Функциональная грамотность на уроках математики
презентация к уроку по алгебре

Хакимзянова Нурания Идерисовна

Функциональная грамотность на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_fg.ppt2.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Функциональная грамотность на уроках математики

Слайд 2

Понятие «функциональная грамотность» предполагает владение умениями: - выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний, - решать их, используя математические знания и методы, - обосновывать принятые решения путем математических суждений, - анализировать использованные методы решения, - интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.

Слайд 5

Читательская грамотность . 1. Обучение чтению : способность выбирать стратегиюи тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкоечтение). 2. Развитие механизмов речи : умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста. 3. Развитие устной и письменной речи : — развитие орфоэпических навыков; — работа по обогащению словарного запаса; — развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся; — развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи; — развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.

Слайд 6

Математическая грамотность. Учащиеся 5-6 классов могут соответствовать 1-2 уровню функциональной грамотности. В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются: развивать умение графической культуры, работы со свойствами функции, диаграммами и графиками; умение читать свойства функций по графикам, формулировать признаки и их чтение; развивать умение геометрической грамотности, понимание свойств геометрических фигур, анализировать данные задач; формировать умение пространственного воображения; формировать умение работы с таблицами, соотносить данные по тексту; формировать умение работы с научно-популярными текстами, находить в них новую информацию и анализировать ее, умение работать с кейсами в группах; формировать умение интерпретировать знания, полученные из нескольких источников, строить свои рассуждения, опираясь на полученные знания.

Слайд 7

В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки данных навыков. Они могут достичь уровней 3-5 функциональной грамотности, продолжая выбранную деятельность: Демонстрировать навыки четко описывать предлагаемую структуру задания, работать по схеме (алгоритму), добавляя условия некоторых ограничений; уметь разбирать более сложные ситуации по конкретным алгоритмам; демонстрировать умения аргументировать свои высказывания, выстраивать рассуждения по теме задания, приводить доводы и задавать вопросы оппонентам.

Слайд 8

Учащиеся 9-10 классов совершенствуют навыки функциональной грамотности, соответствуя 6-7 ее уровням: Демонстрировать навыки разрабатывать сложные модели реальных ситуаций, умение работать с кейсами в группах; уметь аргументировано высказывать свои суждения, составлять задания по тексту, задавать вопросы оппонентам; уметь работать со сложными научными текстами, выделять из них основную идею и применять знания на практике.

Слайд 9

Задания по формированию математической грамотности на уроках математики Дидактические игры на уроках математики по формированию читательской грамотности учащихся Работа над чтением текста в 5-6 классах может быть организована с помощью различных дидактических игр, например: 1. В начале урока можно предложить игру «Банк идей(гипотез)» , куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Этот прием научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно-исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой. 2 . «Верные или неверные утверждения» , или «Верите ли Вы?» может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме)мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Слайд 10

Продолжая работу с учащимися 7-8 классов , в состав урока следует включать следующие приемы, например: 3. « Кластер » Кластер (англ. Cluster — пучок, гроздь) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. В методике, кластер — это карта понятий, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает развивать память. Этапы работы при составлении кластера 1-й этап — посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является « сердцем » идеи, темы. 2-й этап — учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг « разбрасываются » слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Записывается все, что называют учащиеся, ничего не отсеивается. 3-й этап — осуществляется систематизация. После чтения учебника, объяснения учителя, учащиеся начинают анализировать и систематизировать изученный материал. Хаотичные записи слов-ассоциаций объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. Ненужное, ошибочное зачеркивается. 4-й этап — по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из « спутников » в свою очередь тоже появляются « спутники » , устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Слайд 11

4.Методический прием — « Инсерт » . Технически он достаточно прост. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить импо мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки могут быть следующие: Знак Значение знака V отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику + отмечается новое знание, новая информация - отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе ? отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

Слайд 12

Наибольший эффект может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей. 1. Работа над решенной задачей. 2. Решение задач разными способами. 3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование: а) с помощью отрезков. б) с помощью чертежа. В) с помощью таблицы 4. Разбивка текста задачи на значимые части. 5. Решение задач с недостающими или лишними данными. 6. Самостоятельное составление задач учениками. 7. Изменение вопроса задачи. 8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного). 9. Закончить решение задачи. 10. Составление аналогичной задачи с измененными данными. 11. Составление и решение обратных задач.

