Рабочая программа учебного предмета "Алгебра" 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс)

Рабочая программа учебного предмета "Алгебра" 9 класс, 4 часа  неделю. Учебник А.Г. Мордкович, П.В. Семнов "Алгебра. 9 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_9_mordkovich_4_chasa_-_kopiya.docx45.86 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по учебному предмету

«Алгебра»  

для 9 класса

Класс: 9 М

2022

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Учащийся научится в 9 классе

Уравнения и неравенства

  • Проверять справедливость числовых равенств и неравенств;
  • решать системы несложных линейных неравенств;
  • проверять, является ли данное число решением уравнения (неравенства);
  • изображать решения неравенств и их систем на числовой прямой.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • составлять и решать линейные уравнения при решении задач, возникающих в других учебных предметах.

Функции

  • Находить значение функции по заданному значению аргумента;
  • находить значение аргумента по заданному значению функции в несложных ситуациях;
  • определять положение точки по её координатам, координаты точки по её положению на координатной плоскости;
  • по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции;
  • определять приближённые значения координат точки пересечения графиков функций;
  • оперировать на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
  • решать задачи на прогрессии, в которых ответ может быть получен непосредственным подсчётом без применения формул.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.);
  • использовать свойства линейной функции и ее график при решении задач из других учебных предметов.

Статистика и теория вероятностей

  • Иметь представление о статистических характеристиках, вероятности случайного события, комбинаторных задачах;
  • решать простейшие комбинаторные задачи методом прямого и организованного перебора;
  • представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков;
  • читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика;
  • определять основные статистические характеристики числовых наборов;
  • оценивать вероятность события в простейших случаях;
  • иметь представление о роли закона больших чисел в массовых явлениях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • оценивать количество возможных вариантов методом перебора;
  • иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий;
  • сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
  • оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных ситуациях.

Текстовые задачи

  • Решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
  • решать несложные логические задачи методом рассуждений.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче величин (делать прикидку).

История математики

  • Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Выбирать подходящий изученный метод для решении изученных типов математических задач;
  • Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.

Учащийся получит возможность научится в 9 классе

Тождественные преобразования

  • Выполнять преобразования выражений, содержащих модуль.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять преобразования и действия с числами, записанными в стандартном виде;
  • выполнять преобразования алгебраических выражений при решении задач других учебных предметов.

Уравнения и неравенства

  • Решать уравнения вида;
  • использовать метод интервалов для решения целых и дробно-рациональных неравенств;
  • решать линейные уравнения и неравенства с параметрами;
  • решать несложные квадратные уравнения с параметром;
  • решать несложные системы линейных уравнений с параметрами;
  • решать несложные уравнения в целых числах.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении систем неравенств при решении задач других учебных предметов;
  • выбирать соответствующие уравнения, неравенства или их системы для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи;
  • уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи.

Функции

  • Оперировать понятиями: функциональная зависимость, функция, график функции, способы задания функции, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность функции, чётность/нечётность функции;
  • исследовать функцию по её графику;
  • оперировать понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
  • решать задачи на арифметическую и геометрическую прогрессию.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам;
  • использовать свойства и график квадратичной функции при решении задач из других учебных предметов.

Текстовые задачи

  • Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
  • использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
  • различать модель текста и модель решения задачи, конструировать к одной модели решения несложной задачи разные модели текста задачи;
  • знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
  • моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
  • выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
  • уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно;
  • анализировать затруднения при решении задач;
  • выполнять различные преобразования предложенной задачи, конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные;
  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
  • анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
  • исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчёта;
  • решать разнообразные задачи «на части»,
  • решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
  • осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение). выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задач указанных типов;
  • владеть основными методами решения задач на смеси, сплавы, концентрации;
  • решать задачи на проценты, в том числе, сложные проценты с обоснованием, используя разные способы;
  • решать логические задачи разными способами, в том числе, с двумя блоками и с тремя блоками данных с помощью таблиц;
  • решать задачи по комбинаторике и теории вероятностей на основе использования изученных методов и обосновывать решение;
  • решать несложные задачи по математической статистике;
  • овладеть основными методами решения сюжетных задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов, геометрический, графический, применять их в новых по сравнению с изученными ситуациях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учётом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
  • решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
  • решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.

