Использование активных методик в формировании экологических компетенций у обучающихся в ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII"
статья по теме

Фотинова Ольга Алексеевна

 

       Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью.  Экологическое образование в интересах устойчивого развития в школе ставит своей целью формирование ответственного отношения наших вос­питанников к окружающей среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида»

Обобщение опыта работы учителя биологии по теме:

«Использование активных методик в формировании экологических компетенций у обучающихся с ОВЗ на уроках биологии и во внеурочной деятельности в специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида»

                                                Учитель биологии

                                            О.А. Фотинова

                                                                                                         

       Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью.

Экологическое образование в интересах устойчивого развития в школе ставит своей целью формирование ответственного отношения наших вос питанников к окружающей среде. В связи с этим можно выделить следую щую совокупность и взаимосвязь педагогических задач:

  1. обучение - формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, о взаимодействии природы, общества и человека; об экологических  проблемах и способах их разрешения; развитие системы интеллектуальных и практических умений по изуче нию, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;
  2. воспитание - формирование ценностных ориентации экологического характера, мотивов и потребностей, привычки экологически целесообраз ных поведения и деятельности, воли, настойчивости в достижении экологи ческих целей; способности формирования научных, эстетических, нравст венных, правовых суждений по экологическим вопросам в интересах устой чивого развития, стремление к активной практической деятельности по ох ране окружающей среды;
  3. развитие - в интеллектуальной сфере - способность к элементарному анализу экологических ситуаций, выборе способов решения экологических проблем; в эмоциональной сфере - восприятия прекрасного и безобразного, удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью, природной и социокультурной среде.

   В связи с особенностями развития дети со сниженным интеллектом в большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения общественного опыта у них не происходит. Успешность решения задач по формированию экологических компетенций, преодолению психофизических недостатков и исправлению некоторых патологических качеств личности детей с интеллектуальными нарушениями во многом будет зависеть от правильности выбора и использования методов работы.

Достижение этой цели возможно только в условиях развивающего обучения через конкретизацию задач, которые приходится постоянно решать в процессе подготов ки и проведения уроков.

Компетентностный подход требует от школьников не столько усвоения информации о чем-либо, сколько умения эффективно применять полученные знания на практике, оценивая их своевременность, уместность, целесообразность. В связи с этим игровые технологии помогают в решении многих из перечис ленных выше проблем.

Игровые технологии в образовательном процессе направлены на реше ние следующих задач:

  1. собственно дидактических по освоению содержания той или иной предметной области;
  2. психологических, то есть развитие познавательной и личностной сфе ры субъектов образовательного процесса, оптимизация отношений между детьми, а также между педагогом и обучающимися;

•        коммуникативных как основы для формирования культуры общения.
Реализуя в учебно-воспитательном процессе игровые технологии, необходимо опираться на один из важнейших дидактических принципов: в игре взрослый работает на паритетных началах с детьми, вы полняя одну из игровых ролей.

К числу эффективных методических приемов, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ, относится дидактическая игра.

Дидактические игры дают прекрасные возможности для коррекции и развития высших психических функций. Они активизируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять лишнее. При разгадывании загадок, ребусов, кроссвордов пополняется словарный запас учащихся, закрепляются навыки правильного написания трудных слов, природоведческих терминов (например, при решении кроссвордов орфографические ошибки не позволяют вписать в пересекающиеся колонки правильно отгаданные слова). У учащихся развивается произвольное внимание, вырабатывается настойчивость, усидчивость; увлеченный игрой ребенок доводит начатое дело до конца.

В процессе игровой деятельности, особенно в играх соревновательного характера по рядам, командам, группам у учеников развивается чувство коллективизма. Ребята переживают не только за себя, но и за одноклассников, стараются помочь друг другу.

Во время игры на уроке создается хороший эмоциональный настрой, быстро снимается усталость. Нельзя не отметить, что у учащихся вырабатывается бережное отношение к играм, раздаточному материалу, они стараются не испортить их, потому что не смогут играть на последующих уроках; то есть положительное воздействие игры на детей со сниженным интеллектом не вызывает сомнения.

Привлечение различных дидактических игр позволяет учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходк обучающимся с ОВЗ. К примеру, всему классу раздаются разрезные картинки, дается задание сложить их и назвать получившееся животное (растение). Одни ученики получают набор картинок, из которых можно сложить двух животных, другие — картинки, разделенные на 6-8 частей, третьи — на 4 части. Отдельным детям дополнительно дают большую карточку, на которой нарисован контур животного. Важно, чтобы у учащихся создавалось впечатление идентичности полученных заданий.

Игра может быть использована на любом этапе урока, например,  виде загадки, ребуса, шарады может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку, вы узнаете, что мы будем изучать на уроке».

У меня длинней иголки, чем у елки,

Очень прямо я расту

В высоту.  (Тема урока «Сосна».)

       Использование  игры уместно в процессе объяснения нового материала. Так, при проведении урока на тему «Растение — целостный организм» предлагается игра «Где ошибся художник?» Ученики должны исправить ошибки на магнитной доске, переставив отдельные карточки таким образом, чтобы сложить целостное цветковое растение (корень, стебель, лист, цветок).

       Дидактические игры помогают в разнообразной форме проверить знания обучающихся. Например, один ученик на доске заполняет кроссворд, другой — закрывает карточку зоологического лото, третий — складывает из разрезных частей изображение изучаемого животного и готовит рассказ о нем. А в это время учитель проводит фронтальный опрос остальных школьников.

     Самое широкое распространение дидактические игры получили на этапе повторения и закрепления. Известно, что повторное воспроизведение учебного материала снижает интерес к предмету, если проводится в форме только чтения статьи учебника и последующей беседы. Дидактические игры позволяют конкретизировать, уточнить, систематизировать и обобщить полученные знания. Например, на обобщающем уроке учащиеся разгадывают кроссворд, вспоминая и уточняя естествоведческие понятия. При правильных ответах по горизонтали появляется обобщающее слово — название изученной темы.

Иногда загадка, ребус, шарада используются как организационный момент. Они помогают снять усталость, поднять эмоциональный тонус, мобилизовать внимание, переключить с конфликтной ситуации, возникшей на перемене, и т.п.

Все дидактические игры, применяемые на уроках естествознания и во внеклассное время, можно разделить на три основные группы:

  1. игры с предметами;
  2. настольные (настольно-печатные) игры;
  3. словесные (вербальные) игры.

  Игры с предметами предполагают использование муляжей, различных натуральных объектов природы, природного материала (цветов, плодов, листьев, корней, семян, полезных ископаемых). Такие игры могут проводиться непосредственно на экскурсии в лес, парк, сад, поле. При этом не только закрепляются знания об окружающем мире, развиваются мыслительные процессы, но и одновременно воспитывается любовь и бережное отношение к природе. Игры с природным материалом, муляжами («Волшебный мешочек», «Овощи - фрукты», «С какой ветки детки?», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом» и др.), проводимые в классе, помогают уточнить форму, цвет, вкус, запах, назначение, размер объекта. Ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству (признаку), решают задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности.

Настольные (настольно-печатные) игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой и коллективной работы. В этих играх нередко присутствует элемент соревнования. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Настольные игры чаще применяются на этапе закрепления и повторения изученного, для снятия напряжения после сложной учебной работы, в конце учебного года, когда интерес к учебе в результате утомления и усталости падает, во внеурочное время.

Приведем примеры некоторых настольных игр.

·         «Четвертый лишний». На доске или листе бумаги написаны названия (или нарисовано несколько предметов), например, сыроежка, лисичка, поганка, опёнок. Ученик должен назвать лишний предмет, объяснить свой выбор, дать обобщающий термин оставшимся словам.

        «Парные картинки». Учащиеся среди различных картинок должны найти картинки с изображением растений, животных, относящихся к одному семейству, отряду, классу. Это игры типа «Где чей детеныш? », «С какого дерева лист?», «Где чей хвост?», «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде?», «Найди родственников».

·         «Почта». Ученикам раздаются пустые конверты, покрытые прозрачной пленкой, и набор картинок. Нужно сгруппировать картинки по общему признаку, сложить их в конверт и подписать «адрес» (например, «Злаковые культуры»).

·         «Зоологическое или ботаническое лото». Большие карты разделены на квадраты (4-6), в которые вписаны слова. Их надо закрыть соответствующими маленькими квадратами с изображением растений или животных. Для сильных учеников вместо слов на больших картах написаны загадки.

Можно рекомендовать лото с изображением различных стадий развития насекомых (растений). Например, на большой карте наклеено изображение взрослого насекомого и оставлены 4 пустые клетки. На маленьких карточках нарисованы различные стадии развития насекомых. Вызванный ученик должен сложить их в нужной последовательности и рассказать о развитии насекомых. При коллективной работе вводится элемент соревнования — кто быстрее сложит.

·         «Узнай силуэт». Учащиеся должны определить по контуру животное (овощ, цветок, орган человека). Если игра покрыта пленкой, то можно и подписать. Удобно для этих целей использовать силуэты, вырезанные из пластиковых папок.

·         «Собери картинку». Составление разрезных картинок развивает аналитико-синтетическую деятельность, учит из отдельных частей составлять целое, узнавать целое по части, корригирует пространственную ориентировку.

·         «Где ошибся художник?» Выигрывает тот, кто найдет больше ошибок и неточностей в демонстрируемом изображении. Это могут быть игры «Диковинное животное», «Тяни-Толкай», «Чудо-растение».

«Домино». Игра проводится за партами, а во время коллективной работы — на магнитной доске. Учащимся раздаются карточки из тонкого картона, разделенные на две части. На одной наклеено изображение растения, на другой написано название семейства. Необходимо к семейству подобрать и приложить соответствующего представителя растительного мира или наоборот. Карточки можно присоединять с двух сторон.

Словесные (вербальные) игры построены на словах и действиях играющих. В старших классах коррекционной школы рекомендуется чаще использовать эти игры. С их помощью дети, опираясь на имеющиеся представления об объектах, углубляют сведения о них, применяют приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах, размышляют о предметах и явлениях, которые они в данное время непосредственно не воспринимают.

Вербальные игры учат самостоятельному решению разнообразных мыслительных задач:

·         описывать предметы и объекты природы, выделяя их

·         характерные признаки (например, составление загадок самими детьми);

·         отгадывать по описанию, не видя описываемого предмета (игры из серии «Узнай по описанию»);

·         искать сходства и различия, группировать предметы и объекты природы, обобщать и классифицировать их («Назови одним словом», «Кто чем питается?», «Похож - непохож»);

·         находить алогизмы в суждениях («Небылицы», «В чем ошибся писатель?»).

Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, выдержку, чувство юмора («Летает — не летает»). Они направлены на развитие речи, воспитание навыка правильного произношения и написания новых слов, на закрепление и активизацию словаря.

Разновидностями словесных игр являются загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и др.

Дидактические игры не одинаковы по степени сложности. Они должны применяться с учетом индивидуальных и типологических особенностей отдельных обучающихся. При коллективной работе выбор игр зависит от подготовленности класса.

 Использование предложенного материала на уроках естествознания и во внеклассное время значительно облегчает работу учителя по формированию интереса к изучаемому курсу и способствует более полному, активному и сознательному усвоению знаний учащимися. Умелое использование дидактических игр естествоведческого характера поможет эффективно решать дидактические, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи.

В качестве заключения хотелось бы привести высказывание A.M. Леон тьева о том, что ребенок овладевает более широким, непосредственно не доступным ему кругом действительности только в игре. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, «обнаже ния» своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Таким образом, игра является регулятором всех жизненных позиций ребенка.Начало формы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"

Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....

Сценарий новогоднего праздника для обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Театрализованное новогоднее представление для обучающихся 5-6; 7-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида....

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 9

Организационная модель внеурочной деятельности "школы полного дня".  Преимуществами данной модели является комплекс условий для успешной рекализации  образовательного процесса в течение всег...

Разработка внеклассного мероприятия Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – 7 классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида

Цель:  повышение познавательного интереса к изучению русского языка посредством активного применения здоровьесберегающих технологийЗадачи:1.Повторение программного материала по русскому языку на ...

Виды обучающих диктантов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Виды обучающих диктантов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...