Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для 7-9 классов.
рабочая программа по алгебре

Лецко Галина Николаевна

Программа составлена на основе Примерной программы по курсу математики 5-11 классов. Авторы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.В. Буцко, М.С. Якир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_algebre_7-9_klassy.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для 7-9 классов.

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для 7-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы   основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, примерной программы по курсу математики (5-11 классы) / Программы.  Математика: 5 – 11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентана-Граф, 2017г./ и обеспечена УМК для 7-9-го классов «Алгебра – 7», «Алгебра – 8» и «Алгебра – 9» /  А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, 2015. 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Алгебра»

Личностные результаты:

У учащихся будут сформированы:

  • представление о математике как части общечеловеческой культуры;
  • качества мышления, необходимые для адаптации в современном информационном обществе;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
  • способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории.

 

У учащихся могут быть сформированы:

  • целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
  • умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
  • выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применять калькулятор;
  • решать арифметические задачи, связанные с пропорциональностью величин, отношениями, процентами; выполнять несложные практические расчеты;
  • применять понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
  • использовать научные представления о множестве действительных чисел;
  • применять понятие квадратного корня;
  • использовать в ходе решения задач  элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин;
  • понимать смысл терминов: выражение, тождество, тождественное преобразование; выполнять стандартные процедуры, связанные с этими понятиями; решать задачи, содержащие буквенные данные; выполнять элементарную работу с формулами;
  • выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем и квадратные корни;
  • выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
  • выполнять разложение многочленов на множители;
  • применять преобразование выражений для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики;
  • решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
  • применять аналитический и графический языки для интерпретации понятий, связанных с понятием уравнения, для решения уравнений и систем уравнений;
  • проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений (устанавливать имеет ли уравнение или система уравнений решение, если имеет, то,  сколько и пр.);
  • понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
  • применять свойства числовых неравенств в ходе решения задач;
  • решать линейные и квадратные  неравенства с одной переменой; решать системы неравенств;
  • понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
  • строить графики элементарных функций; описывать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
  • понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять язык функций для описания и исследования зависимостей между физическими величинами;
  • понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения), применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни;
  • использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
  • находить относительную частоту и вероятность случайного события;
  • решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.

Учащиеся получат возможность  научиться:

  • выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов;
  • применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения);
  • овладеть специальными приемами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
  • применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты;
  • разнообразным приемам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
  • проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с выколотыми точками и т. п.);
  • использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса;
  • решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессии, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
  • понимать арифметическую и геометрическую прогрессию как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом.
  • получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
  • получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе, с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.
  • некоторым специальным приемам решения комбинаторных задач.

.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать  (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • составлять, описывать графики и схемы;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Учащиеся научатся:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать математические модели;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
  • осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

КоммуникативныеУУД:

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
  • достигать результата, используя общие усилия (группы) и практические действия;
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы.

Содержание учебного предмета.

№п/п

Наименование раздела

Краткое содержание учебных тем

1.

Алгебраические выражения.

Выражение с переменными. Значение выражения с переменными. Допустимые значения переменных. Тождество. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство тождеств.

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлены. Одночлен стандартного вида. Степень одночлена. Многочлены. Многочлен стандартного вида. Степень многочлена. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности двух выражений, произведение разности и суммы двух выражений. Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Метод группировки. Разность квадратов двух выражений. Сумма и разность кубов двух выражений.  Квадратный трехчлен. Корень квадратного трехчлена.  Разложение квадратного трехчлена на множители.

Рациональные выражения. Целые выражения. Дробные выражения. Рациональная дробь. Основное свойство рациональной дроби. Сложение, вычитание, умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений. Степень с целым показателем и ее свойства.

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень и его свойства. Тождественные преобразования рациональных выражений, содержащих квадратные корни.

2.

Уравнения.

Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Свойства уравнений с одной переменной. Уравнение как математическая модель реальной ситуации.

Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Рациональные уравнения. Решение рациональных уравнений, сводящихся к линейным или квадратным уравнениям. Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений.

Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график.

Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений методом подстановки и сложения. Система двух уравнений с двумя переменными как модель реальной ситуации.

3.

Неравенства.

