Логико-математический анализ темы «Комбинаторика». Сравнительный анализ содержания и логики изложения материала в учебниках А. Г. Мордковича и Ю. Н. Макарычева
статья по алгебре

Савенко Юлия Сергеевна

В данной статье реализован сравнительный анализ содержания и логики изложения материала раздела математики "Комбинаторика" в действующих учебниках А. Г. Макарычева и Ю. Н. Мордковича. В статье реализовано сравнение вводимых понятий, правил, а также теорем-формул. Рассмотрены теоретические задачи, которые предлагаются для ознакомления читателям в обоих учебниках. В виде схем проиллюстрированы логические схемы изложения материала данной темы. Выделены задачи по двум типологиям: по особенностям требования и по дидактическим целям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savenko._logiko-matematicheskiy_analiz_temy_kombinatorika.docx449.64 КБ

Предварительный просмотр:

Логико-математический анализ темы «Комбинаторика»

Сравнительный анализ содержания и логики изложения материала в действующих учебниках

Выберем для рассмотрения учебники, в которых тема, связанная с разделом комбинаторики, рассматривается в 9-ых классах, а именно: учебник Ю. Н. Макарычева (1) и А. Г. Мордковича (2). В учебнике Мордковича данная тема получила название «Комбинаторные задачи», а в учебнике Макарычева - «Элементы комбинаторики». Осуществим сравнительный анализ выделенных ранее тем, которые рассматриваются в данных учебниках. Для удобства реализации сравнения составим таблицы. Укажем также основание, выбранное для сравнения, в заголовке каждой из таблиц. Рассмотрим далее теоретическую базу, которые имеют учащиеся 9-ых классов на момент ознакомления с данной темой (таблица 1).

Таблица 1

Теоретическая база

Учебник Мордковича

Учебник Макарычев

6 класс: -

7 класс: -

8 класс: -

7 класс: -

8 класс: -

В учебниках Мордковича с 6 по 8 класс отсутствуют темы, касающиеся раздела «комбинаторика». В учебнике второго автора также нет тем из раздела математики «комбинаторика».  

Далее рассмотрим вводимые понятия в рамках изучения тем «Комбинаторные задачи» и «Элементы комбинаторики» (таблица 2).

Таблица 2

Вводимые понятия

Учебник Мордковича

Учебник Макарычева

Понятие факториала, понятие перестановки.

Понятие комбинаторики, понятие факториала, понятие перестановки, понятие размещения, понятие сочетания.

Необходимо обратить внимание на то, что введение понятия перестановок в учебнике Мордковича вводится индуктивно, а в учебнике Макарычева – дедуктивно. Понятие факториала в обоих учебниках вводится индуктивно. Также весьма значимым для реализации анализа является то, что в учебнике Мордковича не вводится рад комбинаторных понятий, которые рассматриваются в учебнике Макарычева, а именно: понятие сочетания и понятие размещения. К тому же очень любопытным является тот факт, что в учебнике Мордковича не дается определение понятию перестановки, а в учебнике Макарычева оно есть.

Перечислим вводимые правила в таблице 3 и представим результат сравнительного анализа ниже.

Таблица 3

Вводимые правила

Учебник Мордковича

Учебник Макарычева

Правило организованного перебора вариантов с помощью фиксирования одного элемента, правило перебора через составление дерева возможных вариантов, правило умножения.  

Правило перебора через составления дерева возможных вариантов, комбинаторное правило умножения.

Необходимо отметить, что в данных учебниках одни и те же правила авторами называются по-разному. Например, правило произведения в учебнике Мордковича именуется как «правило умножения», а в учебнике Макарычева как «комбинаторное правило умножения». Анализируя данные различия в наименованиях правил, необходимо указать на то, что более точным наименованием будет являться именно то, которое дано в учебнике Макарычева. К тому же будет важным сделать следующее далее замечание. В учебнике Макарычева отсутствует правило организованного перебора вариантов с помощью фиксирования одного элемента в связи с тем, что объем изучаемых понятий по разделу «комбинаторика» в данном учебнике намного больше, чем у Мордковича.

Перечислим теоремы, которые присутствуют в учебниках Ю. Н. Макарычева и А. Г. Мордковича, в таблице 4.

Таблица 4

Вводимые теоремы, в том числе теоремы-формулы

Учебник Мордковича

Учебник Макарычева

Теорема-формула о числе перестановок, теорема-формула: .

