Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математики Комплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике
учебно-методический материал по алгебре (5, 6 класс)

Линхоева Людмила Базаровна

Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математики

Комплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

        Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математики

Комплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике

                                                               

                                                1) Пять воробьев на заборе сидели.

Один улетел, а четыре запели.

И пели, пока не сморила усталость.

Один улетел – и их трое осталось.

Сидели втроем и немного скучали.

Один улетел, а двое остались.

Попели, напелись и вдруг разлетелись.

 

(Руки с растопыренными пальцами.

По мере того как птицы улетают, дети загибают пальцы.)

 

2) Реснички опускаются…

Глазки закрываются….

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают…засыпают…

Шея не напряжена

И рассла-бле-на…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляются…

Дышится легко…ровно…глубоко…

( Пауза.)

 Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

(Громче, быстр

ей, энергичней.)

 Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

 Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

         

 

3)КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

 

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

                                        4) Потянитесь вверх повыше-

Вы достать хотите крышу.

 

(Потягивания-руки вверх.)

 

Раз, два, три,

Корпус влево поверни.

И руками помогай,

 

(Повороты туловища в стороны.)

 

Руки в стороны потянем

 

(Потягивания-руки в сторону.)

 

И за парты снова сядем.

 

(Дети садятся за парты.)

 

5)Давай с тобой попрыгаем

 Раз прыжок и два прыжок, перед.

 Поактивнее, дружок.

(Прыжки на месте.)

Мы зарядку начинаем,

 Все, закончилась зарядка.

 Наши руки разминаем,

 Мы пройдемся для порядка.

(Ходьба на месте)

Остановимся и снова

Мы к занятиям готовы.

(Дети садятся за парты.)

Для начала мы с тобой

 Повращаем головой.

 Оборот и оборот,

А потом наоборот.

(Вращение головой в стороны.)

 Поднимаем руки вверх,

Плавно опускаем вниз.

Снова тянем их наверх.

Ну, дружочек, не ленись!

 

 

(Дети поднимают прямые руки над головой,

потом опускают их вниз, отводят назад,

потом снова вверх, потом снова вниз и т. д.)

 

6) Для начала мы с тобой

 Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

 Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

 Напоследок потянулись

 Чтобы стать еще умнее,

 Вверх и в стороны.

Прогнулись. крутим шеей.

(Потягивания вверх и в стороны.)

 

7) Дружно встали на разминку

 И назад сгибаем спинку.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Да не упади, смотри.

 

(Дети наклоняются назад,

для страховки упираясь ладонями в поясницу.)

Наклоняемся вперёд.

Кто до пола достаёт?

Эту сложную работу

Тоже делаем по счёту.

(Наклоны вперёд.)

 

8) Мы зарядку начинаем,

Наши руки разминаем,

Разминаем спину, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

(Руки перед грудью, рывки руками.)

Выполняем отжимания,

 Это трудное задание.

Тренируем мышцы рук.

 Сколько раз отжался, друг?

(Отжимания от парты.)

Дружно прыгаем, прыг-скок!

 Кто достанет потолок?

(Прыжки на месте.)

 А теперь ходьба на месте,

 Громко топаем все вместе.

(Ходьба на месте.)

Мы закончили зарядку,

Возвращаемся к тетрадкам.

(Дети садятся за парты.)

 

9) Разминая поясницу,

Мы не будем торопиться.

 Вправо, влево повернись,

 На соседа оглянись.

(Повороты туловища в стороны.)

 Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

 Раз и два,раз и два,

Закружилась голова.

(Вращение головой в стороны.)

 Приседания у нас,

Приседает целый класс.

Раз – два – три – четыре – пять,

Ноги надо нам размять.

(Приседания.)

От разминки польза есть?

Что ж, пора за парты сесть.

 (Дети садятся за парты.)         

Подборка Е.В. Кирсановой, учителя математики 5-6 классов

 

 

 

МЕТОД Г. А. ШИЧКО

1. МЕТОД, РАЗРАБОТАННЫЙ Г.А. ШИЧКО, ЯВЛЯЕТСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ, НО НЕ МЕДИЦИНСКИМ.

2. В ОСНОВУ МЕТОДА ПОЛОЖЕН МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПРАВДИВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ, С ПОСЛЕДУЮЩИМ АНАЛИЗОМ ПРОЖИТОГО ДНЯ В ВИДЕ НАПИСАНИЯ ДНЕВНИКА (ОТВЕТЫ НА СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ) И НАПИСАНИЕМ САМОВНУШЕНИЯ ПЕРЕД СНОМ.

3. ОБУЧЕНИЕ МЕТОДУ Г.А. ШИЧКО ПРОВОДИТСЯ В ГРУППАХ ПО 2-3 ЧАСА В ДЕНЬ, В ТЕЧЕНИЕ 7-10 ДНЕЙ ПОДРЯД, С ПОСЛЕДУЮЩИМ ПОЛУГОДОВЫМ СРОКОМ НАПИСАНИЯ ДНЕВНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ ГРАФИКУ. ДНЕВНИКИ ПЕРЕСЫЛАЮТСЯ ПО ПОЧТЕ РУКОВОДИТЕЛЮ ЗАНЯТИЙ. РУКОВОДИТЕЛЕМ ЗАНЯТИЙ МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК, В ТОМ ЧИСЛЕ И МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК, НЕ УПОТРЕБЛЯЮЩИЙ АЛКОГОЛЯ, ТАБАКА И ДРУГИХ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПРОШЕДШИЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ПО МЕТОДУ Г. А. ШИЧКО.

4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ЛЮБЫХ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК ОЧЕНЬ ВЫСОКА, ОНА ЗАВИСИТ ОТ ДВУХ ФАКТОРОВ:

· НЕОБХОДИМО ЖЕЛАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ИЗБАВИТСЯ ОТ ПОРОКА

· ВЫПОЛНЕНИЕ ВСЕХ РЕКОМЕНДАЦИЙ МЕТОДА.

Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко.

1. Пальминг.

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (И правой, и левой руки.) - на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

2. Верх - вниз, влево - вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

3. Круг.

 

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

4. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

5. Покорчим рожицы.

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ежика - губки вытянуты вперед — влево — вправо -вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)

6. Рисование носом.

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

7. Раскрашивание.

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

8. Расширение поля зрения.

 

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым - левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

9. Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

10. Часики.

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик - по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки.

Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

Подборка Кликиновой Т. В., учителя математики 8 классов

Copyright MyCorp © 2011

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz



Предварительный просмотр:

МОУ «Казинская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

      Использование здоровьесберегающих технологий при организации    учебных   занятий  по математике

                             (из опыта работы)

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья даётся как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

Чтобы найти способы, как сберечь здоровье учеников, учителям необходимо сначала научиться беречь и своё собственное здоровье. Например,  психолог проводит с учителями тренинги, направленные на обучение методам снятия стрессового состояния, на профилактику эмоционального выгорания, на развитие ресурсов поддержки учителем себя в эмоционально-напряжённых ситуациях.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

       Каждый учитель, работающий с детьми, должен быть хорошо информирован о состоянии здоровья конкретных учеников, и  учитывать эту информацию при организации индивидуальной и дифференцированной работы с учащимся.

Для родителей учащихся 5 классов в начале года провожу анкетирование, которое позволяет выявить состояние здоровья учащихся. Анкета обрабатывается, что позволяет мне осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Анкета для родителей

Фамилия (ребёнка)____________ Имя____________

Возраст______

Уважаемые родители!

Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты. Вам нужно подчеркнуть  Да или Нет.

1.Бывают ли головные боли (беспричинные, при волнении, после физической нагрузки)?  Да, Нет.

2.Бывает ли слабость, утомляемость (после занятий в школе, дома)?                            

3.Бывает ли нарушение сна (плохое засыпание, чуткий сон)?                                            

4. Отмечается ли при волнении повышенная потливость или появление красных пятен?     Да, Нет.

5. Бывают ли головокружения, неустойчивость при перемене положения тела?                

6. Бывают ли обмороки?                                                                                                              

7. Бывают ли боли, неприятные ощущения в сердце, сердцебиение?                                    

8. Отмечалось ли  повышение давления?                                                                                  

9. Бывают ли боли в животе?                                                                                                      

10. Была ли болезнь Боткина?                                                                                                      

11. Бывают ли боли в пояснице?                                                                                        

Подпись  ______________

Дата___ сентября.

     Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.          Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:

показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

проявлением и тренировкой познавательной активности;

показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

Организация урока должна обязательно включать три этапа:

-  1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);

-  2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы

-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический

стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

- правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;

- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

- аудиальное восприятие;

- визуальное восприятие;

- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице 1.3.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35—40-я минута — 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока

Часть урока Время        НагрузкаДеятельность

1-й этап. Врабатывание        5 мин.        Относительно невелика        

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.

Максимальная работоспособность        20-25мин.        

Максимальное снижение на 15-й мин.        

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв        10-15 мин.        

Небольшое по­вышение работоспособности        

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

      Снятие эмоционального напряжения

       У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому на уроке я считаю своей задачей помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п. Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия я стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

   Огромна роль слова, поэтому мои первые фразы могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно. Например:

- Здравствуйте, мои дорогие, я рада вас видеть. Усаживайтесь поудобнее, мне поскорее хочется вас научить…

- Сегодня замечательное утро, какие добрые у вас лица и умные глаза, приступим к делу.

- Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас  на уроке будет  много интересного.

- Ребята! Я Согласна, произошли неприятности, но поверьте, все пройдет. Наберите больше воздуха, выдохните все вредное и обидное, простите своих обидчиков и за дело! Все будет хорошо! еще  учитываю: какой это урок в расписании - после  физкультуры или после столовой; первый в понедельник или последний в пятницу, потому что в этом случае приходится разрешить дожевать пищу, отдышаться и привести себя в порядок, «разбудить» или успокоить. Как правило, некоторое послабление и терпимость в начале урока оборачивается более плодотворной работой в процессе.

Хорошее эмоциональное состояние поддерживают «минуты радости» – любая приятная информация: сообщения, поздравления, объявления и др., «смехопаузы» – смешные истории, забавные случаи из жизни детей (обычно это бывает в первые дни после каникул).

       Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. В этой связи каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать  с него все лишнее, если оно есть. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда.

            Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. К началу урока я делаю необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, иногда, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение.

 Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению.

Планируя работу на доске, иногда удается расположить задания так, что выполняются сначала более простые, требующие меньше записей, они и были помещены в нижней части доски.    По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи решения. В конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают это задание. Доска остается чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы.

      Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Задания для этой работы могут быть следующими:

запишите число, состоящее из пяти сотен, уменьшите его на 100;

какое число называют при счёте между 159 и 161. представьте его в виде суммы разрядных слагаемых;

в каком числе 4 сотни, увеличьте его в два раза и другие.

Очень важно развивать воображение учеников. С этой целью выполняется упражнение «Буратино». После введения нового понятия, например, параллелограмм, хорового прочтения этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.

Для того чтобы научить учащихся заботиться о своём здоровье, полезно на уроках математики решать задачи, связанные с понятиями «экология», «правильное питание», «гигиена тела», «здоровый образ жизни». Например, в 6 классе при изучении темы «Умножение многозначных чисел на однозначное число» можно рассмотреть такую задачу: «Для улучшения экологической обстановки, к юбилею города Астрахани горожане высадили 1182 сосны, а берёз – в 4 раза больше. Сколько всего деревьев высадили горожане?»

При изучении темы «Обыкновенные дроби» можно решить следующие задачи: «Из чего выпекали хлеб в блокадном Ленинграде? Ржаная мука 6/10 кг, льняной жмых – 5/100 кг, отруби – 6/100 кг, овсяная мука – 8/100 кг, соевая мука – 4/100 кг, солодовая мука – 12/100 кг, пшеничная мука – 5/100 кг. Выразите в граммах содержание компонентов в буханке блокадного хлеба», «Заботящийся о своём здоровье ученик должен правильно питаться. В день можно съедать не более 1/10 кг сладостей и сахара, дневная норма потребления хлеба составляет 1/5кг, масла (сливочного, растительного) – 1/8 кг. Сколько граммов сладостей, хлеба, масла может съедать в день ученик?», «Решив начать новую жизнь, Коля Перестукин из Страны Невыученных уроков составил себе такое расписание на день: 1/6 часть суток – чтение книг, 1/8 часть суток – выполнение домашнего задания; 1/12 часть суток – приём  пищи; ¼ часть суток – занятие спортом; 8 часов на сон. Выполним ли его план?»

Вред курения можно показать, решая следующие задачи: «Средняя продолжительность жизни мужчин в Японии 78 лет. А у мужчин в России на 16 лет меньше. Сколько лет в среднем живут мужчины в России?», «Увеличив 5 в 4 раза, найди число, которое показывает сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков».

Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить  неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.           В зависимости от содержания и назначения выделяю тематические и уроки-консультации. Тематические провожу по наиболее сложным вопросам программы.  Уроки-консультации позволяют узнать учеников с лучшей стороны, выявить наиболее любознательных и пассивных, поддержать и помочь тех, кто испытывает затруднения.

        Помня, что отдых – это смена видов деятельности, при планировании урока стараюсь не допускать однообразия работы, (в норме должно быть 4-7 смен видов деятельности). Очень активно применяю на уроках технические средства обучения  при изучении нового материала, проведении устного счета, тестов, самостоятельных работ и т. д.

Некоторые ученики с трудом запоминают даже хорошо понятый материал. С целью развития зрительной памяти, использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркиваю, обвожу, записываю более крупно, другим цветом).

Хорошие результаты в средних классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Несколько минут на уроке для снятия утомления уделяю оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.

Учащимся нравятся упражнения для физкультминутки, органически вплетающиеся  в канву урока. Так, например, при изучении  признаков делимости на 2, 5, 10 после ознакомления с определениями и первичного закрепления материала для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение.   Если называю число, которое делится на 2, 5, 10, то ученики поднимают руки вверх и хлопают в ладоши, если нет, то руки перед собой. Кто при этом ошибается, тот проговаривает соответствующее правило.

Простейшие упражнения для глаз обязательно включаю в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:

1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;

2) горизонтальное вправо – влево;

3) вращение глазами по часовой стрелке и против;

4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

5) на доске до начала урока рисую какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагаю глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Ученики стараются так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение выполняем в такой последовательности:

1) потягивание за мочки сверху вниз;

2) потягивание ушной раковины вверх;

3) потягивание ушной раковины к наружи;

4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

Для улучшения работы мозга на разных этапах урока предлагается использовать следующие упражнения:

растирание ушных раковин и пальцев – активизирует все системы организма;

перекрёстные движения – активизирует оба полушария головного мозга;

качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращения;

упражнение « кнопка мозга» - способствует быстрому включению  головного мозга в работу

        В начале учебного дня, на первом уроке, часто провожу точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Поскольку любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред, то все упражнения выполняем с учащимися очень старательно, обязательно в хорошем настроении.Я считаю, что время, потраченное на физкультминутки, окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения

  К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Эффективны упражнения на релаксацию: «Сотвори в себе солнце», «Медуза», «Роняем руки» и другие.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Литература

·  Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

·  Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

·  Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

·  http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«СОТВОРИ  СОЛНЦЕ  СЕБЕ».

     В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце.  Оно несёт тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой).

«СОЛНЫШКО».     Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Представьте живот как  шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

«ЭТЮД   ДУШИ».             Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу, и вслух произнесите: «Я приветствую тебя, Земля!» Вытяните руки перед собой ладонями вперёд: «Я приветствую тебя, Вода!» Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Солнышко!»

«ГОРА».

(начинается словами)                                              Люди с самого рожденья                                               Жить не могут без движенья.

             Руки опустите, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет! – решили они. – Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

I. Стоя около парты

Комплекс 1

1. И.п. – основная стойка, руки на пояс.

1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, хлопок над головой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз.

1 – руки вверх; 2–3 – наклон вперед, хлопки по коленям; 4 – исходное положение.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – поворот вправо, правую руку в сторону; 2 – исходное положение. То же влево.

4. И.п. – основная стойка, руки перед грудью. 1 – руки вверх; 2 – наклон вправо;                  3 – выпрямиться; 4 – исходное положение.

5. И.п. – основная стойка, руки перед грудью. 1–4 – вращение кисти одной руки вокруг другой; 5–8 – в другую сторону.

