Теория и практика формирования общих учебных умений, способов учебной деятельности учащихся в условиях специального ( коррекционного) образования.
материал по естествознанию по теме

Aлександрова Оксана Вильевна

В представленной работе описаны теория и практика организации образовательного процесса по изучению естествознания в условиях корекционной школы 8 вида. Возможно. что этот материал будет полезен для учителей начальных классов, преподавателей дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_i_praktika.docx48.04 КБ

Предварительный просмотр:

Теория и практика формирования общих  учебных умений, способов учебной деятельности учащихся в условиях специального

 ( коррекционного) образования.

Александрова Оксана Вильевна,

Заместитель директора по УР

Г(к) ОУ школа-интернат VIII №10

г. Чудово Новгородской области.

Учитель биологии МАОУ « Гимназия «Логос»

         Содержание курса естествознания в специальной коррекционной школе предусматривает изучение элементарных сведений, доступных учащимся с ограниченными возможностями здоровья, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья. Дети узнают об основных элементах живой и неживой природы; воде, воздухе, полезных ископаемых, почве, о строении и жизни растений, животных и человека. У учащихся формируется правильное понимание и отношение к природным явлениям. Они овладевают некоторыми практическими приемами выращивания растений и ухода за животными, навыками сохранения и укрепления здоровья.    Преподавание курса естествознания осуществляется с учетом дидактических принципов вспомогательной школы:

  • воспитывающая и развивающая направленность обучения - формирование у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в природе ;
  • научность и доступность обучения - несмотря на элементарный уровень знаний, который нужно усвоить детям, они должны быть научными, не противоречить фактам, понятиям, законам , теориям;
  • систематичность и последовательность - знания должны быть приведены в определённую логическую систему, чтобы ими можно было пользоваться и успешно применять на практике;
  • связь обучения с жизнью - организация учебно-воспитательной работы на основе тесной и многогранной связи с окружающей действительностью
  • принцип коррекции в обучении - исправление недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов;
  • принцип наглядности - обогащение учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактным опытом с учетом особенностей восприятия;
  • сознательность и активность учащихся - понимание учащимися изучаемого материала, использование методических приемов направленных на развитие мыслительных операций ( сравнение, обобщение и др.) через расчленение сложного материала на логически завершенные и связанные между собой части и организацию соответствующих действий учащихся;
  • индивидуальный и дифференцированный подход- учет индивидуальных особенностей учащихся с целью активного управления ходом развития их умственных способностей;
  • прочность знаний, умений и навыков - знания, умения и навыки должны стать собственными приобретениями каждого ученика, чтобы он мог их легко использовать в своей учебной , а в дальнейшем и  трудовой деятельности
  •  Важнейшим приоритетом  коррекционной работы является формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на всех ступенях непрерывного образования.          

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности – это универсальные для многих учебных предметов способы получения и применения знаний, «гибкие по своим свойствам, обладающие свойством широкого переноса действия» (В.В.Краевский, А.В. Усова), в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины. Они необходимы при решении любых задач, независимо от их конкретного содержания.

               Ещё в 1914 году педагог-методист В.В. Половцев говорил о том, что «изучению подлежит не текст учебника, а те явления природы, которые в нём описываются. Поэтому преподавание и изучение предлагаемого в учебнике материала должно состоять, главным образом, в воспроизведении и наблюдении описываемых явлений. Само собой разумеется, что эти требования не могут быть выполнены при одном только классном преподавании; последнее должно быть дополнено самостоятельными работами  учеников» Эти слова звучат вполне современно.

            В опыте школьников особенно ценна целенаправленная, организуемая школой деятельность по формированию ОУУН наблюдения.

            Хорошее наблюдение предполагает, прежде всего, ясную постановку задачи. Нельзя наблюдать «вообще», не имея перед собой никакой определённой задачи. Задача, стоящая перед наблюдателем, организует его внимание, указывает, на что именно оно должно быть направлено. Наблюдатель должен уметь подчинять своё восприятие стоящей перед ним задаче.

