Главные вкладки

    Активизация учебной деятельности на уроках русского языка в классах с ОВЗ через использование различных видов диктантов.
    статья по русскому языку на тему

    Вознесенская Наталья Александровна

    Примеры словарных диктантов,с помощью которых можно организовать работу со слабыми учащимися.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Активизация учебной деятельности на уроках русского языка в классах с ОВЗ через использование различных видов диктантов


    Проблема управления процессом обучения на уроках русского языка особенно остро встаёт при работе  со слабыми учащимися. Такие школьники, как правило, не имеют достаточного фонда знаний , не умеют применять их на практике, не владеют необходимыми для учебной деятельности приемами сравнения, сопоставления, анализа, отбора. Кроме того, их отличает обычно низкий темп усвоения знаний и формирования  навыков.

    Чтобы организовать продуктивную деятельность таких учащихся, необходимо работать с ними индивидуально, используя те формы деятельности, которые активизируют познавательные способности , помогают детям овладеть правописными навыками. Существует много видов словарных диктантов, с помощью которых учитель может организовать  индивидуальную работу со слабыми учащимися.

    Словарный диктант « с подсказкой»

    Школьная практика показывает, что нередко учащиеся, в целом зная правило,  бывают не в состоянии применить его на практике, так как путают последовательность  мыслительных операций, упускают какие-то условия действия правила. Чтобы правило действовало, необходимо направлять работу детей. Такую функцию и выполняет «подсказка» при словарном диктанте. При проведении такого словарного диктанта учитель сам дает учащимся часть условий действия орфографического правила. Что же касается главного условия, основной операции, то ее учащиеся выполняют самостоятельно, выбирая нужную орфограмму. Вот так проводится такой диктант:

    Учитель называет слово, указывает, в какой его значимой части находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы. Учащиеся записывают слово с пропущенной орфограммой. Затем школьники самостоятельно выполняют самую важную операцию-вставляют в слово орфограмму. Например:

    Мячом.  «Орфограмма,- говорит учитель,-находится в окончании существительного после шипящей. Мы должны решить, что написать - О или Е. Написание гласной зависит от  того, находится ли гласная под ударением или в безударном положении. Поставьте ударение и вставьте орфограмму.»

    Негромкий  (голос). « Вам надо решить, слитно или раздельно писать не с прилагательным. Чтобы правильно выбрать написание, вам следует определить, есть ли здесь противопоставление с союзом а». И.т.д

    Естественно, что эта форма работы используется только с наименее подготовленными детьми и объём подсказки зависит от уровня подготовки учащихся.

    Словарный диктант с грамматическим заданием.

    В связи с тем, что основным принципом русской орфографии является морфологический принцип, орфографическая грамотность  учащихся зависит от их конкретных знаний в области грамматики.  Поэтому формирование  орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков.

    Словарные диктанты с грамматическими заданиями содействуют формированию орфографических навыков на грамматической основе.

    Грамматическое задание, которое учащимся  предлагается выполнить в процессе словарного  диктанта, является  для них  путеводной нитью,  помогающей  выбрать правильное написание.

    Пример: 1)Ветошь, пейзаж ( определить род и склонение  существительных)

    2) К гвардии, к аллее, в санатории, в ущелье.( определить падеж, написать рядом  со словом его начальную форму)

    3)Колышет, дышит ( определить спряжение глагола, выделить окончания)

    4) Рассмотреть, расписать( выделить приставку и  корень, определить, с глухого или звонкого начинается корень)

    5)не_хочу, не_был( определить часть речи)

    Словарный диктант с самопроверкой

    Основное  назначение данного  диктанта- формирование у детей навыков самоконтроля. Контроль за применением правила-неотъемлемая часть его усвоения. Без контроля не может быть эффективной,  целенаправленной работы по формированию  орфографических навыков. В процессе самоконтроля  учащиеся  соотносят правило  с конкретным  написанием, учатся оперировать своими знаниями, находить ошибки, обосновывать правильность написания.

    Работа над диктантом включает следующие этапы. Сначала учащиеся пишут словарный диктант, причем учитель называет параграфы, к которым нужно обратиться для самопроверки( можно номер параграфа  написать на доске). Затем с помощью указанных параграфов дети проверяют диктант, обозначают орфограммы. Написание 1-2 слов может быть объяснено письменно.

    Словарный диктант с продолжением.

    Одним из важнейших условий овладения  навыками правильного письма является орфографическая зоркость учащихся. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе длительных тренировок. Одной из форм работы по формированию орфографической зоркости и является предлагаемый диктант.

    Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Затем следует самодиктант: к каждому слову словарного  диктанта дети придумывают и записывают рядом слово с той же орфограммой.

    Например: станция-революция

                         Шёпот - щёки

                         Крыжовник-шорох

                         Подъём – съел

    Словарный диктант с сопоставлением.

    Сравнение и сопоставление  являются активными приемами усвоения знаний. Особенно эффективно использование приема  сопоставления в процессе работы над взаимосмешиваемыми орфограммами. В результате анализа и сопоставления учащиеся приобретают навыки разграничения  трудных написаний, выясняя сходное или различное в сопоставляемых явлениях.

