Рабочая программа по доп образованию. Научно-исследовательская лаборатория "Трудные случаи орфографии и пунктуации".
методическая разработка (7 класс) по теме

пилягина ираида николаевна

Рабочая программа составлена в помощь ученикам 7, 9 классов в изучении тем русского языка, не вошедших в традициооную программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nov_dop.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская лаборатория (дополнительное образование) по русскому языку для 7, 9 классов

«Трудные случаи орфографии и пунктуации»

(102 часа)

Пояснительная записка

Базовое количество часов в 7,9 классах для систематического и глубокого изучения русского языка недостаточно, поэтому кружок позволяет восполнить недостаток урочного времени для тез учащихся, которые проявляют интерес к предмету, стремятся в полной мере овладеть необходимыми для современного грамотного человека знаниями.

Прежде всего представляет интерес систематизация материала, пройденного в 5-7 классах, на основе выявления внутренних связей, существующих в языке между его единицами в слове, в предложении, в тексте. На этом фоне происходит воспроизведение и закрепление знаний и умений, полученных учащимися на уроках, углубляются представления школьников о функциях единиц языка, об их специфическом использовании в речи, повышается орфографическая и пунктуационная грамотность.

В старших классах особенно необходима систематизация пройденного по орфографии и пунктуации, основу которой составляют обобщающие орфографические и пунктуационные понятия.

Помимо систематизации изученного данный вид дополнительного образования позволяет ориентироваться учащимся в письменной речи, когда они сталкиваются с особыми трудностями в области пунктуации, где пишущему предоставлена широкая возможность выбора знаков препинания. Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строгого нормативного характера и допускающие пунктуационные варианты,  необходимые для выражения смысловых оттенков. Общих правил недостаточно, и на помощь должны прийти справочники, включающие разнообразный материал, иллюстрирующий стилистические функции пунктуации.

Программа кружка охватывает всю систему орфографии и пунктуации, но преимущественно внимание уделяется так называемым трудным случаям. В области орфографии это - правописание сложных слов, наречий, частицы не, одного или двух н в суффиксах прилагательных и причастий, употребление прописных букв. В области пунктуации более детально излагаются правила постановки знаков препинания при вводных словах и словосочетаниях, в конструкции с союзом как, в бессоюзных сложных предложениях, при прямой речи. Для развития интеграции основного и дополнительного образования. Посещение кружка рекомендуется учащимся 7, 9  кл. разного уровня подготовки по русскому языку

Цель:

повысить уровень практической грамотности учащихся, развитие лингвистической компетенции обучающихся.

Срок: 1 год.

Задачи:

1 .Познакомить учащихся с трудными случаями орфографии, которые не рассматриваются в базовом курсе русского языка.

2.Познакомить учащихся с трудными случаями пунктуации, которые не рассматриваются в базовом курсе русского языка или вызывают трудности при изучении.

3.Изучение материалов за рамками учебных программ по русскому языку.

4, Обучение и создание проектных технологий.

5. Ведение интернет-сайта и сотрудничество с другими школами.

6. Повышение грамотности учащихся.

7.Повышение мотивации к изучению предметов.

Ожидаемые результаты:

 1.Повышение грамотности обучающихся;

2.повышение мотивации к изучению предметов;

3.овладение проектой технологией;

4. расширение коммуникационной сферы обучающихся.

Предметные: изучать дополнительные материалы по русскому языку.

Межпредметные: освоить программу Power Point$ , создать мини сайт.

Личностные: участвовать в обсуждении проектов, повышение коммуникативных умений.

Педагогические действия: обеспечить дополнительными материалами, давать консультации.

Форма: творческая лаборатория.

Инструменты контроля: тестирование, ученический проект.

На выходе обеспечивается повышение уровня практической грамотности учащихся.

 

Тема занятия.

Кол-во

часов

I

Правописание гласных.

5

1

Чередующиеся гласные.

2

2

Гласные после шипящих.

2

3

Гласные после Ц,

1

И

Правописание согласных.

       3

1

Звонкие и глухие согласные.

1

2

Непроизносимые согласные.

1

3

Двойные согласные в корне и на стыке морфем.

1

III

Употребление прописных слов.

      5

1

Прописная буква в именах собственных

1

2

Прописная буква в географических названиях.

1

3

Прописная буква в исторических наименованиях.

1

4

Прописная буква в официально-деловых документах.

1

5

Прописная буква в литературных произведениях и названиях средств массовой информации.