                Наблюдение должно быть полным и детальным. Но полнота наблюдения не характеризуется просто количеством собранных сведений. Полнота наблюдения предполагает уменье подмечать всё существенное с точки зрения стоящей задачи. В этом же смысле надо понимать и требование детальности наблюдения. Хороший наблюдатель умеет заметить мельчайшие детали, ускользающие от внимания другого человека, но не какие-нибудь вообще детали, а именно те, которые существенны с точки зрения цели и задачи наблюдения

                Организуя наблюдения детей в природе важно соблюдать принципы научности и доступности. Успех наблюдения в большей мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Наблюдения обогащают кругозор, общую осведомленность школьников, развивают наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.

                Учитель должен соблюдать определённые условия наблюдения. Для возникновения возможности наблюдения важно наличие не только различающихся свойств, но и наличие хотя бы одного общего свойства. Также необходима инвариантность результатов наблюдений относительно времени и места наблюдения и понимание того, что смысл измерения – это результат сопоставления двух множеств.

                Одним из условий повышения эффективности наблюдений является прием создания проблемной ситуации. Например, решая проблему, можно измерить высоту дерева, ребёнок понимает, что можно, но непосредственно измерить его высоту линейкой и трудно, и долго.

  Учитель подводит детей к пониманию того, что это сделать можно опосредованно, в результате наблюдений за тем, что в час, когда длина его тени равна его росту, можно узнать высоту дерева. В данном случае используется ОУУН наблюдение.

             Наблюдение – это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального. Это преднамеренное, планомерное восприятие, предпринимаемое с какой-либо определённой целью.

       Наблюдение — это изучение, исследование объекта, осуществляемое в процессе восприятия.

       Наблюдение - это непосредственное  восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Виды наблюдений

Внешнее наблюдение (за другими)

Внутреннее наблюдение (за самим собой -  самонаблюдение)  

Включённое (исследователь является непосредственным участником того процесса, за которым наблюдает)

Не включённое/стороннее (наблюдатель не является участником процесса)

Эпизодические (от нескольких минут)

Длительные (дни-недели)

Поисковое (направлено на первичный анализ (выделение) признаков и элементов наблюдения, построение категориальной схемы для последующего стандартизованного наблюдения)

Стандартизированное (основывается на использовании уже выработанной схемы наблюдения)

            Наблюдение - это один из основных методов сбора информации, имеющий общенаучное значение. В ходе наблюдения «устройством», которое регистрирует факты, является живой человек - наблюдатель. При этом используется аппарат его восприятия (зрение, слух и т.п.) и мыслительный анализ .

      При характеристике индивидуальных различий в восприятии и наблюдении важнейшее значение имеет та черта, которая называется наблюдательностью. Этим словом обозначается способность подмечать в вещах и явлениях признаки и черты существенно важные, интересные и ценные с какой-либо точки зрения, но мало заметные и поэтому ускользающие от внимания большинства людей. Наблюдательность не сводится к одному лишь умению вести наблюдение. Она предполагает любознательность, постоянное стремление узнавать новые факты и подробности.

Наблюдательным мы называем человека, который способен подмечать ценные факты «на ходу», в любых ситуациях жизни, в процессе любой деятельности. Наблюдательность предполагает постоянную готовность восприятия.

      Наблюдение - как метод обучения в современной методике преподавания приобрел  новые черты и является обязательным. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения видеть, подмечать, объяснять различные явления.    

    «Наблюдения необходимы ребенку, как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой березе девицу в белом сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы понимать её…».  

В.А.Сухомлинский

    Наблюдение — один из основных методов изучения природы. Можно долго рассказывать детям, как выглядит липа или ясень и чем они отличаются, но результата не будет никакого. Однако достаточно показать эти деревья, дать погладить ствол, рассмотреть веточки, предложить нарисовать, и ребята надолго запомнят их. Важно эти наблюдения правильно построить, и умело организовать, совсем как в народной пословице: «Мало смотреть, надо уметь увидеть».

       Методика проведения наблюдений в коррекционных классах отличается от методики, используемой в классах общеобразовательных. У нуждающихся в коррекционном обучении учеников по-иному развиты процессы восприятия и мышления. Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Они лучше запоминают внешние, зрительные признаки и труднее осознают внутренние логические связи. Чтобы дети запечатлели наблюдаемый объект, им необходимо многократное повторение. У них к тому же нарушена и эмоционально-волевая сфера.