    Учащиеся записывают диктуемые учителем слова и словосочетания, объясняют написание , обозначают орфограммы. После этого проводится самостоятельная работа- преобразование текста словарного диктанта в соответствии с заданием. Преобразование должно быть связано с изменением написания  при изменении определённых условий(слитное написание преобразуется в раздельное, написание, НН в Н и.т.д) Например:

    Неосвещённая улица-не освещённая солнцем улица,

    Незаконченная повесть- повесть не закончена,

    Изжаренная рыба - жареная рыба,

    Неширокая дорога – не широкая, а узкая дорога,

    Вырасти – выросли

    Собирать – соберёшь  и т.д.

    Словарный диктант с элементами игры.

    Игра-спутник жизни детей. Работы психологов показывают, что дети младшего школьного и подросткового  возраста испытывают большую потребность в игре. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие учащимися учебного материала, активизирует деятельность детей, содействует развитию воли, памяти, мышления.  

    Словарный диктант можно оживить  с помощью игры «Зоркий глаз». Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдёт в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм?

    Игра « Я работаю волшебником» не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например:

    Преврати имена нарицательные в имена собственные.

    Птица орел – ( город Орёл), цветок роза – (девочка Роза), воздушный шарик – (собака Шарик),  плодородная земля – ( планета Земля), наша школа – ( повесть «Школа») и др.

    Игра « Помоги Пете Ошибкину»

    Например:

    1. В слове вьюга Петя Ошибкин написал Ъ, так объяснив выбор орфограммы : после в перед ю, с которой начинается корень юг, пишется Ъ.

    Согласны ли вы с Петей?

    2) В слове солёный Петя написал  гласную А. «Проверочное слово сало»,-объяснил он. Правильно ли это?

    3)Не был Петя Ошибкин написал слито. «Это слово,- сказал он,- можно заменить синонимом  без не-отсутствовал» Почему он не прав?

    4) Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. « Не с глаголами пишется раздельно»,- заявил Ошибкин.

    5)Шёпот Петя написал с буквой О. « После шипящих под ударением пишется о»,- объяснил он.

    6)Расчистил Петя написал с буквой З. Он рассуждал так: « Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?

    7) Цыган Петя написал с И. «  В корне слова после Ц пишется И, это точно помню», - сказал Петя. Почему он не прав?

    8) Горечь пишется без Ь, так как это слово 2 склонения, мужского рода»,- услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?

    9) Вырастали у Ошибкина  написано с буквой О, рядом стоит проверочное слово-рослый. А как надо?

    Игра « По щучьему веленью» помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая какую  орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики показывают и записывают слова с указанной орфограммой. Например: « По щучьему велению, по моему хотению, назовите мне слова с орфограммой –тся_ -ться в глаголах». И.т.д

    Игра «Справочное бюро» способствует воспитанию навыков работы со словарём. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащегося, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит её. Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдёт  «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные: винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитывать) и т.д

    Игра « Угадай-ка» помогает учащимся  усваивать опознавательные признаки орфограмм, различать орфограммы по их отличительным признакам. Проводится словарный диктант на основе игры «Угадай-ка» несколькими способами: 1)  учитель называет опознавательные признаки орфограмм, дети узнают орфограммы и называют слова с ними, затем эти слова записываются в тетрадь; 2)учитель диктует слова, дети записывают их, обозначают орфограммы; после проверки учитель называет опознавательные признаки орфограммы, а дети находят в диктанте слово с описанной орфограммой и объясняют их написание. Например:

    1. Орфограмма находится в окончании после буквы, обозначающий шипящий звук.  Выбор зависит от места ударения  в слове.
    2. Орфограмма находится в приставке. Выбор зависит от того, какой звук ( звонкий или глухой) обозначает  первая буква корня.
    3. Орфограмма находится в корне с чередующимися  гласными (безударная). Выбор зависит от того, оканчивается ли корень на СТ и Щ.
    4.  Орфограмма находится на конце слова после шипящей. Выбор зависит от того, к какому склонению относится существительное.
    5. Орфограмма находится в конце слова в безударном положении. Проверяется подбором родственных слов или форм слова.
    6. Орфограмма находится между  корнем и приставкой, оканчивающейся на твёрдый согласный, пишется перед е, ё, ю, я и т.д.

    Словарный диктант может проводиться на основе загадок. Ученики должны разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму. Например: тема «Правописание гласных после шипящих и ц»

    Костяная спинка,

     Жестяная щетинка,      

     С мятной пастой дружит,                                                      

     Нам усердно служит.

     (Зубная щетка)

       По   пригоркам ,  по   равнинам

     Я   веду   свою   машину .

    И люблю дорог простор,

    А зовут меня…(Шофёр).

    По десятку на шесточке

    Сели умные кружочки

    И считают громко вслух

    Только слышно: стук да стук.(Счёты).

    Пятёрка братьев неразлучна.

    Им вместе никогда не скучно.

    Они работают пером,

    Пилой, ложкой, топором.(Пальцы).

    Не моторы, а шумят,

    Не пилоты, а летят,

    Не змеи, а как обидишь – ужалят.

    (Пчёлы)

    Зубастая пила

     В лес густой пошла.

     Весь лес обходила,

     Ничего не спилила.

    (Расчёска)

    Он циркач такой лихой,

    Чертит круг одной ногой:

    А другой проткнул бумагу,

    Уцепился – и ни шагу.

    (Циркуль)

    В золотой клубочек

     Спрятался дубочек.

    (Жёлудь)

    Явился в желтой шубке.

     Прощайте, две скорлупки!

    (Цыплёнок)

    Словарный диктант с усложнением дидактического материала.

     Одной из основных задач этого диктанта является формирование у школьников понятия орфограммы. Понятие орфограммы является для учащихся сложным, нередко они отождествляют его  с орфографическим правилом. Практика показывает, что формирование понятия о сущности орфограммы более успешно проходит в процессе практической работы, в процессе активной деятельности. Такой активной, действенной формой работы и является диктант с усложнением дидактического материала. В процессе такого диктанта детям даются слова без орфограмм, слова, в которых нет выбора вариантов написания, слова, в которых внимательный человек не допустит ошибки. Задача учащихся - изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы  в нём появилась орфограмма. Можно предложить ученикам устно доказать справедливость своего варианта. Например: Честен- честный, клубы-клуб, шуба-шубка, мир-мирить, свет-осветить и т.д.

    Выборочный словарный диктант.

    Не только содействует  формированию орфографических навыков, но и дисциплинирует внимание учащихся. При выборочном диктанте детям предлагается из трёх типов или видов орфограмм выбрать только один и во время диктанта из каждых  трёх продиктованных учителем слов записать только одно слово с выбранной орфограммой.

     Например:  запиши слова с орфограммами в приставке( в корне, в суффиксе)

    Прибыл, чёрный, жучок

    Циферблат, расщелина, замочек .  И т.д.

    Одной из разновидностей  выборочного словарного диктанта является диктант с ограничением. Школьники должны найти одну « запретную» орфограмму и во время диктанта пропускать, не записывать её. Такие задания держат ученика в напряжении на протяжении всего диктанта, мобилизуют его внимание, волю. Никому не хочется попадать в категорию рассеянных.

    Словарный диктант с обобщением

    Обобщение должно быть неотъемлемой частью обучения орфографии. Обобщение нацеливает детей на осознание общих закономерностей , лежащих в основе ряда написаний, общих признаков характерных для какой-то группы орфограмм. Обобщение и систематизация в процессе обучения содействует формированию у школьников системных знаний.

    Словарный диктант с элементами обобщения можно проводить по-разному:

    1.  В процессе написания словарного диктанта составляется таблица, на основании которой и делается последующее обобщение. Например, детям предлагается записывать слова в три столбика

                   

    Правописание безударных гласных в корне слова

    Гласные проверяемые ударением

    Написание гласных регулируется правилом

    Непроверяемые гласные

    весна

    наращение

    морковь

    молодой

    подросли

    бинокль

    пилить

    прилагательное

    портфель

    больной

    приложение

    картофель

    росток

    После проверки и объяснения написанных в каждом столбике слов учащиеся формулируют общее правило правописания безударных гласных в корне слова.

    1. После написания словарного диктанта: пол-окна, по-русски, кое-кто, что-нибудь, некоторый, еле-еле, по-видимому, спортивно-авиационный, орлиный, пол-ложки, откуда-то, изжелта-зелёный, пол-Рязани, где-либо, перебежчик – учащимся предлагается назвать слова, которые мешают объединить  все слова словарного диктанта в одну группу по общему признаку. Затем дети должны назвать этот общий признак и сформулировать  общее (сводное) правило о правописании дефиса, иллюстрируя его примерами из словарного диктанта.
    2. После написания словарного диктанта учащиеся получают задание сгруппировать слова по каким-то общим признакам: по типам орфограмм, видам орфограмм, по местоположению, по каким-то отличительным признакам и др.( 2-3 группы слов).

    В заключение следует сказать, что разнообразие форм словарных диктантов не только способствует  перерастанию знаний и  умений в области  орфографии в прочные навыки, но и предотвращает  снижение интереса к работе, вносит в урок элементы новизны.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья. "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"

    Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...

    Методы активизации учебной деятельности на уроках английского языка

    Методы активизации учебной деятельности на уроках английского языка...

    Методы активизации учебной деятельности на уроках английского языка

    Материал дан для ознокомления и применения преподователями английского языка...

    «Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида».

    Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе  развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи посредством игр...

    Проект как эффективное средство активизации учебной деятельности на уроках иностранного языка

    Использование метода проекта на уроках иностранного языка в средней школе...

    Использование технологии «Полётного повторения» для активизации учебного процесса на уроках русского языка.

    Использование технологии  "Полётное повторение"  (по системе В.Ф.Шаталова) позволяет включить в работу на уроке всех учеников в классе. В статье подробно объясняется, как работать ...