Объединение "За страницами учебника русского языка"
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Коршунова Любовь Ильинична

Программа объединения "За страницами учебника русского языка" для 6 кл

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №16с.Гыршелун

ПРИНЯТА                                                                                                  УТВЕРЖДЕНА

на заседании МО

Протокол № 1                                                                                            Директор

_______________________                                                                       МБОУ ООШ №16

                                                                                                                     с.Гыршелун

«31» августа 2022 г                                                                                  __________ Г.А.Водова

                                                                   «31» августа 2022 г №

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа общепредметной направленности «За страницами учебника русского языка»

Возраст обучающихся: 11-12 лет

Срок реализации: 1 год

                                                             

                                                              Составитель: учитель русского языка и литературы

Коршунова Л.И.

                                   

                 

Гыршелун, 2022

Программа объединения

«За страницами учебника Русского языка»

Пояснительная записка

         Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  •  Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г.       № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  •  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва   «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.11.2015 г. —

Направленность программы

Данное объединение направлено на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языкунаправлен на обеспечение качественной подготовки учащихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний. Кроме этого данный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного монологического высказывания.

Актуальность программы

Данный курс открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования учащихся.Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного  образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека. ГИА в 9 классе проверяет  умение писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка, то есть выполнять комплексный  анализ  текста.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу основной школы. Например, определение микротем, ключевых выражений, определения главной и второстепенной информации, формирование умения абзацного членения текста. Поэтому необходим специальный дополнительный курс, основной целью которого  является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ГИА) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Новизна программы

Подготовка к ГИА – процесс специфический и имеет массу особенностей. Для успешной сдачи ГИА по русскому языку мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена. Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить тоже в компетентностном ключе. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций: 1) лингвистическую; 2) языковую; 3) коммуникативную.

Анализ работ учащихся по русскому языку в данной форме выявил ряд проблем:

  • проблему адекватности восприятия текста на слух;
  • проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка;
  • проблема недостаточного владения учащимися методами морфемного анализа слова;
  • проблема определения грамматической основы предложения.

Результаты экзамена позволяют сделать вывод о том, что в курсе русского языка в основной школе большее внимание уделяется теоретической составляющей в освоении норм орфографии и пунктуации, чем практическому овладению этими нормами. Усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой может быть достигнуто на основе многоплановой, системной и систематической работы. Поэтому считаю необходимым курс занятий объединения «За страницами учебника Русского языка».

Цель программы

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Задачи курса

 - формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;

 - формировать умения обучающихся ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из правил соответствующее конкретному правописанию;

- обучение созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.

- расширить навыки самостоятельной работы;

 - развивать навыки работы со справочной литературой;

- формировать навыки исследовательской работы;

 - учить самоанализу, применять знания в практической деятельности.                                                                                                              - обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации в форме ГИА.                                                                -воспитание гражданственности и        патриотизма,        любви        к        русскому        языку;                                                                                                             -развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

-формирование умений  осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

-Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.

-Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.

-Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать его смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
  • четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
  • выполнять различные  типы тестовых заданий;
  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
  • писать сочинение части С ;
  • сокращать текст изложения.

ГИА-9. Обучение написанию сжатого изложения. 

  • Изложение. Виды изложений. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
  • Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
  • Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
  • Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.
  •  Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
  • Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения.
  • Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
  •  Извлечение информации из различных источников.
  • Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

ГИА 9. Сочинение-рассуждение.

  • Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения.
  • Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально- смысловым типом речи.
  • Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи.
  •  Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

На занятиях используются:

  • Лекции учителя с различными видами заданий;
  • Составление обобщающих таблиц и опорных схем;
  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
  • Самостоятельный отбор материала;
  • Работа в группах;
  • Работа с пакетами КИМов;
  • Написание изложений и сочинений.

