Функциональная грамотность на уроках математики
презентация к уроку по алгебре
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие «функциональная грамотность» предполагает владение умениями: - выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний, - решать их, используя математические знания и методы, - обосновывать принятые решения путем математических суждений, - анализировать использованные методы решения, - интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.
Читательская грамотность . 1. Обучение чтению : способность выбирать стратегиюи тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкоечтение). 2. Развитие механизмов речи : умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста. 3. Развитие устной и письменной речи : — развитие орфоэпических навыков; — работа по обогащению словарного запаса; — развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся; — развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи; — развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.
Математическая грамотность. Учащиеся 5-6 классов могут соответствовать 1-2 уровню функциональной грамотности. В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются: развивать умение графической культуры, работы со свойствами функции, диаграммами и графиками; умение читать свойства функций по графикам, формулировать признаки и их чтение; развивать умение геометрической грамотности, понимание свойств геометрических фигур, анализировать данные задач; формировать умение пространственного воображения; формировать умение работы с таблицами, соотносить данные по тексту; формировать умение работы с научно-популярными текстами, находить в них новую информацию и анализировать ее, умение работать с кейсами в группах; формировать умение интерпретировать знания, полученные из нескольких источников, строить свои рассуждения, опираясь на полученные знания.
В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки данных навыков. Они могут достичь уровней 3-5 функциональной грамотности, продолжая выбранную деятельность: Демонстрировать навыки четко описывать предлагаемую структуру задания, работать по схеме (алгоритму), добавляя условия некоторых ограничений; уметь разбирать более сложные ситуации по конкретным алгоритмам; демонстрировать умения аргументировать свои высказывания, выстраивать рассуждения по теме задания, приводить доводы и задавать вопросы оппонентам.
Учащиеся 9-10 классов совершенствуют навыки функциональной грамотности, соответствуя 6-7 ее уровням: Демонстрировать навыки разрабатывать сложные модели реальных ситуаций, умение работать с кейсами в группах; уметь аргументировано высказывать свои суждения, составлять задания по тексту, задавать вопросы оппонентам; уметь работать со сложными научными текстами, выделять из них основную идею и применять знания на практике.
Задания по формированию математической грамотности на уроках математики Дидактические игры на уроках математики по формированию читательской грамотности учащихся Работа над чтением текста в 5-6 классах может быть организована с помощью различных дидактических игр, например: 1. В начале урока можно предложить игру «Банк идей(гипотез)» , куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Этот прием научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно-исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой. 2 . «Верные или неверные утверждения» , или «Верите ли Вы?» может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме)мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Продолжая работу с учащимися 7-8 классов , в состав урока следует включать следующие приемы, например: 3. « Кластер » Кластер (англ. Cluster — пучок, гроздь) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. В методике, кластер — это карта понятий, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает развивать память. Этапы работы при составлении кластера 1-й этап — посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является « сердцем » идеи, темы. 2-й этап — учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг « разбрасываются » слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Записывается все, что называют учащиеся, ничего не отсеивается. 3-й этап — осуществляется систематизация. После чтения учебника, объяснения учителя, учащиеся начинают анализировать и систематизировать изученный материал. Хаотичные записи слов-ассоциаций объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. Ненужное, ошибочное зачеркивается. 4-й этап — по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из « спутников » в свою очередь тоже появляются « спутники » , устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
4.Методический прием — « Инсерт » . Технически он достаточно прост. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить импо мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки могут быть следующие: Знак Значение знака V отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику + отмечается новое знание, новая информация - отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе ? отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее
Наибольший эффект может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей. 1. Работа над решенной задачей. 2. Решение задач разными способами. 3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование: а) с помощью отрезков. б) с помощью чертежа. В) с помощью таблицы 4. Разбивка текста задачи на значимые части. 5. Решение задач с недостающими или лишними данными. 6. Самостоятельное составление задач учениками. 7. Изменение вопроса задачи. 8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного). 9. Закончить решение задачи. 10. Составление аналогичной задачи с измененными данными. 11. Составление и решение обратных задач.
Задача. Менеджер одной компании по продаже газированных напитков заметил, что летом при повышении температуры на один градус продажа напитков увеличивается примерно на 200 литров в день и на столько же она уменьшается на каждый градус понижения температуры. Сегодня он продал 4 600 литров напитка. Сколько он может продать завтра, если а) температура повысится на 1 о С; б) станет жарче на 2 о С; в) температура упадет на 1 о С; г) температура не изменится? При каком изменении температуры объем продаж напитка не будет превышать 3 000 литров? На складе хранится 6 400 литров продукции. К какому наибольшему повышению температуры готова компания?
I этап. Построение математической модели. Как видно из вопросов задачи, нам необходимо не только определить, сколько менеджер сможет продать завтра газированных напитков при четырех различных условиях (вопрос № 1), но и исследовать различные варианты продажи (вопросы № 2 и № 3). Для решения этой задачи составим общую формулу, которая бы учитывала количество проданного напитка в зависимости от колебания температуры. Пусть у — количество литров напитка, которое может быть продано завтра. Будем считать, что завтра температура изменится на х градусов. Заметим, что если температура повышается, то х — величина положительная, а если понижается — то отрицательная. Тогда объем продаж изменится на 200х и составит: у = 4 600 + 200х. Таким образом, для каждого вопроса задачи можно составить математическую модель: «Найти величину у по формуле у = 4 600 + 200х при х равном а)1; б)2; в)–1; г)0». «Решить неравенство 4 600 + 200х 3 000». «Решить уравнение 4 600 + 200х = 6 400».
х ( о С) – 1 0 + 1 + 2 у (л) 4 400 4 600 4 800 5 000 II этап. Исследование математической модели. Подставляем в формулу у = 4 600 + 200х различные значения для х и находим у. Результаты удобно заносить в таблицу. а) у = 4 600 + 200 (+1) = 4 800, б) у = 4 600 + 200 (+2) = 5 000, в) у = 4 600 + 200 (–1) = 4 400, г) у = 4 600 + 200 0 = 4 600. Решаем неравенство 4 600 + 200х 3 000. Получаем 200х –1 600 или х –8. Решаем уравнение 4 600 + 200х = 6 400. После преобразований получаем 200х = 1 800 или х = 9.
III этап. Анализ (интерпретация) результатов. Этот этап для этой задачи не вызывает затруднений. Если температура повысится на 1 о С, то можно рассчитывать на продажу 4 800 литров напитка. Если температура повысится на 2 о С, то продажи за следующий день могут достичь 5 000 литров. Понижение температуры на 1 о С сулит сокращение продаж до 4 400 литров. Объемы продаж не изменятся, если завтра не изменится температура. Так как х — это изменение температуры, то из полученного нами результата х –8 можно сделать вывод, что объем продаж не превысит 3 000 литров при понижении (об этом говорит знак минус) температуры на 8 о С и более. Компания не будет испытывать недостатка в товаре, даже если температура завтра поднимется на 9 о С. Однако, это наибольшее повышение температуры, к которому готова компания по складским запасам.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ» Запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004778-1517416286.jpg)
Проект на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"
Обобщение опыта по работе над методической темой "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/28/picture-12968-1603867966.jpg)
презентация "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики"
презентация содержит конкретные задания для формирования функциональной грамотности на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-955099-1507398672.jpg)
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
Развитие функциональной грамотности на уроках математики.Функциональная грамотность учащихся может формироваться с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информацио...
урок по формированию функциональной грамотности на уроках математики
Конспект урока по формированию функциональной математической грамотности..Очень интересно и актуально. Задачи в данном конспекте очень интересны детям....