Уравнение с двумя неизвестными
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Уравнение с двумя неизвестными
Уравнение с двумя неизвестными может:
а) иметь одно решение. Например, уравнение x2 + 5 y 2 = 0 имеет единственное решение
(0; 0);
б) иметь несколько решений. Например, (5 -|x|) 2 + (|y| – 2) 2 = 0 имеет 4 решения:
(5; 2), (-5; 2), (5; -2), (-5; -2);
в) не иметь решений. Например, уравнение x2 + y 2 + 1 = 0 не имеет решений;
г) иметь бесконечно много решений. Например, x + y = 3. Решениями этого уравнения будут являться числа, сумма которых равна 3. Множество решений данного уравнения можно записать в виде (k; 3 – k), где k – любое действительное число.
Основными методами решения уравнений с двумя переменными являются методы, основанные на разложении выражений на множители, выделение полного квадрата, использование свойств квадратного уравнения, ограниченности выражений, оценочные методы. Уравнение, как правило, преобразовывают к виду, из которого можно получить систему для нахождения неизвестных.
Пример 1.Решить уравнение: 9 x2 + 4 x2 + 13 = 12(x + y).
Решение.
Группируем:
(9 x2 – 12x + 4) + (4 x2 – 12y + 9) = 0. Теперь каждую скобку можно свернуть по формуле квадрата разности. Получим: (3x – 2) 2 + (2y – 3) 2 = 0.
Сумма двух неотрицательных выражений равна нулю, только если 3x – 2 = 0 и 2y – 3 = 0.
а значит, x = 2/3 и y = 3/2.
Ответ: (2/3; 3/2).
Пример 2. Решить уравнение: (x2 + 2x + 2)( x2 – 4y + 6) = 2.
Решение.
В каждой скобке выделим полный квадрат:
((x + 1) 2 + 1)((y – 2) 2 + 2) = 2. Оценим Уравнения с двумя переменными значение выражений, стоящих в скобках. (x + 1) 2 + 1 ≥ 1 и (y – 2) 2 + 2 ≥ 2, тогда левая часть уравнения всегда не меньше 2. Равенство возможно, если:
(x + 1) 2 + 1 = 1 и (y – 2) 2 + 2 = 2,
а значит x = -1, y = 2.
Ответ: (-1; 2).
Пример 3. Решить уравнение: (x2 – 4|x| + 5)( x2 + 6y + 12) = 3.
Решение.
Выделим полные квадраты в каждой скобке:
((|x| – 2) 2 + 1)((y + 3) 2 + 3) = 3. Левая часть уравнения всегда больше или равна 3. Равенство возможно при условии |x| – 2 = 0 и y + 3 = 0. Таким образом, x = ± 2, y = -3.
Ответ: (2; -3) и (-2; -3).
Пример 4. Для каждой пары целых отрицательных чисел (x; y), удовлетворяющих уравнению
x2– 2xy + 2 x2 + 4y = 33, вычислить сумму (x + y). В ответе указать наименьшую из сумм.
Решение.
Выделим полные квадраты:
(x2 – 2xy + x2) + (x2 + 4y + 4) = 37;
(x – y) 2 + (y + 2) 2 = 37. Так как x и y – целые числа, то их квадраты также целые числа. Сумму квадратов двух целых чисел, равную 37, получим, если складываем 1 + 36. Следовательно:
(x – y)2 = 36 и (y + 2)2 = 1Уравнения с двумя переменными
или
(x – y) 2 = 1 и (y + 2) 2 = 36.
Решая эти системы и учитывая, что x и y – отрицательные, находим решения: (-7; -1), (-9; -3), (-7; -8), (-9; -8).
Ответ: -17.
Пример 5. Решить уравнение ln (x – y) = 0 .
Решение.
В соответствии с определением логарифма из формулы получаем
нелинейные уравнения с двумя неизвестными примеры решения задач
Следовательно, решением уравнения является бесконечное множество пар чисел вида
(1 + y ; y) ,
где y – любое число.
Ответ: (1 + y ; y) ,где y – любое число
2. Системы не линейных уравнений однородные уравнения второй степени примеры решения задач
Пример 6. Решить систему уравнений:
Решение. Решим однородное уравнение
3x2 + 2xy – y2 = 0
рассматривая его как квадратное уравнение относительно неизвестного x :
В случае, когда x = – y , из второго уравнения системы получаем уравнение
4y2 = 16
корнями которого служат числа y1 = 2 , y2 = – 2 . Находя для каждого из этих значений y соответствующее ему значение x , получаем два решения системы: (– 2 ; 2) ,
(2 ; – 2) .
