Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа по алгебре (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" предназначена для учащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_zanimatelnaya_matematika.docx41.98 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, г. Сочи

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

гимназия № 76 г. Сочи

Утверждено:

решение педсовета протокол № 1

от «30» августа 2018 года

Председатель педсовета

___________ О.В.Трембовецкая

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Уровень образования: основное общее образование, 6 класс

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 12 – 13 лет

Учитель: Арутюнян Татьяна Беняминовна

Сочи, 2018

Пояснительная записка

Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.

Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике вводится данный курс «Занимательной математики», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышения уровня математической подготовки.

Программа данного курса предназначена для учащихся 6 классов.

Цели курса:

-формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.

-восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;

-помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;

Задачи курса:

  • систематизировать, обобщить знания учащихся о ранее по теме «Натуральные числа»;

  • расширить математические представления о приемах и методах решения задач;

  • развить логическую культуру и математическое мышление учащихся;

  • привить учащимся любовь к математике;

  •  создать ориентационную и мотивационную основы для исследовательской деятельности учащихся.

               

Курс "Занимательная математика" рассчитан на 34 часа, предполагает решение задач, самостоятельную работу. Материалы курса способствуют развитию творческих способностей учеников, повышают математическую культуру и интерес к предмету, его значимость в повседневной жизни.

Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.

Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Девизом всех занятий могут служить слова: «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» Э. Кант.

Содержание курса отобрано с учётом возрастных особенностей учащихся. Вопросы и задания нацелены на развитие наблюдательности, на расширение кругозора, на развитие логического мышления, а также на формирование общеучебных умений и навыков (использование дополнительных источников информации, на развитие речи).

Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем содержание курса позволяет каждому ученику активно включаться в учебный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся. Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Задания учащимся должны быть творческими, чтобы не потерять интерес и способности. Необходимо применять дифференцированный подход при подборе задач: для более успешных учащихся предлагаются олимпиадные задачи, для ребят со слабой подготовкой задачи обязательного уровня.

Для работы с классом при формулировании цели урока предлагается задача, которая создает проблемную ситуацию, показывает необходимость изучения материала.

Достижение цели - развитие познавательной активности учащихся - способствует правильная организация учебного процесса, поэтому наиболее рациональными методами будут нестандартные формы обучения, игры, уроки творчества, математические состязания, викторины.

На каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в ходе практических заданий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса

Изучение курса «Занимательная математика» в 6 классе направлено на достижение определённых результатов обучения.

К важнейшим результатам обучения относятся следующие:

  • в личностном направлении:
  1. развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  2. воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
  3. формирование качеств мышления;
  4. развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  5. развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
  6. развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  • в метапредметном направлении:
  1. формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
  2. формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  3. развитие умений работать с учебным математическим текстом;
  4. формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
  5. развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  6. развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
  7. формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
  • в предметном направлении:
  1. овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
  2. овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  3. овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
  4. освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
  5. понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.

 

 В результате изучения данного курса учащиеся

должны знать:

  • различные системы счисления;
  • меры длины, площади, массы и объёма;
  • некоторые приёмы быстрого счёта;
  • названия числовых великанов;
  • основные геометрические фигуры;
  • приёмы решения математических ребусов.

   

   должны уметь:

  • решать примеры в различных системах счисления;
  • решать логические задачи с помощью кругов Эйлера
  • применять приёмы быстрого счёта;
  • решать математические ребусы;
  • решать комбинаторные задачи;
  • решать арифметические задачи «на сообразительность».

  1. Содержание учебного курса

        Программа рассчитана  для  учащихся 6-х классов на  34 часа и  ориентирована на популяризацию математики среди учащихся.

        В данном курсе будет рассмотрен и изучен следующий теоретический материал:

  1. Путешествие в историю математики.

История возникновения цифр и чисел. Древнегреческая и римская нумерация. Системы счисления. Абак и счёты. История возникновения дробей. Великие математики древности.

  1. Числа

Простые и составные числа. Признаки делимости. Совершенные и дружественные числа. Некоторые приёмы быстрого счёта. Умножение чисел методом решётки. Числовые фокусы.

  1. Знакомство с геометрией

История возникновения геометрии. Геометрические фигуры. Правильные геометрические фигуры. Развёртки геометрических фигур. Симметрия в геометрии и вокруг нас. Геометрические игры и парадоксы

  1. Системы мер

Старинные меры длины площади, массы и объёма. Денежная система на Руси. Метрическая система мер. Приставки СИ.

  1. Множества. Комбинаторика

Множества. Решение логических задач с использованием кругов Эйлера. Решение комбинаторных задач. Дерево возможных вариантов. Комбинаторные задачи с квадратами. Задача Эйлера о мостах. Решение задач о лабиринтах

  1. Математические игры и головоломки

 Старинные задачи и загадки. Решение различных задач со спичками. Решение задач с использованием домино и шашек. Ребусы, задачи, головоломки. Математические фокусы, математические квадраты.    

  1. Подготовка и защита итогового проекта

Подготовка итогового проекта. Демонстрация итогового проекта.

  1.  Тематическое планирование курса

№ темы

Тема

Кол-во часов

УУД

1

Путешествие в историю математики

7

Знать происхождение арифметики и историю возникновения математики. Различать системы счисления. Применять некоторые способы счета. Знать великих математиков, их жизнь и вклад в развитие математики

2

Числа

5

Владеть понятиями простые и составные, дружественные и совершенные числа, знать признаки делимости, владеть приёмами быстрого счёта, уметь умножать числа методом решётки, разгадывать числовые фокусы

3

Знакомство с геометрией

6

Знать историю возникновения геометрии, основные геометрические фигуры и их элементы, правильные геометрические фигуры, строить симметричные фигуры, играть в геометрические игры

4

Системы мер

3

Знать единицы длины, площади, массы и объёма, денежную систему на Руси, метрическую систему мер, приставки СИ

5

Множества. Комбинаторика

5

Изображать круги Эйлера, с их помощью решать логические задачи, решать комбинаторные задачи, в том числе с использованием дерева всевозможных вариантов, решать комбинаторные задачи с квадратами, решать задачи о лабиринтах

6

Математические игры и головоломки

5

Решать старинные, ребусы, загадки, головоломки, решать задачи со спичками, домино и шашками, разгадывать

математические фокусы, математические квадраты

7

Подготовка и защита итогового проекта

3

Использовать полученные знания и умения при подготовке итогового проекта

Список литературы

  • И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин За страницами учебника математики – М: Просвещение, 1989
  • Я.И. Перельман. Занимательная арифметика. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  • Я.И. Перельман. Математика в занимательных рассказах. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  • Я.И. Перельман. Живая математика. – М.: Триада-литера,1994.
  • М.Б. Гельфанд, В.С. Павлович. Внеклассная работа по математике. – М.: Просвещение,2007.
  • К.А.Рыбников. Возникновение и развитие математической науки: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  • Я.И.Перельман. 101 головоломка. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
  • А.А. Мазаник, С.А. Мазаник. Реши сам. – Минск: Народная асвета, 1992.
  • Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. Забавная арифметика. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991.


Согласовано

заместитель директора по ВР

_________ А.В. Яловицкая

«30» августа 2018 года

Краснодарский край, г. Сочи

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

гимназия № 76 г. Сочи

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Внеурочной деятельности

 «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

                

Учитель         Арутюнян Татьяна Беняминовна

Класс              6 Б

Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час;

Планирование составлено на основе рабочей программы «Занимательная математика», учителя математики МОУ гимназии № 76 Арутюнян Т.Б., утверждённой решением педагогического совета МОУ гимназии, протокол № 1 от «30» августа 2018 года

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

УУД

1. Путешествие в историю математики

7

Вводное занятие

1

Знать происхождение арифметики и историю возникновения математики. Различать системы счисления. Применять некоторые способы счета. Знать великих математиков, их жизнь и вклад в развитие математики

История возникновения цифр и чисел

1

Древнегреческая и римская нумерация

Системы счисления

1

Абак и счёты

1

История возникновения дробей

1

Великие математики древности

1

  1. Числа

5

Простые и составные числа. Признаки делимости

1

Владеть понятиями простые и составные, дружественные и совершенные числа, знать признаки делимости, владеть приёмами быстрого счёта, уметь умножать числа методом решётки, разгадывать числовые фокусы

Совершенные и дружественные числа

1

Некоторые приёмы быстрого счёта

1

Умножение чисел методом решётки

1

Числовые фокусы

1

3. Знакомство с геометрией  

6

История возникновения геометрии

1

Знать историю возникновения геометрии, основные геометрические фигуры и их элементы, правильные геометрические фигуры, строить симметричные фигуры, играть в геометрические игры

Геометрические фигуры.

1

Правильные геометрические фигуры

1

Развёртки геометрических фигур

1

Симметрия в геометрии и вокруг нас

1

Геометрические игры и парадоксы

1

4. Системы мер

3

Старинные меры длины, площади, массы и объёма

1

Знать единицы длины, площади, массы и объёма, денежную систему на Руси, метрическую систему мер, приставки СИ

Денежная система на Руси

1

Метрическая система мер. Приставки СИ

1

5. Множества. Комбинаторика

5

Множества. Решение логических задач с использованием кругов Эйлера.

1

Изображать круги Эйлера, с их помощью решать логические задачи, решать комбинаторные задачи, в том числе с использованием дерева всевозможных вариантов, решать комбинаторные задачи с квадратами, решать задачи о лабиринтах

Решение комбинаторных задач. Дерево возможных вариантов

1

Комбинаторные задачи с квадратами

1

Задача Эйлера о мостах

1

Решение задач о лабиринтах

6. Математические игры и головоломки

5

Старинные задачи и загадки

1

Решать старинные, ребусы, загадки, головоломки, решать задачи со спичками, домино и шашками, разгадывать

математические фокусы, математические квадраты

Решение различных задач со спичками

Решение задач с использованием домино и шашек

1

Ребусы, загадки, головоломки.

1

Математические фокусы, математические квадраты          

1

7. Подготовка и зашита итогового проекта

3

Представление и защита творческих работ учащихся

1

Использовать полученные знания и умения при подготовке итогового проекта

Представление и защита творческих работ учащихся

1

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.  Актуальность программы определ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

В документе представлены общая характеристика внеурочной деятельности по математике в 5 классе, ценностные ориентиры содержания учебного курса, место данного курса во внеурочной деятельности учащихся ...

рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная математика" 1-4 классы

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»  Е.Э.Кочуровой в соответст...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Программа для учащихся 6-х классов составлена в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

В прграммах содержится цель, задачи, учебный план, учебно-тематический план....

Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательная математика " для 6 класса

Программа внеурочной деятельности   " Занимательная математика"  относится к научно-позновательному направлению реализации  внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа позволяет уч...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся 6 классов составлена из расчета  17.5 учебных часов ( 0,5 часа в неделю)...