Рабочая программа по курсу «Практикум решения задач прикладного характера» 9 класс математика
календарно-тематическое планирование по алгебре (9 класс)
Рабочая программа по курсу «Практикум решения задач прикладного характера» в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг разработана для 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Практикум решения задач прикладного характера» в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг разработана для 9в класса МБОУ Егорлыкской СОШ №1 и составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- ФГОС ООО (5-9 классы);
- Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Устава МБОУ ЕСОШ №1;
- ООП ООО МБОУ ЕСОШ №1 (5-9 классы);
- Учебного плана МБОУ ЕСОШ №1 на 2021-2022 учебный год;
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ ЕСОШ №1 (приказ от 10.06.2016 №169);
- Положения об оказании платных дополнительных образовательных услуг МБОУ ЕСОШ №1 (утв. пр. МБОУ ЕСОШ №1 от 24.05.2014г. №194);
- Программы факультативного курса «Нестандартные задачи по математике». Автор программы Авилов Н.И., заслуженный учитель школы РФ, учитель математики Егорлыкской СОШ №7.
Цели и задачи образования
Цели:
- приобретение математических знаний и умений;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
- владение научной терминологией, эффективное её использование;
- применение знаний в нестандартных и проблемных ситуациях;
- овладение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной профессионально-трудового выбора;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование логических навыков выделения главного, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации, абстрагирования;
- владение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля;
- формирование умения представлять итоги учебной деятельности в виде практических, творческих и исследовательских работ;
- обеспечение гарантированного качества подготовки выпускников для сдачи ЕГЭ, для поступления в вуз и продолжения образования, а также к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
Задачи:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;
- овладение математическими знаниями:
- усвоение аппарата уравнений и неравенств, как основного средства математического моделирования прикладных задач;
- систематизация по методам решений всех типов задач по тригонометрии;
- изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, усвоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся;
- изучение функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности:
- формирование представлений о методах математики.
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ ЕСОШ №1 на 2021-2022 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2021-2022 учебном году (23.02.2022г., 07.03.2022г., 08.03.2022г., 02.05.2022г., 03.05.2022г., 09.05.2022г., 10.05.2022г.), расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №1 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по курсу «Практикум решения задач прикладного характера» в 9в классе в 2021-2022 учебном году будет реализована в объёме 30 часов.
Планируемые результаты освоения курса
«Практикум решения задач прикладного характера»
В результате изучения курса выпускник должен:
- развивать систему ранее приобретённых программных знаний темы «Решение текстовых задач» до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, экономика, основы информатики и др.),
- решать разные типы задач прикладной направленности, знать особенности методики и различные способы их решения;
- освоить основные приемы решения задач;
- проводить полные обоснования при решении задач;
- создать условия, способствующие самоопределению учащихся;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- развивать ключевые компетенции, обеспечивающие успешность в будущей профессиональной деятельности.
Изучение данного курса дает выпускнику возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- сформировать понимание необходимости усвоения спектра текстовых задач прикладной направленности, показав широту применения расчётов в реальной жизни;
- понимать, что математика является инструментом познания окружающего мира;
- осуществлять интеллектуальное развитие, сформировать качество мышления, которые позволят им быть успешными на следующей ступени обучения, для решения практических проблем;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в формате ОГЭ.
Система оценки планируемых результатов
Оценивание результатов будет производиться посредством следующих видов контроля: творческий конкурс, исследовательская работа учащихся, защита творческих проектов учащихся.
Содержание учебного курса «Практикум решения задач прикладного характера»
в 9 классе
Формы организации учебных занятий.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Основные виды учебной деятельности.
- Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени; описание явлений и событий с использованием величин.
- Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире.
- Анализ и решение житейских ситуаций, требующих умений находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.
- Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
- Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.
- Сравнение разных приёмов вычислений, решения задачи.
- Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия, плана решения текстовой задачи, построение геометрической фигуры.
- Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
- Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых опросов (без использования компьютера).
- Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
Содержательные линии.
Методы решения типовых задач прикладной направленности.
Классификация и методы решения текстовых задач. Нестандартные текстовые задачи. Задачи, в которых число неизвестных больше числа уравнений. Задачи, решаемые с помощью неравенств. Задачи, в которых требуется найти наибольшее или наименьшее значения выражения.
Задачи на проценты, на концентрацию и процентное содержание.
Классификация и методы решения задач на процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования), задачи на смеси и сплавы с использованием отношений и пропорциональность величин.
Задачи на работу и производительность труда.
Классификация и методы решения практических расчетных задач с описанием реальных ситуаций (задачи на совместную работу, вычисление объема выполняемой работы, вычисление времени, затраченного на выполнение работы данного объема).
Задачи на движение.
Классификация и методы решения задач на движение по прямой, по воде, по окружности. Графический способ решения задач на движение.
Задачи с геометрическим содержанием.
Классификация и методы решения задач, описывающие реальные ситуации на языке геометрии с использованием геометрических понятий и теорем, связанных с нахождением геометрических величин.
Решение задач, предлагаемых в ходе ОГЭ и ЕГЭ.
Классификация и методы решения задач прикладного характера из открытого банка данных по математике ГИА.
Календарно-тематическое планирование 9в класса
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля, измерители | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1. Понятие текстовой задачи. | 2 | ||||
1 | Понятие текстовой задачи, этапы решения текстовой задачи | 1 | 04.10 | ||
2 | Рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач | 1 | 11.10 | ||
2. Задачи на проценты. | 6 | ||||
3 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования) | 1 | 18.10 | ||
4 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования) | 1 | 25.10 | ||
5 | Задачи на смеси и сплавы | 1 | 8.11 | ||
6 | Основные допущения при решении задач на смеси и сплавы | 1 | 15.11 | ||
7 | Задачи на смеси и сплавы | 1 | 22.11 | ||
8 | Задачи на смеси и сплавы | 1 | 29.11 | ||
3. Задачи на работу. | 8 | ||||
9 | Алгоритм решения задач на работу | 1 | 06.12 | ||
10 | Вычисление неизвестного времени работы | 1 | 13.12 | ||
11 | Путь, пройденный движущимися телами, как совместная работа | 1 | 20.12 | ||
12 | Задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами | 1 | 27.12 | ||
13 | Задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы | 1 | 17.01 | ||
14 | Задачи, в которых требуется найти производительность труда | 1 | 24.01 | ||
15 | Задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы | 1 | 31.01 | ||
16 | Решение задач на работу | 1 | 07.02 | ||
4. Задачи на движение. | 6 | ||||
17 | Движение навстречу друг другу | 1 | 14.02 | ||
18 | Движение в противоположных направлениях из одной точки | 1 | 21.02 | ||
19 | Движение в одном направлении | 1 | 28.02 | ||
20 | Движение по реке (движение по течению и против течения) | 1 | 07.03 | ||
21 | Движение по кольцевым дорогам. | 1 | 14.03 | ||
22 | Чтение графиков движения | 1 | 21.03 | ||
5. Задачи с геометрическим содержанием. | 5 | ||||
23 | Вычисление периметров фигур в жизненных ситуациях | 1 | 28.03 | ||
24 | Вычисление периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях | 1 | 04.04 | ||
25 | Вычисление периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях | 1 | 11.04 | ||
26 | Практическая работа на местности | 1 | 18.04 | ||
27 | Вычисление объемов тел в жизненных ситуациях | 1 | 25.04 | ||
6. Задачи, предлагаемые в ходе ГИА и ЕГЭ | 3 | ||||
28 | Задачи, предлагаемые в ходе ОГЭ | 1 | 16.05 | ||
29 | Задачи, предлагаемые в ходе ОГЭ | 1 | 23.05 | ||
30 | Задачи, предлагаемые в ходе ЕГЭ | 1 | 30.05 |
«Согласовано» Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №1 От 26.08.21г. №__13_ ______________/Ермак Т.В / |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ ЕСОШ №1
30.08.21г. ______________/Терещенко О.Ю._/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/15/picture-367981-1387105504.jpg)
Рабочая программа по курсу: "Практикум решения задач по физике" 7 класс
Введение данного курса обусловлено необходимостью обучения основной школы. Умение решать задачи – важная часть физического образования. Без решения задач постижения любой из естественных наук, в том ч...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/12/picture-591458-1423733573.jpg)
рабочая программа элективного курса "Практикум решения задач 9 класс"
рабочая программа элективного курса "Практикум решения задач 9 класс"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/21/picture-277708-1405927230.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Практикум решения задач по математике.Подготовка к ЕГЭ.»
Рабочая программа элективного курса «Практикум решения задач п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/08/picture-414193-1394294898.jpg)
Программа элективного курса "Практикум решения задач по физике"
Программа элективного курса "Практикум решения задач пофизике" отражает содержание курса Физика по программе В.А.Касьянова. Программа позволяет более глубоко и осознанно изучать теоретичес...
Рабочая программа элективного курса "Практикум решения задач по математике"
Данный курс предназначен для подготовки к ЕГЭ по математике учащихся 11 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-188915-1510501568.jpg)
Элективный курс "Практикум решения задач единого экзамена по математике" 10 класс
Настоящая программа предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 класса к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дал...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-379460-1389459271.jpg)
Программа элективного курса для учащихся 9 класса "Практикум решения задач прикладного характера"
Программа элективного курса для учащихся 9 класса полезна начинающим учителям математики для подготовки учащихся к ОГЭ....