Теорема-формула о числе перестановок, теорема-формула для вычисления количества размещений, теорема-формула для вычисления количества сочетаний.

Теорема о числе перестановок вводится в явном виде как теорема-формула только в учебнике Мордковича. В учебнике Макарычева все вводимые теоремы-формулы не отмечаются авторами учебников, как теоремы. Также обратим внимание на то, что в связи с отсутствием понятий «сочетание» и «размещение» в учебнике Мордковича в нем также отсутствуют связанные с этими понятиями теоремы.

Перечислим далее теоретические задачи, которые содержатся в первом и во втором учебнике (таблица 5).

Таблица 5

Теоретические задачи

Учебник Мордковича

Учебник Макарычева

Правило организованного перебора варианта с помощью фиксирования одного элемента:

Правило перебора через составление дерева возможных вариантов:

Правило умножения:

Понятие факториала:

 

Теорема-формула: .: без теоретической задачи.

Теорема-формула о числе перестановок (понятие перестановки):

Правило перебора через составления дерева возможных вариантов/ комбинаторное правило умножения:

Понятие перестановки:

Понятие факториала: без теоретической задачи.

Теорема-формула о числе перестановок:

 

Понятие размещения/ Теорема-формула для вычисления количества размещений:

Теорема-формула для вычисления количества размещений:

Понятие сочетания/ Теорема-формула для вычисления количества сочетаний:

 

Теорема-формула для вычисления количества сочетаний:

Следует отметить, что задачи, посредством которых вводятся некоторые теоретические факты, присутствуют в обоих учениках. Это такие факты как: правило перебора через составление дерева возможных вариантов, правило умножения, понятие перестановки. Также можно отметить то, что почти все теоретические факты сопровождаются какой-либо теоретической задачей, за исключением понятия факториала в учебнике Макарычева и теоремы-формулы:  в учебнике Мордковича.

Также можно заметить, что в учебнике Мордковича большую часть занимают задачи с интересной фабулой.

Далее, рассмотрим логическую схему построения темы посредством таблицы 6 и рисунков 1 и 2.

Таблица 6

 Логическая схема построения темы

Учебник Мордковича

Учебник Макарычева

  1. Правило организованного перебора варианта с помощью фиксирования одного элемента;

  1. Правило перебора через составление дерева возможных вариантов;

  1. Правило умножения;

  1. Понятие факториала;

  1. Теорема-формула: ;

  1. Теорема-формула о числе перестановок;

  1. Понятие перестановки.
  1. Правило перебора через составления дерева возможных вариантов;

  1. Комбинаторное правило умножения;

  1. Понятие перестановки;

  1. Понятие факториала;

  1. Теорема-формула о числе перестановок;

  1. Понятие размещения;

  1. Теорема-формула для вычисления количества размещений;

  1. Понятие сочетания;

  1. Теорема-формула для вычисления количества сочетаний.

Рисунок 1

Логическая схема построения темы по Мордковичу

Рисунок 2

Логическая схема построения темы по Макарычеву

Мы можем заметить, что, несмотря на первый пункт порядка изложения материала по Мордковичу, половина материала в обоих учебниках является одинаковой с точки зрения логики изложения, за исключением того, что Макарычев более полно подошел к изложению этой темы в своем учебнике и после теоремы-формулы о числе перестановок рассмотрел размещение и сочетание с прилегающими к ним основными теоремами-формулами.

Типология задач

Составим типологию задач по двум функциям, распределив номера задач из учебников по выделенным типам (таблица 7, таблица 8). Для реализации сравнительного анализа выделим в каждой из типологий преобладающий тип задач, а также наиболее редко встречающийся тип задач в данной типологии. В контексте осуществления сравнительного анализа весьма важным будет отметить изначально то, что объем задачного материала в учебнике Макарычева намного больше, чем в учебнике Мордковича в связи с большим количеством вводимых понятий и связанных с ними правил, а также теорем.

Таблица 7

По особенностям требования

Учебник Мордковича

Учебник Макарычева

На вычисление

№ 18.1, № 18.2, № 18.3, № 18.4, № 18.5, № 18.6, № 18.8, № 18.9, № 18.10, № 18.11, № 18.15, № 18.16, № 18.17, № 18.18, № 18.20, № 18.21, № 18.22, № 18.23, № 18.24.

№ 715, № 716, № 721, № 722, № 723, № 724, № 726, № 727, № 728, № 732, № 733, № 734, № 735, № 736, № 737, № 738, № 739, № 740, № 741, № 742, № 743, № 744, № 745, № 754 - № 764, № 768 - № 782.

