Рабочая программа по алгебре 8 класс ID1056459
рабочая программа по алгебре (8 класс)

Нагибина Людмила Михайловна

Рабочая программа по учебному курсу "Алгебра" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.

Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_algebre_8_klass_id1056459.docx86.81 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Омской области

Комитет по образованию Называевского МР

МБОУ "Мангутская СОШ"

РАССМОТРЕНО

на заседании МО


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ "Мангутская СОШ"

         Нагибина Л.М.                 Струнина В.П.                 Штейнмарк Е.А.

Протокол №

от "___" _________г.


Протокол №

от "___"             г.


Приказ №

 от "___" ____________г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1056459)

учебного курса

«АЛГЕБРА»

для 8 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Нагибина Людмила Михайловна

учитель математики

Мангут 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА"

Рабочая программа по учебному курсу "Алгебра" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.

Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.

Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.

Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство

с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.

Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА"

Алгебра является одним из опорных курсов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин, как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов, её освоение необходимо для продолжения образования и в повседневной жизни. Развитие у обучающихся научных представлений о происхождении и сущности алгебраических абстракций, способе отражения математической наукой явлений и процессов в природе и обществе, роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном цифровом обществе. Изучение алгебры естественным образом обеспечивает развитие умения наблюдать, сравнивать, находить закономерности, требует критичности мышления, способности аргументированно обосновывать свои действия и выводы, формулировать утверждения. Освоение курса алгебры обеспечивает развитие логического мышления обучающихся: они используют дедуктивные и индуктивные рассуждения, обобщение и конкретизацию, абстрагирование и аналогию. Обучение алгебре предполагает значительный объём самостоятельной деятельности обучающихся, поэтому самостоятельное решение задач естественным образом является реализацией деятельностного принципа обучения.

В структуре программы учебного курса «Алгебра» основной школы основное место занимают содержательно-методические линии: «Числа и вычисления»; «Алгебраические выражения»;

«Уравнения и неравенства»; «Функции». Каждая из этих содержательно-методических линий развивается на протяжении трёх лет изучения курса, естественным образом переплетаясь и взаимодействуя с другими его линиями. В ходе изучения курса обучающимся приходится логически рассуждать, использовать теоретико-множественный язык. В связи с этим целесообразно включить в программу некоторые основы логики, пронизывающие все основные разделы математического образования и способствующие овладению обучающимися основ универсального математического языка. Таким образом, можно утверждать, что содержательной и структурной особенностью курса

«Алгебра» является его интегрированный характер.

Содержание линии «Числа и вычисления» служит основой для дальнейшего изучения математики, способствует развитию у обучающихся логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием представлений о действительном числе. Завершение освоения числовой линии отнесено к старшему звену общего образования.

Содержание двух алгебраических линий «Алгебраические выражения» и «Уравнения и неравенства» способствует формированию у обучающихся математического аппарата, необходимого для решения задач математики, смежных предметов и практико-ориентированных задач. В основной школе учебный материал группируется вокруг рациональных выражений. Алгебра демонстрирует значение математики как языка для построения математических моделей, описания процессов и явлений реального мира. В задачи обучения алгебре входят также дальнейшее развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит свой

специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.

Содержание функционально-графической линии нацелено на получение школьниками знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разно образных процессов и явлений в природе и обществе. Изучение этого материала способствует развитию у обучающихся умения использовать различные выразительные средства языка математики словесные, символические, графические, вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану в 8 классе изучается учебный курс «Алгебра», который включает следующие основные разделы содержания: «Числа и вычисления», «Алгебраические выражения»,

«Уравнения и неравенства», «Функции». Учебный план на изучение алгебры в 8 классах отводит 3 учебных часа в неделю, 102 учебных часа в год.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА"

Числа и вычисления

Квадратный корень из числа. Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям. Действительные числа.

Степень с целым показателем и её свойства. Стандартная запись числа.

Алгебраические выражения

Квадратный трёхчлен; разложение квадратного трёхчлена на множители. Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание,

умножение, деление алгебраических дробей. Рациональные выражения и их преобразование.

Уравнения и неравенства

Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Простейшие дробно-рациональные уравнения.

Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и систем линейных уравнений с двумя переменными. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.

Решение текстовых задач алгебраическим способом.

Числовые неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной.

Функции

Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функций.

График функции. Чтение свойств функции по её графику. Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы.

Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики. Функции y  = x², y = x³, у=√х,  y= IхI.

Графическое решение уравнений и систем уравнений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение учебного курса «Алгебры» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы учебного курса «Алгебра» характеризуются:

Патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности мораль- но-этических принципов в деятельности учёного.

Трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;

осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.

Эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

Ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;

овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей

компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

  • необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
  • способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Алгебра» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.

  1. Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
  • выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
  • разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого

наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

  • выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
  1. Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
  • в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.

Сотрудничество:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
  • принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
  • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
  • выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
  1. Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.

Самоорганизация:

самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль:

  • владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
  • оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение учебного курса «Алгебра» 8 класс должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:

Числа и вычисления

Использовать начальные представления о множестве действительных чисел для сравнения, округления и вычислений; изображать действительные числа точками на координатной прямой.

Применять понятие арифметического квадратного корня; находить квадратные корни, используя при необходимости калькулятор; выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни, используя свойства корней.

Использовать записи больших и малых чисел с помощью десятичных дробей и степеней числа 10.

Алгебраические выражения

Применять понятие степени с целым показателем, выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем.

Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями.

Раскладывать квадратный трёхчлен на множители.

Применять преобразования выражений для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики.

Уравнения и неравенства

Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух уравнений с двумя переменными.

Проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение или система уравнений решения, если имеет, то сколько, и пр.).

Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат.

Применять свойства числовых неравенств для сравнения, оценки; решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; давать графическую иллюстрацию множества решений неравенства, системы неравенств.

Функции

Понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения); определять значение функции по значению аргумента; определять свойства функции по её графику.

Строить графики элементарных функций вида y = k/x , y = x², y= x³, у=√х, y= IхI; описывать свойства числовой  функции по её графику.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Числа и вычисления. Квадратные корни

1.1.

Квадратный корень из числа.

1

0

0

Формулировать определение квадратного корня из числа, арифметического квадратного корня;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1551/start

1.2.

Понятие об иррациональном числе.

1

0

0

Сравнивать и упорядочивать рациональные и иррациональные числа, записанные с помощью квадратных корней;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7239/start/249106/

1.3.

Десятичные приближения иррациональных чисел.

1

0

0

Применять операцию извлечения квадратного корня из числа, используя при необходимости калькулятор;

Письменный контроль;

https://www.yaklass.ru/p/algebra/8-klass/deistvitelnye-chisla-9092/priblizhennye-znacheniia-po-nedostatku-po-izbytku-12434/re-36e4e485-bb64-4eb4-b4ac-b4601b9b5961

1.4.

Действительные числа.

1

0

0

Знакомиться с историей развития математики;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4730/start/149073/

1.5.

Сравнение действительных чисел.

1

0

0

Сравнивать и упорядочивать рациональные и иррациональные числа, записанные с помощью квадратных корней;

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7239/start/249106/

1.6.

Арифметический квадратный корень.

1

0

0

Выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Выражать переменные из геометрических и физических формул;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1551/start/

1.7.

Уравнение вида x2 = a.

3

0

0

Исследовать уравнение x2 = a, находить точные и приближённые корни при a > 0;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1973/start/

1.8.

Свойства арифметических квадратных корней.

3

0

0

Исследовать свойства квадратных корней, проводя числовые эксперименты с использованием калькулятора (компьютера);

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2915/start/

1.9.

Преобразование числовых выражений, со держащих квадратные корни

3

1

0

Вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни, используя при необходимости калькулятор;

Контрольная работа;

https://www.yaklass.ru/p/algebra/8-klass/funktciia-kvadratnogo-kornia-y-x-9098/preobrazovanie-irratcionalnykh-vyrazhenii-11017/re-16994afa-6a68-4e8c-a8e5-8dfe96131d88

Итого по разделу

15

Раздел 2. Числа и вычисления. Степень с целым показателем

2.1.

Степень с целым показателем.

1

0

0

Формулировать определение степени с целым показателем;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7242/start/303316/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2576/start/

2.2.

Стандартная запись числа.

1

0

0

Представлять запись больших и малых чисел в стандартном виде;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://www.yaklass.ru/p/algebra/8-klass/deistvitelnye-chisla-9092/standartnyi-vid-polozhitelnogo-chisla-12462/re-b1704c5c-20f2-4a62-aea4-97271b5124ec

2.3.

Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до космических объектов), длительность процессов в окружающем мире.

1

0

0

Использовать запись чисел в стандартном виде для выражения размеров объектов, длительности процессов в окружающем мире;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4761/conspect/132475/

2.4.

Свойства степени с целым показателем

4

1

0

Применять свойства степени для преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем;

Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2576/start/

Итого по разделу

7

Раздел 3. Алгебраические выражения. Квадратный трёхчлен

3.1.

Квадратный трёхчлен.

1

0

0

Распознавать квадратный трёхчлен, устанавливать возможность его разложения на множители;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1557/start/

3.2.

Разложение квадратного трёхчлена на множители

4

1

0

Раскладывать на множители квадратный трёхчлен с неотрицательным дискриминантом;

Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1991/start/

Итого по разделу

5

Раздел 4. Алгебраические выражения. Алгебраическая дробь

4.1.

Алгебраическая дробь.

1

0

0

Записывать алгебраические выражения;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7267/start/248126/

4.2.

Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения.

1

0

0

Находить область определения рационального выражения;

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2907/start/

4.3.

Основное свойство алгебраической дроби.

2

0

0

Формулировать основное свойство алгебраической дроби и применять его для преобразования дробей;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1549/start/

4.4.

Сокращение дробей.

3

0

0

Выполнять действия с алгебраическими дробями;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1549/start/

4.5.

Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей.

4

0

0

Выполнять действия с алгебраическими дробями;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1231/  https://resh.edu.ru/subject/lesson/1331/   

4.6.

Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби.

4

1

0

Применять преобразования выражений для решения задач;

Письменный контроль; Контрольная работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1209/

Итого по разделу

15

Раздел 5. Уравнения и неравенства. Квадратные уравнения

5.1.

Квадратное уравнение.

1

0

0

Распознавать квадратные уравнения;

Устный опрос;

https://www.yaklass.ru/p/algebra/8-klass/kvadratnye-uravneniia-11021 https://resh.edu.ru/subject/lesson/1976/start/ 

5.2.

Неполное квадратное уравнение.

2

0

0

Записывать формулу корней квадратного уравнения; решать квадратные уравнения — полные и неполные;

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1976/start/

5.3.

Формула корней квадратного уравнения.

3

0

0

Записывать формулу корней квадратного уравнения; решать квадратные уравнения — полные и неполные;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3137/start/ 

5.4.

Теорема Виета.

2

0

0

Формулировать теорему Виета, а также обратную теорему, применять эти теорем для решения задач;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1552/start/

5.5.

Решение уравнений, сводящихся к квадратным.

2

0

0

Решать уравнения, сводящиеся к квадратным, с помощью преобразований и заменой переменной;

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1978/start/

5.6.

Простейшие дробно-рациональные уравнения.

2

0

0

Решать уравнения, сводящиеся к квадратным, с помощью преобразований и заменой переменной;

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1978/main/

5.7.

Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений

3

1

0

Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения; решать составленное уравнение; интерпретировать результат;

Письменный контроль; Контрольная работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1977/main/

Итого по разделу:

15

Раздел 6. Уравнения и неравенства. Системы уравнений

6.1.

Линейное уравнение с двумя переменными, его график, примеры решения уравнений в целых числах.

2

0

0

Строить графики линейных уравнений, в том числе используя цифровые ресурсы;

Письменный контроль;

https://www.yaklass.ru/p/algebra/7-klass/lineinaia-funktciia-y-kx-m-9165/lineinoe-uravnenie-ax-by-c-0-grafik-lineinogo-uravneniia-12118/re-e96cf76b-db28-4db6-84ec-532120d161d7

6.2.

Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными.

2

0

0

Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными подстановкой и сложением;

Письменный контроль;

https://www.yaklass.ru/p/algebra/7-klass/reshenie-sistem-lineinykh-uravnenii-s-dvumia-peremennymi-10998

6.3.

Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.

3

0

0

Различать параллельные и пересекающиеся прямые по их уравнениям;

Письменный контроль;

https://skysmart.ru/articles/mathematic/reshenie-sistem-uravnenij

6.4.

Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными и систем уравнений с двумя переменными.

2

0

0

Приводить графическую интерпретацию решения уравнения с двумя переменными и систем уравнений с двумя переменными;

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2740/main/

6.5.

Решение текстовых задач с помощью систем уравнений

4

1

0

Решать текстовые задачи алгебраическим способом;

Письменный контроль; Контрольная работа;

https://www.yaklass.ru/p/algebra/9-klass/sistemy-uravnenii-ravnosilnye-preobrazovaniia-9129/ispolzovanie-sistem-ratcionalnykh-uravnenii-dlia-resheniia-zadach-12394

Итого по разделу:

13

Раздел 7. Уравнения и неравенства. Неравенства

7.1.

Числовые неравенства и их свойства.

3

0

0

Формулировать свойства числовых неравенств, иллюстрировать их на координатной прямой, доказывать алгебраически;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1983/start/

7.2.

Неравенство с одной переменной.

1

0

0

Применять свойства неравенств в ходе решения задач;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2578/start/

7.3.

Линейные неравенства с одной переменной и их решение.

3

0

0

Решать линейные неравенства с одной переменной, изображать решение неравенства на числовой прямой;

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2578/main/   https://www.yaklass.ru/p/algebra/8-klass/neravenstva-11023/kak-reshat-lineinoe-neravenstvo-9126/re-c241b822-1d16-4bb7-acaf-a40ada91df78 

7.4.

Системы линейных неравенств с одной переменной и их решение.

2

0

0

Решать системы линейных неравенств, изображать решение системы неравенств на числовой прямой;

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1987/start/

7.5.

Изображение решения линейного неравенства и их систем на числовой прямой

3

1

0

Решать системы линейных неравенств, изображать решение системы неравенств на числовой прямой;

Письменный контроль; Контрольная работа;

https://www.yaklass.ru/p/algebra/8-klass/neravenstva-11023/metody-resheniia-kvadratnykh-neravenstv-9127/re-1b338e16-81dc-4107-affb-41864dc6c6e0

Итого по разделу:

12

Раздел 8. Функции. Основные понятия

8.1.

Понятие функции.

0.5

0

0

Использовать функциональную терминологию и символику;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3139/start/

8.2.

Область определения и множество значений функции.

0.5

0

0

Вычислять значения функций, заданных формулами (при необходимости использовать калькулятор); составлять таблицы значений функции;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://www.yaklass.ru/p/algebra/9-klass/chislovye-funktcii-svoistva-chislovykh-funktcii-9132/opredelenie-chislovoi-funktcii-i-sposoby-ee-zadaniia-9178/re-fb9aff63-201e-45b0-be39-f964ef64cc77

8.3.

Способы задания функций.

1

0

0

Использовать функциональную терминологию и символику;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3139/main/

8.4.

График функции.

1

0

0

Описывать свойства функции на основе её графического представления;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1338/

8.5.

Свойства функции, их отображение на графике

2

1

0

Исследовать примеры графиков, отражающих реальные процессы и явления;

Контрольная работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6124/conspect/38969/ 

Итого по разделу:

5

Раздел 9.Функции. Числовые функции

9.1.

Чтение и построение графиков функций.

1

0

0

Находить с помощью графика функции значение одной из рассматриваемых величин по значению другой;

Устный опрос; Письменный контроль;

9.2.

Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы.

1

0

0

Описывать характер изменения одной величины в зависимости от изменения другой;

Письменный контроль;

https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/10/23/grafiki-realnoy-zavisimosti 

9.3.

Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики.

1

0

0

Распознавать виды изучаемых функций;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1966/start/

9.4.

Гипербола.

2

0

0

Применять цифровые ресурсы для построения графиков функций;

Зачет;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2909/start/

9.5.

График функции y = x2.

2

0

0

Применять цифровые ресурсы для построения графиков функций;

Зачет;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2908/start/

9.6.

Функции y = x², y = x³,

у=√х, y=IхI; графическое решение уравнений и систем уравнений

2

1

0

Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций вида: y= x2, y = x3,y=корень квадратный из x, y = I х I;

Письменный контроль; Контрольная работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2917/start/

Итого по разделу:

9

Раздел 10. Повторение и обобщение

10.1.

Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний.

6

1

0

Осуществлять самоконтроль выполняемых действий и самопроверку результата вычислений, преобразований, построений;

Устный опрос; Письменный контроль; ВПР;

https://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/obrabotka-tekstovoi-informatcii-14582/informatcionnyi-obem-teksta-povtorenie-13826 
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2247/start/

Итого по разделу:

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

10

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Квадратный корень из числа.

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;

2.

Понятие об иррациональном числе

1

0

0

Устный опрос;

3.

Десятичные приближения иррациональных чисел.

