Научная статья на тему "Реализация прикладной направленности обучения школьников при решении текстовых задач"
статья по алгебре (7 класс)

Сизова Дарья Эдуардовна

Статья на тему "Реализация прикладной направленности обучения школьников при решении текстовых задач"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sizova_d.e._statya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 330

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕШЕНИИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ

Данилова Наталья Александровна,

доцент

Сизова (Костенко) Дарья Эдуардовна,

Седышева Юлия Сергеевна

Студенты

ФБГОУ ВО «Астраханский Государственный Университет»


REALIZATION OF THE APPLIED DIRECTION OF TRAINING OF SCHOOL STUDENTS FOR SOLVING TEXT TASKS

Danilov Natalia Alexandrovnа,

Sizova (Kostenko) Daria Eduardovna,

Sedysheva Yulia Sergeevna

        В современной концепции и методике преподавания важными являются исследования о необходимости  осуществления прикладной направленности обучения.  В трудах П.Ф. Лесгафта, известного ученого XIX–XX вв., упоминалось о теории, что она имеет значение только тогда, когда оправдывается на практике, связана с практикой и является главным указанием для практики. Наравне с этим, он выступал с критикой механического заучивания, шаблонного образования. Многое другие российские ученые в своих работах аргументируют необходимость прикладной направленности обучения.

Ю.М. Колягин определяет прикладную направленность обучения как «ориентацию содержания и методов обучения на применение учебного предмета в технике и смежных науках, в профессиональной деятельности, в народном хозяйстве и быту».

«Прикладная направленность обучения – это такое использование педагогических средств (содержания, форм, методов обучения), которое, обеспечивая усвоение обучаемыми предусмотренного программами минимума знаний, умений и навыков, в то же время способствует развитию целостного, по характеру отношения к данной профессии, формированию профессиональных качеств личности», - говорит М.И. Махмутов

На уроках математики  необходимо применение текстовых задачи. В ходе их решения создаются проблемные ситуации. Передовые учителя  полагают текстовые задачи превосходным дидактическим и развивающим средством. Они  указывают, что осуществляется связь обучения с жизнью,  а кроме того они способствуют:  

1. усвоению математических понятий;

2. установлению внутрипредметных и межпредметных связей;

3. формированию умения решать математические задачи;

4. развивают мышление, память, воображение, смекалку ученика и т.д.

Так как данные вид задач является одним из первых математических видов задач, изучаемых в школе. Так как именно с их помощью учащиеся узнают о структуре задачи, этапах ее решения и используемых при этом математических методах.

Вопросы классификации прикладных задач, которые используются в учебном процессе, с различной степенью детализации рассматриваются практически во всех исследованиях, посвященных изучаемым нами вопросом.

На базе имеющихся в настоящее время разделов прикладной математики удается выделить следующие классы задач:

– задачи на математическое моделирование;

– задачи на алгоритмизацию;

– задачи на программирование.

В нашем исследовании основным средством реализации прикладной направленности обучения математике мы рассматриваем усиление межпредметных связей математики с другими учебными дисциплинами.

Изучая используемые в настоящее время программы, учебники и учебные пособия по математике для основной школы мы выявили, что функциональная линия курса математики является приоритетной. Основной идеей курса алгебры практически во всех ее разделах становятся понятие функции и применение функциональных зависимостей. При этом, рассматривая функциональные зависимости как модели реальных процессов, на каждом этапе обучения постигается одна из них.         Так,

  • основная тема курса алгебры 7-го класса – линейная функция с точки зрения моделирования реальных процессов соответствует равномерным процессам;
  • основная тема 8-го класса – квадратичная функция моделирует равноускоренные процессы;
  • основная тема 9-го класса – тригонометрические функции моделируют периодические процессы.

Таким образом, три типа основных моделей реальной действительности,  изучаемых в основной школе (на уроках математики, физики, химии и т. д.), четко разводятся по годам изучения школьного курса математики.

Нами разработана и внедрена в учебный процесс система межпредметных задач, способствующих реализации прикладной направленности школьного курса математики, а также методические рекомендации для учителей по использованию этой системы в учебном процессе. Приведем примеры таких задач.

Задача № 1.

С вокзалов Киевский и Московский нужно доставить в музей 60 групп туристов. Известно, что перевозка одной группы людей  с Киевского вокзала в музей стоит 70 руб., а перевозка с Московского вокзала в музей – 40 руб. Какое наибольшее количество групп туристов можно доставить в музей из Киевского вокзала, если на перевозку групп туристов в музей выделяется не более 2800 руб.?

Задача № 2.

В комнате, размер которой 4х3,5х2,5 м решили покрасить пол. Расход масляной краски 250 г на 1 м. Сколько нужно купить банок краски массой 1 кг?

Задача № 3.

Водителям строительной организации необходимо перевезти груз на пятитонных и трехтонных машинах. Их количество 3 и 5 соответсвенно. Какое наименьшее число машин потребуется для перевозки (одним рейсов) 30 железобетонных плит массой по 700 кг?

Задача № 4.

На телеканал «Астрахань-24» поступил заказ на эфир. Закадровый текст необходимо набрать за кратчайшее время. Елена набирает текст 1 страницы за 6 минут, Светлана-за 10 минут. В каком отношении они должны распределить работу между собой, чтобы выполнить эту работу как можно быстрее?

Задача № 5.

Ученикам 9 класса необходимо подготовить плакат на выпускной вечер. Катя предложила написать в верхней части плаката «Сборная 9 «А». Длина листа 120 см. Справа и слева необходимы отступы по 5 см. Через х ученики обозначили ширину  буквы и просвета между словами, а через х/2- ширину просвета между буквами. Какой ширины получились буквы?

Данные задачи объединяет то, что учителю необходимо выстроить некий план по их восприятию.

Первый  этап:

1.Необходимо представить жизненную ситуацию, описанную в задаче. Стараемся мысленно учавствовать в ней.

2.Чтение задач детьми(1-2 минуты)

3.Рассказ представленного в задаче картины (два- три человека)/ чтение и рассказ задачи одним человеком. По этому рассказу оставшаяся часть класса составляет текст задачи.

Второй этап:

1.Ученики разбивают текст на смысловые части. Эффективность данного пункта заключается в усвоении условия и вопроса задачи, так и их запоминания.

2.При введении текстовых задач прикладной направленности целесообразно разбить текст на части:

  • Начало события
  • Действие, которое произвели (произошло) с объектами задачи
  • Конечный момент события, результат действия.

На третьем этапе:

1.Производятся, собственно, сами вычисления.

2.Соотнесение результатов задачи с уже имеющимися жизненными знаниями. (Пример: скорость человека в результате получилась равной 80 км/ч. Дети оценивают данный результат, ищут ошибки в решении.)

Рассмотрим фрагмент урока на примере задачи  №3 по теме: Решение текстовых задач. Тип урока: получение новых знаний.  

Таблица 1

Учитель:

Ученики:

Первый этап:

Ребята, читаем про себя условие задачи и мысленно представляем, где бы вы могли встретиться с подобной ситуацией?

Читают. Отвечают на вопрос.

(Пример : Мне понадобится знать, как поступить в такой ситуации, если я пойду работать водителем или управляющим в строительную организацию. Чтобы затраты на бензин были малы, я рассчитаю  наименьшее число машин для перевозки.)

Совершенно верно, решать подобные задачи очень полезно, ведь в жизни вы столкнетесь и не раз с такими ситуациями, где будет необходимо применить именно знания математики.  

Слушают.

Второй этап

Давайте скажем, что изначально было дано в задаче?

Имеется 3 пятитонных и 5 трехтонных машин, а также 30 железобетонных плит массой по 700 кг.

Отлично, то есть сейчас мы разобрались в условии задачи. Давайте это запишем.

Записывают в тетрадях условие задачи.

Что от нас требуют найти?

Количество машин, которое понадобится для перевозки груза.

Только лишь количество? Давайте внимательно прочитаем вопрос еще раз.

Наименьшее количество.

Третий этап

Разобрались, теперь обговорим ход решения задачи. Первым ,что мы сейчас найдем будет …?

Найдем общую массу плит. Мы должны количество плит (30 шт) умножить на массу одной плиты (700кг).

Все верно, в тетради оформляем первое действие и записываем его результат.

Пишут. Говорят результат.(21.000 кг)

Что мы будем делать следующим действием?

Так как в условии дана вместимость грузов в тоннах, то мы переведем полученные кг в тонны. Получим 21т.

Отлично. Теперь самый сложный этап. Нам предстоит разобраться, сколько же машин нам потребуется. Причем чем меньше, тем лучше. Ваши предложения

Ответ: Мы можем взять 2 машины по 5 тонн. Уже погрузили 10 тонн, то есть осталось еще 11. Теперь погрузим этот остаток в трехтонные машины. Нам их понадобится 4. В сумме мы загрузили 6 машин.

Рассуждения хорошие. Есть ли еще варианты?

Возьмем все 3 машины по 5 тонн. Получается, что погрузили 15 т груза. Оставшиеся 6 тонн погрузим в 2 трехтонные машины. В итоге получаем, что задействовано 5 машин.

Ребята, и правда, вариантов может быть много. Но нас интересует лишь наименьшее количество. Поэтому запишем мы второй предложенный вариант решения данной задачи.

Записывают.

Подведение итогов задачи.

 На данном этапе развития образования проблемой является то, что дети зачастую решая задачи подобного характера, не задумываются о примении полученных знаний в жизненных ситуациях. Учителя, в свою очередь, должны подпитывать интерес к решению текстовых задач, говоря учащимся о важности знаний, умений и навыков решению задач прикладной направленности.

Список литературы

1.Колягин Ю.М. и Пикан В.В. О прикладной и практической направленности обучения математике // Математика в школе. 1985.

2. Шапиро И. М. Использование задач с практическим содержанием в обучении математике. М.: Просвещение, 1990.

3. Л. М. Теоретические основы методики обучения математике: Учебное пособие Изд — 2, испр и доп. — М.: Едиториал УРСС, 2005. — 248 с и доп. — М.: Едиториал УРСС, 2005. — 248 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода

Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода Целью самообразования является анализ теоретических обоснований и разработка ...

Материал в справочник школьника по решению текстовых задач.

Материал в справочник школьника по решению текстовых задач. Как грамотно и доступно для ученика оформлять текст задачи в таблицу....

Материал в справочник школьника по решению текстовых задач.

Материал в справочник школьника по решению текстовых задач. Как грамотно и доступно для ученика оформлять текст задачи в таблицу....

Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода

Целью самообразования является анализ теоретических обоснований и разработка методических рекомендаций по составлению и использованию текстовых арифметических задач для формирования ключевых ком...

«Обучение школьников приемам решения текстовых задач»

Текстовые задачи – традиционно трудный для значительной части школьников материал. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения у...

презентация Реализация обучения школьников решению текстовых задач посредством применения математического моделирования

Применение метода математического моделирования как способ решения текстовых задач; этапы процесса моделирования; вспомогательные модели; виды  текстовых задач, где применяется метод математическ...

Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений

Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений...