Статья "Рациональные способы учебной деятельности"
статья по алгебре

Гаврилова Валентина Ивановна

Я не сомневаюсь, что каждого учителя волнует вопрос: как обеспечить качественное обучение, какими педагогическими технологиями, методами воспользоваться? Ясно одно, что необходим современный урок. В моем понимании- это 40 минут "непрерывного поиска", интеллектуального и человеческого общения. Речь в статье идет о технологии развивающего обучения, при которой обучающиеся выступают не потребителями готовых знаний, а соучастниками творческого процесса, уходят с урока с "натруженными" головами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gavrilovoy_v.i.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

РАЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В.И. Гаврилова,  учитель математики

высшей квалификационной категории,

МКОУ СОШ № 3 с углубленных изучением отдельных предметов

Сегодня, когда заканчивается переход от индустриального общества к обществу  информационному, образование является приоритетной областью политики государства, о чем свидетельствует  Закон «Об образовании» и переход к новым образовательным стандартам.

Потребности общества изменились таким образом, что его уже не устраивает в полной мере традиционное, сложившееся и устоявшееся содержание школьного образования.  Школа поставлена перед необходимостью выполнить государственный заказ на качественное образование, востребованное временем и обществом  в целом.

Показателем качества образования являются результаты государственной итоговой аттестации в 9 – х и 11 – х классах. Я не сомневаюсь, что каждого учителя волнует вопрос: как обеспечить качественное обучение, какими педагогическими технологиями, методами воспользоваться? Ясно одно, что необходим современный урок. В моём понимании – это 40 минут «непрерывного поиска», интеллектуального напряжения и человеческого общения. Для этого требуется тщательно продуманная учителем технология  развивающего обучения, при которой учащиеся выступают не потребителями готовых знаний, а соучастниками  творческого процесса, уходят с урока с «натруженными» головами.

Изучив инновационные технологии, предлагаемые наукой и апробированные практиками – новаторами, я выбрала технологию развивающего обучения, которая позволяет мне реализовать ряд взаимосвязанных целевых задач и создать базу для профильного обучения в старших классах:

во-первых, обеспечить высокую интеллектуальную активность учащихся, развить их самостоятельность в поиске и приобретении знаний, их систематизации;

во-вторых, научить учащихся универсальным способам учебного познания, включающим разнообразные элементы научной организации труда: работу с книгой, выработку соответствующих умений по выполнению работ поискового, исследовательского характера;

в-третьих, средствами предмета развить творческий потенциал личности, позволить ей самореализоваться.

   Учащимся постоянно напоминают, что изучаемый материал надо прежде всего хорошо понять, но какую мыслительную деятельность должны для этого выполнять учащиеся? На этот вопрос, как правило, им не дают ни каких разъяснений. Между тем, только владея определенными приемами мыслительной деятельности, ученик может логически, с должным пониманием запоминать программный материал.

Решение этих задач позволяет выйти на успешную сдачу ЕГЭ. Коротко остановлюсь на сути технологии проблемного обучения. Условиями высокой мотивации при её использовании являются:

  1. Проблематизация содержания;
  2. Организация учебной деятельности;
  3. Методы и приёмы.

Алгоритм урока выглядит следующим образом:

  1. Создание проблемной ситуации учителем и формирование проблемы учениками.

Актуализация изменяющихся знаний, нужных для решения проблемы

Поиск решения проблемы (диалог учителя и учеников, продуктивные задания к математическим моделям, в ходе которых происходит открытие нового знания)

Объяснение решение проблемы учениками. Применение нового знания (продуктивные задания)

Принципиально  важно при этом:

  1. Чередовать формы  работы: индивидуальную, групповую с общей беседой.
  2. Развивать монологическую речь.
  3. Оценивать решение каждого продуктивного задания.

По этой продуктивной схеме строятся все уроки математики во всех классах.

Как спланировать постановку учебной проблемы?

К примеру, урок по теме «Теорема Пифагора», предлагаю ученикам найти площадь треугольника, в котором определить высоту можно только с помощью теоремы Пифагора.

Фиксируем 1 факт. Что достаточно знать, чтобы узнать площадь треугольника? Что дано в задаче? Что остаётся неизвестным?

