлексии ученики дают самоанализ своей деятельности и оценку проведенной работы.

Роль учителя на уроке - консультативная.

Материалы для выявления степени достижения планируемых результатов.

6 класс.

Итоговая тестовая работа.

Вариант 1.

I.  Укажите слова, в корне которых пишется буква е.

1. наб…рать номер телефона
2. зап…реть дверь на замок
3. усм…рить буйного
4. прот…реть через тёрку
5. кл…новый лист
6. св… той источник

II. Укажите, в корне каких слов пишется двойная согласная.
1. стоять на пер…оне
2. срочная телеграм…а
3. гал…ерея образов
4. идти по кор…идору
5. водные рес…урсы
6. пятибал…ная система оценивания

III. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. чре..мерный, и..подтишка, не..говорчивый
2. пр..градить, пр..страстный, пр..следователь
3. не..правданный, п..становка, под..зрение
4. без..сходный, под..грать, по..грать

IV. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1. (Диван)кровать, где (же), (розовато)сиреневый;

2. (один)одинешенек, (пол)яблока, пройдет (ли);

3. потому (что), (рок)группа, (метео)станция

4. (вице)президент, (русско)испанский, (темно)русый.

V. В каком слове пропущена буква Е?

1. Быль за сказкой не угон..тся.

2. Друга за деньги не куп..шь.

3. Какое слово произнесешь, такое и услыш..шь.

4. Дитя не плач..т, мать не разуме..т.

VI.  Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.

1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи; (не)законченный портрет.

2. Рукопись (не)отредактирована; (не)решенная еще проблема.

3. (Не)исписанные листы; (не)запланированная на сегодня поездка.

4. (Не) факт; (не) делает чести

5. Работал (не) скоро; (не)кому доверить.

VII. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Разработа (1) ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова (2) ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё (4) ой в иероглифическом письме.
1)  1, 3      2)  2     3)  3       4)  2, 4

VIII. В каком слове пишется  Е?

1. Отча..ться

2. засе..но

3. вывал..вшийся

4. упорядоч..нный

IX. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Он чувствовал какой-то испуг перед новой жизнью ( ) и она казалась ему смертельной борьбой за право существовать на земле.
1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

X. В каком  варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Одни только грачи (1) привыкшие к степному шуму (2) спокойно носились над травой (3) ни на что не обращая внимания.

1) 123      2) 2        3) 12      4) 23

Вариант 2.

I. Укажите слова, в корне которых пишется буква о.
1. непром…каемый плащ
2. лучший пл…вец
3. не к…саться этой проблемы
4. раск…чать лодку
5. бой гл…диаторов
6. б…льной человек

II. Укажите, в корне каких слов пишется двойная согласная.

1. стать первокурс…ником
2. военный кор…еспондент
3. тихая ал…ея
4. выйти на тер…асу
5. дрож…евое тесто
6. прес…ная вода

III. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. с..ехал, обез..яний, транс..европейский
2. пр..небрежение, пр..тендент, пр..скорбное
3. поз..вчерашний, н..кинутый, пр..родина
4. об..ск, об..грать, сверх..нициативный

IV. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1. (Пол) Петербурга, как (будто), (черно)белый;

2. (военно)обязанный, (кисло)сладкий, там (же);

3. (юго) восток, (русско)французский, (пол)лимона;

4. (фото)аппарат, все (ли), (режиссер)постановщик.

V. В каком слове пропущена буква Е?

1. Язык – стяг, дружину вод..т.

2. Хорошее дело само свет..тся.

3. Родительское слово мимо не молв..тся.

4. Правда в огне не горит и в воде не тон..т.

VI. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.

1. (Не)исписанные листы; (не)запланированная на сегодня поездка.

2. Работал (не) скоро; (не)кому доверить.

3. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи; (не)законченный портрет.

4. (Не) факт; (не) делает чести

5. Рукопись (не)отредактирована; (не)решенная еще проблема.

VII. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Извержение Везувия подробно описа(1)о в адресова(2)ых  римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ране(3)ого в тот страшный августовский месяц.

1)  1          2) 2, 3         3) 3                   4) 1, 3

VIII. В каком слове пишется  Е?

1. Наве..ть

2. раскле..нный

3. наде..вшийся

4. послыш..лся

IX. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Заморосил мелкий дождик ( ) и весь видимый горизонт обложило тучами.
1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

X. В каком  варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Громом (1) возвестив весну (2) гроза звенела (3) по траве (4) давно ожидавшей влаги и прохлады.