Комплекс 2

1. И.п. – руки скрещены за спиной с захватом за предплечья (3–4-й классы), руки на пояс (1–2-й классы). 1–2 – подняться на носки; 3–4 – исходное положение.

2. И.п. – основная стойка, руки на пояс.

1–3 – пружинистые полуприседания; 4 – исходное положение.

3. И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1 – поворот вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же влево.

4. И.п. – стойка ноги вместе, руки на пояс. 1 – прыжком поворот вправо; 2 – исходное положение. То же с поворотом влево.

Комплекс 3

1. И.п. – основная стойка, руки вниз.

1–4 – поднимая руки вверх, сжимать и разжимать пальцы; 5–8 – опуская руки вниз.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз.

1 – поворот вправо, руки за голову; 2 – исходное положение. То же влево.

3. И.п. – стойка ноги на ширине ступни, руки на пояс. 1 – поднять согнутую в колене ногу, хлопнуть по колену (1–2-й классы), хлопнуть под коленом (3–4-й классы); 2 – исходное положение. То же другой ногой.

4. И.п. – стойка руки на пояс. 1 – прыжком ноги врозь; 2 – исходное положение. Повторить 3–4 раза.

Комплекс 4

1. И.п. – стойка ноги вместе, кисти к плечам. 1 – руки вверх; 2 – руки в стороны;

3 – руки вверх; 4 – исходное положение.

2. И.п. – основная стойка, руки вниз.

1 – наклон вправо, руки на пояс; 2 – исходное положение. То же влево.

3. И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 – наклон вперед, коснуться

голени (1–2-й классы), коснуться носка

(3–4-й классы); 2 – исходное положение.

4. И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1 – руки к плечам; 2 – исходное положение.

Комплекс 5

1. И.п. – основная стойка, руки вниз.

1–2 – руки через стороны вверх; 3–4 – опустить – исходное положение.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз.

1–2 – дугами руки вверх, наклон вправо;

3 – наклон влево; 4 – исходное положение.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз.

1 – поворот вправо со свободным захлестом рук вокруг туловища; 2 – исходное положение. То же влево.

4. И.п. – основная стойка, руки вверх

(3–4-й классы), руки на пояс (1–2-й классы). 1–2 – присед, руки вперед; 3–4 – исходное положение.

Комплекс 6

1. И.п. – основная стойка, руки вниз.

1 – поднять руки к плечам; 2 – руки вверх; 3 – руки к плечам; 4 – исходное положение.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.

3. И.п. – основная стойка, руки на пояс. 1 – правую ногу назад на носок; 2 – исходное положение. То же левой ногой.

4. И.п. – основная стойка, руки на пояс.

1 – наклон головы вправо; 2 – исходное положение. То же влево.

Комплекс 7

1. И.п. – основная стойка, руки вниз.

1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, хлопок над головой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вперед, прогнуться, руки в стороны; 2 – руки вниз, хлопок перед собой;

3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз.

1 – поворот вправо со свободным захлестом рук вокруг туловища; 2 – исходное положение. То же влево.

4. И.п. – основная стойка, руки на пояс.

1 – правую ногу назад на носок, руки к плечам; 2 – исходное положение. То же левой ногой.

Комплекс 8

1. И.п. – основная стойка. 1 – шаг вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же шаг влево.

2. И.п. – основная стойка, руки к плечам. 1 – согнуть правую ногу, левым локтем коснуться колена; 3–4 – исходное положение.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.

4. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс (1–2-й классы), руки за голову (3–4-й классы). 1–4 – наклоняясь вперед, круговые движения туловищем вправо; 5–8 – то же влево.

Комплекс 9

1. И.п. – основная стойка, руки на пояс. 1–2 – правую ногу назад на носок, руки к плечам; 3–4 – исходное положение.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1–2 – два пружинящих наклона к правой ноге; 3–4 – исходное положение. То же к левой ноге.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1–4 – круговые движения туловища вправо; 5–8 – то же влево.

4. И.п. – основная стойка, руки на пояс. 1 – прыжком ноги врозь; 2 – прыжком ноги в исходное положение. Повторить 4–5 раз.

Комплекс 10

1. И.п. – основная стойка, руки на пояс. 1 – руки за голову; 2 – исходное положение.