На доказательство

Задачи данного типа отсутствуют

Задачи данного типа отсутствуют

На определение (выяснение)

№ 18.4, № 18.7, № 18.13, № 18.17, № 18.19, № 18.22.

№ 714, № 715, № 717, № 718, № 719, №720, № 725

На упрощение выражений

№ 18.14, № 18.25.

Задачи данного типа отсутствуют

Определим далее общие характеристики данных учебников. В обоих учебниках преобладают задачи на вычисление, отсутствуют задачи на доказательство, и примерно в равном объеме содержатся задачи на определение. В качестве единственного различия, выявленного при составлении данной типологии, выделим отсутствие задач на упрощение выражений в учебнике Макарычева.

Таблица 8

По дидактическим целям

Учебник Мордковича

Учебник Макарычева

На актуализацию

-

-

На первичное закрепление

18.1; 18.2; 18.3; 18.4; 18.11; 18.12.

714, 715, 716, 717, 718, 719, 720, 732, 733, 734, 735, 736, 737, 754, 755, 756, 757, 758, 759, 768, 769, 770, 771.

На вторичное закрепление

18.5; 18.6; 18.7; 18.8; 18.9; 18.10; 18.13; 18.14; 18.15; 18.16.

721, 722, 723, 724, 725, 738, 739, 740, 743, 746, 748, 760, 762, 772, 773, 774,

На повторение

18.17; 18.18; 18.19; 18.20; 18.21; 18.22; 18 25.

726, 727, 728, 741, 742, 747, 749, 761, 763, 775, 776, 777, 778, 780

На систематизацию

18.23; 18.24.

744, 745, 750, 764, 779, 781, 782.

Нетрудно заметить, что задач на актуализацию знаний в обоих учебниках не наблюдается, что обусловливается тем, что у обоих авторов данная тема в предыдущих классах (и в данном классе) не встречалась до изучения учащимися по данной линейке учебников рассматриваемого раздела. Также сразу можно обратить внимание на то, что у Макарычева набор заданий намного больше, чем у Мордковича, это наблюдается по всем типам задач. Но не стоит забывать о том, что логика изложения материала у авторов разная, и это может быть причиной того, что количество задач у второго автора превосходит объем задач у первого.

Библиографический список

1. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс: учеб, для общеобразоват. организаций [Текст] / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - 21-е изд. - 2014. - 271 с.

2. Мордкович А. Г. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. – 12-е изд., - М.: Мнемозина. – 210. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса (профильный уровень) по учебнику А.Г. Мордковича

Настоящая программа по математике предназначена для учащихся старших (10-х и 11-х) профильных классов, с расширенным изучением математики (профильный уровень). Рабочая программа содержит пояснительную...

Логико-математический анализ темы : "Пирамида"

Презентация к уроку введения нового понятия "Пирамида"...

Рабочая программа алгебра и начала анализа 10-11 класс, КТП по алгебре для 10 класса к учебнику А.Г. Мордковича

Рабочая программа составлена согласно БУП-2004 и разработана на основе примерной программы по математике, авторской программы Е.А. Семенко согласно методическим рекомендациям Министерства образования ...

«Геометрическая интерпретация комплексных чисел» в учебнике Ф.Г. Мордковича, П.В. Семенова «Алгебра и начала анализа. Профильный уровень. 10 класс» Анализ содержания, планирования.

Профильная дифференциация обучения позволяет включить изучение ряда тем  в программы классов с углубленным изучением математики-комплексные числа...

«Геометрическая интерпретация комплексных чисел» в учебнике Ф.Г. Мордковича, П.В. Семенова «Алгебра и начала анализа. Профильный уровень. 10 класс» Анализ содержания, планирования.

Профильная дифференциация обучения позволяет включить изучение ряда тем  в программы классов с углубленным изучением математики-комплексные числа...

Рабочая программа по предмету алгебра и начала математического анализа (10-11 классы (профильный уровень) к учебнику А.Г. Мордкович и др.)

Рабочая программа по предмету алгебра и начала математического анализа (10-11 классы (профильный уровень) к учебнику А.Г. Мордкович и др.)...

Сравнительный анализ содержания темы «Числовые последовательности" в действующих школьных учебниках по алгебре в девятилетней школе

В статье приводится краткий анализ содержания темы "Числовые последовательности" в учебниках по алгебре 9 класса...