Конспект урока "Задачи из реальной жизни"
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Используются реальные фрагменты из жизни некоторых спортсменов-гоншиков.

Задачи на разные уровни развития функциональной грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия по формированию функциональной грамотности учащихся

«ФОРМУЛА-1: Задачи из жизни»

Цель занятия: создание условий для формирования (повышения уровня?) функциональной грамотности учащихся.

Задачи занятия: - научиться применять имеющиеся математические знания для решения нестандартных задач;

- развить умения работать над проблемой: формулирование проблемы на языке математики, поиск и осуществление её решения, интерпретировать математический результат в жизненную ситуацию;

- использовать информацию, представленную в числовой, табличной, текстовой формах.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь (научиться?) решать задачи с практическим содержанием

Метапредметные:

- познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи (проблемы) из уже имеющегося набора знаний; находить новые способы решения проблемы.

- регулятивные: уметь определять и формулировать цель на занятии; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение оценивать правильность выполнения задачи;

- коммуникативные: уметь слушать и слышать других; уметь работать в команде, сотрудничать в совместном поиске решения проблемы; высказывать и отстаивать свою точку зрения.

-личностные: проявлять познавательную инициативу,

На одном из предыдущих занятий была проведена промежуточная диагностика учащихся для определения текущего уровня их математической грамотности. В соответствии с результатами этой диагностики для настоящего занятия учащиеся были разделены на 4 группы. Каждая группа учащихся занимает место за своим столом.

На столах лежат:

- списки группы, сформированные по результатам диагностики;

-  карточки разных цветов (по количеству человек в группе);

- чек-листы этапов (по количеству человек в группе);

Также заранее приготовлены тексты кейса и карточки с заданиями.

ВСТУПЛЕНИЕ:

Слайд 1.

- Добрый день! Пожалуйста, займите место за тем столом, на котором вы увидите свою фамилию. Давайте постараемся сделать это как можно быстрее, помогите друг другу найти нужное место.

- Мы с вами продолжаем серию занятий, на которых мы учимся применять знания, полученные на уроках, в разных нестандартных ситуациях. Давайте вспомним, как называется умение применять школьные знания в житейских ситуациях.

- Функциональная грамотность, математическая грамотность. Слайд 1.1

- А зачем человеку быть математически грамотным? И почему мы учим математику на протяжении всех 11 школьных лет? Ведь для того, чтобы научиться считать, достаточно отучиться в начальной школе.

- Развиваем логику, мышление и тд…

Отлично! Давайте попробуем объединить всё сказанное нами и сделаем вывод: какого человека можно считать математически грамотным? Каковы критерии? Итак, математическая грамотность – это: (слайд 2)

Учащиеся озвучивают известные им умения, которые постепенно выводятся на экран.

Во-первых, умение находить в огромном потоке информации необходимые факты и данные, позволяющие получить ответы на поставленный вопрос.

Во-вторых, умение применять известные способы решения математических задач в разных, порой неожиданных ситуациях.

В-третьих, в случае, когда известные, стандартные методы не помогают, очень важно уметь не отчаиваться, а находить новые методы.

И, наконец, умение обобщать, находить закономерности, объяснять и доказывать свою позицию – очень важное умение в современном мире.

- Все эти умения необходимы в жизни, и математика – лишь инструмент, помогающий его совершенствовать. А совершенствуется оно в постоянных тренировках!

- На сегодняшнем занятии все участники разделены на 4 группы. Эти группы сформированы не случайно. На одном из прошлых занятий вам была предложена диагностическая работа, по результатам которой и были собраны группы.  

- Каждая группа получит одно и то же задание. Но выполнять эти задания вы будете не на скорость, а на результат. Не важно, сколько заданий успели выполнить участники группы – одно или все. Главное, чтобы задание было выполнено качественно, ответ был полным и не содержал ошибок и неточностей. Выкрикивать ответы тоже не надо. Для того, чтобы сдать ответ на задание и получить новое, достаточно просто поднять руку.

- Наше сегодняшнее занятие посвящено… (слайд 3) может, кому-то из вас знаком этот логотип? Ну конечно, это логотип самых известных и престижных автомобильных гонок – «Формулы-1». В этих соревнованиях ежегодно принимают участие 10 команд, за каждую из которых выступают два пилота (гонщика).  В отличие от большинства других гонок, «Формула 1» – это не только борьба характеров и талантов пилотов, но и прежде всего соперничество между лучшими автомобилями мира. Ни одна команда не сможет участвовать в этой гонке, если ее не поддерживают огромные деньги, а в коллективе нет идеальной слаженности, безукоризненной дисциплины и внимания к мельчайшим деталям.

- Надеюсь, что и в ваших группах работа будет проходить дружно и слаженно, и даже самые мелкие детали заданий не ускользнут от вашего внимания.

- Так же, как и гонка «Формулы-1», наше занятие будет проходить в несколько этапов. И за время занятия вы не только «прокачаете» свои умения, но и узнаете немало нового и интересного об этих гонках.

ПЕРВЫЙ ЭТАП. «ФОРМУЛА-1», ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

- Итак, стартует первый этап: «Формула-1». Интересные факты. (Слайд 4)

Учащиеся получают первый текст кейса и карточку с первым вопросом к нему.

