Рабочая программа по курсу «Практикум решения задач прикладного характера» 9 класс математика
календарно-тематическое планирование по алгебре (9 класс)

 

 

Рабочая программа по курсу «Практикум решения задач прикладного характера» в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг  разработана для 9 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Практикум решения задач прикладного характера» в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг  разработана для 9в класса МБОУ Егорлыкской  СОШ №1 и составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012г.  №273-ФЗ  «Об образовании в  РФ»;
  • ФГОС ООО (5-9 классы);
  • Письма Минобрнауки России  от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Устава  МБОУ  ЕСОШ №1;
  •  ООП  ООО МБОУ ЕСОШ №1 (5-9 классы); 
  • Учебного плана МБОУ ЕСОШ №1  на 2021-2022 учебный год;
  • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ ЕСОШ №1 (приказ от 10.06.2016 №169);  
  • Положения об оказании платных дополнительных образовательных услуг МБОУ ЕСОШ №1 (утв. пр. МБОУ ЕСОШ №1 от 24.05.2014г. №194);
  • Программы факультативного курса «Нестандартные задачи по математике». Автор программы Авилов Н.И., заслуженный учитель школы РФ, учитель математики Егорлыкской СОШ №7.

Цели и задачи образования

Цели:

  • приобретение математических знаний и умений;
  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
  • владение научной терминологией, эффективное её использование;
  • применение знаний в нестандартных и проблемных ситуациях;
  • овладение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной профессионально-трудового выбора;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование логических навыков выделения главного, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации, абстрагирования;
  • владение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля;
  • формирование умения представлять итоги учебной деятельности в виде практических, творческих и исследовательских работ;
  • обеспечение гарантированного качества подготовки выпускников для сдачи ЕГЭ, для поступления  в вуз и продолжения образования, а также к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.

Задачи:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;
  • овладение математическими знаниями:
  • усвоение аппарата уравнений и неравенств, как основного средства математического моделирования прикладных задач;
  • систематизация по методам решений всех типов задач по тригонометрии;
  • изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, усвоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся;
  • изучение функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности:
  • формирование представлений о методах математики.

В соответствии с календарным учебным  графиком  МБОУ ЕСОШ №1 на 2021-2022 учебный год, наличием  выходных  и праздничных  дней  в    2021-2022 учебном году (23.02.2022г., 07.03.2022г., 08.03.2022г., 02.05.2022г., 03.05.2022г., 09.05.2022г., 10.05.2022г.), расписанием учебных  занятий  МБОУ  ЕСОШ №1  в условиях  пятидневной  рабочей  недели  данная  программа по курсу «Практикум решения задач прикладного характера»  в 9в классе  в 2021-2022  учебном году  будет  реализована в объёме  30  часов.

Планируемые результаты освоения курса

«Практикум решения задач прикладного характера»

В результате изучения курса выпускник должен:

  • развивать систему ранее приобретённых программных знаний темы «Решение текстовых задач» до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, экономика, основы информатики и др.),
  • решать разные типы задач прикладной направленности, знать особенности методики и различные способы их решения;
  • освоить основные приемы решения задач;
  •  проводить полные обоснования при решении задач;
  • создать условия, способствующие  самоопределению учащихся;
  • овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
  • развивать ключевые  компетенции, обеспечивающие успешность в будущей профессиональной деятельности.

Изучение данного курса дает выпускнику возможность:

  • повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
  • овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
  • сформировать понимание необходимости усвоения спектра текстовых задач прикладной направленности, показав широту применения расчётов в реальной жизни;
  • понимать, что математика является инструментом познания окружающего мира;
  • осуществлять интеллектуальное развитие, сформировать качество мышления, которые позволят им быть успешными на следующей ступени обучения,  для решения практических проблем;
  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в формате ОГЭ.

Система оценки планируемых результатов

Оценивание результатов  будет производиться посредством следующих видов контроля:  творческий конкурс, исследовательская работа учащихся, защита творческих проектов учащихся.

Содержание учебного курса «Практикум решения задач прикладного характера»

в 9 классе

Формы организации учебных занятий.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Основные виды учебной деятельности.

  • Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени; описание явлений и событий  с использованием величин.
  • Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире.
  • Анализ и решение житейских ситуаций, требующих умений находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.
  • Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
  • Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.
  • Сравнение разных приёмов вычислений, решения задачи.
  • Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия, плана решения текстовой задачи, построение геометрической фигуры.
  • Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
  • Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых опросов (без использования компьютера).
  • Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.

Содержательные линии.

Методы решения типовых задач прикладной направленности.

Классификация и методы решения текстовых задач. Нестандартные текстовые задачи. Задачи, в которых число неизвестных больше числа уравнений. Задачи, решаемые с помощью неравенств. Задачи, в которых требуется найти наибольшее или наименьшее значения выражения.

Задачи на проценты, на концентрацию и процентное содержание.

Классификация и методы решения задач на процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования), задачи на смеси и сплавы с использованием отношений и пропорциональность величин.

Задачи на работу и производительность труда.

Классификация и методы решения практических расчетных задач с описанием реальных ситуаций (задачи на совместную работу, вычисление объема выполняемой работы, вычисление времени, затраченного на выполнение работы данного объема).

Задачи на движение.

Классификация и методы решения задач на движение по прямой, по воде, по окружности. Графический способ решения задач на движение.

Задачи с геометрическим содержанием.      

Классификация и методы решения задач, описывающие реальные ситуации на языке геометрии с использованием геометрических понятий и теорем, связанных с нахождением геометрических величин.            

Решение задач, предлагаемых в ходе ОГЭ и ЕГЭ.                                                                                                                                  

Классификация и методы решения задач прикладного характера из открытого банка данных по математике ГИА.

Календарно-тематическое планирование 9в класса

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Вид контроля, измерители

Дата проведения

план

факт

1. Понятие текстовой задачи.

2

1

Понятие текстовой задачи, этапы решения текстовой задачи

1

04.10

2

Рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач

1

11.10

2. Задачи на проценты.

6

3

Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования)

1

18.10

4

Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования)

1

25.10

5

Задачи на смеси и сплавы

1

8.11

6

Основные допущения при решении задач на смеси и сплавы

1

15.11

7

Задачи на смеси и сплавы

1

22.11

8

Задачи на смеси и сплавы

1

29.11

3. Задачи на работу.

8

9

Алгоритм решения задач на работу

1

06.12

10

Вычисление неизвестного времени работы

1

13.12

11

Путь, пройденный движущимися телами, как совместная работа

1

20.12

12

Задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами

1

27.12

13

Задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы

1

17.01

14

Задачи, в которых требуется найти производительность труда

1

24.01

15

Задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы

1

31.01

16

Решение задач на работу

1

07.02

4. Задачи на движение.

6

17

Движение навстречу друг другу

1

14.02

18

Движение в противоположных направлениях из одной точки

1

21.02

19

Движение в одном направлении

1

28.02

20

Движение по реке (движение по течению и против течения)

1

07.03

21

Движение по кольцевым дорогам.

1

14.03

22

Чтение графиков движения

1

21.03

5. Задачи с геометрическим содержанием.

5

23

Вычисление периметров фигур в жизненных ситуациях

1

28.03

24

Вычисление периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях

1

04.04

25

Вычисление периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях

1

11.04

26

Практическая работа на местности

1

18.04

27

Вычисление объемов тел в жизненных ситуациях

1

25.04

6. Задачи, предлагаемые в ходе ГИА и ЕГЭ

3

28

Задачи, предлагаемые в ходе ОГЭ

1

16.05

29

Задачи, предлагаемые в ходе ОГЭ

1

23.05

30

Задачи, предлагаемые в ходе ЕГЭ

1

30.05

«Согласовано»  

Протокол      заседания

методического     совета

МБОУ    ЕСОШ  №1

  От 26.08.21г. №__13_

______________/Ермак Т.В /

«Согласовано»  

Заместитель  директора  по  УВР

МБОУ   ЕСОШ  №1

 

  30.08.21г.

______________/Терещенко О.Ю._/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу: "Практикум решения задач по физике" 7 класс

Введение данного курса обусловлено необходимостью обучения основной школы. Умение решать задачи – важная часть физического образования. Без решения задач постижения любой из естественных наук, в том ч...

рабочая программа элективного курса "Практикум решения задач 9 класс"

рабочая программа элективного курса "Практикум решения задач 9 класс"...

Рабочая программа элективного курса «Практикум решения задач по математике.Подготовка к ЕГЭ.»

                                    Рабочая программа элективного курса «Практикум решения задач п...

Рабочая программа элективного курса "Практикум решения задач по математике"

Данный курс предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике учащихся 11 классов....

Элективный курс "Практикум решения задач единого экзамена по математике" 10 класс

Настоящая программа предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 класса к итоговой аттестации по  математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дал...

Программа элективного курса для учащихся 9 класса "Практикум решения задач прикладного характера"

Программа элективного курса для учащихся 9 класса полезна начинающим учителям математики для подготовки учащихся к ОГЭ....

Рабочая программа внеурочной деятельности Практикум решения задач по математике

Аннотация рабочей программы По внеурочной деятельности «Практикум решения задач по математике» Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-х классов и разработ...