1) 124    2) 23      3) 4      4) 24

7 класс.

Итоговая тестовая работа.

1 вариант.

I. Укажите слова, в корне которых пишется буква и.

1. осв…тить дорогу фонарём
2. оп…реться на мужское плечо
3. уб…рать в квартире
4. прот…рать пыль
5. изм…рять температуру
6. дл…на отрезка

II. Укажите, в корне каких слов следует писать непроизносимую согласную.

1. храброе сер…це
2. раскалённое со..нце
3. мой ровес…ник
4. быть сверс…ником кому-нибудь
5. прекрас…ная пора
6. крутая лес…ница

III. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. под..брать, пр..образ, н..илучший

2. пр..обретенье, пр..светлый, пр..рост

3. в..лелеять, обе..доленный, ра..грести

4. вз..скательный, от..скать, по..сковый

IV. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1. дыш…щий, (они) выскоч…т

2. плач…щий, (они) изуч…т

3. служ…щий, (они ) скач…т

4. реж…щий, (они) выдерж…т

V. Пишется две буквы Н во всех словосочетаниях ряда:

1. рва…ая куртка, испуга…о вскрикнул
2. собрание прошло организова…о, огни потуше…ы
3. давно потуше…ы, суше…ые ягоды
4. скупле…ый товар, реше…ая задача

VI. Не пишется раздельно во всех словосочетаниях ряда.

1. Ничуть (не) интересен, весьма (не) глупый мальчик.

2. (Не) известное науке животное, томящая (не) известность.

3. Травы (не) кошены, дом (не) кирпичный.

4. Ветер (не) холодный, но сильный; задание совсем (не) выполнено.

5. Вовсе (не) нужные вещи, вещь никому (не) нужна.

VII. Какие слова пишутся через дефис?

1. Строго(настрого)

2.Пол(лимона)

3. Северо(восточный)

4. (Дерево)обрабатывающий

5. Взмыть  (в)верх

6. (По)прежнему дружить

VIII. Укажите случаи слитного написания.

1. (За)тем лесом  озеро

2. (По)тому не делаю, что не могу

3. Сначала ты иди, (за)тем я.

4. (На)конец доски

5. (На)конец занавес поднялся

6. Идти (по)тому мостику

IX. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами ( ) и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.

1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

X. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые.

Недавно (1) неожиданно обмелел (2) пополнявшийся горными ключами(3) бассейн. Туристы(4)не зная об этом (5) продолжали свой путь.

1.  1,2,3,4,5               2.   2,3,4,5           3. 4,5

2 вариант.

I. Укажите слова, в корне которых пишется буква е.
1. прим…рять костюм
2. пос…деть от горя
3. соб…рать грибы
4. нат…реть паркет воском
5. изящный с…луэт
6. т…ория музыки

II. Укажите, в корне каких слов следует писать непроизносимую согласную.

1. чес…ная игра
2. чу…ство мести
3. принимать участие в ше…ствии
4. искус…ный мастер
5. совмес…ный проект
6.пышные рес…ницы

III. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1. и..черпанный, ра..грести, ра..кошелиться

2. от..двинуть, пр..мывать, поз..растали

3. в..ездная, подош..ют, раз..единить

4. пр..сечь, пр..глубокий, пр..вратности (судьбы)

IV. В каком ряду во всех словах пропущена буква У?

1. меч…щийся, (они) перетащ…т

2. блещ…щий, (они) полощ…т

3. брызж…щий, (они) наточ…т

4. слыш…щий, (они) ищ…т

V.  Пишется одна буква Н во всех словосочетаниях ряда:

1. варе…ые в кастрюле,  ударил нечая…о
2. организова…ые спонсорами, каша  недоваре…а
3. убра…ые вещи, ветре…ый день
4. туше…ые овощи, потуше..ые ветром

VI. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.

а) Говорил (не) раз, давно (не) хоженная тропинка.

б) (Не) пролитые слезы, (не) достойное человека поведение.

в) Поведение, (не) достойное солдата; (не) выполненное мною задание.

г) (Не) нужные нам сведения, (не) открытые страны.

д) Ничем (не) огороженное место, далеко (не) случайно.