2. И.п. – основная стойка, руки на пояс.

1 – руки в стороны; 2 – поднять правую ногу, согнутую в колене, хлопок под ней; 3 – опустить ногу, руки в стороны; 4 – исходное положение.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.

4. И.п. – основная стойка. 1 – руки к плечам; 2 – подняться на носки; 3 – опуститься на всю ступню, руки к плечам; 4 – исходное положение.

II. Сидя за партой

Комплекс 1

1. И.п. – руки на парту вперед. 1–2 – поднять руки вверх, прогнуться; 3–4 – исходное положение.

2. И.п. – руки на край парты, согнуты и сжаты в кулаки. 1–4 – выпрямляя руки и разжимая пальцы, дотронуться до противоположного края парты; 5–8 – исходное положение.

3. И.п. – руки за голову, локти вперед.

1–2 – развести локти в стороны; 3–4 – исходное положение.

4. И.п. – руки к плечам. 1–3 – локти в стороны; 4 – исходное положение.

Комплекс 2

1. И.п. – сидя за партой, руки за голову, локти свести. 1–2 – локти в стороны, прогнуться; 3–4 – расслабляя мышцы, принять исходное положение.

2. И.п. – сидя за партой, руки за голову. 1–2 – поворот вправо, руку в сторону, коснуться сзади стоящей парты; 3–4 – исходное положение. То же влево.

3. И.п. – сидя за партой, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки. 1 – руки вперед, пальцы разжать; 2 – исходное положение.

4. И.п. – стоя у парты, руки на пояс.

1 – руки в стороны; 2 – вверх; 3 – в стороны; 4 – исходное положение.

Комплекс 3

1. И.п. – сидя за партой, руки к плечам, ноги расставлены. 1–2 – поворот туловища вправо, руки вверх; 3–4 – исходное положение.

2. И.п. – сидя за партой, руки за голову. 1–2 – поднять руки вверх, туловище держать прямо; 3–4 – исходное положение.

3. И.п. – стоя за партой, руки на парту. 1–2 – сесть за парту; 3–4 – исходное положение.

4. И.п. – стоя за партой, руки на пояс;

1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, потянуться; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.

Комплекс 4

1. И.п. – сидя за партой, руки за голову. 1–2 – руки вверх, потянуться; 3–4 – исходное положение.

2. И.п. – сидя за партой, ноги на ширину плеч, руки на пояс. 1–2 – наклон вправо; 3–4 – исходное положение. То же влево.

3. И.п. – сидя за партой. 1–2 – встать, выпрямиться; 3–4 – исходное положение.

4. И.п. – сидя за партой, руки к плечам. 1–2 – руки вверх; 3–4 – исходное положение.

Комплекс 5

1. И.п. – сидя за партой, руки на парту ладонями вниз. 1–4 – поочередное продвижение вперед то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

2. И.п. – основная стойка у парты, руки к плечам. 1–4 – одновременные круговые движения вперед; 5–8 – назад. Повторить 3 раза.

3. И.п. – сидя за партой, руки за голову, пальцы “в замок”. 1–2 – руки вверх ладонями вверх; 3–4 – исходное положение. Темп средний.

1.      И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – поворот вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же влево.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Виды рефлексии.

«РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ».

     На общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облака, пятнышка (в течение минуты).

     Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого: определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.

«МЕТОД   ПЯТИ  ПАЛЬЦЕВ».

                 М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

     Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

     С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа?

     У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал и чему поспособствовал?

     Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

«СОЛНЫШКО».

     Моё настроение похоже на:

     * солнышко;

     * солнышко с тучкой;

     * тучку;

     * тучку с дождиком;     * тучку с молнией.

«РАДУГА».

            Семь цветов радуги – семь оценок дела или учебного цикла. Каждый коллектив или все участники выставляют свои оценки – приклеивают цветные полоски на трафарет радуги.

 «МИШЕНЬ   НАСТРОЕНИЯ».

             День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (наклеивается) кружок – попадание в одной из цветовой зон. Внутри – дата и мотивация. В конце – вся «мишень» «прострелена» днями.

"ВЫБЕРИ УТВЕРЖДЕНИЕ".

            * все понял, могу помочь другим;             * запомню надолго;

            * все понял;                                                  * однообразный;

            * могу, но нужна помощь;                          * неинтересный;

            * ничего не понял.                                      * скучный;

            * интересный;                                                          * день;

            * хороший;                                                               * урок;

            * отличный;                                                 * праздник.

               и др.          

Ощущал себя: хорошо;* уверенно;* смело;* гордо;* комфортно;* глупо;* неуверенно;

* испуганно;* сердито;* грустно.

Данные виды рефлексии были предложены в журнале "Завуч начальной школы" за 2003 год.

 Приложение 4.

Решение задач по математике о здоровье|

Даны пять последовательных натуральных чисел, таких, что сумма квадратов первых трех чисел равна сумме квадратов последних двух чисел. Найдите эти числа. Поставьте их в порядке возрастания, тогда меньшее из них будет временем наибольшей работоспособности, а большее из них – временем наибольшего утомления.

Ответ: 11, 12, 13, 14, 15.

Разложите число 216 на два множителя так, чтобы их сумма  была равна 30. К большему корню прибавьте единицу, а из меньшего корня вычтите единицу, и вы узнаете часы, в которые работоспособность наивысшая.

Ответ: 11, 19.

Дана правильная дробь, знаменатель которой на 4 больше числителя. Если числитель и знаменатель уменьшить на три, то полученная дробь будет меньше данной на 2/3. Найдите эту дробь. Сложите числитель и знаменатель и узнаете, когда начинается резкий спад дневной работоспособности.

Ответ: 5/9 , 14 ч.

Произведение двух последовательных натуральных чисел больше их суммы на 505. Найдите эти числа и узнаете, в какое время в организме происходит выработка гормона роста.

Ответ: между 23 ч и 24 ч.

Выработка гормона происходит в первые часы ночного сна, достигая своего максимума между первым и вторым часом после засыпания. Если наступление сна задерживается, то гормон роста в этот день не вырабатывается.

6.      1) В уравнении 3х2 – bx – 2 = 0 один корень больше другого на 7/3. Найдите значение b. Найденное число – это количество смены циклов сна. А вы знаете, какие циклы сна у вас бывают?

7.      Ответ: 5.

8.      2) Найдите значение с, при котором корни уравнения равны. Найдите эти корни. Величина с покажет вам, сколько лет за свою жизнь человек проводит во сне, а корень сообщит вам, сколько лет за свою жизнь человек видит сны х2 – 10 х + с = 0.

9.      Ответ: с = 25, х = 5.

10.  3) Решите уравнения, из букв, соответствующих правильным ответам, составьте слово, и вы узнаете, какой враг оказывает на организм разрушающее действие, сравнимое с курением.

11.  Ответ: шум.

12.  4) Найдите значение переменной у, при котором:

13.  а) сумма дробей  и  равна 2;

14.  б) разность дробей  и  равна 3;

15.  в) сумма дробей  и  равна их произведению;

16.  г) разность дробей  и  равна их произведению.

17.  5) Из суммы квадратов второго и третьего корней вычесть произведение первого и четвертого корней, полученное число – это громкость музыкальных усилителей на молодежных дискотеках. Этот звук по силе сопоставим со звуком автомобильной , с силой шума взлетающего вертолета.

18.  Ответ: 110 дб

 

 

 

 

 

 

                                        

                

                

                

                                                

                

                

                



Предварительный просмотр:

 

 

Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения

Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7-10 минут.

Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма – не менее трех за урок.

Чередование видов преподавания – не позже чем через 10-15 минут.

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма – на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.

Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

 

 

 

 

         

 

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики.

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики....

Разработка урока с элементами здоровьесберегающих технологий по английскому языку для учащихся 3-их классов по теме "If you want to be healthy ..."

Урок-викторина с элементами здоровьесберегающих технологий для учащихся 3-их  классов по УМК  Биболетовой М.З." Enjoy English"( разработка и приложения)...

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в старших классах

Статья, рассматривающая различные подходы к организации динамических пауз, релаксационных минуток на уроках английского языка в старшей школе. Статья может быть полезной не только учителям иностранных...

Доклад. Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках армянского языка в начальных классах.

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках армянского языка в начальных классах...