Разработка урока "Построение графиков функций по заданным параметрам"
методическая разработка по алгебре (9 класс)

Токарева Гузель Рашитовна

 

Цели урока:

  • научить строить графики элементарных математических функций с помощью табличного процессора Excel

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_postroenie_grafikov_funktsii.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: " Построение графиков функций по заданным параметрам" .

Цели урока:

  • научить строить графики элементарных математических функций с помощью табличного процессора Excel;

Задачи урока: 

  • образовательная – показать возможности использования программы Excel для решения задач по математике;
  • развивающие – формирование у учащихся логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения оперировать ранее полученными знаниями; развитие умения планировать свою деятельность;
  • воспитательные – воспитание умения самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы.

Ожидаемые результаты:

После этого урока ученики смогут:

Развивать навыки работы с ЭТ.

Использовать стандартные функции для проведения более сложных вычислений в электронных таблицах.

Технические и программные средства:

  • Персональные компьютеры.
  • Операционная система Windows
  • Мультимедийный проектор, экран.
  • MS Office 2007.
  • Опорный конспект
  • План практической работы в виде презентации.

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка цели урока.

      Здравствуйте. На уроках математики вам самостоятельно приходится строить графики функций (линейные, квдратные ), используя линейки и карандаши и производить большое количество вычислений по заданной функции.

     Хотелось бы вам упростить свою работу при подготовке к урокам алгебры. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными приемами построения графиков функций в программе Excel.  

Тема нашего урока: «Построение графиков функций по заданным параметрам»

      Итак цель нашего урока научить строить графики элементарных математических функций с помощью табличного процессора Excel;

2. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

Но прежде чем приступить давайте вспомним, что нам известно.  Для этого проведем небольшой фронтальный опрос.

  1. Что является электронной таблицей?

Ответ: Работающее в диалоговом режиме приложение, которое хранит и обрабатывает данные в ЭТ.

  1. Что образует ячейку в электронной таблице

Ответ: Пересечение столбца и строки

  1. Как определяется адрес ячейки?

Ответ: номер строки и номер столбца.

  1. Файлы, в которых сохраняются ЭТ, как называются?

Ответ: книгами

  1. Идентификатор ячейки складывается из названия …

Ответ: столбца (латинской буквы) и номера строчки

  1. Что является абсолютной ссылкой?

Ответ: При перемещении или копировании формулы из активной ячейки абсолютные ссылки не изменяются.

  1. Ввод формул в таблицу начинается обычно со знака

Ответ: «=»

  1. Как построить диаграмму в Excel?

Ответ: Выделив диапазон, выбрать тип диаграммы.

  1. Объяснение нового материала.

Сегодня мы рассмотрим применение табличного процессора Excel для графиков функций.    

На предыдущих практических вы уже строили диаграммы к различным задачам, используя Мастер диаграмм. Графики функций, так же как и диаграммы строятся с помощью Мастера диаграмм программы Excel.

Рассмотрим построение графиков функций на примере функции у = х2  на отрезке [– 3; 3] с шагом h = 0,5.

Вид данного графика хорошо известен вам по урокам математики, попробуем построить его средствами Excel.

Шаг №1 Создание значений функций в электронную таблицу.

1)Заполним таблицу значений  аргумента.

2) В Ячейку А1 введем аргумент  х, в ячейку А2, значение функции у.

3) В ячейку В1 введем первое значение отрезка: – 3.
4) В ячейку С1 введем формулу, которая будет добавлять к лево-стоящей ячейки шаг: = В4 +шаг
5) Маркером заполнения ячейки  заполним влево ячейки строки 1, до тех пор, пока получим значение другого конца отрезка: 3.

6) В ячейку В2 ввести формулу вычисления значения функции: = В1^2
7)  Маркером заполнения скопировать формулу в ячейки строки  до конца таблицы.
Таким образом, должна получиться таблица аргументов (х) и значений (у) функции у = х
2 на отрезке [–3;3] с шагом h = 0,5:

Шаг №2 Построение диаграммы.
1) Выделить таблицу значений у. График функции-график изменений значений у.

2) Вызвать мастер диаграмм. Во вкладке выбрать Гладкие графики.

Шаг №3  Редактирование диаграмм.

Для форматирования графика:
Вызовем контекстное меню оси ОУ. Затем, выберем пункт Формат оси…. Во вкладке Шкала установим: цена основного деления: 1. Во вкладке Шрифт установим размер шрифта 8пт.
Вызовем контекстное меню оси ОХ. Выберем пункт Формат оси….
Во вкладке Шкала установим: пересечение с осью ОУ установите номер категории 5 (чтобы ось ОУ пересекала ось ОХ в категории с подписью 0, а это пятая по счету категория).
Во вкладке шрифт установите размер шрифта 8пт. Нажмите на кнопку ОК.
Остальные изменения выполняются аналогично.

  1. Закрепление полученного знания на компьютере (практическая часть).

 Построение на одной координатной плоскости двух графиков.

Компьютер для нас – это не только развлечение, но и инструмент для серьезной работы. Поэтому мы должны помнить и соблюдать правила поведения и техники безопасности при работе с ЭВМ.

 

Задание (Всем) Построить графики функции в одной плоскости

(Ученики строят графики функции вместе с учителем)

x

-4,0

-3,0

-2,0

-1,0

0,0

1,0

2,0

3,0

4,0

Y = X^2 + 1

17,0

10,0

5,0

2,0

1,0

2,0

5,0

10,0

17,0

Y = X + 1

-3,0

-2,0

-1,0

0,0

1,0

2,0

3,0

4,0

5,0

Сохранить документ своей папке под именем График.

4. Самостоятельная работа.
5. Подведение итогов. Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики по теме "Исследование функций по графику. Построение графиков функций"

 Пояснительная записка               Характеристика учебной группы.  Открытый урок по дисциплине «Математика» проводится в группе  по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ...

методическая разработка урока "Графики функции"

Методическая разработка урока "Графики функции" для 7 клааса по учебнику под ред. Макарычева.  Целью урока:  ввести понятие  функции, научиться строить и читать графики функции...

Графики функций в заданиях ОГЭ

презентация к открытому уроку...

Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функции, заданных различными способами. Свойства функции.

Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функции, заданных различными способами. Свойства функции....

Методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Математика» по теме «Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами»

Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и предназначена для провед...

Графики функций в заданиях ГИА.

Преобразования графиков функций. Построение графиков с модулем. Виды задачи способы их решения....