В результате изучения курса учащиеся должны:

-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-уметь писать сочинения-рассуждения на заданные темы;

-уметь писать сжатые изложения

- знать нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:

  • текст как речевое произведение;
  • смысловая и композиционная цельность, связность текста;
  • функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
  • средства связи предложений в тексте;
  • лексическое значение слова и фразеологического оборота;
  • морфемно-словообразовательный анализ слова;
  • основные способы словообразования;
  • морфологический анализ знаменательных частей речи;
  • морфологический анализ служебных частей речи;
  • словосочетание, способы подчинительной связи в словосочетаниях;
  • простое предложение: главные и второстепенные члены;
  • двусоставные и односоставные предложения;
  • сложносочиненное предложение;
  • сложноподчиненное предложение;
  • сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
  • сложные предложения с разными видами связи между частями;
  • синтаксический анализ простого предложения;
  • синтаксический анализ сложного предложения.

                                                           СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. Постигаем тайны ГИА. Знакомство с целями, задачами, содержанием объединения «Подготовка к ГИА по русскому языку», со спецификой ГИА, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Знакомство с демоверсией.

I. Подготовка к выполнению части 1 - написанию сжатого изложения

Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Виды изложений Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.  Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

II. Подготовка к выполнению части 2

Адекватное понимание письменной речи. Текст как речевое произведение. Анализ текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Тестовые задания.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Понятие о контексте. Слово в контексте. Группы слов по происхождению и употреблению. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Лексический анализ. Тестовые задания.

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы» Анализ средств выразительности. Тестовые задания.

Правописание корней, словарных слов, корней с чередованием.

Правописание приставок Слитное, дефисное, раздельное написание.

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. (Тест)

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Синтаксические нормы.

Словосочетание Типы подчинительной связи в словосочетаниях Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Тест. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых. Простое осложнённое предложение. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

ПрактикумПунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами

Тест. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых.

Синтаксический анализ сложного предложения.

Сложные предложения, виды подчинения в сложном предложении.

Сложные предложения с разными видами связи.

IV. Подготовка к выполнению части 3,

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 9.1, 9.2, 9.3. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, на морально-нравственную тему, сочинение по трактовке текста. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи.

Итоговое занятие. Работа с бланками ответов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Дата

Оборудование

Виды учебной деятельности

Формы промежуточного контроля

1

Введение. Постигаем тайны ГИА

Сборники типовых тестовых заданий. Распечатки критериев проверки и оценки выполнения заданий

разных частей ГИА

Знакомство с целями, задачами, содержанием курса «Подготовка к ГИА по русскому языку», со спецификой ГИА, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Работа с демоверсией

2

Виды изложений Особенности сжатого изложения

Текст как единицы языка.

Распечатки текстов

Русский язык. Подготовка к ГИА-2021. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2020 год.

Открытый банк заданий.

ФИПИ

Лекция. Беседа. Ведение тетради для подготовки к ГИА, запись теоретического и практического материала в эту тетрадь.

Составление словарной статьи к понятию «Сжатое изложение»

Анализ критериев оценивания сжатого изложения

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Функциональные стили речи, типы текстов

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Содержательный анализ текста

3

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Главная и второстепенная информация в тексте

Способы и приемы компрессии текста

Распечатки текстов

Русский язык. Подготовка к ГИА-2021. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2020 год.

Презентация

Работа с текстом, абзацное членение, выделение микротем.

Определение темы, основной мысли текста, подбор заголовка, деление на смысловые части, выделение ключевых слов, главной и второстепенной информации в тексте.

Запись в тетрадь.

Слушание. Адекватное понимание устной речи. Сжатие текстов, используя разные приемы компрессии. Запись в тетрадь.

4

Сжатое изложение с использованием приема сокращения. Сжатое изложение с использованием приема обобщения. Анализ сжатых изложений.

Презентация.

Русский язык. Подготовка к ГИА-2021. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2020 год.

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости Приемы сжатия текста.

Сжатое изложение

5

-Адекватное понимание письменной речи. Текст как речевое произведение.. Смысловая и композиционная целостность текста. –задание2

- Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте -задание 6 Смешение паронимов.



-Распечатки текстов из

Русский язык. Подготовка к ГИА-2021. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2020 год.

-Презентации

-Краткий словарь лингвистических и литературоведческих терминов

-Таблицы, опорные схемы

-Справочные материалы

Запись теоретического материала в тетрадь для подготовки к ГИА

Выполнение заданий - презентация

Работа со словарями

Выполнение заданий - презентация

Работа с паронимическим минимумом

Развернутый ответ по опорной схеме.