VII. Какие слова пишутся через дефис?

1. (Пол)города

2.(во)вторых

3.бок(о)бок

4. (кисло)сладкий

5. (древне)русский

6. как(нибудь)

VIII. Укажите случаи слитного написания.

1. (За)тем озером лес

2. (По)этому и не делаю

3. (По)тому пути

4. (По)тому жалеют, что слабый

5. (На)конец все закончилось

6. (На) конец рабочего дня

IX. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
По ночам земля быстро выхолаживалась ( ) и к рассвету степь покрывалась налётом недолговечного инея.

1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

X. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые.

Рыбак(1) склонившись лицом к самой воде (2) высматривал что-то в глубине. Там(3) косматились черные водоросли (4)застилавшие все дно.

1.  1,2,3,4               2.   2,3,4,          3. 1,2,4

Ресурсное обеспечение программы

I. Литература для учителя.

  1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М., 1987.
  2. Баранов, М. Т. Обучение орфографии в 4-8 классах / М. Т. Баранов, Г. М. Иваницкая. – Киев, 1987.
  3. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М., 1966.
  4. Гольдин, З. Д. Русский язык. Таблицы и тесты / З. Д. Гольдин, В. Н. Светлышев. – М. : Издатель Булатникова И. С., 2004.
  5. Иванова, В. Ф. Принципы русской орфографии / В. Ф. Иванова. – Л., 1977.
  6. Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии: пособие для учителей / В. Ф. Иванова. – 2-е изд., перераб. - М., 1982.
  7. Лисовская, Е. А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии / Е. А. Лисовская. – Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2007.
  8. Мурашов, А. А.  Абсолютная грамотность: пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента / А. А. Мурашов. – 2-е изд., испр. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
  9. Пронина, И. В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа / И. В. Пронина. – М. : Просвещение, 1964.
  10. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе : кн. для учителя / М. М. Разумовская. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1996.
  11. Рождественский, Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания / Н. С. Рождественский. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1960.
  12. Русское правописание сегодня: О правилах русской орфографии и пунктуации / С. Н. Борунова [и др.]; под ред. В. В. Лопатина. – М. : Дрофа, 2006.

II. Литература для учащихся.

  1. Граник, Г. Г. Секреты орфографии : кн. для учащихся 5-7 классов / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1991.
  2. Долбик, Е. Е. Русский язык: таблицы, схемы, упражнения: для поступающих в вузы / Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, В. А. Саникович. – Минск : Вышэйшая школа, 2008.
  3. Панов, М. В. Занимательная орфография : кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов / М. В. Панов. – М. : Просвещение, 1984.
  4. Панов, М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках / М. В. Панов. – М., 1964.
  5. Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск : Пейто, 1998. – 176 с.
  6.  Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанжакова, Н. П. Кабанова. -- 4-е изд., испр. – М. : ЧеРо, 2001.
  7. Солодовникова, Э. В. Русский язык в таблицах и схемах : для школьников / Э. В. Солодовникова. - 2-е изд. – Минск : Аверсэв, 2007.

III. Электронные образовательные ресурсы

(в том числе Internet-ресурсы).

http://school-collection.edu.ru - Единая Национальная Коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://abc.edu-net.khb.ru - краевой образовательный портал «Пайдейя»

http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm - сайт «Образовательные ресурсы и Интернет»

http://www.5ballov.ru - сайт «5 баллов.ру»

http://slovesnik-oka.narod.ru/index.htm  сайт  «Словесник»

http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция ЦОР

http://www.gramota.ru/ Грамота.ру

http://likbez.spb.ru/ портал «Тесты по русскому языку»

http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm   портал «Основные правила грамматики русского языка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по доп образованию. Научно-исследовательская лаборатория "Трудные случаи орфографии и пунктуации".

Рабочая программа составлена в помощь ученикам 7, 9 классов в изучении тем русского языка, не вошедших в традициооную программу....

Рабочая программа курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов....

Рабочая программа курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов....

Рабочая программа факультативного курса "Секреты орфографии"

Данный факультатив позволит обучающимся не только восполнить пропущенный материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка....

рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 10 классе "Трудные случаи орфографии и пунктуации"

Рабочая программа  элективного предмета "Трудные случаи орфографии и пунктуации" предназначена для подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ по русскому языку...

Факультативный курс "Трудные случаи орфографии и пунктуации" 6 класс

Предлагаемый курс «Трудные случаи орфографии и пунктуации» предназначен для учащихся 6-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Орфография и пунктуация» 10 класс

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во все...