Решение неравенств методом интервалов.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс)

Кулдышева Елена Ивановна

Рассмотрены решения неравенств методом интервалов.Приведены примеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_neravenstv_metodom_intervalov.docx48.37 КБ
Файл reshenie_neravenstv_mi.docx73.76 КБ

Предварительный просмотр:

Решение неравенств методом интервалов

Напоминание: Мы решаем неравенство вида https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64856/7c186510_1304_0131_a67e_22000a1c9e18.png На прошлом уроке мы рассмотрели функцию https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64859/7d64ff20_1304_0131_a682_22000a1c9e18.png

На примере подобной функции мы рассмотрели метод интервалов для решения рациональных неравенств и схематического построения графика функции.

Решение дробно-квадратичного неравенства

Вместо https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64861/7ec8bb80_1304_0131_a684_22000a1c9e18.png могут быть другие функции, например, дробно-линейные или дробно-квадратичные. Решение неравенств такого рода является нашей целью.

1. Решить неравенство https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64863/7fd7a500_1304_0131_a686_22000a1c9e18.png

Это же неравенство может быть представлено в виде https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64867/80e43340_1304_0131_a68a_22000a1c9e18.png тогда нужно вначале разложить на множители числитель и знаменатель дроби.

1. Рассмотрим функцию https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64869/8202e740_1304_0131_a68c_22000a1c9e18.png

2. Область определения: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64872/833bfd60_1304_0131_a68f_22000a1c9e18.png

3. Найдем нули функции https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64874/847fce60_1304_0131_a691_22000a1c9e18.png

4. Выделим интервалы знакопостоянства.

5. Находим знак функции на каждом интервале.

Можно проверить знаки по методу пробной точки. Например, на промежутке  https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64877/85376000_1304_0131_a694_22000a1c9e18.png На остальных промежутках аналогично.(Рис.1)

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64880/8668b8e0_1304_0131_a697_22000a1c9e18.jpg

Теперь возвращаемся к неравенству https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64882/876597d0_1304_0131_a699_22000a1c9e18.png 

Ответ: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64884/8886ecb0_1304_0131_a69b_22000a1c9e18.png

Рассмотрим некоторые сопутствующие задачи.

Найти наименьшее решение неравенства.

Ответ: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64885/894d2320_1304_0131_a69c_22000a1c9e18.png

Найти число натуральных решений неравенства https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64887/8a04a4d0_1304_0131_a69e_22000a1c9e18.png

Ответ: 2.

Найти длину интервалов, составляющих множество решений неравенства.

Ответ:2.

Решение дробно-линейных неравенств

Мы рассмотрели метод интервалов на примере дробно-квадратичного рационального неравенства. Рекомендуется самостоятельно построить эскиз графика функции для данного примера.

2. Решить неравенство: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64889/8aba1380_1304_0131_a6a0_22000a1c9e18.png

Эквивалентными преобразованиями приведем неравенство к нужному виду.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64891/8b6f16b0_1304_0131_a6a2_22000a1c9e18.png

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64893/8c2ed4b0_1304_0131_a6a4_22000a1c9e18.png

Множество решений этого неравенства совпадает со множеством решений исходного неравенства

Неравенство такого вида мы уже умеем решать методом интервалов.

1. https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64894/8d133420_1304_0131_a6a5_22000a1c9e18.png

2. Область допустимых значений  https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64896/8dcd8ac0_1304_0131_a6a7_22000a1c9e18.png

3. Нули функции https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64898/8e8d88b0_1304_0131_a6a9_22000a1c9e18.png

4. Определяем интервалы знакопостоянства.

4 – выколотая точка, т.к. при https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64900/8f3e3600_1304_0131_a6ab_22000a1c9e18.png функция не существует, изобразим это на графике пунктирной линией.

5. Расставим знаки на промежутках. Самостоятельно можно проверить знаки методом пробной точки (Рис.2).

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64901/8ff0dcc0_1304_0131_a6ac_22000a1c9e18.jpg

Теперь можно вернуться к неравенству и выбрать интервалы, удовлетворяющие заданным условиям.

Ответ: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64903/90a0c630_1304_0131_a6ae_22000a1c9e18.png

Мы привели исходное неравенство к дробно-линейному виду. Самостоятельно можно построить эскиз графика функции.

3. Решить неравенство https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64905/91460d50_1304_0131_a6b0_22000a1c9e18.png

При решении данного неравенства может быть допущена грубая ошибка. Решать его методом умножения обеих частей на https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64907/9208b550_1304_0131_a6b2_22000a1c9e18.png категорически нельзя, будет потеряно множество решений!

Можно умножить обе части неравенства на положительное число, тогда знак неравенства останется прежним. Можно умножить на отрицательное число, тогда знак неравенства поменяется. Но умножать на https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64907/9208b550_1304_0131_a6b2_22000a1c9e18.png мы не можем, т.к. не знаем его знака.

Поэтому решаем неравенство методом эквивалентных преобразований.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64909/92d45650_1304_0131_a6b3_22000a1c9e18.png

1. Рассмотрим функцию https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64911/93e16300_1304_0131_a6b5_22000a1c9e18.png

2. Область определения https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64912/949ef190_1304_0131_a6b7_22000a1c9e18.png

3. Нули функции https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64885/894d2320_1304_0131_a69c_22000a1c9e18.png

4. Определим интервалы знакопостоянства.

Точка 0 выколотая, в ней функция не существует, отметим это на графике пунктирной линией.

5. Расставим знаки на интервалах (Рис. 3).

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64914/9595ae00_1304_0131_a6b9_22000a1c9e18.jpg

Возвращаемся к неравенству. https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64916/968b3360_1304_0131_a6bb_22000a1c9e18.png

Ответ:https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/64917/9748a040_1304_0131_a6bc_22000a1c9e18.png

Вывод

Мы рассмотрели решение неравенств методом интервалов. В качестве функции выступала дробь, в числителе и знаменателе либо линейная, либо квадратичная функция.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме

«Решение неравенств методом интервалов».

  1. Решите неравенство.

РЕШЕНИЕ:найдем корни числителя и знаменателя.Затем отметим их на числовой прямой:

1)

D = корней нет

2)  

Точка на прямой будет выколота, т.к. знак неравенства строгий (>).

Определим знак функции на интервалах (для этого возьмем произвольные внутренние точки интервалов).

Например,  из интервала х=0

Выбираем интервал со знаком «+», т.к. знак неравенства «>». При записи ответа скобки интервалов будут круглые, знак неравенства строгий (>).

Ответ:  

  1. Решите неравенство .

РЕШЕНИЕ: найдем корни числителя и знаменателя. Затем отметим их на числовой прямой в порядке возрастания слева направо:

х1 = -10;        

х2 = 1,5;

х3 = 0

Корень знаменателя на числовой прямой будет выколот, т.к. знаменатель не может быть равен 0, остальные точки будут закрашены, т.к. знак неравенства нестрогий ().

Определим знак функции на интервалах (для этого возьмем произвольные внутренние точки интервалов). Выбираем интервал со знаком «+», т.к. знак неравенства «».При записи ответа скобки интервалов будут круглые у выколотых точек и  и квадратные у закрашенных точек, т.к. знак неравенства нестрогий ().

Ответ: .

Задание для самостоятельного решения:Решить неравенства методом интервалов:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Самостоятельная работа по теме

«Решение неравенств методом интервалов».

  1. Решите неравенство.

РЕШЕНИЕ :найдем корни числителя и знаменателя. Затем отметим их на числовой прямой:

1)

D = корней нет

2)  

Точка на прямой будет выколота, т.к. знак неравенства строгий (>).

Определим знак функции на интервалах (для этого возьмем произвольные внутренние точки интервалов).

Например,  из интервала х = 0  

Выбираем интервал со знаком «+», т.к. знак неравенства «>». При записи ответа скобки интервалов будут круглые, знак неравенства строгий (>).

Ответ:  

  1. Решите неравенство .

РЕШЕНИЕ: найдем корни числителя и знаменателя. Затем отметим их на числовой прямой в порядке возрастания слева направо:

х1 = -10;        

х2 = 1,5;

х3 = 0

Корень знаменателя на числовой прямой будет выколот, т.к. знаменатель не может быть равен 0, остальные точки будут закрашены, т.к. знак неравенства нестрогий ().

Определим знак функции на интервалах (для этого возьмем произвольные внутренние точки интервалов). Выбираем интервал со знаком «+», т.к. знак неравенства «».При записи ответа скобки интервалов будут круглые у выколотых точек и  и квадратные у закрашенных точек, т.к. знак неравенства нестрогий ().

Ответ: .

Задание для самостоятельного решения: Решить неравенства методом интервалов:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение неравенств методом интервалов

Материал содержит конспект урока и презентацию, преподавание ведется по учебнику Ю.Н.Макарычев и др."Алгебра - 9"...

Решение неравенств методом интервалов 9 класс алгебра

Конспект урока  в 9 классе по алгебре "Решение неравенств методом интервалов"...

Решение неравенств методом интервалов

Обобщающий урок по теме "Применение производной. Решение неравенств методом интервалов" 10 класс, учебник под ред. Колмагорова...

Методическая разработка урока алгебры с электронной презентацией в 9 классе по теме "Решение неравенств методом интервалов"

УРОК РАСШИРЯЕТ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ "РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ"; ЗНАКОМИТ С НОВЫМ МЕТОДОМ РЕШЕНИЯ НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ....

решение неравенств методом интервалов

разработка урока по теме "Решение неравенств методом интервалов"  по алгебре для 9 класса с использованием эор....