Числовые неравенства и их свойства. Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения. Неравенство с одной переменной. Равносильные неравенства. Числовые промежутки.  Линейные и квадратные неравенства с одной переменной. Системы неравенств с одной переменной.

4.

Числовые множества.

Множество и его элементы. Способы задания множеств. Равные множества. Пустое множество. Подмножество. Операции над множествами. Иллюстрация соотношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера. Множество натуральных, целых, рациональных чисел. Рациональное число как дробь вида , где m Z, n  N, и как бесконечная периодическая десятичная дробь. Представление об иррациональном числе. Множество действительных чисел. Представление действительного числа в виде бесконечной непериодической десятичной дроби. Сравнение действительных чисел. Связь между множествами N, Z, Q, R.

5.

Числовые функции.

Функциональные зависимости между величинами. Понятие функции. Функция как математическая модель реального процесса. Область определения и область значения функции. Способы задания функции. График функции. Построение графиков функций с помощью преобразования фигур. Нули функции. Промежутки знакопостоянства функции. Промежутки возрастания и убывания функции.  

Линейная функция, обратная пропорциональность, квадратичная функция, функция у=, их свойства и графики.

6.

Числовые последовательности.

Понятие числовой последовательности. Конечные и бесконечные последовательности. Способы задания последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Свойства членов арифметической и геометрической прогрессий. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий. Формула суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Сума бесконечной геометрической прогрессии, у которой  │q│< 1.  Представление бесконечной периодической десятичной дроби в виде обыкновенной дроби.

Элементы прикладной математики

Математическое моделирование. Процентные расчеты. Формула сложных процентов. Приближенные вычисления. Абсолютная и относительная погрешности. Основные правила комбинаторики. Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятности. Начальные сведения о статистике. Представление даны в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков. Статистические характеристики совокупности данных: среднее значение, мода, размах, медиана выборки.

Алгебра в историческом развитии.

Зарождение алгебры, книга о восстановлении и противопоставлении Мухаммеда аль-Хорезми. История формирования математического языка. Как зародилась идея координат. Открытие иррациональности. Из истории возникновения формул для решения уравнений 3-й и 4-й степеней. История развития понятия функции. Как зародилась теория вероятностей. Числа Фибоначчи. Задача Л. Пизанского (Фибоначчи) о кроликах. Великие ученые. Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышёв. Н.И. Лобачевский. В.Я. Буняковский. А.Н. Колмогоров. Ф. Виет. П.Ферма. Р.Декарт. Н. Тарталья. Д.Кардано.  Н.Абель. Б. Паскаль. Л.Пизанский. К.Гаусс.

Примерное тематическое планирование.

главы, раздела

Наименование темы

Всего часов

7 класс

1

Линейное уравнение с одной переменной.

20

2

Целые выражения.

50

3

Функции.

15

4

Системы линейных уравнений с двумя переменными.

15

5

Обобщающее повторение

5

ИТОГО

105

8 класс

1

Рациональные выражения

50

2

Квадратные корни.  Действительные числа.

25

3

Квадратные уравнения.

25

4

Повторение и систематизация учебного материала.

5

ИТОГО

105

9 класс

1

Неравенства

20

2

Квадратичная функция

30

3

Элементы прикладной математики

25

4

Числовые последовательности

15

5

Повторение и систематизация учебного материала.

12

ИТОГО

102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета Алгебра в 7-8 классах 2014-2015уч.год

Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Алгебра в 7-8 классах.Авторы учебника 7 класса:Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова. М.И. Шабунин.Авторы учебника 8 класса: Ш.А. Алимо...

Рабочая программа учебного предмета алгебра УМК «Алимов Ш.А. и др. «Алгебра 7 класс»

Рабочая программа учебного предмета УМК «Алимов Ш.А. и др. «Алгебра 7 класс»...

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» ученика 9-Б класса Грищенко Павла (обучение на дому, АООП ООО) на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа  учебного предмета " Алгебра" для индивидуального обучения на дому...

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающихся 7 класса

Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС, является частью Основной образовательной программы соответствующей образовательной организации и представляет собой скорректированный вариант ав...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для __7-10___ классов

Аннотация к адаптированной рабочей программе учебного предмета «Алгебра» для 7-10 классов  для учащихся с ТНРУчебный предмет «Алгебра» включен в предметную область «...

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи (обучение на дому, образовательная программа основного общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на 2023/2024 учебный

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе ...