Патриотическое воспитание на уроках математики через решение задач по теме «Показательные и логарифмические выражения».
методическая разработка по алгебре (11 класс)

Котенева Кристина Петровна

       Патриотическое воспитание всегда было актуальным и важным вопросом в системе образования. В своей работе я использую основные направления, способствующие патриотическому воспитанию обучающихся:

  1. использование историко-математического материала;
  2. проведение нестандартных уроков;
  3. решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности;
  4. внеклассная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_koteneva_kristina_petrovna.docx70.33 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание на уроках математики через решение задач по теме «Показательные и логарифмические выражения».

Работу выполнила: Котенева Кристина Петровна

преподаватель Областного государственного автономного

профессионального образовательного учреждения

 «Белгородский строительный колледж»

«Историческое значение каждого русского великого человека

 измеряется его заслугами родине,

его человеческое достоинство — силою его патриотизма.»

 Н. Г. Чернышевский

       Патриотическое воспитание всегда было актуальным и важным вопросом в системе образования, ведь именно детство и юность - это и есть самое благоприятное время для привития священного чувства любви к Родине и постоянной готовности к ее защите.  «Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека.» Наполеон I. Поэтому учебное заведение, а именно преподаватель должен привить учащимся чувства справедливости, доброты, любви к родному краю. Под любовью к малой Родины понимают бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа. Эти качества и развивают в человеке патриотизм. Но первые патриотические чувства начинают формироваться в семье, не даром есть цитата, одного английского философа Фрэнсиса Бэкона: «Любовь к родине начинается с семьи.» Очень жаль, что в современном обществе занятость родителей на производстве очень велика, поэтому вопросы патриотического воспитания подростков уходят в семье на второй план. И поэтому патриотическое воспитание полностью перекладывается на учебного заведение, будь это школа, СПО или ВУЗ. Поэтому задача преподавателя полностью взять на себя воспитания чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа, которая должна проводиться не только во внеурочное время, но и на уроках. На своих уроках я стараюсь показать, что математика - это не абстрактный предмет, что на нем можно и нужно использовать компоненты воспитания, и тем более патриотическое воспитание. Так же для преподавателя математики стоит важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся.

             В своей работе я использую основные направления, способствующие патриотическому воспитанию обучающихся:

  1. использование историко-математического материала;
  2. проведение нестандартных уроков;
  3. решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности;
  4. внеклассная работа.

           Хочу представить разработку урока по теме «Показательные и логарифмические выражения», с реализацией патриотического воспитания для студентов 1курса. За основу я взяла историческую справку «Белгород в ВОВ. Прохоровское сражение», на мой взгляд без знания своей истории, невозможно настоящее и будущее. А история своего края еще более значима и интересна, ведь в каждой семье есть свой «подвиг», «своя Победа».

«Показательные и логарифмические выражения».

Основной задачей является:

- проверка качества знаний и умений учащихся;

- повышение вычислительной культуры учащихся и повышение исторической ценности нашей страны.

Цели: 

Образовательная:

- повторить свойства показательной и логарифмической функций;

- отработать навыки решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств;

- проверить умение учащихся решать данные уравнения и неравенства.

Развивающая:

- развивать мышление учащихся;

- умение анализировать условие задания;

- выделять различные этапы решения в нестандартных заданиях.

Воспитательная:

- воспитывать аккуратность, внимательность;

      - умение обобщать изученный материал;

- воспитывать патриотизм, повторение истории нашей страны, истории родного края.

Ход урока:

Добрый день! Ребята у нас сегодня необычный урок, а урок путешествие назад в прошлое, вспомним или узнаем, что-то новое о истории одного города во время ВОВ. А в какой мы отправимся город, узнаем в процессе устного счета.

Но перед этим давайте вспомним:

1. Определение логарифма.

Логарифмом положительного числа b по основанию положительно числа a называется степень c, в которую нужно возвести число a, чтобы получить b         

2. Свойства логарифмов

C:\Users\Павел\Desktop\fullsize.jpg(рис.1)

3. Свойства показательной функции

C:\Users\Павел\Desktop\formuly-pokazatelnoj-funktsii.png(рис.2)

С помощью устного счета. Реши пример и подставь букву в таблицу.

    (3)                        (8)           (1)

2. lg 0,01=Б    (-2)                       (0)

  (5)                          (3)

-2

3

8

0

5

1

5

4

Б

Е

Л

Г

О

Р

О

Д

Да, правильно сегодня речь пойдем о нашем городе во годы ВОВ.

Немного из истории.

«Тот самый длинный день в году, с его безоблачной погодой,
Нам выдал общую беду на всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след и стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет живым не верится, что живы...».

К. М. Симонов

22 июня 1941 г. в 4 ч. утра без объявления войны после артиллерийской и авиационной подготовки главные силы Вермахта и войска германских союзников (около 190 дивизий) внезапно начали мощное наступление по всей западной границе СССР от Чёрного до Балтийского моря.

Бомбардировке подверглись Киев, Рига, Каунас, Виндава, Либава, Шауляй, Вильнюс, Минск, Гродно, Брест, Барановичи, Бобруйск, Житомир, Севастополь и многие другие города, железнодорожные узлы, аэродромы, военно-морские базы СССР. В 5-6 ч. утра немецко-фашистские войска перешли государственную границу СССР и повели наступление вглубь советской территории. Только через полтора часа после начала наступления посол Германии в Советском Союзе граф Вернер фон Шуленбург сделал заявление об объявлении войны СССР.

