Технологическая карта урока по теме «Задачи на движение». 5 класс.
методическая разработка по алгебре (5 класс)

Нуну Екатерина Ивановна

Тема: Задачи на движение

Класс: 5

Предмет: математика

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить с терминами «скорость сближения», «скорость удаления»; формировать умения решать задачи данного типа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_5_klass.docx75.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Задачи на движение». 5 класс.

Тема: Задачи на движение

Класс: 5

Предмет: математика

Средства обучения (УМК):

Бунимович Е.А., Дорофеев В.Г.  Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс. М. : Просвещение, 2016

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить с терминами «скорость сближения», «скорость удаления»; формировать умения решать задачи данного типа.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Закрепить усвоения обучающими понятия «скорость сближения», «скорость удаления», умения применять формулы нахождения скорости, времени, расстояния;

Воспитательные: 

  • Стремиться к формированию навыков самостоятельной и коллективной деятельности, умения слушать и вступать в диалог;

Развивающие: 

  • Развивать мыслительные операции: анализ, синтез; повысить познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

  • личностные: повышение потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса;
  • метапредметные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог; •        формирование способности быстро переключаться, корректировать свою деятельность в ходе урока.
  • предметные:
  • понимать термины «скорость сближения» и «скорость удаления»;
  • проводить классификацию задач по виду движения (в одном направлении, в разных направлениях);
  • научиться составить схему по тексту задачи, решать простейшие задачи на движение в одном направлении и в разных направлениях;
  • имеет возможность научиться выбирать более рациональный способ решения задач.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

        

Включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативные УУД:   Умение слушать.

Регулятивные УУД Прогнозирование своей деятельности.

Личностные УДД:

Вежливость

2. Этап мотивации учебной деятельности.

В начале урока учащимся предлагается логическая задача.

Вася и Коля живут в одном доме в одном подъезде. Вася живет на 5 этаже, а Коля на 1 этаже.  Мальчики решили пойти гулять и побежали друг к другу. Встретились они на 4 этаже. Во сколько раз скорость одного мальчика больше скорости другого?

Ребята, о чем эта задача? К какому типу задач ее можно отнести?

Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать задачи на движение. Запишите в тетрадях тему урока.  ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ.

Учащиеся решают ее, предлагают свои идеи, аргументируют. Учитель и учащиеся отрицают (приводят контрпример) или подтверждают решение.

Ответ учащихся:

  • Это задача на движение.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками

3.Актуализация знаний.

Организация устного счета.

 3

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Ответы учащихся:

 3

      70

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме, аргументация своего мнения и

позиции в коммуникации;

Познавательные УУД:

умение использования знаково-

символических средств;

Регулятивные УУД:

Формирование волевой саморегуляции в ситуации затруднения.

4.Первичное усвоение новых знаний.

До сих пор вы в основном решали задачи, в которых речь шла о движении одного пешехода, одного велосипедиста, одной машины. Теперь мы будем учиться решать задачи, в которых два участника движения.

Вопросы ученикам (беседа):

А сейчас вспомним связь между какими величинами существует при решении задач на движении?

Как найти скорость (время, расстояние), если известны другие величины?

Решение задач:

Задача 1:

Из одного пункта одновременно в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них будет 15 км/ч, другого – 4км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 ч?

Решение:

Способ 1.

Рассмотрим схему.

Для того чтобы решить задачу необходимо найти сколько прошел первый пешеход за 3 часа, затем второй пешеход за 3 часа и найти их сумму.

  1.  (км) прошел первый пешеход.
  2.  (км) прошел второй пешеход.
  3.  (км) расстояние между пешеходами через 3 часа.

Ответ: 27 км.

Способ 2.

Для того чтобы решить задачу вторым способом необходимо найти скорость удаления друг от друга и затем найденную скорость умножить  на количество часов.

  1.  (км/ч) скорость удаления.
  2.  (км) расстояние между пешеходами через 3 часа.

Ответ: 27 км.

Задача 2.

Два пешехода одновременно вышли навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 18 км. Скорость одного их них 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Через сколько часов они встречаются?

Решение:

В этой ситуации пешеходы идут не в противоположных  направлениях, а навстречу друг другу. Сначала найдем скорость сближения пешеходов, далее находим через какое время пешеходы встретятся. Так как расстояние между пешеходами 18 км, а за час они сближаются на 9 км, то их встреча произойдет через 2 ч.

  1. (км/ч) скорость сближения пешеходов.
  2.  (ч) произойдет встреча пешеходов.

Ответ: 2 ч.

Ответы учащихся: скорость, время, расстояние.

Ответы учащихся:

(запись в тетрадь)

 

Учащиеся записывают в тетрадь решение задач.

Познавательные УУД:

формирование умения определения основной и второстепенной информации, структурирование знаний;

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли;

-умение аргументировать свое мнение.

5.Первичная поверка понимания.

Решение задач:

№196

Из одного пункта в противоположных направлениях одновременно выехали две автомашины со скоростями 60 км/ч и 80 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 ч?  (Решите задачу двумя способами)

№198

Андрей едет на велосипеде со скоростью 200 м/мин. Сергей идет ему навстречу со скоростью 80 м/мин. Через сколько минут они встретятся, если сейчас расстояние между ними 1 км 400 м?