1

IV

Разделительные Ъи Ь.

1

1

Трудные («особые») случаи употребления разделительных

знаков.

1

V

Правописание приставок.

7

1

Приставки II группы.

2

2

Приставки при-пре.

3

3

Правописание заимствованных приставок.

2

VI

Г ласные после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях.

3

VII

Правописание имен существительных.

3

1

Трудные окончания существительных.

1

2

Трудные суффиксы существительных.

2

VIII

Правописание имен прилагательных.

4

1

Трудные окончания прилагательных.

1

2

Трудные суффиксы прилагательных.

3

IX

Правописание сложных слов.

3

1

Правописание сложных существительных.

1

2

Правописание сложных прилагательных.

2

X

Правописание имен числительных.

3

1

Склонение числительных.

2

2

Правописание числительных пол-.

1

XI

Правописание местоимений.

1

1

Отрицательные и неопределенные местоимения.

1

XII

Правописание глаголов.

4

1

Личные окончания глаголов.

2

2

Употребление Ь в глагольных формах.

1

3

Суффиксы глаголов.

1

 

XIII

Правописание причастий.

8

1

Г ласные в суффиксах причастий.

3

2

н-нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

5

XIV

Правописание наречий.

10

1

Гласные на конце наречий.

1

2

Отрицательные и неопределенные наречия.

1

3

Слитное написание наречий.

3

4

Раздельное написание наречий.

3

5

Дефисное написание наречий.

2

XV

Правописание предлогов.

3

1

Правописание производных предлогов.

3

XVI

Правописание союзов.

3

1

Правописание производных союзов.

3

XVII

Правописание частиц.

11

1

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

2

Правописание не-ни с именными частями речи.

2

3

Правописание не с глаголами, отглагольными частями речи.

3

4

Правописание не с наречиями.

2

5

Не, ни в синтаксических конструкциях.

3

XVIII

Правописание междометий и звукоподражательных слов.

2

XIX

Правописание иностранных слов.

2

XX

Обобщающее занятие.

2/77

 

Тема занятия.

Кол-во

часов.

I

Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи.

3

 

1

Точка в конце побудительного предложения, номинативного предложения, перед присоединительными союзами, в конце

1

 

2

рубрик перечисления. Вопросительный знак в конце сложного предложения.

1

 

3

Восклицательный знак. Многоточие для обозначения незаконченности высказывания, для обозначения неожиданности перехода от одной мысли к другой.

1

II

Пунктуация при однородных членах.

5

1

Однородные и неоднородные определения.

1

2

Однородные и неоднородные приложения.

1

3

«Опасные союзы» при однородных членах.

1

4

Тире между однородными членами. Точка с запятой между однородными членами.

1

5

Обобщающее слово и однородные члены в середине предложения.

1

III

Тире между членами предложения.

3

1

Тире между подлежащим и сказуемым. «Особые случаи».

1

2

Тире в неполном предложении.

1

3

Интонационное тире. Соединительное тире.

1

IV

Пунктуация при повторяющихся словах.

1

1

Запятая при повторяющихся словах, дефис при повторяющихся

словах.

1

V

Пунктуация при обособленных членах предложения.

6

1

Два нераспространенных определения. Одиночное определение.

1

2

Определение с обстоятельственным оттенком.

2

3

Определение в отрыве от определяемого слова.

1

4

Несогласованные определения.

1

5

Одиночное приложение. Приложение при имени собственном.

1

VI

Пунктуация при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения.

4

1

Уточняющие определения.

2

2

Уточняющие обстоятельства.

2

VII

Пунктуация при вводных словах, вводных и вставных предложениях.

3

1

Вводные слова в составе обособленных оборотов.

1

2

Вводные слова после союзов.

1

3

Тире при вводных словах.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....

Рабочая программа факультативного курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации"

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 6-7 классов....

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Практикум по орфографии и пунктуации"

Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 8 класса, составлена на основании Федерального закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в Р...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации. Подготовка к ОГЭ»

Подготовка к ОГЭ» в современной школе имеет познавательно–практическую направленность, т.е. помогает более прочно и глубоко сформировать у учащихся орфографические и пунктуационные знания,...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка».

Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...

Программа учебного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации» Основное общее образование 8 класс 35 часов

Программа построена на системно-деятельностном подходе с использованием регулятивных действий, направленных на самостоятельное обучение и мотивацию ученика. За основу взята методология Гальперина П.Я....