Слайд 13

Задача. Менеджер одной компании по продаже газированных напитков заметил, что летом при повышении температуры на один градус продажа напитков увеличивается примерно на 200 литров в день и на столько же она уменьшается на каждый градус понижения температуры. Сегодня он продал 4 600 литров напитка. Сколько он может продать завтра, если а) температура повысится на 1 о С; б) станет жарче на 2 о С; в) температура упадет на 1 о С; г) температура не изменится? При каком изменении температуры объем продаж напитка не будет превышать 3 000 литров? На складе хранится 6 400 литров продукции. К какому наибольшему повышению температуры готова компания?

Слайд 14

I этап. Построение математической модели. Как видно из вопросов задачи, нам необходимо не только определить, сколько менеджер сможет продать завтра газированных напитков при четырех различных условиях (вопрос № 1), но и исследовать различные варианты продажи (вопросы № 2 и № 3). Для решения этой задачи составим общую формулу, которая бы учитывала количество проданного напитка в зависимости от колебания температуры. Пусть у — количество литров напитка, которое может быть продано завтра. Будем считать, что завтра температура изменится на х градусов. Заметим, что если температура повышается, то х — величина положительная, а если понижается — то отрицательная. Тогда объем продаж изменится на 200х и составит: у = 4 600 + 200х. Таким образом, для каждого вопроса задачи можно составить математическую модель: «Найти величину у по формуле у = 4 600 + 200х при х равном а)1; б)2; в)–1; г)0». «Решить неравенство 4 600 + 200х  3 000». «Решить уравнение 4 600 + 200х = 6 400».

Слайд 15

х ( о С) – 1 0 + 1 + 2 у (л) 4 400 4 600 4 800 5 000 II этап. Исследование математической модели. Подставляем в формулу у = 4 600 + 200х различные значения для х и находим у. Результаты удобно заносить в таблицу. а) у = 4 600 + 200  (+1) = 4 800, б) у = 4 600 + 200  (+2) = 5 000, в) у = 4 600 + 200  (–1) = 4 400, г) у = 4 600 + 200  0 = 4 600. Решаем неравенство 4 600 + 200х  3 000. Получаем 200х  –1 600 или х  –8. Решаем уравнение 4 600 + 200х = 6 400. После преобразований получаем 200х = 1 800 или х = 9.

Слайд 16

III этап. Анализ (интерпретация) результатов. Этот этап для этой задачи не вызывает затруднений. Если температура повысится на 1 о С, то можно рассчитывать на продажу 4 800 литров напитка. Если температура повысится на 2 о С, то продажи за следующий день могут достичь 5 000 литров. Понижение температуры на 1 о С сулит сокращение продаж до 4 400 литров. Объемы продаж не изменятся, если завтра не изменится температура. Так как х — это изменение температуры, то из полученного нами результата х  –8 можно сделать вывод, что объем продаж не превысит 3 000 литров при понижении (об этом говорит знак минус) температуры на 8 о С и более. Компания не будет испытывать недостатка в товаре, даже если температура завтра поднимется на 9 о С. Однако, это наибольшее повышение температуры, к которому готова компания по складским запасам.

Слайд 17

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ» Запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"

Обобщение опыта по работе над методической темой "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"...

Функциональная грамотность на уроках математики

Функциональная грамотность на уроках математики...

презентация "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики"

презентация содержит конкретные задания для формирования функциональной грамотности на уроках математики...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Развитие функциональной грамотности на уроках математики.Функциональная грамотность учащихся может формироваться с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информацио...

урок по формированию функциональной грамотности на уроках математики

Конспект урока по формированию функциональной математической грамотности..Очень интересно и актуально. Задачи в данном конспекте очень интересны детям....