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы»

тест

6

Выразительность русской речи. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Анализ средств выразительности -задание 3.

Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы». Запись в тетрадь «ГИА»

Выполнение заданий -презентация

Тренировочные упражнения с тропами и фигурами речи - презентация.

Чтение и анализ статьи справочника

7

Правописание приставок Слитное, дефисное, раздельное написание –задание4

Орфографические словари, опорные схемы

Распечатки исходных текстов из сборника под редакцией

Русский язык. Подготовка к ГИА-2021. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2020 год.

Фонетический разбор слов. Выполнение задания - презентация. Запись теории и примеров в тетрадь «ГИА». Выполнение заданий .

Тест

8

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени-задание 5

Учебники русского языка.

Сборник под редакцией

Русский язык. Подготовка к ГИА-2021. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2020 год.

Запись теории и примеров в тетрадь «ГИА».

Тренировочные упражнения-тесты

Выполнение заданий -презентация

Тест

9

Практикум. Выполнение тестов с заданиями 2-7.

Распечатки текстов из

Русский язык. Подготовка к ГИА-2021. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2020 год.

Анализ текста. Выполнение заданий

Лингвистический анализ текста

10

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению

Синтаксические нормы. Словосочетание Типы подчинительной связи в словосочетаниях -задание6

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложенияПодлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых -задание 8,11

Словари, справочники.

Сборник под редакцией

Русский язык. Подготовка к ГИА-2021. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2020 год.

Презентации

Учебники русского яз., 8 кл.

Запись теории и примеров в тетрадь «ГИА».

Анализ текста. Выполнение заданий

Выделение словосочетаний из предложений, определение способа связи - тесты

Выполнение заданий -тесты

Выполнение заданий – тесты, презентации

Тест

11

- Простое осложнённое предложение. Правильное построение предложений с обособленными членами.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении

- Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения-задание 10,9

Русский язык. Подготовка к ГИА-2021. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2020 год.

Распечатки текстов

Запись теории и примеров в тетрадь «ГИА».

Выполнение заданий – тесты, презентации

Характеристика и разбор предложений Выполнение заданий

12

Знаки препинания в сложносочинённом предложении, виды связей.

Знаки препинания в СПП –задание13

Тесты с заданиями

Запись в тетрадь «ГИА» теории и примеров.

Тренировочные упражнения Выполнение заданий

тест

13

Синтаксический анализ СП, виды подчинений –задание 12-14

Тесты с заданиями

Запись в тетрадь «ГИА» теории и примеров.

Характеристика и разбор предложений Тренировочные упражнения

тест

14

Сложные предложения с разными видами связи –задание 14

Тесты с заданиями

Русский язык. Подготовка к ГИА-2021. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2020 год.

Запись в тетрадь «ГИА» теории и примеров

Характеристика и разбор предложений.

Тренировочные упражнения

тест

15-16

Практикум.

Анализ допущенных ошибок.

Русский язык. Подготовка к ГИА-2021. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2020 год.

Выполнение тестов с заданиями

Анализ допущенных ошибок.

тест

IV. Подготовка к выполнению заданий 15.1,15.2,15.3

17

Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.Знакомство с высказываниями для сочинений из сборника Русский язык. Подготовка к ГИА-2021. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2020 год.

Презентация

Запись в тетрадь для подготовки к ГИА.

Классификация речевых, логических и грамматических ошибок.

18

Сочинение-рассуждение.Компо-

зиция сочинения-рассуждения . Средства межфразовой связи.

Презентация

Написание сочинения-рассуждения

Чтение текстов и анализ сочинений-образцов. Самостоятельная работа. Корректировка работ.

сочинение

19

Практикум. Написание сочинений по высказываниям из сборника Русский язык. Подготовка к ГИА-2021. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2020 год.

.

Написание сочинений-рассуждений. Чтение текстов и анализ сочинений.

сочинение

V. Выполнение тестов из сборника И.П.Цыбулько

20-35

Выполнение тестов из сборника Русский язык. Подготовка к ГИА-2021. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2020 год.