К доске выходит ученик и решает задачу у доски, остальные в тетради.

Ответы учащихся:

№196

1 способ.

  1.  (км) проехал

первый автомобиль

  1.   (км) проехал второй автомобиль
  2.  (км) расстояние между автомобилями через 3 часа.

Ответ: 420 км.

        2 способ.

  1. (км/ч) скорость удаления.
  1. (км) расстояние между автомобилями через 3 часа.

Ответ: 420 км.

№198

  1.  (м/мин) скорость сближения.
  2.  (мин) через 5 мин произойдет их встреча.

Ответ: 5 мин

Познавательные УУД:

уметь извлекать из математических

текстов необходимую информацию, установление причинно-

следственных связей;

Коммуникативные УУД:

-формулирование и аргументация

своего мнения в коммуникации;

-учет разных мнений,

координирование в сотрудничестве

разных позиций.

  • Личностные УДД:

формирование математической компетентности.

6. Контроль усвоения новых знаний с последующей самопроверкой.

Самостоятельно выполняют № 200 на новую тему.

№200

Две машины движутся на встречу друг другу со скоростями 60 км/ч и 80 км/ч. Расстояние между ним 500 км. Какое расстояние будет между ними через 3 ч.

№200

  1. 60+80=140 (км/ч) скорость сближения;
  2. 140 3=420 (км) проедут за 3 часа.
  3. 500-420=80 (км) расстояние между ними через 3 часа.

Ответ: 80 км.

Познавательные УУД:

уметь извлекать из математических

текстов необходимую информацию, установление причинно-

следственных связей;

-уметь выполнять действия по

алгоритму;
 Регулятивные УУД:

 уметь оценивать свою деятельность.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Открываем дневники, записываем домашнее задание, данные задания аналогичны заданиям, которые мы решали в классе:

№199, 201

№199

Оля и Рома идут навстречу друг другу. Сейчас расстояние межу ними 800 м. Оля идет м/мин со скоростью 70 м/мин, а Рома – 80 м/мин. Через сколько минут расстояние между ними будет равно 350 м?

Решение:

  1. 70+80=150 (м/мин) скорость сближения;
  2. 800-350=450 (м) они прошли;
  3. 450:150=3 (мин) расстояние между ними будет 350 м.

Ответ:3 мин.

№201

Петя и Юра одновременно выбегают с разных концов беговой дорожки навстречу друг другу. У Пети скорость 130 м/мин, а у Юры – 170 м/мин. Какова длина беговой дорожки, если они встретились через 3 мин?

Решение:

  1. 130+170=300 (м/мин) скорость сближения;
  2. 3003=900 (м) длина беговой дорожки.

Ответ: 900 м.

Записывают  в дневники номера домашнего задания.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

- Смогли ли ее достичь?

-Что больше всего понравилось на уроке?

- Спасибо вам большое, урок окончен.

Ребята, а давайте оценим свое настроение на уроке, для этого нарисуйте на листочке один из смайлов:

Смайл

Значение

Картинки по запросу веселый смайл

Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей,

чувствовал(а) себя уверенно

Картинки по запросу нейтральный смайлик

Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно

Картинки по запросу грустный смайлик

У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

Ученики отвечают фронтально, оценивают свою деятельность с помощью заранее подготовленных  листочках, на которых необходимо изобразить одно из трех улыбок.

Познавательные УУД:

формированиеконтроля и оценки процесса и

результатов деятельности;

Личностные УДД:

формирование самооценки на основе критерия

успешности; адекватное понимание причин

успеха / неуспеха в учебной

деятельности;

Коммуникативные УУД:

 планирование учебного

сотрудничества (К).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Диалог" в 5 классе с точки зрения системно - деятельностного подхода.

В данной карте представлены этапы урока, цель каждого этапа, деятельность учителя и учащихся...

Технологическая карта урока по теме "Геометрическая прогрессия", 9 класс

Технологичесая карта урока по теме "Геоетрическая прогрессия", 9 класс, учебно-методический комплект Мордкович , урок содержит богатый материал по теме, много ссылок на интернет ресурсы....

Технологическая карта урока по теме "Любимые занятия" 5 класс

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Любимые занятия" построена с учётом требований системно-деятельностного подхода. Карта дополнена приложениями и скриншотами презентации SMART....

Технологическая карта урока по теме «Задачи на проценты» с указанием ЭОР и УУД.

Технологическая карта урокапо теме «Задачи на проценты»  с указанием ЭОР и УУД составлена с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по теме "Задачи на построение"

Тема урока: Задачи на построение. 7 классЦель урока:организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению построения с помощью циркуля и линейки.Задачи:Личностные: осознание математи...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Решение задач на движение. 5 класс.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ. Решение задач на движение.  5 класс.Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на движение и умение применять их при решении...

Технологическая карта урока по теме "Задачи на совместную работу"

Технологическая карта урока составлена к учебнику Никольского С.М. "Математика 5" в соответствии с ФГОС....