Статистика и теория вероятностей

  • Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения выборки, размах выборки, дисперсия и стандартное отклонение, случайная изменчивость;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
  • составлять таблицы, строить диаграммы и графики на основе данных;
  • оперировать понятиями: факториал числа, перестановки и сочетания, треугольник Паскаля;
  • применять правило произведения при решении комбинаторных задач;
  • оперировать понятиями: случайный опыт, случайный выбор, испытание, элементарное случайное событие (исход), классическое определение вероятности случайного события, операции над случайными событиями;
  • представлять информацию с помощью кругов Эйлера;
  • решать задачи на вычисление вероятности с подсчетом количества вариантов с помощью комбинаторики.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений;
  • определять статистические характеристики выборок по таблицам, диаграммам, графикам, выполнять сравнение в зависимости от цели решения задачи;
  • оценивать вероятность реальных событий и явлений.

История математики

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
  • выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
  • использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
  • применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.

2. Содержание программы.

Рациональные неравенства и их системы.    22 часа.

Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства. Доказательство алгебраических неравенств. Примеры решения дробно-линейных неравенств. Графическая интерпретация неравенств с двумя переменными и их систем. Множество. Элемент множества, подмножество. Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера.

Контрольная работа №1  «Повторение материала за курс алгебры 8 класса»

Всероссийская проверочная работа

Контрольная работа № 2 «Неравенства и их системы»

Системы уравнений.   20 часов.

Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения нелинейных систем. Примеры решения уравнений в целых числах. Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке. Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем.

Контрольная работа № 3 «Системы уравнений»

Числовые функции.    31 часа.

Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций. Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Графики функций: корень кубический. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост; числовые функции, описывающие эти процессы. Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей.

Контрольная работа № 4 «Числовые функции»

Прогрессии.    23 час.

Числовые последовательности. Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий. Cложные проценты.

Контрольная работа № 5 «Прогрессии»

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.      16 часов.

Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.  Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки. Понятие и примеры случайных событий. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.

Контрольная работа № 6 «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей»

Итоговое повторение. 20 часов

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа.

3.Тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Количество часов

Рациональные неравенства и их системы.    

22

1

Линейные неравенства.

1

2

Решение упражнений на применение линейных неравенств.

1

3

Квадратные неравенства.

1

4

Решение квадратных неравенств при помощи разложения на множители квадратного трёхчлена.

ВР «Международный день жестовых языков»

1

5

Решение упражнений на применение квадратных неравенств.

1

6

Решение упражнений на применение линейных и квадратных неравенств.

1

7

Рациональные неравенства.

1

8

Решение неравенств методом интервалов.

1

9

Дробно- рациональные неравенства.

1

10

Решение задач и упражнений на применение дробно – рациональных неравенств.

1

11

Решение упражнений на применение метода интервалов.

1

12

Множества и подмножества.

1

13

Операции над множествами.

1

14

Контрольная работа №1  «Повторение материала за курс алгебры 8 класса»

1

15

Анализ контрольной работы № 1. Основные понятия по теме «Системы рациональных неравенств».

1

16

Системы линейных неравенств.

ВР «Международный день учителя»

1

17

Системы квадратных неравенств.

1

18

Системы рациональных неравенств.

1

19

Всероссийская проверочная работа

1

20

Решение задач и упражнений на применение систем рациональных неравенств.

1

21

Обобщение материала по теме «Рациональные неравенства и их системы»

1

22

Контрольная работа № 2 «Неравенства и их системы»

1

Системы уравнений.  

20

23

Анализ контрольной работы № 2. Основные понятия по теме «Системы уравнений».

1

24

Рациональное уравнение с двумя переменными.

1

25

Диофантовы уравнения.

1

26

График уравнения с двумя переменными.

1

27

Расстояние между точками на координатной плоскости. Уравнение окружности.

1

28

Системы уравнений с двумя переменными.

1

29

Неравенства и системы неравенств с двумя переменными.

1

30

Методы решения систем уравнений. Метод подстановки.

1

31

Решение систем уравнений методом подстановки.

1

32

Методы решения систем уравнений. Метод алгебраического сложения.

ВР «Международный день толерантности»

1

33

Решение систем уравнений методом алгебраического сложения.

1

34

Методы решения систем уравнений. Метод введения новых переменных.

1

35

Решение систем уравнений методом введения новых переменных.

1

36

Решение упражнений на применение методов решения систем уравнений.

1

37

Решение упражнений на применение методов решения систем уравнений.

ВР «День матери в России»

1

38

Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.

1

39

Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.

1

40

Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.

1

41

Обобщение материала по теме «Системы уравнений»

1

42

Контрольная работа № 3 «Системы уравнений»

1

Числовые функции.    

31

43

Анализ контрольной работы № 3. Определение числовой функции.

1

44

Определение числовой функции.

1

45

Область значений функции. График функции.

1

46

Способы задания функции. Аналитический способ

1

47

Способы задания функции. Графический способ.

1

48

Способы задания функции. Табличный способ.

1

49

Свойства функций. Монотонные функции.

1

50

Свойства функций. Монотонные функции.

1

51

Свойства функций. Ограниченные функции.

1

52

Свойства функций. Ограниченные функции.

1

53

Наибольшее и наименьшее значения функции.

1

54

Наибольшее и наименьшее значения функции.

1

55

Выпуклость и непрерывность функций.

1

56

Четные и нечетные функции.

1

57

Функции у=хn  (n Є N), их свойства и графики.

1

58

Функции у = х4, у = х 2n (n Є N)

1

59

Функции у = х3, у = х 2n+1 (n Є N)

1

60

Функции у=х-n (nЄN),их свойства и графики

1

61

Функции у = х-2, у = х -2n (n Є N). Контрольная работа за 1 полугодие.

1

62

Анализ контрольной работы.  Функции у = х –(2n-1) (n Є N)

1

63

Функция , её свойства и график.

ВР «День российской науки»

1

64

Примеры использования графика функции

1

65

Функции у = [x], y = {x}

1

66

Функционально – графические методы решения уравнений.

1

67

Функционально – графические методы решения уравнений.

1

68

Функции как математические модели реальных ситуаций.

1

69

Функции как математические модели реальных ситуаций.

1

70

Решение практических задач с применением функций.

1

71

Решение практических задач с применением функций.

1

72

Обобщение материала по теме «Числовые функции»

1

73

Контрольная работа № 4 «Числовые функции»

1

Прогрессии.    

23

74

Анализ контрольной работы № 4. Числовые последовательности

1

75

Способы задания последовательностей. Словесное задание.

1

76

Способы задания последовательностей. Аналитическое задание.

1

77

Способы задания последовательностей. Рекуррентное задание.

1

78

Свойства последовательностей.

1

79

Основные понятия по теме «Арифметическая прогрессия»

1

80

Формула n- ого члена арифметической прогрессии.

1

81

Решение практических задач на применение формулы n – ого члена арифметической прогрессии.

1

82

Формула суммы членов конечной арифметической прогрессии.

1

83

Решение практических задач на применение формулы суммы членов конечной арифметической прогрессии

1

84

Характеристическое свойство арифметической прогрессии.

1

85

Основные понятия по теме «Геометрическая прогрессия»

1

86

Формула n- ого члена геометрической прогрессии.

1

87

Решение практических задач на применение формулы n – ого члена геометрической прогрессии.

1

88

Формула суммы членов конечной геометрической прогрессии.

1

89

Решение практических задач на применение формулы суммы членов конечной геометрической прогрессии.

1

90

Характеристическое свойство геометрической прогрессии.

1

91

Прогрессии и банковские счета.

1

92

Последовательность Фибоначчи.

1

93

Решение практических задач с применением прогрессий.

1

94

Решение практических задач с применением прогрессий.

ВР «День пожарной охраны»

1

95

Обобщение материала по теме «Прогрессии»

1

96

Контрольная работа № 5 «Прогрессии»

1

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.      

16

97

Анализ контрольной работы № 5. Комбинаторные задачи. Дерево вариантов.

1

98

Комбинаторные задачи. Правило умножения.

1

99

Комбинаторные задачи. Факториалы и перестановки.

1

100

Статистика – дизайн информации. Группировка информации.

1

101

Табличное представление информации.

1

102

Графическое представление информации.

1

103

Числовые характеристики данных измерения.

1

104

Дисперсия.

1

105

Простейшие вероятностные задачи. Подсчёт вероятностей.

1

106

Классическое определение вероятности.

1

107

События и множества.

1

108

Вероятность и геометрия.

1

109

Экспериментальные данные и вероятности событий

1

110

Экспериментальные данные и вероятности событий

1

111

Обобщение материала по теме «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей»

1

112

Контрольная работа № 6 «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей»

1

Итоговое повторение.

20

113

Анализ контрольной работы № 6. Целые и дробные выражения.

1

114

Доказательство тождеств.

1

115

Степени. Корни.

1

116

Упрощение выражений.

1

117

Решение уравнений и неравенств.

1

118

Решения задач с помощью уравнений и неравенств.

1

119

Решение неравенств и их систем.

1

120

Решение квадратных уравнений и неравенств.

1

121

Квадратный трехчлен.

1

122

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа.

1

123

Анализ итоговой контрольной работы. Дробные уравнения.

1

124

Целые уравнения.

1

125

Дробные и целые уравнения.

1

126

Графическое решение уравнений.

1

127

Решение систем уравнений.

1

128

Решение задач, используя составление систем уравнений с двумя переменными.

1

129

Графики. Их построение и исследование.

ВР «День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов»

1

130

Задачи, алгебраической моделью которых является квадратное уравнение.

1

131

Решение заданий в форме и по материалам ОГЭ.

1

132

Решение заданий в форме и по материалам ОГЭ.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...