Распечатка тестов из

Русский язык. Подготовка к ГИА-2021. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2020 год.

Выполнение тестов, анализ заданий, допущенных ошибок, работа над ошибками.

тест

36

Репетиционный экзамен в формате ГИА

/ 8 вариантов КИМ для учащихся/

Распечатка тестов из

Русский язык. Подготовка к ГИА-2021. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2020 год.

Работа с бланками ответов

тест

Памятка для учащихся 
«Как писать сжатое изложение»

Прослушайте текст.

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

  1. Определите тему текста (о чем текст?).
  2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
  3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
  4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Прослушайте текст во второй раз.

  1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
  2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
  3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Речевые клише для написания сочинения-рассуждения;

Речевые клише в помощь учащимся для написания сочинений-рассуждений

ГИА по русскому языку

Анализ содержания исходного текста
актуальность проблемы, поднимаемой автором
В своей статье автор поднимает важную для нашего времени проблему…
Автор статьи затрагивает актуальную проблему…
Одна из проблем, которую поднимает автор, касается…
Текст посвящен одной из животрепещущих проблем нашего времени…
Проблема, поднятая автором, всегда актуальна: это проблема…
Среди проблем предложенного текста наиболее актуальна, на мой взгляд,…
Для человека всегда актуальна проблема…
Автор неравнодушен к проблеме…
Публицист подчеркивает важность…
Автор не просто обозначает проблему…, но и подчеркивает ее актуальность…
Злободневность темы выражается в…
Почему же проблема эта так актуальна в наши дни?..
Уже в начале статьи автор заявляет актуальную проблему…
Проблема эта давно известна, но автор представляет ее в неожиданном ракурсе…
Автор сам формулирует проблему текста…
Мне близка проблема, которую поднимает автор…

Тема и идея (основная мысль) текста
Автор статьи рассуждает на тему…
В статье говорится о…
На первый взгляд, автор берется рассуждать на тему простую, даже банальную, всем известную…
Любому становится близка тема…, которую развивает автор.
Тема… никого не оставляет равнодушным…
Тема текста мне близка и понятна…
Пожалуй, никогда я так глубоко не думал на тему…
Автор подводит читателя к своей главной мысли, что…
Идея текста действительно выстрадана автором:…
Автор мастерски убеждает нас в том, что…
В этом и заключается главная авторская мысль: …
Весомо и убедительно звучит главная мысль статьи: …
Вывод словно напрашивается сам собой: …
Что же можно считать потаенной мыслью автора, основной мыслью статьи?..
Прав публицист: …
Сложно не согласиться с автором в том, что…
Думается, что главная мысль автора бесспорна…
С главной мыслью автора можно согласиться лишь частично…
С одной стороны, автор высказывает бесспорную мысль о том, что…

Обоснование точки зрения автора

Точку зрения автора, по моему мнению, можно выразить так…

Позиция автора заключается в том, что

Автор убедительно обосновал свою точку зрения…

На мой взгляд, автор приходит к выводу…
Главное в авторской точке зрения – …
Автор занимает человеколюбивую, гуманистическую позицию…
Призыв автора к...
Эта мысль выражает точку зрения автора: …
Позиция автора сформулирована в предложении…
Точка зрения автора во многом продиктована опытом его жизни…
Думаю, что точку зрения автора разделяют многие, ведь …
Трудно спорить с точкой зрения автора: …
Автор емко, лаконично выражает свою точку зрения…
Публицист дал ясно понять читателю свою точку зрения на проблему…
Автор не скрывает и собственного мнения…
Позиция автора обоснована…
Автор подводит читателя к однозначному выводу: …
Вывод автора очевиден…
Авторская позиция вызывает уважение…
Автор текста не остался равнодушным к… и провозглашает…
Как бы ты ни относился к …, трудно не согласиться с автором, что …
Мудрость автора выражена в его позиции: …