1

0

0

Письменный контроль;

4.

Действительные числа.

1

0

0

Устный опрос;

5.

Сравнение действительных чисел.

1

0

0

Письменный контроль;

6.

Арифметический квадратный корень.

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;

7.

Уравнение вида x2 = a.

1

0

0

Письменный контроль;

8.

Уравнение вида x2 = a.

1

0

0

Письменный контроль;

9.

Уравнение вида x2 = a.

1

0

0

Письменный контроль;

10.

Свойства арифметических квадратных корней

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;

11.

Свойства арифметических квадратных корней

1

0

0

Письменный контроль;

12.

Свойства арифметических квадратных корней

1

0

0

Письменный контроль;

13.

Преобразование числовых выражений, со держащих квадратные корни

1

0

0

Письменный контроль;

14.

Преобразование числовых выражений, со держащих квадратные корни

1

0

0

Письменный контроль;

15.

Контрольная работа № 1 по теме "Числа. Вычисления. Квадратные корни"

1

1

0

Контрольная работа;

16.

Степень с целым показателем

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;

17.

Стандартная запись числа.

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;

18.

Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до космических объектов), длительность процессов в окружающем мире.

1

0

0

Устный опрос;

19.

Свойства степени с целым показателем. Произведение, частное степеней.

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;

20.

Свойства степени с целым показателем. Возведение степени в степень.

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;

21.

Свойства степени с целым показателем. Возведение произведения и частного в степень.

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;

22.

Контрольная работа № 2 по теме "Числа и вычисления. Степень с целым показателем"

1

1

0

Контрольная работа;

23.

Квадратный трёхчлен.

1

0

0

Устный опрос;

24.

Разложение квадратного трёхчлена на множители

1

0

0

Письменный контроль;

25.

Разложение квадратного трёхчлена на множители

1

0

0

Письменный контроль;

26.

Разложение квадратного трёхчлена на множители

1

0

0

Письменный контроль;

27.

Контрольная работа № 3 по теме "Алгебраические выражения. Квадратный трехчлен"

1

1

0

Тестирование;

28.

Алгебраическая дробь.

1

0

0

Устный опрос;

29.

Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения.

1

0

0

Письменный контроль;

30.

Основное свойство алгебраической дроби.

1

0

0

Письменный контроль;

31.

Основное свойство алгебраической дроби.

1

0

0

Письменный контроль;

32.

Сокращение дробей

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;

33.

Сокращение дробей

1

0

0

Письменный контроль;

34.

Сокращение дробей

1

0

0

Письменный контроль;

35.

Сложение, вычитание алгебраических дробей.

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;

36.

Сложение, вычитание алгебраических дробей.

1

0

0

Письменный контроль;

37.

Умножение и деление алгебраических дробей.

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;

38.

Умножение и деление алгебраических дробей.

1

0

0

Письменный контроль;

39.

Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби. Упрощение выражений.

1

0

0

Письменный контроль;

40.

Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби. Преобразование выражений для решения задач.

1

0

0

Письменный контроль;

41.

Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби. Выражение переменных из формул (физических, геометрических, описывающих бытовые ситуации)

1

0

0

Письменный контроль;

42.

Контрольная работа № 4 по теме "Алгебраические выражения. Алгебраическая дробь"

1

1

0

Контрольная работа;

43.

Квадратное уравнение.

1

0

0

Устный опрос;

44.

Неполное квадратное уравнение.

1

0

0

Письменный контроль;

45.

Неполное квадратное уравнение.

1

0

0

Письменный контроль;

46.

Формула корней квадратного уравнения.

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;

47.

Формула корней квадратного уравнения.

1

0

0

Письменный контроль;

48.

Формула корней квадратного уравнения.

1

0

0

Письменный контроль;

49.

Теорема Виета.

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;

50.

Теорема Виета.

1

0

0

Письменный контроль;

51.

Решение уравнений, сводящихся к линейным иквадратным.

1

0

0

Письменный контроль;

52.

Решение уравнений, сводящихся к квадратным. Биквадратные уравнения.

1

0

0

Письменный контроль;

53.

Простейшие дробно-рациональные уравнения.

1

0

0

Письменный контроль;

54.

Простейшие дробно-рациональные уравнения.

1

0

0

Письменный контроль;

55.

Решение текстовых задач алгебраическим способом: переход от словестной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления уравнения.

1

0

0

Письменный контроль;

56.

Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений. История развития алгебры.

1

0

0

Письменный контроль;

57.

Контрольная работа № 5 по теме" Уравнения и неравенства. Квадратные уравнения"

1

1

0

Контрольная работа;

58.

Линейное уравнение с двумя переменными, его график, примеры решения уравнений в целых числах.

1

0

0

Письменный контроль;

59.

Линейное уравнение с двумя переменными, его график, примеры решения уравнений в целых числах.

1

0

0

Письменный контроль;

60.

Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными.

1

0

0

Письменный контроль;

61.

Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными.

1

0

0

Письменный контроль;

62.

Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.

1

0

0

Письменный контроль;

63.

Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.

1

0

0

Письменный контроль;

64.

Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.

1

0

0

Письменный контроль;

65.

Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными и систем уравнений с

двумя переменными.

1

0

0

Письменный контроль;

66.

Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными и систем уравнений с

двумя переменными.

1

0

0

Письменный контроль;

67.

Решение текстовых задач с помощью систем уравнений. Алгебраический способ.

1

0

0

Письменный контроль;

68.

Решение текстовых задач с помощью систем уравнений. Алгебраический способ.

1

0

0

Письменный контроль;

69.

Решение текстовых задач с помощью систем уравнений

1

0

0

Письменный контроль;

70.

Контрольная работа № 6 по теме "Уравнения и неравенства. Системы уранений"

1

1

0

Контрольная работа;

71.

Числовые неравенства и их свойства.

1

0

0

Устный опрос;

72.

Числовые неравенства и их свойства.

1

0

0

Письменный контроль;

73.

Числовые неравенства и их свойства.

1

0

0

Письменный контроль;

74.

Неравенство с одной переменной

1

0

0

Устный опрос;

75.

Линейные неравенства с одной переменной и их решение

1

0

0

Письменный контроль;

76.

Линейные неравенства с одной переменной и их решение

1

0

0

Письменный контроль;

77.

Линейные неравенства с одной переменной и их решение

1

0

0

Письменный контроль;

78.

Системы линейных неравенств с одной переменной и их решение

1

0

0

Письменный контроль;

79.

Системы линейных неравенств с одной переменной и их решение

1

0

0

Письменный контроль;

80.

Изображение решения линейного неравенства и их систем на числовой прямой

1

0

0

Письменный контроль;

81.

Изображение решения линейного неравенства и их систем на числовой прямой

1

0

0

Письменный контроль;

82.

Контрольная работа № 7 по теме "Уравнения и неравенства. Неравенства".

1

1

0

Контрольная работа;

83.

Понятие функции. Область определения и множество значений функции.

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;

84.

Способы задания функций

1

0

0

Устный опрос;

85.

График функции.

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;

86.

Свойства функции, их отображение на графике.

1

0

0

Устный опрос;

87.

Контрольная работа № 8 по теме "Функции. Основные понятия"

1

1

0

Тестирование;

88.

Чтение и построение графиков функций.

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;

89.

Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы.

1

0

0

Устный опрос;

90.

Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики.

1

0

0

Устный опрос;

91.

Гипербола

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;

92.

Гипербола

1

0

0

Письменный контроль;

93.

График функции y = x2.

1

0

0

Письменный контроль;

94.

График функции y = x2.

1

0

0

Письменный контроль;

95.

Функции y = x², y = x³,у=√х, y=IхI; графическое решение уравнений и систем уравнений

1

0

0

Письменный контроль;

96.

Контрольная работа № 9 по теме "Функции. Числовые функции".

1

1

0

Контрольная работа;

97.

Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. Действия с числами.

Сравнение чисел.

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;

98.

Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. Преобразование вырвжений.

1

0

0

Письменный контроль;

99.

Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. Решение уравнений.

1

0

0

Письменный контроль;

100.

Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. Решение задач.

1

0

0

Письменный контроль;

101.

Диагностическая работа по алгебре за курс 8 класса.

1

1

0

ВПР;

102.

Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний.

1

0

0

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

10

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Математика» базовый уровень

Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  1. dnevnik.ru
  2. https://resh.edu.ru/
  3. https://uchi.ru/
  4. https://math8-vpr.sdamgia.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

справочные таблицы

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

линейка, карандаш, циркуль, транспортир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др

Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)

Тематический план по алгебре  разработан в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Предмет    алгебра      Класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    алгебра       Класс          11 Учитель      Асессорова Е.М...