В случае, когда
из второго уравнения системы (9) получаем уравнение
которое корней не имеет.
Ответ: (– 2 ; 2) , (2 ; – 2)
3. Примеры решения систем уравнений других видов
Пример 7. Решить систему уравнений
Решение. Введем новые неизвестные u и v , которые выражаются через x и y по формулам:
Для того, чтобы переписать систему через новые неизвестные, выразим сначала неизвестные x и y через u и v .
Решим линейную систему, исключив из второго уравнения этой системы переменную x . С этой целью совершим над системой следующие преобразования:
первое уравнение системы оставим без изменений;
из второго уравнения вычтем первое уравнение и заменим второе уравнение системы на полученную разность. В результате система преобразуется в равносильную ей систему
из которой находим
Воспользовавшись формулами и , перепишем исходную систему в виде
У системы первое уравнение – линейное, поэтому мы можем выразить из него неизвестное u через неизвестное v и подставить это выражение во второе уравнение системы:
Решая уравнение
2v2 + 3v – 14 = 0 ,
Следовательно, решениями системы являются две пары чисел
Значит , поэтому первое решение должно быть отброшено. В случае u2 = 5, v2 = 2
x = 13, y = – 3 .
Ответ: (13 ; – 3)
4. Примеры решения системы линейных уравнений методом Гаусса
Пример 8. Найти общее решение системы линейных уравнений методом Гаусса:
Матричный вид записи: Ax=b, где
Для решения системы, запишем расширенную матрицу:
Обозначим через aij элементы i-ой строки и j-ого столбца.
Исключим элементы 1-го столбца матрицы ниже элемента a1 1. Для этого сложим строки 2,3 со строкой 1, умноженной на -2/3,-1/2 соответственно:
Исключим элементы 2-го столбца матрицы ниже элемента a2 2. Для этого сложим строку 3 со строкой 2, умноженной на 9/8:
Делим каждую строку матрицы на соответствующий ведущий элемент (если ведущий элемент существует):
Из вышеизложенной таблицы можно записать:
Подставив верхние выражения в нижние, получим решение.
Ответ: ,,.
5. Примеры решения систем линейных уравнений методом Крамера
Пример 9.Решите систему.
Решение.
На основании теоремы Крамера
………….
,
где
определитель системы. Остальные определители получим, заменяя столбец с коэффициентами соответствующей переменной (неизвестного) свободными членами:
6. Решением системы из двух уравнений с тремя неизвестными
Определение. Решением системы из двух уравнений с тремя неизвестными называют тройку чисел (x ; y ; z) , при подстановке которых в каждое уравнение системы получается верное равенство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двумерные массивы (прямоугольные таблицы). Информационная модель решения системы линейных уравнений с двумя неизвестными методом Крамера.
На уроке мы изучаем метод Крамера для решения системы линейных уравнений, основанный на вычислении определителя прямоугольной матрицы, и составляем информационную модель вычисления корней с испо...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/11/picture-95932.jpg)
Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестным.
Урок обобщения знаний по теме «Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными» в 7 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/30/picture-170933-1356856877.jpg)
Презентации к урокам алгебры в 7 классе по теме "Системы линейных уравнений с двумя неизвестными".
Презентации сделаны к урокам алгебры в 7 классе по теме "Системы линейных уравнений с двумя неизвестными". Эти презентации могут быть как частью урока, так и монтировать целый ур...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-108160-1364477735.jpg)
Конспект "«Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными»
Обобщающий урок по теме:«Решение систем линейных уравнений с двумя переменными» Цели урока:- обучающие: обобщение и закрепление изученных...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/02/picture-194230-1359808136.jpg)
Разработка урока алгебры в 9 классе по теме "Решение задач составлением систем уравнений с двумя неизвестными"
В разработку включены различные формы работы: самостоятельная работа, математический диктант, составление алготитма решения задач на "работу",использование алгоритма....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-152222-1354431221.jpg)
системы уравнений с двумя неизвестными 7 класс
Открытый урок по алгебре 7 класс по теме " Системы линейных уравнений с двумя неизвестными"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/30/picture-112992-1427741739.jpg)
Задания для самоподготовки по теме: «Системы линейных уравнений с двумя неизвестными» 7 класс
Краснодарский крайЩербиновский районМБОУСОШ №3Цуканова С.Н....