        Наиболее эффективны наблюдения, которые проводятся во время туристских прогулок, на природе, так как в это время включены все психические процессы и наиболее полно идет развитие эмоциональной сферы ребенка. Туристские прогулки в коррекционном классе хороши тем, что стимулируют развитие познавательной деятельности, так как во время похода и наблюдений возникают вопросы. Для того чтобы ответить на них, ребята вынуждены внимательно вглядываться в окружающую их природу, сравнивать изучаемые объекты и правильно устанавливать причинно-следственные связи.

             

     Но перед проведением таких наблюдений необходима большая предварительная работа. Прежде чем пойти на прогулку в лес, надо поставить перед учениками ясную цель: что, где и как они будут наблюдать. Без этой установки образовательный эффект прогулки заметно снижается. Ребята воспринимают ее лишь как развлечение и очень часто остаются равнодушны к красоте окружающей природы.

      Обязательно заранее с детьми оговариваются правила поведения в лесу. Нужно, чтобы они четко усвоили, что выход в лес — это тот же самый урок, только со своими правилами. В коррекционном классе ученики не всегда в состоянии выполнить все требования проведения туристской прогулки в силу своей расторможенности и высокой способности отвлекаться. Исходя из личного опыта проведения таких походов, можно сказать, что детям лучше давать максимальную нагрузку по ходьбе и объектов для наблюдений сначала выбирать немного, так как большой объем информации ребята усвоить не в состоянии.

     После возвращения ребятам надо поделиться впечатлениями. Можно обсудить: понравилась ли им прогулка, что больше всего запомнилось, что узнали нового, о чем они хотят рассказать родителям и друзьям.

     Все предметы окружающего мира находятся во взаимодействии. Понятия, отражающие предметы, тоже находятся в определенных отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются. Если понятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по содержанию, то они несравнимые .

«Всё познается в сравнении» - в этом общеизвестном афоризме точно отражена одна из основных закономерностей процесса познания. Именно поэтому термин «сравнение» школьники в своих учебниках начинают встречать уже начальных классах. В момент его введения надо объяснять учащимся, что сравнением называется раскрытие в изучаемых явлениях общего и различного. В последующих классах используется многие виды сравнения:

  • полное (одновременно раскрываются общие и отличительные признаки)
  • неполное;
  • комплексное (объекты сравниваются по нескольким линиям или однолинейное;

сопоставление  сходных или противопоставление противоположных явлений

 Можно выделить следующие этапы наблюдения:

1). Возникновение  гипотезы;

2). Создание чёткого плана наблюдения («где?», «когда?» и «зачем?»);

3). Фиксация результатов;

Большое значение для наблюдения имеет словесная формулировка результатов наблюдения. Процесс целенаправленного наблюдения не может дать плодотворных результатов, если мы ограничимся простым созерцанием объекта. Определённую сторону, черту предмета человек часто может выделить лишь тогда, когда назовёт её, обозначит её словом.

4). Формулирование  выводов.

                Если ученик знает, что по окончании наблюдения он должен дать отчёт обо всём, что он видел и слышал, полнота и точность наблюдения значительно увеличиваются. Это объясняется тем,  что, готовясь к предстоящему отчёту, ребенок  уже в самом процессе наблюдения стремимся закрепить словами содержание восприятия: подыскать точное название предметам, которые он замечает , описать их отличительные особенности и т. д.  А это заставляет его до конца осмысливать воспринимаемые факты, сосредоточивать внимание на всём существенном, добиваться ясности и точности наблюдения.

        Структура формирования ОУУН наблюдения такова:

1) Уяснение цели наблюдения;

2) Определение объекта наблюдения;

3) Создание необходимых условий для наблюдения, обеспечения хорошей видимости наблюдаемого явления;

4)  Выбор наиболее пригодного для данного случая способа фиксирования получаемой  

информации:

5) Проведение наблюдения с одновременным фиксированием получаемой информации;

6) Анализ результатов наблюдений, формулировка выводов.

      У учащихся необходимо выработать умения правильно фиксировать результаты наблюдений различными способами:

Рисунки

Таблицы

Фотографии

и др.

       Соединение материала наблюдений и непосредственного опыта с материалом, почерпнутым из книг, также служит средством развития мышления школьников.

        Наблюдения проводятся систематически и на самом разнообразном материале: нужно наблюдать явления природы, причем не ,  только в отдельный момент, но и во временном развитии; наблюдать (слушать) пение птиц, речь людей, музыку; наблюдать (чувствовать) запахи цветов, ароматы леса, фруктов; различать цвет и указывать его оттенки; наблюдать сам язык – замечать и выделять особенности его форм и значений.

        Программный материал, изучаемый во вспомогательной школе, является элементарным, но не случайным, не разрозненным. Знания составляются в системы связанных между собой понятий. Чтобы учащиеся были способны обобщенно усваивать учебный материал, причинно – следственные отношения, системы суждений и умозаключений которые образованы из понятий, необходимо на уроках широко использовать такой универсальный метод обучения, как сравнение. При сравнении выделяются и соотносятся главные признаки, основное содержание объектов, явлений, формируются выводы. Сравнение не может быть осуществлено без анализа их общих признаков, без их дифференциации на основе определенных признаков.

        «Всё в мире мы узнаём не иначе, как через сравнение…»  К.Д.Ушинский

              Сравнение – логический метод (прием) познания (Кондаков) лежащий в основе суждений о различии и сходстве объектов (предметов или явлений). Осуществляется сравнение путем фактического или мысленного сопоставления объектов по их свойствам, выраженным в признаках, с целью выявления их отношений как элементов в системе (множестве, категории, группе, классе) объектов-систем общего рода (Урманцев)

              Это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом, выявлении общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как процесс, с которого начинается познание.

              Детям задаются вопросы:

Вопросы учителя

Ответы учащихся

Скажите, какие это грибы?        

Лисички… Белые… Мухоморы…

Похожи ли они друг на друга?

Нет, совсем не похожи

Разве у них нет ничего общего? Посмотрите внимательно…

После некоторых колебаний дети говорят, что у всех этих грибов есть ножки и шляпки. Это сходство между ними.

Где растут грибы?        

Они все растут в лесу

Вот видите, это тоже их признаки. Теперь укажите, чем они отличаются друг от друга. Чем отличается лисичка от мухомора?        

Лисичка вся рыженькая, а у мухомора шляпка сверху красная, ножка белая. Еще лисички маленькие, а мухомор большой.

                Учитель объясняет учащимся, что сравнить объекты, значит найти в них общие признаки, а также различия. Сравнить – определить, чем похожи слова, предметы, явления и чем они различаются. Для этого нужно:

Определить объекты сравнения, выяснить можно ли их сравнить.

Определять аспект сравнения, т.е. точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки этих объектов.

Если существенные признаки не известны, то необходимо осуществить анализ и синтез сравниваемых объектов, т.е. выделить их существенные признаки с определенной точки зрения.

Сравнить существенные признаки объектов, т.е. установить общие и отличительные признаки.

                 Сравнение связано в учебном познании со всеми основными приёмами умственной деятельности, особенно с выделением главного и обобщением. Сравнение начинается с анализа и выделения главного; если учащиеся овладели умением выделять главное, приём сравнения формируется значительно быстрее и на более высоком уровне. Сформированный приём сравнения позволяет приступить к целенаправленному формированию умения обобщать, кроме того, любое сравнение должно заканчиваться обобщением, т.е. добавкой к старым знаниям, ради которой совершается сравнение .

              Воспитывать у детей любознательность, умение видеть, слышать, обонять, воспринимать мир вокруг – вот путь, который обеспечивает основу для развития мышления школьников с ограниченными возможностями здоровья .

 Для развития у учащихся навыков наблюдения и сравнения в своей педагогической деятельности использую такую форму обучения, как проведение учебных экскурсий. Это обусловлено тем, что своеобразие познавательной деятельности учащихся не обеспечивает полноту и правильность сведений, получаемых ими в процессе спонтанного наблюдения. Многие , даже несложные причинно- следственные связи и зависимости оказываются им недоступными. Все эти проблемы обучения могут быть частично решены через специально организованное обучение учащихся в естественной или приближенной к естественной обстановке. Такой формой учебного процесса являются экскурсии.

      В Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по «Природоведению» написано, что учителю рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся, так и содержанием учебного материала .

      Через уроки-экскурсии мы можем научить детей видеть объекты природы, последовательно, систематически, целенаправленно  совершенствовать  развитие наблюдательности. Целью организации экскурсии может быть изучение конкретных предметов, явлений, объектов в естественной обстановке или же закрепление и обобщение знаний после изучения соответствующих тем на уроках в условиях класса. Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами

и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.

Классифицируют уроки-экскурсии по двум признакам: по объему содержания

учебного предмета (однотемный, многотемный) и по его месту в структуре

изучения раздела (вступительный, текущий, итоговый). Анализ содержания

уроков-экскурсий по природоведению свидетельствует о том, что в курсе этого

предмета проводятся такие его виды:

         

Урок-экскурсия             

         Вступительный                Текущий                   Итоговый        

          Многотемный               Однотемный               Многотемный        

      Методика проведения экскурсий должна реализовываться с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся.

 Время активной работы учащихся на экскурсии должно быть ограниченным, соответствовать их возрастным возможностям, чтобы не допустить переутомления. Только тщательно продуманная, заранее подготовленная экскурсия может быть эффективной, обогатит чувственный опыт учащихся интересным наблюдением, будет способствовать лучшему усвоению ими знаний, развитию речи и мышления. Каждую экскурсию необходимо завершить сбором материала, а потом обеспечить его сохранность.    

       Материал, собранный в наблюдениях, служит и для словарных упражнений, и для составления предложений,  для устных рассказов и для разнообразных бесед.

     Разработка методик проведения данных уроков выполняется на основе общих дидактических закономерностей, которыми руководствуется учитель во время подготовки какого-либо типа урока, однако с учетом особенностей каждого из приведенных видов.

Эффективность урока-экскурсии, прежде всего, зависит от его подготовки

учителем.

     Эта работа выполняется в такой последовательности:

1.  Указание темы урока-экскурсии по программе природоведения.

2.  Указание его вида.

3.  Составление логической схемы содержания урока-экскурсии по учебнику

природоведения.

4.  Конкретизация содержания соответственно с теми объектами, которые

находятся на месте экскурсии  (учитель загодя хорошо изучает маршрут и место

проведения урока-экскурсии).

5.  Указание учебной, развивающей и воспитательной целей данного урока.

6.  Разработка методики проведения урока-экскурсии.

7.  Подготовка школьников к уроку.

8.  Подбор необходимого оборудования.

Макроструктура текущего урока-экскурсии слагается из таких этапов:

1. Организация класса

2. Проверка усвоенных знаний, умений и навыков.

3. Постановка цели и заданий урока. Общая мотивация.

4. Усвоение новых знаний, умений и навыков.

5. Обобщение и систематизация усвоенных знаний, умений и навыков.

6. Соотношение усвоенных знаний, умений и навыков.

7. Домашнее задание.

8. Итоги урока.

Целью текущего урока-экскурсии является формирование у учеников понятий и представлений об объектах и явлениях природы, их взаимосвязях и зависимостях, которые предопределены содержанием темы, а также освоение школьниками тех предметных, учебных и организационных умений, которые объективно возможно и необходимо сформулировать в данной теме.

Специфика текущего однотемного урока-экскурсии обусловлена тем, что усвоение каждого элемента знаний начинается с непосредственного восприятия реальных объектов природы в условиях их существования. Предметы и явления конкретизируют микроструктуру урока.

      Организация нетрадиционного развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний. Экскурсия – это  форма  организации  учебно-воспитательного  процесса, которая позволяет проводить  наблюдения,  а  также  непосредственно  изучать различные предметы, явления  и  процессы  в  естественных  или  искусственно созданных условиях (Пакулова,  Кузнецова).  Экскурсии  имеют  большое познавательное и воспитательное  значение.  Они  конкретизируют,  углубляют,

расширяют знания учащихся. На  экскурсиях  учащиеся  проверяют  на  практике

многие теоретические знания и переводят их в умения и  навыки.

         При изучении раздела «Растительный мир Земли» в рамках курса «Природоведение»

5 класс большое внимание уделяется изучению различных деревьев, кустарников, трав.            

Программные экскурсии дополняются экологическими вопросами. В  ходе  экскурсий  решаются задачи: научить  вести  экологические  наблюдения  в природе,   глубже   узнать   свой   край,   отработать    правила    личного природоохранного поведения, применить теоретические знания на практике.

     Лес — природное сообщество. Отправляясь на экскурсию  в лес, можно показать ярусы леса (сравнивая с многоэтажным домом); цветковые растения (особое внимание обратить на рудеральные растения, характерные для мест обитания человека: одуванчики, горцы, мать-и-мачеха, подорожник, чертополох, кипрей, злаки); норки животных (кроты, мыши, землеройки); птиц и животных.

       Вернувшись из леса, можно с ребятами обсудить следующие вопросы:

Можно ли утверждать, что в лесу живет много разных видов организмов? Докажите это.

Какие растения (животные) живут в лесу?

Почему так много видов может жить вместе?

Какое правило должно соблюдаться, чтобы они не мешали друг другу?

      Можно также провести опрос в виде дидактической игры с использованием иллюстраций, например «Выбери правильный ответ», использовать настольную  игру «Ботаническое лото»

Во время наблюдений обязательно должна проводиться экологическая работа. Наблюдая в мае за цветами, которые растут в лесу, обращаем внимание детей на ландыши. Объясняем им, что эти цветы занесены в Красную книгу и их ни в коем случае нельзя рвать. Зимой, идя в лес, ребята берут с собой кормушки, которые сделали сами (можно сделать из картонного пакета из-под молока). Таким образом, происходит сочетание природоохранительной работы и наблюдений за повадками птиц зимой. Заключительным итогом всей работы по этой теме может быть написание сочинений и оформление «Лесной газеты».

Тема экскурсии: «Природа вокруг нас». (внеурочное мероприятие)

Цель  экскурсии:  Изучение  природы  ближайшего   окружения;   распознавание

                     деревьев,   кустарников,   травянистых   растений   по

                     характерным  признакам;  определение

                     правил экологически грамотного поведения.

                               План экскурсии.

Задачи экскурсии:

1 Научить  распознавать  на  практике  деревья,  кустарники,   травянистые

   растения и мхи..  

2. Развивать умение сравнивать объекты  природы,  анализировать,  наблюдать,

   выполнять зарисовки природных объектов с натуры.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

1. Блокноты и простые карандаши.

2. Маленькие грабельки и совок.

Предварительная подготовка:

1. Разделить класс на 3 группы.

2. Приготовить задания для практической работы по группам.

                            Задание для 1 группы.

   1) Какие растения относятся к деревьям?

        Назовите и покажите их.

        Как их отличить друг от друга?

   2) Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей,  в

      дуплах, под корой (попросите помощи у учителя).

   3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?

   4) Выполните зарисовки деревьев,  учитывая  правильное

      соотношение размеров и форм растений.

                            Задание для 2 группы.

   1)  Какие растения относятся к кустарникам?

        Назовите и покажите их.

        Как их отличить друг от друга?

   2) Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей,

      под корой (попросите помощи у учителя), у корней.

   3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?

   4) Выполните зарисовки кустарников,  учитывая  правильное

      соотношение размеров и форм растений.

                            Задание для 3 группы.

   1) Какие растения относятся к травам?

        Назовите и покажите эти растения.

        Как их отличить друг от друга?

   2) Пронаблюдайте за травами и мхами: какие  животные  селятся  среди  них

      (воспользуйтесь грабельками и совком)

   3) * Подумайте, почему эти животные поселились именно здесь?

   4) Выполните зарисовки трав ,  учитывая  правильное

      соотношение размеров и форм растений.

.                              Ход экскурсии.

1.Организационный момент.

    Дети размещаются на заранее  выбранной  учителем  лесной  дорожке  таким

образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам  не  приходилось  стоять  на

траве.

    Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо  было  провести  беседу  о

правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.

 - Как нужно вести себя на природе?

 - Где вы можете ходить?

 - Что можете делать?

 - Чего нельзя делать на природе?

2. Вводная беседа.

 - Ребята, где мы с вами находимся?

 - Вам здесь нравится?

- А какое время года сейчас?

 - Какой сейчас месяц, год и число?

 - Какая сейчас погода?

3. Изучение новой темы.   

 -  Чем отличаются растения  друг от друга?

 - Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите,

 - На какие группы можно разделить эти растения?  Найдите  несколько

   вариантов ответа.  (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы

   и мхи. 3. Может встретиться ответ: высокие, средние и низкие растения.)

 - Не мешают ли расти друг другу растения ? (Нет, потому что  они  растут

   ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы,

   грибы, а в самом низу – мхи.)

 - Ярусы принято считать сверху вниз.  Назовите,  пожалуйста,  растения

   первого яруса ( самые высокие)– этажа, второго, третьего и четвертого.

 -  А  теперь  назовите  номера  этажей   –   ярусов   на   которых   растут

   кустарники,мхи, деревья, травы.

   (Можно повторить такие упражнения несколько раз для  закрепления  в  виде

   игры в парах, группах или фронтально.)

 - Как вы думаете, случайно ли размещение растений этажами и  почему?

   (Борьба за свет и тепло…)

 - Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да,  то

   как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)

 - * К какому ярусу вы  отнесли  бы  молодые  и  еще  пока  низкие  деревца?

   (Молодая поросль деревьев относится  к  первому  ярусу,  несмотря  на  их

   рост.)

4. Практическая работа.

 - Только ли растения живут здесь?

 - Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ растения  является

   родным домом.

 - Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых  получит  конверт  с

   заданием. За 15  минут  группы  должны  обследовать  территорию  (указать

   границы) и предоставить  классу  отчет  о  своих  исследованиях  согласно

   данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и  инструменты,

   которые можно получить у учителя (или бригадира).

   (Дается  некоторое  время,  чтобы  дети  могли   разбиться   на   заранее

   сформированные группы.  Группам  раздаются  конверты  с  заданиями.  Дети

   начинают выполнять практическую работу с помощью  инструкции,  а  учитель

   контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

5. Отчет по практической работе.

    По сигналу учителя группы собираются вместе и  предоставляют  результаты

своей работы. После выступления  группы  ее  участникам  могут  быть  заданы

вопросы, некоторые сведения могут вызвать  спор,  который  стоит  решить  на

месте, если для этого не будет препятствий.

6. Подведение итогов экскурсии.

 - Понравилась ли вам экскурсия?

 - Какие открытия вы сделали сегодня?

 - Какие растения и животные встретились нам сегодня?

 - * Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?

 - Как нужно относиться к растениям, животным и почему?

 - Зачем нужен лес?

Приложение.

   Дидактическая игра «Деревья и кусты».

      В начале игры вспоминают, как по величине  можно  отличить  деревья  и

кусты (дерево высокое,  а  куст  низкий).  Сообщается  условие  игры:  когда

называют дерево, руки нужно поднимать вверх, а когда куст –  опустить  вниз.

Учащиеся  делятся  на  две  команды,  выбирают  ведущего,  который  называет

сначала дерево (поднимает руки вверх), а потом куст  (опускает  руки  вниз).

Все учащиеся  повторяют  эти  движения  осмысленно.  Ведущий  может  назвать

дерево, а руки  при  этом  опустить,  или  назвать  куст,  а  руки  поднять.

Учащиеся должны внимательно прислушиваться и не ошибиться. Тот,  кто  ошибся

выбывает  из  игры.  Выигрывает  та  команда,  в  которой  останется  больше

участников.

      Дидактическая игра «Кто раньше пройдёт».

      В  игре  могут  участвовать  5-6  учеников,  остальные  –   наблюдают.

Участники игры становятся вдоль стартовой линии. Ведущий предлагает  каждому

припомнить как можно больше названий деревьев и кустарников.

      Содержание игры: каждый из участников,  идя  (по  очереди)  вперёд  от

линии старта, должен громко произносить при каждом шаге название дерева  или

кустарника. Останавливаться  нельзя.  Если  участник  игры,  сделав  шаг  не

назовёт дерева или кустарника, он должен остановиться  и  присесть.  В  игру

вступает  другой  участник.  Выигрывает  тот,  кто  пройдёт   дальше.   Игра

тренирует  память,  помогает  запомнить  названия  деревьев  и  кустарников,

которые видели во время экскурсии.

Материал для подготовки компьютерной презентации.

