Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа по алгебре (6 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" предназначена для учащихся 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, г. Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
гимназия № 76 г. Сочи
Утверждено:
решение педсовета протокол № 1
от «30» августа 2018 года
Председатель педсовета
___________ О.В.Трембовецкая
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Уровень образования: основное общее образование, 6 класс
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 12 – 13 лет
Учитель: Арутюнян Татьяна Беняминовна
Сочи, 2018
Пояснительная записка
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике вводится данный курс «Занимательной математики», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышения уровня математической подготовки.
Программа данного курса предназначена для учащихся 6 классов.
Цели курса:
-формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.
-восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;
-помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
Задачи курса:
- систематизировать, обобщить знания учащихся о ранее по теме «Натуральные числа»;
- расширить математические представления о приемах и методах решения задач;
- развить логическую культуру и математическое мышление учащихся;
- привить учащимся любовь к математике;
- создать ориентационную и мотивационную основы для исследовательской деятельности учащихся.
Курс "Занимательная математика" рассчитан на 34 часа, предполагает решение задач, самостоятельную работу. Материалы курса способствуют развитию творческих способностей учеников, повышают математическую культуру и интерес к предмету, его значимость в повседневной жизни.
Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Девизом всех занятий могут служить слова: «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» Э. Кант.
Содержание курса отобрано с учётом возрастных особенностей учащихся. Вопросы и задания нацелены на развитие наблюдательности, на расширение кругозора, на развитие логического мышления, а также на формирование общеучебных умений и навыков (использование дополнительных источников информации, на развитие речи).
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем содержание курса позволяет каждому ученику активно включаться в учебный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся. Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Задания учащимся должны быть творческими, чтобы не потерять интерес и способности. Необходимо применять дифференцированный подход при подборе задач: для более успешных учащихся предлагаются олимпиадные задачи, для ребят со слабой подготовкой задачи обязательного уровня.
Для работы с классом при формулировании цели урока предлагается задача, которая создает проблемную ситуацию, показывает необходимость изучения материала.
Достижение цели - развитие познавательной активности учащихся - способствует правильная организация учебного процесса, поэтому наиболее рациональными методами будут нестандартные формы обучения, игры, уроки творчества, математические состязания, викторины.
На каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в ходе практических заданий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса
Изучение курса «Занимательная математика» в 6 классе направлено на достижение определённых результатов обучения.
К важнейшим результатам обучения относятся следующие:
- в личностном направлении:
- развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления;
- развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- в метапредметном направлении:
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
- формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом;
- формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
- развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
- в предметном направлении:
- овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
- понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.
В результате изучения данного курса учащиеся
должны знать:
- различные системы счисления;
- меры длины, площади, массы и объёма;
- некоторые приёмы быстрого счёта;
- названия числовых великанов;
- основные геометрические фигуры;
- приёмы решения математических ребусов.
должны уметь:
- решать примеры в различных системах счисления;
- решать логические задачи с помощью кругов Эйлера
- применять приёмы быстрого счёта;
- решать математические ребусы;
- решать комбинаторные задачи;
- решать арифметические задачи «на сообразительность».
- Содержание учебного курса
Программа рассчитана для учащихся 6-х классов на 34 часа и ориентирована на популяризацию математики среди учащихся.
В данном курсе будет рассмотрен и изучен следующий теоретический материал:
- Путешествие в историю математики.
История возникновения цифр и чисел. Древнегреческая и римская нумерация. Системы счисления. Абак и счёты. История возникновения дробей. Великие математики древности.
- Числа
Простые и составные числа. Признаки делимости. Совершенные и дружественные числа. Некоторые приёмы быстрого счёта. Умножение чисел методом решётки. Числовые фокусы.
- Знакомство с геометрией
История возникновения геометрии. Геометрические фигуры. Правильные геометрические фигуры. Развёртки геометрических фигур. Симметрия в геометрии и вокруг нас. Геометрические игры и парадоксы
- Системы мер
Старинные меры длины площади, массы и объёма. Денежная система на Руси. Метрическая система мер. Приставки СИ.
- Множества. Комбинаторика
Множества. Решение логических задач с использованием кругов Эйлера. Решение комбинаторных задач. Дерево возможных вариантов. Комбинаторные задачи с квадратами. Задача Эйлера о мостах. Решение задач о лабиринтах
- Математические игры и головоломки
Старинные задачи и загадки. Решение различных задач со спичками. Решение задач с использованием домино и шашек. Ребусы, задачи, головоломки. Математические фокусы, математические квадраты.
- Подготовка и защита итогового проекта
Подготовка итогового проекта. Демонстрация итогового проекта.
- Тематическое планирование курса
№ темы | Тема | Кол-во часов | УУД |
1 | Путешествие в историю математики | 7 | Знать происхождение арифметики и историю возникновения математики. Различать системы счисления. Применять некоторые способы счета. Знать великих математиков, их жизнь и вклад в развитие математики |
2 | Числа | 5 | Владеть понятиями простые и составные, дружественные и совершенные числа, знать признаки делимости, владеть приёмами быстрого счёта, уметь умножать числа методом решётки, разгадывать числовые фокусы |
3 | Знакомство с геометрией | 6 | Знать историю возникновения геометрии, основные геометрические фигуры и их элементы, правильные геометрические фигуры, строить симметричные фигуры, играть в геометрические игры |
4 | Системы мер | 3 | Знать единицы длины, площади, массы и объёма, денежную систему на Руси, метрическую систему мер, приставки СИ |
5 | Множества. Комбинаторика | 5 | Изображать круги Эйлера, с их помощью решать логические задачи, решать комбинаторные задачи, в том числе с использованием дерева всевозможных вариантов, решать комбинаторные задачи с квадратами, решать задачи о лабиринтах |
6 | Математические игры и головоломки | 5 | Решать старинные, ребусы, загадки, головоломки, решать задачи со спичками, домино и шашками, разгадывать математические фокусы, математические квадраты |
7 | Подготовка и защита итогового проекта | 3 | Использовать полученные знания и умения при подготовке итогового проекта |
Список литературы
- И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин За страницами учебника математики – М: Просвещение, 1989
- Я.И. Перельман. Занимательная арифметика. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Я.И. Перельман. Математика в занимательных рассказах. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
- Я.И. Перельман. Живая математика. – М.: Триада-литера,1994.
- М.Б. Гельфанд, В.С. Павлович. Внеклассная работа по математике. – М.: Просвещение,2007.
- К.А.Рыбников. Возникновение и развитие математической науки: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
- Я.И.Перельман. 101 головоломка. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
- А.А. Мазаник, С.А. Мазаник. Реши сам. – Минск: Народная асвета, 1992.
- Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. Забавная арифметика. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991.
Согласовано
заместитель директора по ВР
_________ А.В. Яловицкая
«30» августа 2018 года
Краснодарский край, г. Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
гимназия № 76 г. Сочи
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Внеурочной деятельности
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Учитель Арутюнян Татьяна Беняминовна
Класс 6 Б
Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы «Занимательная математика», учителя математики МОУ гимназии № 76 Арутюнян Т.Б., утверждённой решением педагогического совета МОУ гимназии, протокол № 1 от «30» августа 2018 года
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | УУД |
1. Путешествие в историю математики | 7 | ||||
Вводное занятие | 1 | Знать происхождение арифметики и историю возникновения математики. Различать системы счисления. Применять некоторые способы счета. Знать великих математиков, их жизнь и вклад в развитие математики | |||
История возникновения цифр и чисел | 1 | ||||
Древнегреческая и римская нумерация | |||||
Системы счисления | 1 | ||||
Абак и счёты | 1 | ||||
История возникновения дробей | 1 | ||||
Великие математики древности | 1 | ||||
| 5 | ||||
Простые и составные числа. Признаки делимости | 1 | Владеть понятиями простые и составные, дружественные и совершенные числа, знать признаки делимости, владеть приёмами быстрого счёта, уметь умножать числа методом решётки, разгадывать числовые фокусы | |||
Совершенные и дружественные числа | 1 | ||||
Некоторые приёмы быстрого счёта | 1 | ||||
Умножение чисел методом решётки | 1 | ||||
Числовые фокусы | 1 | ||||
3. Знакомство с геометрией | 6 | ||||
История возникновения геометрии | 1 | Знать историю возникновения геометрии, основные геометрические фигуры и их элементы, правильные геометрические фигуры, строить симметричные фигуры, играть в геометрические игры | |||
Геометрические фигуры. | 1 | ||||
Правильные геометрические фигуры | 1 | ||||
Развёртки геометрических фигур | 1 | ||||
Симметрия в геометрии и вокруг нас | 1 | ||||
Геометрические игры и парадоксы | 1 | ||||
4. Системы мер | 3 | ||||
Старинные меры длины, площади, массы и объёма | 1 | Знать единицы длины, площади, массы и объёма, денежную систему на Руси, метрическую систему мер, приставки СИ | |||
Денежная система на Руси | 1 | ||||
Метрическая система мер. Приставки СИ | 1 | ||||
5. Множества. Комбинаторика | 5 | ||||
Множества. Решение логических задач с использованием кругов Эйлера. | 1 | Изображать круги Эйлера, с их помощью решать логические задачи, решать комбинаторные задачи, в том числе с использованием дерева всевозможных вариантов, решать комбинаторные задачи с квадратами, решать задачи о лабиринтах | |||
Решение комбинаторных задач. Дерево возможных вариантов | 1 | ||||
Комбинаторные задачи с квадратами | 1 | ||||
Задача Эйлера о мостах | 1 | ||||
Решение задач о лабиринтах | |||||
6. Математические игры и головоломки | 5 | ||||
Старинные задачи и загадки | 1 | Решать старинные, ребусы, загадки, головоломки, решать задачи со спичками, домино и шашками, разгадывать математические фокусы, математические квадраты | |||
Решение различных задач со спичками | |||||
Решение задач с использованием домино и шашек | 1 | ||||
Ребусы, загадки, головоломки. | 1 | ||||
Математические фокусы, математические квадраты | 1 | ||||
7. Подготовка и зашита итогового проекта | 3 | ||||
Представление и защита творческих работ учащихся | 1 | Использовать полученные знания и умения при подготовке итогового проекта | |||
Представление и защита творческих работ учащихся | 1 | ||||
Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-546525-1418004785.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Актуальность программы определ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
В документе представлены общая характеристика внеурочной деятельности по математике в 5 классе, ценностные ориентиры содержания учебного курса, место данного курса во внеурочной деятельности учащихся ...
рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная математика" 1-4 классы
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой в соответст...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-679114-1443906301.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа для учащихся 6-х классов составлена в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/21/picture-14716-1442863948.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
В прграммах содержится цель, задачи, учебный план, учебно-тематический план....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/19/picture-802712-1468939875.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательная математика " для 6 класса
Программа внеурочной деятельности " Занимательная математика" относится к научно-позновательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа позволяет уч...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся 6 классов составлена из расчета 17.5 учебных часов ( 0,5 часа в неделю)...