Внеклассное мероприятие "Интересные сведения из истории математики. Производная функции"
методическая разработка по алгебре (11 класс)

Для учащихся 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_polya_chudes.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по математике «Интересные сведения из истории математики. Производная функции »

Цели: 

Образовательные: расширить общий кругозор учащихся.

Развивающие: содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательные: содействовать развитию интереса  к изучению математики.

Форма проведения: Поле чудес, личное соревнование между учениками в эрудиции, начитанности, широте кругозора.

Состав играющих: 9 человек из параллели 10 классов.

Ассистенты: 2 ученика из 11 класса.

Оборудование: Барабан «Поле чудес». Две шкатулки. «Чёрный» ящик. Магнитная доска. Шарики. Плакаты. Список призов. Призы. Компьютер. Мультимедийный проектор.

Условия игры.

В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу, учителю, зрителям. Форма привета – песня, стихотворение, собственная поделка, математическая задача.

Если участник игры отгадывает три буквы, то он имеет возможность выбрать одну из двух предложенных шкатулок: одна пустая, в другой сладкий приз.

Если выпадает приз, то ассистент выносит ящик, в котором находится приз (тетрадь, транспортир, ручка, линейка и т.д.).

После того, как слово разгадано, участники занимают места в зале.

Продолжительность: 45 минут.

Ход мероприятия

Вопросы отборочного тура.

  1. В математическом анализе — операция взятия полной или  частной производной функции.

Дифференцирование.

  1. Производная от расстояния.

Скорость.

  1. Основное понятие дифференциального исчисления, характеризующее скорость изменения функции (в данной точке).

Произво́дная (функции в точке)

Ведущий:

Стих о производной

    В данной функции от икс, нареченной игреком

    Вы фиксируете икс, отмечая индексом,

    Придаете вы ему тотчас приращение,

    Тем у функции самой вызвав изменение

    Приращений тех теперь взявши отношение,

    Пробуждаете к нулю игрек дельта икс стремление

    Предел такого отношения вычисляется,

    Он производною в науке называется.        Б. Кордемский

Ключевым понятием математического анализа, начала которого изучают в школе, является понятие функции, границы, производной и интеграла. Начинаем мероприятие, посвященное производной.

Вопросы

1. Великий немецкий ученый. Философ, математик, физик, юрист, языковед. Создатель (наряду с Ньютоном) математического анализа. Основоположник большой математической школы. Его идеи оказали значительное влияние на развитие математической логики.

Лейбниц Готфрид Фридрих  (1646—1716г.г)

2. Дифференциальное исчисление создано Ньютоном и Лейбницем в конце XVII столетия. Но задолго до этого  ОН не только решил задачу на построение касательной к такой сложной функции, как спираль, но сумел найти максимум функции  f(x)=x 2 (a-x)

Архимед

3. Обозначения производной у 'и f' (х) ввел французский математик

Лагранж Жозеф Луи (1736 - 1813).

Финал.

И. Ньютон называл производную функцию

«Флюксия»

Супер игра

Выдающийся французский математик, астроном и физик. Занимался проблемами бесконечно малых, пределами, проблемой квадратуры круга и вычислением объёмов различных тел. Роберваль нашел метод построения касательных, рассматривая кривые, как результат перемещения точки, которое складывалось из нескольких более простых движений.

Жиль Роберваль (8 августа 1602 – 27 октября 1657) –

Использованные  источники:

Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов средней школы. А.Н.Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П.Дудницын. М.: Просвещение, 1991.

Интернет источники:        

http://evrika.tsi.lv/index.php?name=texts&file=show&f=115 

http://wiki.kem-edu.ru/index.php/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B8%D1%81%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции

В данной методической разработке рассматривается введение понятия производной, ее геометрического и физического смысла. Разбираются примеры и весь материал базируется на применении презентации....

Воспитание школьников на уроках математики посредством сообщения им сведений из истории науки

Воспитание школьников на уроках математики посредством сообщения им сведений из истории науки...

Открытый урок по математике «Производная функции» с применением информационно – коммуникационных технологий

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

Тестовые задания «Предел и непрерывность функции» и «Производная функции. Дифференциал функции»

Тестовые задания в двух вариантах по 28 вопросов в каждом на темы:«Предел и непрерывность функции» и «Производная функции. Дифференциал функции»...

Разработка урока математики по теме: "Вычисление производной функции"

                        Урок разработан в виде соревнования.                    ...

Единый подход к изучению производной функции на занятиях математики и физики

В данной статье рассмотрены аспекты единого подхода к изучению производной функции на занятиях математики и физики....