Характеристика композиции исходного текста, стиля и типа речи
Само построение публицистической статьи помогает автору быть убедительным…
На мой взгляд, даже композиция предложенного текста играет большую роль…
Построение текста соответствует основному типу речи – рассуждение …
В первой части текста автор утверждает, что…
Автор ненавязчиво подводит нас к мысли, что…
Яркие примеры… не только подтверждают авторскую мысль, но и помогают читателю…
Публицист рассуждает о…
Рассуждения публициста убеждают нас…
Перед нами яркий, напористый публицистический текст…
Неспешное авторское повествование перемежается описанием…
Известный писатель… предстает пред нами как яркий публицист…
Художнику слова удалось создать неповторимую картину…
Элементы описания не только украшают текст, но и позволяют…
Писатель не мог обойтись без живого диалога…
Стилистическая палитра текста оживляется…

Выражение собственной точки зрения
Я полностью согласен с автором…
По моему мнению, автор прав, когда рассуждает о…
Хочется присоединиться к утверждению публициста…
Действительно, трудно не согласиться с автором статьи…
Мое мнение по вопросу… совпадает с авторским…
Трудно спорить с автором, так убежденно и ярко представившим проблему…
Я считаю, что с автором можно согласиться в том, что…
Как не признать правоту автора…
Хотя, на первый взгляд, мысль публициста кажется спорной, подумав над проблемой, стоит с автором согласиться…
Автор ставит многие сложные вопросы, на которые, пожалуй, нет однозначного ответа…
Мое отношение к главной мысли текста сложное, неоднозначное…
С одной стороны, следует признать правоту автора…
С другой стороны, не дает полностью согласиться с публицистом тот факт…
Не могу полностью согласиться с автором предложенного текста…

Описание учебно-методического и материально-технического, информационного обеспечения образовательного процесса

Информационно - методическое обеспечение

Средства, необходимые для реализации данной программы:

разработки по темам;

тематический материал периодической печати;

справочники;

словари;

наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации

различные периодические печатные издания.

тексты для редактирования;

 Учебно-методическое  обеспечение.

  1. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М.Рыбченкова.- М.:Просвещение, 2003.
  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.: Единый государственный экзамен: Русский язык: Учебное пособие (под ред. Гольцовой Н.Г.) – М.: Русское слово, 2007.
  3. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И. Пучкова. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2013. (Серия «ЕГЭ». Сборник заданий»).
  4. Единый государственный экзамен 2015 Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2012.
  5. ЕГЭ-2016. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2016.
  1. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2015.                                                                                                                                                                                                                                                                    8. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин : Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2020.  Русский язык.                                                                                            9. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2012.

Материально-техническая база.

  • компьютер
  • проектор
  • экран
  • интерактивная доска

Интернет-ресурсы для ученика и учителя: 

  1. ФИПИ. Открытый банк заданий.
  2. http://www.ctege.info
  3. http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка английского языка « По страницам учебника английского языка» для учащихся 10-11 классов

План кружковой работы по английскому языку составлен на основании рекомендаций МОРФ по организации факультативных занятий в 9-11классов.План состоит из следующих разделов:а) примерной тема...

Факультатив по немецкому языку для 7 класса «За страницами учебника немецкого языка»

Факультатив по немецкому языку для 7 класса «За страницами учебника немецкого языка»...

Программа кружка «За страницами учебника русского языка»

Программа кружка  «За страницами учебника русского языка» расширяет и углубляет сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких &ndash...

Рабочая (дополнительная общеразвивающая) программа для 7 класса «За страницами учебника русского языка»

Данная образовательная программа носит интеллектуально-познавательную направленность. Программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, ра...

Рабочая программа пок учебнику русский язык 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т./ 5-е издание -М. Просвещение 2018 к учебнику русский язык 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /.Тростенцова Л.А , Ла

Рабочая программа к учебнику русский язык 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т./ 5-е издание -М. Просвещение 2018к учебнику русский язык 8 кл.: учебник для о...

Категория добра на страницах учебника русского языка 5 класс

Презентация к исследовательской работе по русскому языку...

Технологическая карта внеурочного занятия по учебному предмету «За страницами учебника русского языка» в 5 классе на тему «Писать ли, как слышится, или что такое орфография»

Технологическая карта внеурочного занятияпо учебному предмету «За страницами учебника русского языка» в 5 классе на тему «Писать ли, как слышится, или что такое орфография»...