ЛЕСНЫЕ  ЭТАЖИ  И  ВЛАДЕНИЯ

Мы знаем, что лес—это многоэтажный дом. И все этажи этого дома заняты

птицами. Есть птицы, которые живут в подвальных этажах. Обычно их дом

находится по берегам лесных рек. Они делают свои гнёзда в земле на

обрывистом берегу реки. Так живут ласточки-береговушки.

На нижних этажах живёт соловей, козодой. Мы уже знаем, что соловей делает

своё гнездо под кустом и прячет его. А козодой кладёт яйца прямо на земле и

потом сидит на них, прикрывая их собой от врагов. Рябчик делает своё гнездо

в виде глубокой ямки, а лесной конёк—под кустом или маленькой ёлочкой. На

нижних этажах также живут славки.

А вот свиристели—жители средних этажей. Они делают свои гнёзда в старых

заболоченных лесах. В средних этажах делает своё большое гнездо кедровка. А

коршун—житель только высоких этажей. Ястреба можно назвать жителем

чердачного этажа. Своё гнездо он делает на самом высоком дереве. Мы

говорили сейчас об открыто гнездящихся птицах. Но и дуплогнёздники живут на

разных этажах леса.

Ниже всех из дуплогнёздников живёт синичка-гаичка. Она делает своё гнездо

недалеко от земли. Её «старшая сестра»—лазоревка—тоже живёт в нижних

этажах, но может жить и в средних... А самая старшая— большая

синица—предпочитает средние и высокие этажи.

Горихвостка делает своё гнездо в дуплах, которые находятся в самом низу

среднего этажа, а мухоловка—на средних этажах и иногда на высоких. Пищуха

живёт на средних этажах, а гнездо поползня можно увидеть и в средних

этажах, и в нижних.

Почти все лесные птицы живут на определённых этажах. Конечно, в одном лесу

всех лесных птиц никогда не увидишь. Одни птицы живут только в хвойных

лесах, например корольки, клесты, чижи. Другие—в смешанных или лиственных.

А есть среди птиц и такие, гнёзда которых ты никогда не увидишь в лесах

средней полосы. Здесь нет гнёзд свиристелей и чечёток. Эти птицы прилетают

к нам только зимой, а весной они улетают на север и там делают свой гнёзда.

Но в любом месте, в любом лесу птицы живут на определённом «этаже».

      В наших лесах ранней весной можно встретить птиц: скворца, кукушку, дятла,

зяблика и дрозда; зверей: белку, зайца, ежа, крота и лесную мышь;

насекомых: мух, муравьев, бабочек, пауков; растения: гриб-сморчок, мох

кукушкин лен и сфагнум, первоцвет мать-и-мачеху, копытень, волчье лыко

(цветущее), ель обыкновенную, сосну, елку, дуб, березу, ясень, клен, липу,

орешник, бересклет, жимолость.

При подготовке к экскурсии была использована литература:

Дмитриев Ю. Д. Необыкновенное путешествие в обыкновенный Лес. - М.: Русский

язык, 1991.

Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1981.

Полянский И.И. Ботанические экскурсии. М. .: Просвещение, 1968//Пособие для учителя

Теоретические основы.  Использованная литература:

Воронкова В.В. воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М.: Школа – Пресс.1994

Власова Т.А. обучение детей с задержкой психического развития. М.: Просвещение,1981 //Пособие для учителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методик в формировании экологических компетенций у обучающихся в ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII"

       Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью.  Эколо...

Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...

Методика проведения уроков по органической химии в 10 классе блоками и организация учебной деятельности учащихся в условиях адаптивной системы обучения.

В связи с нехваткой учебного времени для  изучения материала органической химии в полном объеме и закрепления учащимися полученных знаний, я делюсь опытом преподавания органической химии блоками ...

Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися в условиях специальной (коррекционной) школы YIII вида на уроках социально-бытовой ориентировки.

Дет     Дети с ограниченными возможностями здоровья вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующ...

Управление учебной деятельностью учащихся в условиях ФГОС

Выступление на городском методическом объединении учителей математики...

Организация учебной деятельности учащихся в условиях адаптивной системы обучения.

Методика распределения и подача учебного материала по органической химии....