Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательная математика " для 6 класса
рабочая программа по математике (6 класс) на тему

Рогачёва Татьяна Александровна

Программа внеурочной деятельности   " Занимательная математика"  относится к научно-позновательному направлению реализации  внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими важнейшими вопросами математики, расширит представление о математики как о науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, усилит интерес к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_6_klass.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Советского района города Красноярска

МБОУ  СШ  №147  

УТВЕРЖДАЮ:

 Директор МБОУ  СШ  № 147

г. Красноярск

____________ О.В. Журавлева    

« ______ »  ___________2016 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

для 6 класса

составила

учитель математики

Рогачёва Татьяна Александровна

г. Красноярск

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

  Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Материал создает основу математической грамотности, необходимой как тем, кто будет решать задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет основой профессиональной деятельностью. Полученные знания  могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности, для участия в различных олимпиадах.

 Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими важнейшими вопросами математики, расширит представление о математики как науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, усилит интерес к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.

Чтобы достигнуть успехов, нужно напряженно и достаточно долго тренироваться. Если будет накоплен некоторый « багаж» олимпиадных идей и методов решений, то появится уверенность в своих силах, а со временем придёт и успех.   

 Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для достижения эффективности желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Данная программа позволяет развивать стремление у учащихся самостоятельно работать, совершенствует навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу. Так же  способствует развитию интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Таким образом:

  •  программа позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;
  • позволяет расширить и углубить знания по математике;
  • различные формы проведения занятий, способствуют повышению интереса к предмету;
  • рассмотрение более сложных задач олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления учащихся.

Новизной данной программы является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Цель и задачи программы:

                    Цель:

  • развивать математический образ мышления.
    Задачи:
  • углублять и расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
    учить правильно применять математическую терминологию;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Отличительные особенности программы

Программа внеурочной деятельности  « Занимательная математика»  изучается в основной школе  и предусматривает упражнения, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. У учащихся появляется желание работать не по образцу, проявить самостоятельность, что способствует развитию у них сообразительности и любознательности.

 Программа влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.

  Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы общего образования, в которой предусмотрено духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся.

 

Форма организации:

Кружок для учащихся 6 классов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года. Всего – 35 часов.

Сроки реализации: 1 год.

Общая характеристика программы

Программа содержит материал  занимательного характера, одновременно  дополняющий и  расширяющий программу общеобразовательной школы по математике.

Большое внимание в программе  уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой. А так же  выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ.

Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения. 

Предполагаемые результаты

Реализация программы способствует достижению следующих результатов:

  • познавательные  УУД   (владение базовым понятийным аппаратом, владение символьным языком математики, владение навыками устных и письменных вычислений, владение навыками упрощения выражений)
  • личностные  УУД ( умение точно излагать свои мысли, умения самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения, умение работать самостоятельно и в коллективе)
  • коммуникативные УУД ( планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, уметь разрешать конфликты, управление поведением партнера- контроль , коррекция , оценка действий партнера)
  • регулятивные   УУД ( учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия)

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Задачи, решаемые с конца

1

1

2

Числа-великаны и числа-малютки

1

1

3

Запись цифр и чисел у других народов

1

1

4-5

Занимательные задачи на проценты

2

1

1

6

Математические ребусы

1

0,5

0,5

7-8

Геометрические задачи со спичками

2

0,5

1,5

9-10

Задачи на разрезания и перекраивания фигур

2

2

11

Математическая олимпиада

1

1

12-13

Простейшие графы

2

2

14-15

Упражнения на быстрый счет

2

2

16-17

Задачи на взвешивания

2

0,5

1,5

18-20

Логические задачи

3

3

21-22

Принцип Дирихле

2

2

23

Математическая олимпиада

1

1

24-25

Задачи на переливания

2

1

1

26-27

Геометрия в пространстве

2

1

1

28-29

Логический квадрат

2

2

30-32

Проекты

3

1

2

33-35

Решения олимпиадных задач

3

1

2

Учебно-методическое обеспечение и материально - техническое обеспечение образовательного процесса

Литература:

  1. Копцева Т.Д. Путешествие в страну Геометрию. 5 класс. Рабочая программа: учебно-метод. Комплект/  - Волгоград: Учитель, 2016.
  2. Летняя математическая школа: теория, задания, математические бои, олимпиады, опыт организации. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.О. Иванова. – Ростов – на – Дону:Легион, 2013.
  3. Фарков  А.В. Математические олимпиады .  Методика подготовки. 5-8 классы. /- М.: ВАКО, 2016.
  4. Фарков А.В. Обучаемость учащихся математике: проблемы диагностики. 5-11 классы. – М. ВАКО, 2015.
  5. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия,. 5-6 класс. Учебник. — 15-е изд., стер. — М. : Дрофа, 2013.
  6. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Тонких, А.П. Логические игры и задачи на уроках математики./ Л.Ф.Тихомирова– Ярославль, Академия развития, 2010.
  8. Я иду на урок математики. 5 класс: Книга для учителя./  – М.: Издательство «первое сентября», 2011

Печатные пособия:

  1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения
  2. Карточки с заданиями по математике
  3. Портреты выдающихся деятелей математики

Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование:

  1. Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль.
  2. Комплекты планиметрических и стереометрических тел.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер
  2. Интерактивная доска

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский», 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.  Актуальность программы определ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для учащихся 2-4 классов

Актуальность и педагогическая целесообразность Практическая значимость данного курса заключается в закреплении и совершенствовании умении и навыков, полученных учащимися на уроках английского языка, в...

рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная математика" 1-4 классы

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»  Е.Э.Кочуровой в соответст...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный английский" для 5,6,7 классов

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, включает страноведческий, литературный, грамматический разделы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательный английский» по английскому языку 5 класс, базовый уровень

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный английский", 5 класс, базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» для учащихся 2-4-х классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» предназначена  для учащихся 2-4-х классов.Воспитательные результаты внеурочной деятельности:   – ...