В 12 ч. дня все радиостанции Советского Союза передали правительственное сообщение о нападении на нашу страну фашистской Германии. В заявлении, с которым от имени Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выступил народный комиссар иностранных дел В. М. Молотов, указывалось, что нападение фашистской Германии на СССР — беспримерное в истории цивилизованных народов вероломство.

В приграничных сражениях и в начальный период войны (до середины июля) Красная Армия потеряла убитыми и ранеными 850 тыс. человек; было уничтожено 9,5 тыс. орудий, свыше 6 тыс. танков, около 3,5 тыс. самолетов; в плен попало около 1 млн. человек. Немецкая армия оккупировала значительную часть страны, продвинулась вглубь до 300-600 км, потеряв при этом 100 тыс. человек убитыми, почти 40% танков и 950 самолётов. Однако план молниеносной войны, в ходе которой германское командование намеревалось за несколько месяцев захватить весь Советский Союз, провалился. Долгие, печальные, кровавые 4 года… длилась ВОВ, в каждый город и дом «зашла она», оставив тяжелые воспоминания. Так же и наш город сильно пострадал.

Задание 1: Решить выражение:

а) (log244  - log 211)* 9 log9 12 =    (24)

б) (( log814 + log 8)+ log5 ())* lоg3 √3+12=    (11)  Подсказка это месяц

в) 8 lоg 815 +4=     (19)

г) (log1/336 – log1/312)* log71+41=    (41)

Запишем эти ответы: 24.11.1941 Что же это значит? Во время Великой Отечественной войны 24 октября 1941 года в ходе оборонительной операции советские войска оставили Белгород. Немецко-фашистские захватчики установили в городе жестокий оккупационный режим.

Задание 2: Решить уравнения.

а)         (x=6)

б) log3 x = 9                   (х=2)

в)       (x=19)

г)               (x=42)

запишем, что получилось 6 2 19 42 , именно 6 февраля 1942 года гитлеровцы расстреляли 2 тысячи мирных жителей Белгорода близ села Михайловка. В городе действовало антифашистское подполье, в окрестностях Белгорода – партизаны. Во время Харьковской наступательной операции 1943 года советские войска 9 февраля освободили Белгород. Но, в связи с угрозой наступления противника, из города было эвакуировано на Восток 15 тысяч жителей. В ночь на 10 марта немецко-фашистская авиация подвергла город сильной бомбардировке. 18 марта советские войска вновь оставили Белгород, который после ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками окончательно был освобожден, чтобы это узнать нужно решить неравенства:

Задание 3: Решить уравнение.

а)  найти наименьшее значение     (5)

уже не трудно догадаться, что это 5 августа (в этот день наш город празднует «День рождения города» или по другому «Освобождение от немецко-фашистских захватчиков»). Но в каком же году, это произошло. (ответы студентов) Да, верно 1943году, но почему так?!? (обсуждение со студентами)

Да, верно после Прохоровского сражения в 12 июля в 1943году в районе деревни Прохоровка Белгородской области происходило величайшее в истории танковое сражение на Курской дуге.

 Это одно из крупнейших танковых сражений Второй мировой войны произошло в ходе Курской оборонительной операции. В этой битве в районе железнодорожной станции Прохоровка Белгородского района советские военачальники превзошли противника в военном искусстве, личный состав проявил высокое воинское мастерство и героизм, а военная техника показала превосходные боевые качества. После этого сражения и был освобожден наш город Белгород: 5 августа 1943 г. В день освобождения в Белгороде было всего 150 жителей из 34 тысяч, остальных гитлеровцы уничтожили, отправили на работы в Германию, изгнали из города. За время оккупации и боевых действий Белгород был превращен в развалины. В честь освобождения Белгорода и Орла в Москве был дан первый салют. Мы будем вечно помнить нашу историю, наших Героев, и нашу Победу.

Рефлексия: Дорогие ребята, наш урок подходит к концу, хотелось подвести итоги: 1.О чем сегодня был урок?

2. Что повторяли и обобщали?

3. Какой результат вы вынесли из урока? Что нового?

В заключении хотелось сказать, что воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, в которой должно участвовать всё окружение ребенка. Мы, как преподаватели. вносим свой вклад на своих уроках, но прежде чем воспитывать на уроке математики патриота, нужно для начала заинтересовать студента предметом, чтобы этот интерес был настолько велик, чтобы они сами могли бы делать различные научные открытия в этой области, а, следовательно, прославлять свою страну и быть патриотом своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра с элементами самоконтроля по теме "Показательные и логарифмические функции"

Данная разработка помогает провести итоговое занятие по теме "Показательная и логарифмическая функции ". Предложенные задания помогают выяснить уровень усвоения данного материала учащимися. Задания пр...

Обобщающий урок математики в 10 классе по теме «Свойства логарифмов. Логарифмические и показательные уравнения и неравенства»

алгебра и начала анализа, 10 класс, УМК «МГУ – школе», С.Н. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин...

Из опыта работы «Трудовое воспитание учащихся в процессе преподавания математики через решение задач с региональным компонентом»

Из опыта работы "Трудовое воспитание учащихся в процессе преподавания математики через решение задач с региональным компонентом"...

Проект на тему "Военно - патриотическое воспитание на уроках математики и во внеурочное время"

С каждым годом становится все меньше живых свидетелей кровавых событий Великой Отечественной войны. Современные дети не представляют себе, что пережил наш народ в тяжелые годы военного лихолетья! В на...

Повышение мотивации к изучению предмета –математика, через решение задач

Данная статья посвящена проблеме повышения мотивации к предмету, развития креативного мышления у обучающихся. Люди обладающие таким мышлением, умеют находить нестандартные решения для стандартных ситу...