Система подготовки обучающихся к ГИА по математике на основе выделения опорных задач и сквозных линий в преподавании геометрии и алгебры (из опыта работы).
статья по алгебре (9 класс)

Курбатов Алексей Николаевич

Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы.

 

Другое направление организационно-методической работы – освоение тестовых технологий. Использование этих технологий в практике позволяет мне существенно повысить уровень подготовки учащихся к ГИА.

 

 Третье направление – повышение профессиональной компетентности педагога.

 

Опорные задачи, это задачи, обобщающие полезный факт, либо иллюстрирующие метод или прием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система подготовки обучающихся к ГИА по математике на основе выделения опорных задач и сквозных линий в преподавании геометрии и алгебры (из опыта работы). Курбатов А. Н. учитель математики и информатики Бобравской СОШ Беловского района Курской области

Система подготовки обучающихся к ГИА по математике

на основе выделения опорных задач и сквозных линий

в преподавании геометрии и алгебры (из опыта работы)

Государственная итоговая аттестация выпускников—это неотъемлемая часть учебного процесса, его естественное завершение. Она позволяет выявить общий уровень интеллектуального развития учащихся, их способность оперировать приобретенными за время обучения знаниями, умениями, навыками, выражать свои мысли. Задания направлены на проверку таких качеств математической подготовки выпускников, как способность к интеграции знаний из различных тем курса алгебры и геометрии, уверенное владение формально-оперативным аппаратом, а также широким набором приемов о способов рассуждений, умение математически грамотно и ясно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования. Структура и содержание экзаменационной работы отвечают цели построения дифференцированного обучения в современной школе, которая включает две задачи:

одна из них – формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования

другая – создание для части школьников условий, способствующих получению повышенного уровня подготовки, достаточной для активного использования математики в дальнейшем обучении в старших классах. Вторая часть направлена на то, чтобы выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющих потенциал учащихся старшей школы.

 Подготовка к школьным выпускным экзаменам  – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат. У меня сложилась определенная система подготовки учащихся к итоговой аттестации. Большое внимание в своей  работе уделяю самообразованию для грамотной и квалифицированной подготовки учащихся к ГИА.

Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы.

Другое направление организационно-методической работы – освоение тестовых технологий. Использование этих технологий в практике позволяет мне существенно повысить уровень подготовки учащихся к ГИА.

 Третье направление – повышение профессиональной компетентности педагога.

Опорные задачи, это задачи, обобщающие полезный факт, либо иллюстрирующие метод или прием.

Примером использования опорных задач по геометрии служит метод площадей, т. е. решение задач с использованием свойств площадей

Свойство №1

Если вершину треугольника передвигать по прямой, параллельной основанию, то площадь при этом не изменится

image031

Свойство №2

Если два треугольника имеют одинаковые высоты, то отношение их площадей равно отношению длин оснований (сторон, на которые опущены эти высоты).  

image046

Свойство №3

Если два треугольника имеют общий угол, то их площади относятся как произведение сторон, заключающих этот угол. 

image058

Свойство №4

Отношение площадей подобных треугольников равны квадрату коэффициента подобия.

image087

Свойство № 5

Медиана треугольника делит его на две равновеликие части.

image103

Свойство №6

Медианы треугольника делят его на три  равновеликие части

image124

Свойство №7

Средние линии треугольника площади S  отсекают от него треугольники площади,  которых равны одной четвертой части площади ▲ABC

image151

Свойство №8

Медианы треугольника делят его на 6 равновеликих частей.

image166

Сквозная линия - это единая методическая тема, которая отслеживается учителем на всем протяжении обучения ученика курсу алгебры.

Проанализировав содержание экзаменационных работ и кодификатор тем, можно выделить следующие темы для итогового повторения по алгебре:

1. Числа и числовые выражения.

2. Неравенства с одной переменной.

3. Линейные неравенства.

4. Действия со степенями (буквенные и числовые выражения).

5. Задачи на проценты.

6. Задачи на составление уравнений (линейных и дробно-рациональных).

7. Решение квадратных уравнений и задач, связанных с их решением.

8. Чтение графиков функций.

9. Дробно-рациональные выражения и уравнения.

10. Арифметическая и геометрическая прогрессия.

11. Чтение графиков и диаграмм.

12. Статистика и вероятность

Подготовку  к ГИА в 9 классе начинаю в начале года. Основное внимание  уделяю отработке первой части экзамена по математике, так как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку.

Обучающиеся приобретают Кимы, самостоятельно решают дома варианты заданий первой части в тетрадях для самоподготовки. Где позволяют условия заданий, делают краткую запись. Ежемесячно проверяются тетради для самоподготовки. Вначале года даётся пробный тест на 45 мин, с целью выявления имеющихся пробелов в знаниях. Начиная со второго полугодия на 10 мин. даются задания по одному из модулей первой части в форме проверочной работы. К концу 3 четверти полностью заканчиваю изучение нового материала. В 4 четверти начинаю итоговое повторение, обязательно с проведением 1 раза в неделю проверочной работы по 1 части в течении 45 мин. В 4 четверти проводится работа по заполнению бланков и 2 разо пробный экзамен по математике в 9 классе.

Наша цель – привести детей к успеху, и если ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует у ребенка интерес к учебе, развивает его математические способности, повышает чувство собственного достоинства и раскрывает его интеллектуально-творческий потенциал.

Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей и успешно сдали экзамен.

Список используемых Интернет- ресурсов:

  1. http://pandia.ru/text/79/449/52239.php
  2. https://docviewer.yandex.ru/view/30420849/?*=LFkNeebWj55iNIekyuH%2BwWCFqhl7InVybCI6Imh0dHA6Ly9ha3RhbGFudC5ydS91cGxvYWRzL2FydGljbGVfZmlsZS80MzMvc2Rhal91c3Blc2hub19naWFfLmRvYyIsInRpdGxlIjoic2Rhal91c3Blc2hub19naWFfLmRvYyIsInVpZCI6I
  3. https://sites.google.com/site/gorjunova33/kollegam/iz-opyta-raboty-podgotovka-k-gia
  4. https://infourok.ru/sistema-podgotovki-k-gia-po-matematike-iz-opita-raboti-436949.html
  5. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/02/10/sistema-podgotovki-k-gia-po-matematike
  6. https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/formy-i-mietody-podghotovki-k-gia-po-matiematikie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки обучающихся к ГИА по математике в 9 классе

В данной презентации представлена  система подготовки обучающихся  к ГИА по математике  в 9 классе. Представлен план мероприятий по подготовке учащихся к итоговой аттестации, в которых ...

Система подготовки обучающихся к ГИА по математике на основе выделения опорных задач и сквозных линий в преподавании алгебры и геометрии (из опыта работы).

В подготовке к государственной итоговой аттестации большую роль играет числовая содержательно-методическая линия. Её развитие идет в школьном курсе постепенно, поэтому подготовка к экзамену начинается...

Обобщение опыта "Система подготовки обучающихся 9 класса к успешной сдаче ОГЭ по математике"

Каждый учитель  желает добиться хороших результатов по своему предмету. Результаты моих выпускников по ОГЭ меня  окрыляли. В докладе делюсь системой моей работы по подготовке  учащихся ...

Система подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы).

Работа рассказывает о пошаговой подготовке девятиклассников к итоговой аттестации по русскому языку...

Система подготовки обучающихся к ГИА по математике на основе выделения опорных задач и сквозных линий в преподавании алгебры и геометрии (из опыта работы).

Математика - обязательный для всех выпускников основной школы экзамен, и альтернативы ОГЭ как формы проведения его сегодня нет. При неоднозначном отношении к ОГЭ мы вместе с тем понимаем, что так...

Система подготовки обучающихся к ОГЭ по математике в 9 классе

Презентация - обобщенный опыт по подготовке к ОГЭ по математике обучающихся 9 классов. Экзамен по математике - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе. Основные пр...

Система подготовки к итоговой аттестации по математике. Из опыта работы

Выступление на Муниципальном методическом объединении учителей математики и информатики. Представлен опыт подготовки к итоговой аттестации по математике...