Использование технологии «Полётного повторения» для активизации учебного процесса на уроках русского языка.
статья по русскому языку на тему

Каткова Татьяна Юрьевна

Использование технологии  "Полётное повторение"  (по системе В.Ф.Шаталова) позволяет включить в работу на уроке всех учеников в классе. В статье подробно объясняется, как работать учителю и ученикам по этой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polyotnoe_povtorenie.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повторяем, закрепляем, узнаём.

(Активизация учебного процесса)

Важнейший принцип организации самостоятельной работы – опора на приобретённые знания и умения при постоянном нарастании сложных заданий.

Работая над темой, я обратилась к статье Ю.С.Меженко (старшего научного сотрудника Донецкой лаборатории интенсивных методов обучения) «Принципы повторения в методической системе В.Ф.Шаталова», потому что часто могла наблюдать такую ситуацию: ученики поняли объясняемую тему, но на уроках итоговых знания показывают невысокие. Кто же в этом виноват? Моя недоработка или лень детей?! Вот над какими вопросами мне хочется поразмыслить.

Кому-то может показаться, что в наш век высоких технологий главное – обучать,  играя, увлекая детей, что и система Шаталова в прошлом. Но никто ещё не отменял прописных истин: повторенье – мать ученья; «нелёгок путь от земли к звёздам» (Сенека Младший); «наш разум -  это подвижный, опасный и отважный инструмент» (Монтень); «нет ничего нового под солнцем» (Соломон); «всякое знание есть лишь воспоминание» (Платон)…

Немецкий психолог Г.Эббингауз вывел забывание как функцию времени – «кривая Эббингаузена». Согласно законам памяти, как бы хорошо ни был изучен новый материал, его усвоение носит концентрический характер. Причём сразу после усвоения начинается интенсивное забывание. Объём хранящегося в памяти материала зависит от промежутка времени между первоначальным заучиванием и последней проверкой. Чем короче это время, тем лучше воспроизводится информация. В первые минуты забывание (по Эббингаузену) происходит интенсивно, но постепенно скорость забывания снижается. Отсюда следует два важных вывода:

во-первых, домашняя работа по новому материалу должна выполняться учащимися в этот же день, когда он объяснён в классе;

во-вторых, необходимо рассредоточенное повторение материала, что обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Многократное вариативное повторение материала помогает учащимся глубже усвоить его, открыть в нём новые грани и смысловые оттенки, развивает память и мышление, служит базой для развития творческих способностей.

Какие же формы  работы по текущему повторению предлагает В.Ф.Шаталов?

Одной из них является особая форма фронтальной работы – полётное повторение.

Оно проводится как актуализация опорных знаний учащихся перед упражнениями практического характера. Основные принципы полётного повторения таковы:

  1. вопросы ориентированы на практический материал тренировочных упражнений (дидактический материал нужно отбирать разноплановый, включающий упражнения на разные темы: чем чаще ученики прикасаются к той или иной теме, тем быстрее вырабатываются практические навыки). Начинать нужно от вопросов, требующих простой репродукции, к вопросам, предполагающим сложную мыслительную  деятельность и проявление творческого начала, - вот что является наиболее ценным;
  2. вопрос адресуется всему классу. Выдерживается 5-7секундная пауза для обдумывания, затем отвечает тот, на ком учитель задержал свой взгляд. Фамилии учеников не называются. Спрашивая конкретного ученика (по фамилии), мы выключаем из зоны активного внимания весь класс.

Ребята предупреждены, что для ответа может быть вызван любой из них. Все должны внимательно слушать вопрос, все должны быть готовы к ответу.

И ещё одно важное условие: никаких поднятых рук.

Всё внимание на учителя, всеобщая готовность – ответ школьника, на котором задержал взгляд учитель. Максимальная концентрация внимания учащихся.

  1. оценка за ответ не выставляется. Отсутствие оценки – это элемент щадящей педагогики. Снимается страх перед отметкой, перед учителем, перед одноклассниками (но за активность и правильность ответов ученика, я думаю, необходимо поощрить).
  2. при полётном повторении ученики не иллюстрируют свой ответ примерами. Почему?

Во-первых, чтобы не заучивать стандартные образцы. Ведь мы говорим ещё и о развитии творческих способностей. Примеры придут, когда учащиеся смогут их приводить осмысленно, вариативно. (Например, когда будет дано задание привести примеры к правилу, используя слова одной темы.)

Во-вторых, полётное повторение должно быть динамичным, стремительным. Удержать класс в состоянии максимальной концентрации внимания более 3-4 минут сложно.

Каркасом для полётного повторения  являются листы взаимоконтроля. Полётное повторение должно стать постоянным элементом большинства уроков. Именно во время такого повторения происходит «доводка» теоретических знаний.

Полётное повторение и взаимоконтроль позволяют закрепить полученные знания в долговременной памяти и создать хорошие условия для их оперативного использования.

Взаимоконтроль (листы взаимоконтроля) помогает реализовать принципы быстрого движения вперёд, т.к. обеспечивает надёжность усвоения программного материала всеми, без исключения, учащимися.