Фиксируем 2 факт. Высота не известна, но, применяя ранее изученные теоремы, мы не сможем её найти.

Это вызывает некое удивление у ребят. Как же так?

Выдвигают версии, которые я фиксирую на доске:

1.        Вероятно, что площадь можно найти, зная другую формулу.

2.        Вероятно, мы можем узнать новые свойства фигуры, которые помогут найти высоту, и мы сможем использовать известную формулу.

Переходим к этапу актуализации знаний.

         В течение нескольких минут самостоятельно, индивидуально  выполняют задания на знание ключевых понятий в прямоугольном треугольнике (катет, гипотенуза). Далее  учитель доказывает теорему Пифагора в ходе диалога с обучающимися. Завершаем этап урока – ответом на основной вопрос – проблему, вычисляем площадь треугольника.

На заключительном этапе закрепления полученных знаний учащиеся получают кейс - задания "Создание командного продукта". Чаще всего это задачи прикладного характера.

Активизировать мыслительную деятельность ребят помогают и специальные подборки заданий развивающего характера, материал излагается  мною проблемно, перед этим записывается на доске вопрос, на который ответ будет получен в конце урока. И все же это часто бывает недостаточно. Устойчивость внимания ограничена, необходимо все время поддерживать, подпитывать положительную мотивацию. Разрабатывая, выстраивая партитуру урока, необходимо находить место для частных проблем, возникающих по ходу решения заданий. При подборе заданий значительное место уделяю отработке умений обучающимися сравнивать, обобщать, варьировать данными, решать задачу несколькими способами, находить свои пути решения. Поэтому довольно часто на уроке звучат мои слова, обращенные к учащимся «Предлагаю вам логическую разминку», «Давайте проведём геометрическое расследование», "Приведите контрпример", «Есть ли иные варианты, обоснуйте их», «Сделайте вывод», «Сравните» и т. д.

Изучая свойство диагоналей прямоугольника, я провожу практическую работу, целью которой является экспериментальное доказательство равенства диагоналей любого прямоугольника. Или практическая работа, связанная с определением длины окружности, когда обучающиеся, проведя ряд измерений на различных окружностях (стакан, ведро, ваза и т.д.) приходят к выводу cons отношений длины окружности к её диаметру.

Это и есть то, что принято называть творческо – поисковой работой, а не просто репродукцией изученного материала.

Еще не так давно мы могли сравнивать  традиционную деятельность учителя и деятельность учителя, работающего по системе развивающего обучения, но время показало, что это сравнение явно не в пользу традиционного урока. Я глубоко убеждена, что только творчество в любом его проявлении, на любом этапе урока, будь то опрос или изучение нового материала, способно активизировать процесс мышления, развивать личность ребенка, создать условия для его самовыражения, давать качественные знания.

Критерием педагогической деятельности для меня является:

  1. Качество подготовки по предмету;
  2. Успешные результаты итоговой государственной аттестации;
  3. Полезность в будущей деятельности учащихся.

Человеческая мысль агрессивна в плане познания нового и я постоянно в поиске, верно наметив отправленную точку своей работы «Рациональные способы учебной деятельности».

Школа самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее! Постоянно повторяю слова К.Д.У Ушинского: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения как способ развития информационной культуры школьников в учебной деятельности

Современное информационное общество предъявляет особые требования к системе образования:формирование в обществе высокого уровня информационной культуры (область культуры, связанная с функциониро...

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТАТЬЯ ОТРАЖАЕТ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ DVD НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛ...

«Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии»

В современном обществе проектирование всё шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности: архитектура, строительство, машиностроение и др. Популярным становится проектировани...

Обучение школьников методу проектов как способу учебной деятельности на уроках математики

Статья о применении метода проективного моделирования в преподавании математики....

Теория и практика формирования общих учебных умений, способов учебной деятельности учащихся в условиях специального ( коррекционного) образования.

В представленной работе описаны теория и практика организации образовательного процесса по изучению естествознания в условиях корекционной школы 8 вида. Возможно. что этот материал будет полезен для у...

Овладение способами учебной деятельности

представлен материал о способах и приемах овладения учебной деятельности...

Проект как способ учебной деятельности согласно ФГОС

Проект как способ учебной деятельности согласно ФГОС...