- Внимательно прочитайте текст. Найдите в тексте ответ на первое задание. Обсудите возможные варианты ответа в группе.  Как только ответ готов, вы поднимаете руки. К вам подойдут, выслушают ответ, после чего вы получите следующий вопрос. Если же вопрос показался слишком сложным, или его формулировка непонятна – тоже поднимайте руку, мы поможем вам разобраться. Ну что, готовы? Поехали!

Первый этап длится не более 10 минут. По истечении этого времени (или тогда, когда все команды выполнили все задания, если справятся менее чем за 10 минут) объявляем об окончании этапа (слайд 5), подводим его итоги.

- Итак, первый этап нашего занятия закончен. У вас на столах лежат чек-листы этапов. Каждому нужно взять один лист. С этими листами вы будете работать на протяжении всего занятия, поэтому подпишите на них свою фамилию и имя.

- (Слайд 6) На первом этапе вы проявили своё умение работать с информацией, анализировать её и интерпретировать результат этого анализа. Попробуйте оценить свои умения, проявленные на этом этапе, по 10-балльной шкале.

- Спасибо! Отложите чек-листы, мы вернёмся к ним после окончания второго этапа.

ВТОРОЙ ЭТАП. ГРАН-ПРИ МОНАКО. УНИКАЛЬНАЯ ТРАССА

- Но прежде чем перейти ко второму этапу, мы немного поменяем состав групп. Вы видите у вас на столах несколько разноцветных карточек. Выберите карточку того цвета, который вам больше всего по душе.

- Счастливые обладатели синих карточек, перейдите, пожалуйста, сюда, за синий стол. Те, кому достались красные карточки, переходят за красный стол и так далее.

Группы получаются смешанными, в каждой группе участвуют люди с разным уровнем ФГ. Теперь мы работаем с 5 или 6 группами по 3 или 4 участника в каждой.

- Правила этапа те же. Вы внимательно читаете текст и стараетесь дать как можно более точные ответы на предложенные вопросы. Ваши поднятые руки покажут нам, что ответ готов. А вы готовы? Тогда поехали! (Слайд 7.)

Второй этап длится не более 10 минут. По истечении этого времени (или тогда, когда все команды выполнили все задания, если справятся менее чем за 10 минут) объявляем об окончании этапа (слайд 8), подводим его итоги.

- Спасибо большое! А мы возвращаемся на свои места, к чек-листам, которые вы оставили на столах.(слайд 9) Второй этап потребовал от вас больше умений, кроме умения работать с информацией вам понадобились знания о средней скорости и умение определять процентное соотношение величин. Оцените эти свои умения по 10-балльной шкале.

- Итак, наши этапы позволили каждому из вас выявить «слабое место» в своих умениях. Кто-то обнаружил, что теряется при работе с текстом, кто-то понял, что подзабыты правила работы с процентами… Одной из целей нашего занятия и было выявление этих пробелов.

- Но обнаружить проблему – это только начало! Необходимо понять, что с этой проблемой делать, найти её решение. Для этого каждый из вас должен ещё раз мысленно проанализировать сегодняшнее занятие и попробовать поставить для себя цель дальнейшей работы.

- Цель должна быть ясной чёткой, конкретной, и иметь определённый срок выполнения. Поставить такую цель помогут нам критерии SMART. (слайд 10)

- Критерий S. Цель должна быть предельно чёткой, конкретной, не допускающей двойной трактовки. Например, я поняла, что абсолютно теряюсь, если вижу перед собой большой текст с разной формой подачи информации (таблицы, списка, графики и т.д.). Значит моя цель – научиться работать с большим объёмом информации. Записываю цель на листе А3. Запишите свою цель на оборотной стороне листа, напротив буквы S.

- Критерий М. Цель должна быть измеримой, то есть должны быть критерии, по которым будет понятно, что цель достигнута. В моём примере я пойму, что цель достигнута, когда подобные задания я буду решать легко, без затруднений.

- Критерий А. Цель должна быть достижимой с учётом всех возможностей и рисков. Подумайте, какие ресурсы вы можете привлечь для достижения этой цели. В достижении моей цели мне поможет практика решения таких заданий. Их я могу найти в интернете, в печатных или электронных сборниках для развития функциональной грамотности. Также я могу попросить помощи у учителя, ведь у него наверняка есть подборка разных заданий.

- Критерий R. Цель должна быть важной для вас, должна соответствовать вашим потребностям в настоящий момент или в будущем. Например, умение анализировать информацию, представленную в разных формах, понадобится мне на ВПР, на ОГЭ, да и в повседневной жизни это очень полезное умение.

- Критерий Т. Цель должна быть достигнута в ограниченное, вполне определённое время. На ВПР будут задания, подобные этому, значит, к ВПР я должна научиться из решать.

- Спасибо за проделанную работу! Надеюсь, что сегодняшнее занятие помогло вам определить проблемные места в своих умениях и спланировать путь устранения этих проблем. И не сомневаюсь, что каждый участник нашей гонки сегодня достоин взойти на подиум! (слайд 11) Если вы со мной согласны – ставьте «лайк», и до встречи на уроках математики!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить".

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 1

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 2

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 3

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 3

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 4

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 5

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...