В процессе изучения какой-либо темы для отработки практических навыков и умений проводится много уроков тренировочных упражнений. На этом этапе, когда возникает необходимость итогового повторения и обобщения знаний, начинается работа  по листу взаимоконтроля. Он представляет собой перечень основных вопросов одной большой или нескольких маленьких тем. Лист взаимоконтроля содержит вопросы разных уровней:

 вопросы, предполагающие репродуктивные ответы;

 вопросы, требующие  умения применять теоретический материал на практике;      вопросы, ориентирующие на межпредметные  связи.

Работа по листу взаимоконтроля начинается на одном из уроков тренировочных упражнений. В классе на уроках отрабатывается постепенно, совместно весь лист, даётся образец ответа.

Учитель выясняет, кто из учащихся хочет ответить по опроснику на следующем уроке. Называются фамилии троих учеников, которые дома будут готовиться к ответу, и одного запасного.

На следующем уроке первые 25 минут отводятся тренировочным упражнениям. Затем приглашаются для ответа ученики. Почему именно трое? Количество вопросов в листах взаимоконтроля всегда кратно трём: 15, 18, 21… Следовательно, каждому из отвечающих достаётся треть вопросов.

Прозвучавшие ответы оценивают одноклассники. И в этом суть данного вида работы. Если ответ был безупречен, пример правилен, это подтверждается молчанием класса. Если же была допущена ошибка, неточность, задача класса не в том, чтобы дополнить или исправить ответ, а в том, чтобы помочь товарищу самому ответить правильно. Учащиеся должны задать ему вопрос, ориентирующий отвечающего на коррекцию своего ответа. Работа с места направлена на поддержку отвечающего у доски. Поэтому  ученики внимательно слушают ответы одноклассников, ведь в любую минуту может понадобиться их помощь.

Функции педагога – контроль и коррекция. Если помощь класса позволила отвечающему дать точный и полный ответ, в этом случае выставляется отличная отметка. Если в ответе была допущена и не замечена классом неточность, помогает учитель. В этом случае оценка снижается.

На листе взаимоконтроля оценивается каждый ответ.

У взаимоконтроля – жёсткие правила выставления  итоговой оценки. Итоговая оценка выставляется    по наименьшему баллу.

Школьнику, не ответившему на один вопрос, итоговая не выставляется выше оценки «3».

Если ученик не ответил на два вопроса, он снимается с взаимоконтроля. Даётся время на дополнительную подготовку. «Двоек» в лист не ставится, остаётся пустая клеточка. «Тройки» и «четверки» выставляются карандашом и тоже могут быть исправлены.

Итак, на уроке взаимоконтроля отвечают ученики. Те из них, кто получил отличные итоговые оценки, становятся ассистентами учителя и получают право опрашивать по листу взаимоконтроля других учащихся.

Учитель формирует группы по три ученика, в каждую направляются ассистенты учителя, которые организуют взаимоконтроль.

Просматривая лист, учитель выборочно задаёт вопросы ученикам, корректирует оценки ассистентов при необходимости.

Устный взаимоконтроль предусматривает в основном проверку теоретических знаний. На письменном взаимоконтроле определяются практические навыки по теме.

После выполнения заданий начинается собственно взаимоконтроль. Учитель выбирает вариант обмена листочками, проецируя на экран правильный вариант работы. Взаимопроверка осуществляется по образцу  под комментарий учителя. Замеченные недочёты и ошибки учащиеся не исправляют, а подчёркивают зелёной пастой. По окончании проверки выставляется оценка и указывается, кот проверял. Учитель проверяет работы и на следующем уроке и  сообщает окончательные оценки.

Если с работой ученик не справился, она не засчитывается, остаётся пустая клеточка. Эту работу нужно будет пересдать в назначенное время.

Работа с листами взаимоконтроля направлена на более глубокое и осмысленное усвоение учебного материала, на создание необходимых условий для активного участия ребят в учебном процессе.

Эта работа может показаться скучной, несовременной. Но для творчества всегда есть место: и листы можно назвать по-своему, и ассистентов назвать поинтереснее (только не аватарами), и работа с ИКТ пойдёт намного быстрее, главное, как мне кажется, не заменить процесс обучения процессом тестирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход к организации учебного процесса на уроках русского языка.

Данный материал содержит примеры, подтверждающие необходимость  применения данной педагогической технологии  в тпроцессе обучения учащихся русскому языку....

Активизация учебной деятельности на уроках русского языка в классах с ОВЗ через использование различных видов диктантов.

Примеры словарных диктантов,с помощью которых можно организовать работу со слабыми учащимися....

Речевая зарядка как средство активизации учебного процесса на уроках иностранного языка

В зависимости от целей, решаемых на уроке, учитель подбирает то или иное начало урока. Хотя существует, на мой взгляд, универсальная речевая зарядка....

Речевая зарядка как средство активизации учебного процесса на уроках иностранного языка

Для решения большого комплекса задач при изучении иностранного языка ,необходимо обеспечить контроль знаний,повысить мотивацию к изучению иностранного языка,избегать стереотипов....

Основные методы активизации учебного процесса на уроках французского языка в средней школе

Во многих странах Европы школьники изучают 2 или 3 иностранных языка. Это считается нормой. В нашей стране вопрос об изучении второго иностранного языка активно начали обсуждать относительно недавно. ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО...